г. Владимир |
Дело N А79-967/2010 |
"18" июня 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июня 2010 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.С.,
судей Назаровой Н.А., Насоновой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Крисько А.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 05.04.2010 по делу N А79-967/2010, принятое судьей Каргиной Н.А., по иску администрации города Чебоксары Чувашской Республики к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Чувашской Республики, с участием третьих лиц - Министерства финансов Чувашской Республики, Министерства внутренних дел по Чувашской Республике, о взыскании 1 275 000 руб.,
при участии:
от заявителя - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Чувашской Республики - полномочный представитель не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства (уведомления N 48205, 48208), имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие полномочного представителя;
от истца - администрации города Чебоксары Чувашской Республики - полномочный представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени судебного заседания (уведомление N 48206);
от третьих лиц - 1) Министерства финансов Чувашской Республики - полномочный представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени судебного заседания (уведомления N 48207, 48295);
2) Министерства внутренних дел по Чувашской Республике - полномочный представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени судебного заседания (уведомление N 48294),
установил, что администрация города Чебоксары Чувашской Республики (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Чувашской Республики (далее - Минфин России) о взыскании 1 275 000 руб.
Исковые требования основаны на статьях 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что в результате предоставления администрацией г. Чебоксары благоустроенного жилого помещения участковому уполномоченному милиции Васильеву С.Г. истцу причинены убытки в размере стоимости квартиры, ставшей впоследствии в порядке приватизации собственностью членов семьи сотрудника милиции.
Решением от 05.04.2010 исковые требования удовлетворены: с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации взыскано 1 275 000 руб. убытков.
Свое решение суд мотивировал следующим. Льгота по предоставлению жилой площади работникам милиции предусмотрена статьей 30 Закона Российской Федерации "О милиции". Поскольку федеральным законодательством не разработан порядок финансирования данной льготы, то до надлежащего урегулирования вопроса о распределении расходов между бюджетами различных уровней, взыскание должно осуществляться из казны Российской Федерации в лице ее финансового органа.
Не согласившись с принятым судебным актом, Минфин России обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить на основании пунктов 3, 4 части 1, пункта 2 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, применением закона, не подлежащего применению, - статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель считает, что администрацией не доказана причинно-следственная связь между действиями и возникшими убытками, а также их размер.
Указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства обращения истца к Минфину о возмещении стоимости квартиры.
Поясняет, что квартира предоставлена участковому уполномоченному по договору социального найма. Возложение обязанности предоставления квартиры только за счет казны Российской Федерации неправомерно, так как ни одной нормой закона данное утверждение не подтверждено.
Ссылаясь на статьи 9, 30, 35 Закона "О милиции" полагает, что вред возмещается за счет той казны, которая является единственным источником финансирования должностного лица.
Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Ленинского районного суда г. Чебоксары от 03.06.2004 по делу N 2-598/04 на администрацию г. Чебоксары возложена обязанность по предоставлению Васильеву Сергею Геннадьевичу на состав семьи из трех человек жилого помещения по установленным нормам.
Согласно договору купли - продажи от 22.09.2008 между Управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары и ООО "Честр-Инвест" квартира N 100 по пр.Тракторостроителей, д.58/1 приобретена истцом по цене 1 020 863 руб.
Постановлением администрации Калининского района г. Чебоксары от 06.12.2006 N 1665 старшему участковому уполномоченному милиции отдела внутренних дел Калининского района г. Чебоксары Васильеву Сергею Геннадьевичу предоставлялась двухкомнатная квартира N 99 общей площадью 66,5 кв.м. в строящемся доме поз. 7 по проспекту Тракторостроителей, 13А, мкр. НЮР г. Чебоксары.
Постановлением администрации Калининского района г. Чебоксары от 16.06.2008 N 783 "О внесении изменений в постановление главы администрации района от 06.12.2006 N 1665" старшему участковому уполномоченному милиции отдела внутренних дел Калининского района г. Чебоксары Васильеву Сергею Геннадьевичу была предоставлена двухкомнатная квартира N 100 общей площадью 56,2 кв.м. в доме N 58, корпус 1, по проспекту Тракторостроителей г. Чебоксары.
Согласно договору передачи N 07-08-450 от 31.01.2009 данная квартира перешла в собственность Васильева С.Г. на основании Закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Согласно отчету N 0896/6 рыночная стоимость жилого помещения (квартиры), расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. Тракторостроителей, д. 58, корп. 1, квартира 100, по состоянию на 31.01.2009 составляет 1 275 000 рублей.
Администрация, полагая, что в результате предоставления помещения понесла расходы, которые ей не компенсированы, обратилась в арбитражный суд с иском о возмещении за счет Российской Федерации стоимости предоставленной участковому уполномоченному милиции квартиры.
