Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 13 октября 2006 г. N КА-А40/9094-06-1,2
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2006 г.
Открытое акционерное общество "Московская городская телефонная сеть" (далее - ОАО "МГТС") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными решения и предписания Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) от 12 сентября 2005 года по делу N 105/107-05 о нарушении заявителем требований пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
В качестве третьего лица по делу привлечено Открытое акционерное общество "АСВТ" (далее - ОАО "АСВТ").
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 29 марта 2006 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
При этом арбитражный суд первой инстанции указал о правомерности вывода антимонопольного органа о наличии навязывания ОАО "АСВТ" условий договора, не выгодных для него, поскольку заявитель требует оплаты за услуги присоединения ранее присоединенных 2453 соединительных линий и точек подключения, а также 1641 соединительных линий и точек подключения, предполагаемых к эксплуатации, чем нарушает требования пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". ФАС России доказаны занятие ОАО "МГТС" доминирующего положения и совершение действий, безусловно свидетельствующих о навязывании ОАО "АСВТ" условий договора, на невыгодных для последнего условиях; предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, направленное на устранение выявленного нарушения выдано ОАО "МГТС" в соответствии со статьей 12 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 июня 2006 года указанное решение отменено. Оспариваемые решение и предписание ФАС России признано недействительным.
В кассационных жалобах ФАС России и ОАО "АСВТ" просят отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции, поскольку оно принято незаконно и необоснованно, с нарушением норм материального и процессуального права. Выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на кассационные жалобы ОАО "МГТС" возражает против их удовлетворения и просит оставить законно и обоснованно принятое постановление суда апелляционной инстанции без изменения.
В судебном заседании представители ФАС России и ОАО "АСВТ" поддержали доводы и требования кассационных жалоб, а представители ОАО "МГТС" возражали против их удовлетворения.
Рассмотрев дело с объявлением перерыва с 25 сентября 2006 года до 29 сентября 2006 года, проверив правильность применения арбитражным апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационных жалоб и возражения на них, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого постановления.
Всесторонне, полно и объективно исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции установил, что ОАО "АСВТ" и ОАО "МГТС" 20 сентября 1994 года было заключено соглашение о совместной деятельности, предметом которого явилось строительство цифровой сети делового обслуживания (СДО) на базе 74100-тысячного узлового района в Москве для предоставления пользователям современных услуг связи.
12 июля 1996 года указанными лицами заключен договор о предоставлении технических средств (ресурсов) ОАО "МГТС" в пользование ОАО "АСВТ".
Во исполнение указанных договоров ОАО "АСВТ" построило объекты связи и осуществило присоединение своих сетей к сетям ОАО "МГТС".
За оператором ОАО "АСВТ" на основании Письма Минсвязи России N 6848 от 6 ноября 1998 года закреплен следующий ресурс нумерации: в коде АВС=095: авх=740, 741, 742, 743, 744, 746, 747, 749, 913 общей номерной емкостью 80000 номеров (согласно протоколу совещания между ОАО "АСВТ" и ОАО "МГТС" от 10 февраля 1997 года), в коде DEF=097: а=1, а=6, кроме в=8, 9 (письмо ОАО "Гипросвязь" N М-23/927 от 31 июля 2003 года).
Объекты связи ОАО "АСВТ" введены в эксплуатацию (разрешения Главного управления Государственного надзора за связью в РФ от 22 июня 1999 года N 4807-33-51/0008 и от 30 июня 2000 года N 4807-33-51/0093, дополнение к разрешению на эксплуатацию объекта связи, выданное Управлением Госсвязьнадзора по г. Москве и Московской области от 18 марта 2002 года N ДРЭ-4807-77/03-2/18).
Присоединение автоматических телефонных станций ОАО "АСВТ" N 744 и N 746 осуществлено в 2000 году (разрешение Главного управления Государственного надзора за связью в РФ от 30 июня 2000 года N 4807-33-51/0093). Присоединение автоматических телефонных станций ОАО "АСВТ" NN 740, 741, 749 осуществлено в 2002 году (дополнение к разрешению на эксплуатацию объекта связи, выданное Управлением Госсвязьнадзора по г. Москве и Московской области от 18 марта 2002 года N ДРЭ-4807-77/03-2/18).
