18 апреля 2011 г. |
Дело N А55-19697/2010 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 апреля 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алтаевой Я.В.,
с участием:
от ОАО "Самаранефтегаз" - до и после перерыва - представитель Губанеева Е.А. (доверенность от 01 декабря 2010 года N СНГ-360/10),
от Министерства природопользования лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области - до и после перерыва - представитель Дмитриенко Е.В. (доверенность от 11 января 2011 года N 4),
от ООО "Кинельский склад" - до перерыва - представитель Галактионова О.А. (доверенность от 01 июня 2010 года N 2/10), после перерыва - представитель не явился, извещен,
от Комитета по управлению имуществом администрации Кинель-Черкасского района Самарской области - до и после перерыва - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Самаранефтегаз"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 31 января 2011 года по делу N А55-19697/2010 (судья Щетинина М.Н.), рассмотренному по заявлению открытого акционерного общества "Самаранефтегаз", Самарская область, г. Самара,
к Министерству природопользования лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области, Самарская область, г. Самара,
третьи лица:
общество с ограниченной ответственностью "Кинельский склад", Самарская область, г. Самара,
Комитет по управлению имуществом администрации Кинель-Черкасского района Самарской области, Самарская область, с. Кинель-Черкассы,
о признании незаконным предписания от 04.06.2010 N 2,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Самаранефтегаз" (далее - ОАО "Самаранефтегаз", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным предписания Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области (далее - Министерство, ответчик) от 04.06.2010 N 2 об устранении нарушения лесного законодательства.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2011 ОАО "Самаранефтегаз" отказано в удовлетворении заявленных требований.
ОАО "Самаранефтегаз" обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность обжалуемого судебного акта, просит отменить решение суда от 31.01.2011, принять по делу новый судебный акт.
ООО "Кинельский склад" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит отменить решение суда от 31.01.2011, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных ОАО "Самаранефтегаз" требований.
Министерство представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 31.01.2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Самаранефтегаз" без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ООО "Кинельский склад" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы ОАО "Самаранефтегаз", просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований.
Представитель ответчика в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу общества без удовлетворения.
Представитель Комитета по управлению имуществом администрации Кинель-Черкасского района Самарской области в судебное заседание не явился, третье лицо извещено.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие указанного третьего лица, участвующего в деле, которое было надлежаще извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 06.04.2011 до 11.04.2011. Информация о перерыве и продолжении судебного заседания была объявлена публично (на официальном сайте суда в сети Интернет и на доске объявлений в здании суда). Представители лиц, участвующих в деле, присутствующие в судебном заседании, извещены о времени и месте рассмотрения дела после перерыва под роспись. После перерыва судебное заседание продолжено.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 04.06.2010 Министерством по результатам проверки соблюдения лесного законодательства обществу выдано предписание от 04.06.2010 N 2 об устранении нарушения лесного законодательства.
Предписанием общество обязывалось в срок до 01.10.2010 заключить договор аренды всех лесных участков Кинель-Черкасского лесничества, застроенных линейными объектами общества путем подачи заявления в Министерство согласно порядку подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности согласно статьям 9, 94 Лесного кодекса Российской Федерации в срок до 01.10.2010, в связи с допущением обществом нарушений указанных статей Лесного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, ОАО "Самаранефтегаз" предписано в срок до 01.11.2010 разработать и представить в Министерство на арендуемые участки проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обратилось в суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Основанием выдачи данного предписания послужил акт проверки соблюдения лесного законодательства от 04.06.2010 N 2, составленный по итогам плановой выездной проверки соблюдения лесного законодательства по распоряжению от 05.05.2010 N 175 года с участием должностного лица общества - инженера по землеустройству Купряшовой И.Г.
Согласно статье 96 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной контроль и надзор осуществляется органами государственной власти в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 настоящего Кодекса.
На основании части 3 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации должностные лица, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор, имеют право давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений лесного законодательства и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки.
В соответствии с пунктом 3 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394, государственный лесной контроль и надзор осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Исходя из полномочий, закреплённых в Положении о министерстве природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области, утверждённым постановлением Правительства Самарской области от 18.02.2009 N 34, Министерство осуществляет государственный лесной контроль и надзор.
На основании пункта 14 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора", приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 30.08.2007 N 225 утверждены формы документов, составляемых по результатам проведения мероприятий по государственному лесному контролю и надзору, том числе, форма предписания. В утвержденной форме предписания в графе "содержание" указываются конкретные мероприятия, которые должно выполнить лицо, в отношении которого проведена проверка, в графе "основания вынесения предписания" указываются ссылки на нормативный правовой акт, предусматривающий предписываемую обязанность.
В оспариваемом предписании существо нарушения лесного законодательства Российской Федерации описано, содержится указание на отнесение лесных участков к землям лесного фонда, нарушенные нормы лесного законодательства приведены, срок устранения нарушения установлен.