В соответствии со статьей 1 Положения о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 12.02.1993 N 209 (далее - Положение), местная милиция входит в структуру Министерства внутренних дел Российской Федерации, министерств внутренних дел республик в составе Российской Федерации, управлений (главных управлений) внутренних дел краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Ленинградской области.
Приложение N 2 к вышеназванному Положению содержит перечень подразделений милиции общественной безопасности с указанием бюджетов, за счет которых осуществляется финансирование их профессиональной деятельности. Финансирование предоставления жилья, а также компенсация расходов на его приобретение в данном перечне не предусмотрены.
Согласно статье 30 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений сотрудникам милиции, по смыслу части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования (статьи 132, 133 Конституции Российской Федерации).
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 N 58-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Коряжма Архангельской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления положением части первой статьи 30 Закона "О милиции", часть 1 статьи 30 Закона о милиции, обязывающая органы местного самоуправления обеспечивать работников милиции жилой площадью, не может рассматриваться как нарушающая самостоятельность и права местного самоуправления и, следовательно, как противоречащая Конституции Российской Федерации, поскольку предполагает компенсацию соответствующих расходов. Эта правовая позиция сохраняет свою силу и в соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" является обязательной для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц.
Аналогичная позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.10.2006 N 485-О.
Поскольку льгота по предоставлению жилой площади работникам милиции предусмотрена федеральным законодательным актом, то до надлежащего урегулирования вопроса о распределении расходов между бюджетами различных уровней финансирование должно осуществляться из федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", действовавшего в период предоставления комнаты участковому уполномоченному милиции Васильеву С.Г., при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями им должны передаваться соответственно материальные и финансовые ресурсы для осуществления переданных государственных полномочий.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
По состоянию на 17.10.2008 жилое помещение, расположенное по адресу: пр.Тракторостроителей, д.58/1, кв. N 100, являлось муниципальной собственностью, о чем в Едином государственном реестре права на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись N 21-21-01/177/2008-128. Поскольку бесспорно установлено, что право муниципальной собственности на указанное жилое помещение прекращено в связи с его передачей в порядке приватизации в личную собственность, то у администрации г. Чебоксары в силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации возникло право на возмещение причиненных убытков, а у ответчика, соответственно, - обязанность компенсировать стоимость утраченного жилого помещения.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что расходы администрации подлежат компенсации за счет средств казны Российской Федерации.
Суд проверил размер расходов и признал его обоснованным.
В нарушение требований части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике не представило доказательства, что по состоянию на день вынесения решения суда общей юрисдикции главному распорядителю в лице МВД России были выделены в достаточном объеме финансовые средства для этих целей.
Отсутствуют в деле доказательства выделения Министерству внутренних дел Чувашской Республики либо Министерству финансов Чувашской Республики средств для финансирования расходов, связанных с обеспечением жилыми помещениями участковых уполномоченных.
Из решений Чебоксарского городского Собрания депутатов от 29.12.2005 N 77 "О бюджете города Чебоксары на 2006 год", N 453 от 26.12.2006 "О бюджете города Чебоксары на 2007 год" очевидно, что денежные средства из местного бюджета на реализацию прав сотрудников милиции на льготное обеспечение жилыми помещениями согласно статье 30 Закона Российской Федерации "О милиции" также не были предусмотрены.
В данном случае денежные средства на рассматриваемые цели из федерального бюджета не выделялись.
Доказательств обратного ответчик в соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суд не представил.
Учитывая, что в соответствии со статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы, ответственность в данном случае должна быть возложена на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации как на орган, ответственный за составление и исполнение федерального бюджета.
Довод заявителя о том, что администрацией не доказан размер убытков, несостоятелен, так как из представленного в материалы дела отчета N 0896/6, проведенного ООО "ЭКСПЕРТ", усматривается, что рыночная стоимость жилого помещения (квартиры), расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. Тракторостроителей, д. 58, корп. 1, квартира 100, по состоянию на 31.01.2009 составляет 1275000 рублей. Оценка произведена на основании анализа рынка соответствующих видов имущества на дату оценки.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют возражения МФ РФ на исковое заявление, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции и они обоснованно отклонены.
С учетом изложенного апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Принятый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены принятых судебных актов, судом округа не установлено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с апелляционной жалобы судом не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 110, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 05.04.2010 по делу N А79-967/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.С. Родина |
Судьи |
Н.А. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-967/2010
Истец: Администрация г. Чебоксары Чувашской Республики, Администрация города Чебоксары Чувашской Республики, Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Чувашской Республики, Министерство финансов РФ г. Москва, Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике
Третье лицо: Министерство внутренних дел по Чувашской Республике, Министерство внутренних дел по Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики, Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом
Хронология рассмотрения дела:
18.06.2010 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2438/10