В соответствии с условиями указанного соглашения ОАО "МГТС" оказало и оказывает в настоящее время ОАО "АСВТ" услуги по пропуску трафика, услугу по предоставлению комплекса ресурсов, услугу по эксплуатации линейно-кабельных сооружений МГТС для размещения кабеля связи. В период с 1997 года по 2002 год ОАО "МГТС" оказало ОАО "АСВТ" услугу по присоединению 50000 номеров.
Пункт 2.2.3 данного соглашения предусматривал использование ресурсов ОАО "МГТС" на срок действия кредитного договора для обеспечения доступа к абонентам без оплаты. Срок действия соглашения согласно пункту 4.1 ограничен периодом реализации проекта до полного погашения ОАО "АСВТ" полученного по нему кредита. Под использованием ресурсов ОАО "МГТС" в соглашении понимается услуга по подключению соединительных линий и услуга по присоединению телефонных номеров.
Впоследствии эти условия были пересмотрены пунктом 3 "Условий оплаты подключения 20000 номеров Сети Делового Обслуживания (СДО) к сети общего пользования", подписанных руководителями сторон от 19 декабря 1995 года, и Протоколом совещания между ОАО "АСВТ" и ОАО МГТС от 10 февраля 1997 года предусмотрена оплата за подключение соединительных линий и 30000 телефонных номеров. Фактически данные документы внесли изменения и дополнения в соглашение, касающиеся условий пользования ресурсами ОАО "МГТС".
В качестве основания для поступающих от ОАО "АСВТ" ежемесячных платежей за пользование 2453 СЛ - точек подключения по действующим тарифам ОАО МГТС указано соглашение N 3118, что свидетельствует о том, что ОАО "АСВТ" пользуется ресурсами ОАО "МГТС" на возмездной основе, и в условия соглашения (пункт 2.2.3), касающиеся пользования ресурсами ОАО "МГТС", внесены изменения. Протоколом от 10 февраля 1997 года также было предусмотрено, что условия взаиморасчетов между ОАО "АСВТ" и ОАО "МГТС" по подключению 50000 номеров должны быть предусмотрены отдельным договором, который до настоящего времени не заключен, и услуга ОАО "АСВТ" не оплачена.
Действие договора N 2358 от 12 июля 1996 истекло в июле 2001 года, в связи с чем 18 сентября 2001 года ОАО "МГТС" в адрес ОАО "АСВТ" было направлено письмо N 47-06/6767 о необходимости замены истекшего договора двумя - на использование прямых проводов и на предоставление комплекса ресурсов для обеспечения функционирования технологического оборудования на производственных объектах отделений ОАО "МГТС". Письмом N 47-06/6786 от 19 сентября 2001 года ОАО "МГТС" также предложило ОАО "АСВТ" ввиду истечения срока действия договора N 2358 от 12 июля 1996 года рассмотреть возможность заключения нового договора о предоставлении в пользование технических ресурсов.
Кроме того, ОАО "МГТС" в адрес ОАО "АСВТ" 29 мая 2000 года направлялось письмо N 41-20/1472, в котором предложено пересмотреть договор о взаимодействии в процессе оказания услуг связи между ОАО "МГТС" и ОАО "АСВТ" в соответствии с Правилами присоединения ведомственных и выделенных сетей электросвязи к сети электросвязи общего пользования, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 1254 от 19 октября 1996 года.
Как указывалось выше, в период с 1997 года по 2002 год ОАО "МГТС", осуществлено присоединение оставшихся 50000 номеров ОАО "АСВТ" к сети общего пользования.
В настоящее время ОАО "АСВТ" использует дополнительно сетевые ресурсы ОАО "МГТС" в объеме 1641 СЛ, что подтверждается заключением Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи по Москве и Московской области (акт N 4807-77-03-1/538 от 16 июня 2005 года), которым установлено, что на момент проверки количество соединительных линий между сетью С ДО ОАО "АСВТ" и ОАО "МГТС" составляет 2453 СЛ, из которых исходящие СЛ к УВС 11-19, УСПЛ-209, УВС 21-20, УВС 31-30, УВС 41-40, УВС 51-59, УВС 90-96, 97-1493 СЛ; входящие СЛ от УИС7/915, 244, 316, 919, 931, 947, 907-960 СЛ. Кроме перечисленных СЛ имеются соединительные линии от ТУЭ-215 к 74 узлу в количестве 1641 СЛ, однако отсутствуют двухсторонние акты между ОАО "МГТС" и ОАО "АСВТ" об организованных СЛ. В материалах дела имеются доказательства направления в адрес ОАО "АСВТ" писем с предложением подписать соответствующие акты, однако, указанные предложения были оставлены без ответа.