В связи с изложенным суд первой инстанции обоснованно отклонил довод общества о том, что предписание вынесено в нарушение требований ст.7,92 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации строительство трубопроводов и иных линейных объектов является самостоятельным видом использования лесов.
При этом, исходя из части 1 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации, использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации на землях лесного фонда допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для использования линий электропередач и других линейных объектов.
Согласно пункту 2.1 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и на которых расположены линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, осуществляется на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении указанные линейные объекты.
С учетом вышеизложенного субъектами земельных отношений в данном случае выступают граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении указанные линейные объекты.
Частью 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без проведения аукционов на основании решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе для эксплуатации трубопроводов и других линейных объектов.
В силу статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством.
В соответствии с пунктом 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по заключению договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности предоставляются соответствующим органам государственной власти, органам местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями Кодекса.
Доказательств того, что обществом в установленном лесным законодательством порядке оформлены права на участки лесного фонда для размещения линейных объектов, в том числе и трубопроводов (объекты нефтедобычи), скважин и использование лесного фонда для их эксплуатации и обслуживания, в материалы дела не представлено.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что общество заключило с муниципальным образованием - муниципальный район Кинель-Черкасский (Комитет по управлению имуществом Администрации Кинель-Черкасского района) договоры аренды земельных участков (единое землепользование, состоящее из 64 обособленных участков, кадастровый номер 63:23:00 001 000:0174) для размещения объектов нефтедобычи на Островском месторождении нефти, занимающем 332,89 кв.м., расположенных на территории Кинель-Черкасского района, Островское месторождение.
По вышеуказанному договору в аренду переданы земельные участки под воздушными линиями электропередачи напряжением 6 кВ, трансформатором, указателем, бетонной тумбой с репером, эксплуатирующимися обществом на территории Кинель-Черкасского района. Это следует, в том числе, из листа В3 кадастрового плана.
Между тем у общества отсутствуют какие-либо правоустанавливающие документы на использование участков лесного фонда, на территории которых расположены линии электропередачи. Договоры аренды земельных участков не могут заменить документы, подтверждающие право общества на лесопользование, оформленные в соответствии с требованиями пункта 2.1 статьи 45, статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации.
То обстоятельство, что земельные участки под опорами линий электропередачи напряжением 6 кВ в Кинель-Черкасском районе поставлены на кадастровый учет как земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания и телевидения, информатики и иного значения, не свидетельствует об отсутствии у общества обязанности оформить в установленном лесным законодательством порядке использование участков лесного фонда, поскольку эксплуатируемые обществом линии электропередачи находятся на территории Кинель-Черкасского лесничества.
Пунктом 10 Правил проведения лесоустройства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.06.2007 года N 377 определено, что материалы лесоустройства являются основанием для разработки лесных планов субъектов РФ, лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов и внесения в них изменений, а так же для ведения государственного лесного реестра и осуществления государственной инвентаризации лесов.
Согласно указанным Правилам подготовка материалов лесоустройства осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ.
Принадлежность участков, на которые обществу необходимо заключить договор аренды, к землям лесного фонда подтверждается материалами лесоустройства (планшетом и таксационным описанием), а так же свидетельством о регистрации права собственности на указанные земельные участки за Российской федерацией, как земли лесного фонда (свидетельства серия 63-АБ 415287 и 415288).
Постановлением Губернатора Самарской области от 31.12.2008 года N 149 "Об утверждении лесного плана Самарской области" утвержден лесной план, который является основой для ведения государственного лесного реестра.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 30.12.2008 года N 435 определено количество лесничеств, расположенных на землях лесного фонда, а так же площадей, которые они занимают.
Согласно указанным нормативным правовым актам Кинель-Черкасское лесничество располагается на землях лесного фонда. Доказательств вывода этих территорий из состава лесного фонда в материалы дела не представлено.
Таким образом, требование, изложенное в оспариваемом предписании о заключении с Министерством договора аренды под занимаемыми линейными объектами, соответствует положениям статей 8,9,45,82,83,96 Лесного кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции обоснованно не принял довод общества о том, что Министерством не представлено доказательств нахождения линейных объектов в лесной зоне. Из акта проверки следует, что проверка проведена по адресу: Самарская область, Кинель-Черкасский район, Кинель-Черкасское лесничество, Кротовский участок, квартал N 1. Факт нахождения указанных линейных объектов на территории лесничества подтверждается кадастровым паспортом (лист В3, том 1 л.д. 72-73).
При проверке принимало участие должностное лицо заявителя Купряшова Ирина Владимировна по доверенности от 29.12.2009 года N 1-6665, и ею же был представлен проверяющим договор аренды. Изложенное опровергает довод общества о том, что из оспариваемого предписания не следует по какому участку необходимо заключить договор аренды лесного участка.
Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов общество вынуждено осуществлять вырубку и опиловку деревьев и кустарников в пределах охранных зон объектов, находящихся у общества допустимых расстояний до их крон, а также вырубку деревьев, угрожающих падением в соответствии с пунктом 2.2 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линий электропередачи, связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.
Таким образом, обществом в целях эксплуатации линейного объекта осуществляются действия, связанные с вырубкой лесных насаждений либо их частей.
Оформление прав общества на земельные участки, занятые линейными объектами, в соответствии с земельным законодательством и постановка этих земельных участков на кадастровый учет не отменяют действия норм лесного законодательства, предусматривающих необходимость оформления обществом своих прав на участки лесного фонда, на которых непосредственно расположены линейные объекты.
Из существа нарушения, допущенного обществом, вытекают и меры по его устранению, а именно: оформление прав на использование участков лесного фонда в соответствии с требованиями норм Лесного кодекса Российской Федерации, указанных в оспариваемом предписании.
Соответственно в силу положений статей 12, 88 Лесного Кодекса Российской Федерации на обществе лежит обязанность по разработке и представлению в Министерство проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы на арендуемые лесные участи.
Ссылка в жалобе общества на недоказанность отнесения спорного участка к землям лесного фонда необоснованна, поскольку опровергаются материалами лесоустройства (планшет и таксационное описание), а так же свидетельством о регистрации права собственности на указанные участки за Российской Федерацией, как на земли лесного фонда.
Данными документами подтверждается факт нахождения Кинель-Черкасского лесничества в установленных лесоустроительной документацией границах в составе лесного фонда. Кроме того, как было указано выше, губернатором Самарской области утвержден лесной план, являющийся основой для ведения государственного лесного реестра. Федеральным агентством лесного хозяйства определено количество лесничества и занимаемых ими площадей на землях лесного фонда. Сведения о лесохозяйственных регламентах лесничеств Самарской области, а также полномочиях Министерства общедоступны, размещены в сети "интернет" на официальном сайте Министерства.
Кроме того, участки лесного фонда являются федеральной собственностью в силу прямого указания на это в Лесном кодексе Российской Федерации, при этом не имеет значения, оформлено на них право Российской Федерации или нет.
Документы, подтверждающие, что используемые заявителем спорные земельные участки выведены из состава лесного фонда, в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о соответствии оспариваемого предписания требованиям Лесного кодекса Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы общества о проведении министерством плановой выездной проверки с нарушением законодательства не принимается арбитражным апелляционным судом.
Частью 4 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) установлен полный перечень сведений, который должен содержаться в ежегодных планах проведения плановых проверок, в числе которых содержатся сведения о наименовании юридических лиц, деятельность которых подлежит плановым проверкам. В установленном перечне сведений не предусмотрено указание адреса, конкретных мест осуществления деятельности юридического лица. Таким образом, в данном случае плановой проверке подлежало юридическое лицо по всем адресам осуществления своей деятельности. Согласно разработанному министерством в соответствии с требованиями Закона N 294-ФЗ плану проведения плановых проверок на 2010 год, проверке подлежало, в том числе, ОАО "Самаранефтегаз". В плане предусмотрен предмет проверки, перечислены основания проведения проверки и указан период проведения проверки. Вышеназванные нормы законодательства не обязывают орган государственного контроля указывать в плане проверок адрес (местоположение, территорию, конкретное место) проведения проверок, в связи с чем указание в плане проверок о проведении проверки в отношении общества на территории определенного лесничества не является грубым нарушением требований закона, влекущим недействительность результатов проверки. В распоряжении от 05.05.2010 N 175 указано на проведение проверки в отношении ОАО "Самаранефтегаз".
Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции. Сведений, опровергающих выводы суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 000 рублей в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы. Государственная пошлина в размере 1 000 рублей подлежит возврату ОАО "Самаранефтегаз" из федерального бюджета, как излишне уплаченная по платежному поручению от 03.03.2011 N 715.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 31 января 2011 года по делу N А55-19697/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Самаранефтегаз", Самарская область, г. Самара из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 (одна тысяча) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 03.03.2011 N 715.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Попова |
Судьи |
В.Е.Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-19697/2010
Истец: ОАО "Самаранефтегаз"
Ответчик: Министерство природопользования,лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области
Третье лицо: Комитет по управлению имуществом администрации Кинель-Черкасского района, ООО "Кинельский склад"
Хронология рассмотрения дела:
11.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1806/13
22.01.2013 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-254/13
06.11.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11198/12
16.07.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-19697/10
13.04.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-19697/10
24.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16447/11
27.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16447/11
27.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16447/11
06.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16447/11
16.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6485/11
18.04.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2629/11