город Ростов-на-Дону |
дело N А32-25240/2010 |
19 апреля 2011 г. |
15АП-2140/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Н.,
судей Захаровой Л.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Саниной Е.А.,
при участии:
от ООО "РН-Краснодарнефтегаз": представителя Никитиной И.С., доверенность от 01.01.2011 г., действительна до 31.12.2011 г.;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея: представителя не направили, о времени и месте судебного заседания уведомлено надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РН-Краснодарнефтегаз" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.01.2011 г. по делу N А32-25240/2010, принятое судьей Гонзус И.П., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РН-Краснодарнефтегаз" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея о признании незаконным и отмене постановления Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея N 12-83-50 ЭН-2 от 26.08.10 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 40 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РН-Краснодарнефтегаз" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - заинтересованное лицо, Управление) N 12-83-50 ЭН-2 от 26.08.2010 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 40 000 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.01.2011 г. признано незаконным постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея N 12-83-50 ЭН-2 от 26.08.10 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "РН-Краснодарнефтегаз" к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ в виде штрафа 40 000 руб. и изменено в части размера примененной санкции; обществу с ограниченной ответственностью "РН-Краснодарнефтегаз" назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей. В остальной части заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован доказанностью факта наличия в действиях заявителя состава вмененного ему правонарушения, отсутствием процессуальных нарушений, являющихся основанием для отмены оспариваемого постановления, а также непринятием административным органом при назначении наказания во внимание обстоятельств, указанных в статье 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что административным органом не доказана объективная сторона правонарушения, выразившаяся в порче земель или уничтожении плодородного слоя. Также заявитель жалобы, как и в суде первой инстанции, указал на процессуальные нарушения, в силу которых не могут быть приняты в качестве доказательств фотоматериалы и иные документы, зафиксировавшие результаты проверки.
В судебном заседании представитель ООО "РН-Краснодарнефтегаз" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, что не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица ИФНС России N 3 по г. Краснодару 09.11.2005 за основным государственным регистрационным номером 1052304983785, адрес местонахождения: г. Краснодар, ул. Кубанская Набережная, 47.
Должностным лицом Управления 07.07.2010 проведен осмотр территории, прилегающей к газоконденсатной станции в районе действующей факельной установки, эксплуатирующейся ЦПНГВ-1 Управления по подготовке нефти, газа и воды общества.
В ходе осмотра установлено, что в 200 метрах от реки Куафо на границах земельных участков фермерских хозяйств Абинского района обнаружено отсутствие растительного покрова на земельном участке 12х40 метров. На земельном участке площадью около 30 м2 обнаружены следы загрязнения нефтепродуктами.
Результаты проведенного осмотра отражены в акте осмотра N 12-83-30 ЭН от 07.07.2010. Также при проведении осмотра сотрудником Управления проведена фотосъемка земельного участка.
Определением управления N 12-83-50 ЭН от 12.07.2010 в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении по статье 8.6 КоАП РФ, проведено административное расследование.
В рамках административного расследования должностными лицами Управления при участии сотрудника ФГУ ЦЛАТИ по ЮФО Павленко Н.В., мастера участка ЦДНГ-1 Сухова С.С., мастера ГНС Ляпка В.И. был проведен осмотр, обмер и отбор проб почвы для определения содержания нефтепродуктов на вышеуказанном земельном участке. В ходе осмотра установлено, что на исследуемом земельном участке, расположена факельная установка, где происходит сжигание нефтяного попутного газа. На земельном участке отсутствует травянистая растительность, участок загрязнен нефтесодержащими веществами. Значительное загрязнение наблюдается в районе факельной установки на площади размером 10х15 метров с глубиной загрязнения от 15 до 20 сантиметров. После отбора проб почвы сотрудники общества приступили к уборке загрязненного грунта с последующим вывозом грузовым автотранспортом.
Отбор проб почвы, произведенный сотрудником ФГУ ЦЛАТИ по ЮФО, оформлен актом отбора проб почвы N 120 от 02.08.2010.
По результатам проведенных лабораторных исследований отобранных образцов почвы, ФГУ ЦЛАТИ по ЮФО составлен протокол количественного химического анализа почвы N 133/1-146/14 от 11.08.2010, согласно которому был установлен высокий уровень загрязнения почвы нефтепродуктами.
По данному факту должностным лицом Управления 16.08.2010 в присутствии представителя по доверенности Никитиной И.С. в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 12-83-50 ЭН-1, в котором действия общества квалифицированы по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ.
Согласно протоколу об административном правонарушении заявителю вменено загрязнение почв нефтесодержащими продуктами вследствие сжигания нефтяного попутного газа на свече газокомпрессорной станции, эксплуатируемой ЦПНГВ-1 общества без предварительной подготовки от системы отвода газов при добыче нефти на Абино-Украинской площадке. Площадь загрязнения составила порядка 400 м2.
Оспариваемым постановлением заявитель привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 40 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.02 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов и обеспечить соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В силу пункта 1, 2 статьи 46 Федерального закона от 10.01.02 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.
При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.
Статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Целями охраны земель являются:
- предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;
- обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Как предусмотрено нормой статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе:
- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
- не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;
- выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно части 2 статьи 8.6 КоАП РФ уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Факт загрязнения обществом в результате сжигания нефтяного попутного газа на свече газокомпрессорной станции, эксплуатируемой ЦПНГВ-1 на земельном участке площадью около 400 кв. м. в Абинском районе Краснодарского края, на границе земельных участков фермерских хозяйств, нефтесодержащими веществами, приведшего к порче земель и уничтожению плодородного слоя почвы, подтверждается материалами административного дела, в том числе актом осмотра N 12-83-30 ЭН от 07.07.2010, от 02.08.2010, протоколом количественного химического анализа почвы N 133/1-146/1411.08.2010 от 11.08.2010, протоколом об административном правонарушении N 12-83-50 ЭН-1 от 16.08.2010, а также фотоматериалами.
Довод заявителя жалобы о том, что административным органом не доказана объективная сторона правонарушения, выразившаяся в порче земель или уничтожении плодородного слоя, противоречит вышеназванным доказательствам по делу, в связи с чем не принимается судом апелляционной инстанции.
Довод заявителя о допущении административным органом процессуальных нарушений, в силу которых не могут быть приняты в качестве доказательств фотоматериалы и иные документы, зафиксировавшие результаты проверки, являлся предметом рассмотрения в суде первой инстанции, ему была дана надлежащая правовая оценка с учетом фактических обстоятельств дела, в связи с чем он также не принимается судом апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно и обоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований в части признания незаконным и отмены полностью оспариваемого постановления.
Размер наказания снижен судом с учетом правил назначения наказания, установленных главой 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28 января 2011 года по делу N А32-25240/2010 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "РН-Краснодарнефтегаз" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня изготовления его полного текста в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Иванова |
Судьи |
Л.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-25240/2010
Истец: ООО "РН-Краснодарнефтегаз"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю
Хронология рассмотрения дела:
19.04.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2140/11