Ввиду того, что использование дополнительных сетевых ресурсов в объеме 1641 СЛ, а также услуги по присоединению 50000 номеров не оплачены, заявитель обратился к ОАО "АСВТ" с предложением заключить соответствующие договоры.
Так, 17 августа 2004 года и 26 августа 2004 года ОАО "МГТС" направило в адрес ОАО "АСВТ" оферты договора N 13486 о присоединении с оператором связи, договора N 13488 предоставления комплекса ресурсов для обеспечения функционирования технологического оборудования на производственных объектах отделений ОАО "МГТС", и договора N 13485 о межсетевом взаимодействии с оператором связи, которые были подписаны ОАО "МГТС".
Согласно оферте договора N 13486 о присоединении с оператором связи ОАО "АСВТ" обязано оплатить ОАО "МГТС" услуги присоединения сети электросвязи ОАО "АСВТ" в объеме 50000 номеров, реализованной на базе индексов "abc=740, 741, 744, 746, 749" в коде "АВС=095" к сети электросвязи общего пользования" из расчета 5200 рублей за каждый абонентский номер, имеющий выход на сеть электросвязи общего пользования, на общую сумму 260000000 рублей, и за активизацию точки подключения (в количестве 2323) соединительной линии в размере 1400 рублей на общую сумму 3252200 рублей.
Отменяя решение арбитражного суда первой инстанции, признавая недействительными решение и предписание ФАС России, арбитражный суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу, что решение и предписание антимонопольного органа от 12 сентября 2005 года по делу N 1 05/107-05 не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы ОАО "МГТС".
При этом суд апелляционной инстанции правомерно исходили из того, что статьей 18 Федерального закона Российской Федерации "О связи" от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ предусмотрено, что операторы связи имеют право на присоединение своих сетей электросвязи к сети связи общего пользования. Присоединение одной сети электросвязи к другой сети электросвязи и их взаимодействие осуществляются на основании заключаемых операторами связи договоров о присоединении сетей электросвязи.
Операторы сети связи общего пользования на основании договоров о присоединении сетей электросвязи обязаны оказывать услуги присоединения иным операторам связи в соответствии с правилами присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденными Правительством РФ.
Согласно пункту 27 Правил присоединения ведомственных и выделенных сетей электросвязи к сети электросвязи общего пользования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 октября 1996 года N 1254, между операторами сетей электросвязи, участвующими в процессе присоединения, должен быть заключен договор, направленный на выполнение взаимных обязательств по присоединению с учетом удовлетворения интересов пользователей в предоставлении им качественных услуг электросвязи и содержащий: объем выполняемых работ по присоединению и их распределение между взаимодействующими операторами сетей электросвязи; взаимные обязательства и ответственность сторон, в том числе по вопросам, влияющим на качество предоставляемых пользователям услуг электросвязи.
Пунктом 30 Правил предусмотрено, что между взаимодействующими операторами сетей электросвязи, участвующими в едином технологическом процессе предоставления услуг электросвязи пользователям, должен быть заключен договор, в котором, в том числе, предусмотрены: порядок пропуска трафика взаимодействующих сетей электросвязи; порядок взаиморасчетов за предоставляемые операторами сетей электросвязи друг другу сетевые ресурсы и иные услуги; взаимная ответственность взаимодействующих операторов сетей электросвязи за качество предоставляемых услуг электросвязи; порядок возмещения материального и морального ущерба пользователям услуг электросвязи и операторам сетей электросвязи в случае, если отказ в предоставлении услуг электросвязи или ухудшение качества услуг электросвязи вызваны невыполнением или расторжением договора между двумя взаимодействующими операторами сетей электросвязи; порядок взаимодействия операторов сетей электросвязи при расчетах с пользователями за услуги электросвязи; порядок проведения работы по рассмотрению претензий пользователей; вопросы взаимодействия систем оперативно - технического управления сетями (электросвязи центров технической эксплуатации).
Суд апелляционной инстанции правильно указал, что поскольку ОАО "АСВТ" фактически пользуется услугами по пропуску трафика, оказываемыми ему ОАО "МГТС", и результатами услуги по присоединению, ОАО "МГТС" неоднократно обращалось к ОАО "АСВТ" с предложением заключить соответствующие договоры, что подтверждается изложенным выше, а также письмом от 30 января 2004 года N 47-06/676, уведомлениями и проектами договоров, вручаемыми через нотариуса г. Москвы в соответствии со статей 86 Основ законодательства о нотариате (письма от 17 августа 2004 года N 19-01/5829, от 17 августа 2004 года N 5851, свидетельства нотариуса от 18 августа 2005 года и 26 августа 2005 года).
Договоры о присоединении и взаимодействии с предложением их заключения, подписанные со стороны ОАО "МГТС", направлялись заявителем в адрес ОАО "АСВТ" с целью привести уже сложившиеся между двумя операторами связи отношения в соответствие с указанным выше Федеральным законом "О связи", вступившим в действие с 01.01.2004; срок для акцепта оферты и оплаты счетов составлял 5 и 10 рабочих дней, соответственно.
При этом договоры, которые были предложены к заключению ОАО "АСВТ", содержали те же условия, на которых ОАО "МГТС" заключает такие же договоры с другими операторами, в том числе, и условия в отношении цены. Направленные договоры были доставлены в соответствии с нормами Федерального закона "О связи".
ОАО "АСВТ" от заключения договоров и оплаты соответствующих счетов отказалось, однако каких-либо иных действий, направленных на предложение ОАО "АСВТ" заключить договоры и оплатить стоимость предоставленных услуг, заявителем не предпринималось.
Кроме того, ОАО "МГТС" использовало установленный законом способ защиты нарушенного права, обратившись в суд с иском о взыскании с ОАО "АСВТ" стоимости оказанных услуг связи в размере 385268346,55 рублей, а также процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 11989320,05 рублей.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 10 июня 2005 года по делу N А40-9322/05-100-62 требования ОАО "МГТС" о взыскании стоимости фактически оказанных услуг были удовлетворены в полном объеме. Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 августа 2005 года данное решение отменено, в удовлетворении иска отказано полностью.
Однако постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 29 декабря 2005 года решение Арбитражного суда г. Москвы и постановление Девятого арбитражного суда отменены, производство по делу прекращено ввиду того, что ОАО "МГТС" отказалось от иска и отказ судом принят.
В связи с этим арбитражный суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о том, что фактически возникшие между ОАО "МГТС" и ОАО "АСВТ" взаимоотношения носят гражданско-правовой характер, и вопросы, связанные с определением условий заключаемых договоров, подлежат урегулированию в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, в рамках которого и действовал заявитель, направляя контрагенту соответствующие предложения о заключении договоров, и при неполучении оплаты оказанных услуг, обращаясь в суд за защитой нарушенного права.
После того как ОАО "АСВТ" отказалось от заключения предложенных заявителем договоров и от оплаты счетов за оказанные услуги, ОАО "МГТС" не предпринимало каких-либо действий, направленных на понуждение к заключению договоров на указанных условиях, и более того, отказалось от иска о взыскании с ОАО "АСВТ" стоимости оказанных услуг в суде кассационной инстанции.
Таким образом, приведенные обстоятельства в их совокупности и взаимной связи свидетельствуют об отсутствии в действиях заявителя состава правонарушения, выразившегося в навязывании контрагенту условий договора, не выгодных для него, а именно, необоснованного требования передачи финансовых средств.
Статьей 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" запрещаются действия (бездействие) хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе такие действия (бездействие), как навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента, согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент не заинтересован, и других).
Поскольку в настоящем случае ОАО "МГТС" не совершало действий по навязыванию ОАО "АСВТ" условий договора, не выгодных для него, суд апелляционной инстанции правильно указал, что вывод антимонопольного органа о наличии факта нарушения заявителем пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" неправомерен и противоречит обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление арбитражного суда апелляционной инстанции принято законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, сводящиеся к иному, чем у арбитражного суда, неверному толкованию действующего антимонопольного законодательства и оценке доказательств по делу, и не опровергающие выводы суда апелляционной инстанции, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 июня 2006 года N 09АП-5345/2006-АК по делу N А40-72047/05-144-350 оставить без изменения, а кассационные жалобы ФАС России и ОАО "АСВТ" без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 13 октября 2006 г. N КА-А40/9094-06-1,2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании