г. Санкт-Петербург
14 апреля 2011 г. |
Дело N А26-8104/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 апреля 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей И. А. Дмитриевой, Н. О. Третьяковой
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Н. Н. Дороховой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3671/2011) ООО "Транс-Тур"
на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.10.2010 по делу N А26-8104/2010 (судья Г. Г. Шатина), принятое
по заявлению ООО "Транс-Тур"
к Межрайонной ИФНС России N 9 по Республике Карелия
о признании частично недействительным решения
при участии:
от заявителя: Трухавая М. И. (доверенность от 08.09.2010)
от ответчика: Пожарская А. В. (доверенность от 11.11.2010 N 04-05/25-10)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Транс-Тур" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Карелия (далее - инспекция, налоговый орган) от 21.07.2010 N 14-03/49 в части доначисления транспортного налога в сумме 464 619 руб., соответствующих пеней в сумме 114 218 руб. 35 коп. и штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме 92 823 руб. 80 коп.
Решением от 11.10.2010 суд отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Общество полагает, что ему неправомерно начислен транспортный налог в отношении транспортных средств, переданных ему по договорам лизинга. По мнению подателя жалобы, судом необоснованно не учтен факт тот факт, что обязанности по уплате транспортного налога в проверяемых периодах у него не возникло в связи с тем, что регистрация транспортных средств носила временный характер.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Инспекции против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов, в том числе транспортного налога за период с 01.01.2007 по 31.12.2008.
Проверкой установлена неуплата транспортного налога в сумме 464 619 руб. в результате невключения в объект налогообложения транспортных средств, а именно: двух седельных тягачей "Скания" Р114GА4Х2NА, пяти седельных тягачей "Скания" Р114GА6Х4NZ, грузового автомобиля "Скания" Р420СВ6Х4ЕNZ, переданных обществу ООО "Скания Лизинг" по договорам лизинга автотранспортных средств от 16.12.2004, 24.05.2005, 10.10.2005, 02.12.2005.
По результатам проверки составлен акт выездной налоговой проверки от 21.06.2010 N 14-03/37, на основании которого с учетом заявленных возражений инспекцией принято решение от 21.07.2010 N 14-03/49. Указанным решением общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в сумме 92 823 руб. 80 коп., заявителю предложено уплатить 464 619 руб. транспортного налога и 114 218 руб. 35 коп. соответствующих пеней.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия от 27.08.2010 N 07-08/08779 апелляционная жалоба Общества на решение инспекции от 21.07.2010 N 14-03/49 оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением инспекции в части доначисления 464 619 руб. транспортного налога, соответствующих пеней и штрафа, общество обратилось с заявлением в суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из соответствия решения инспекции в оспариваемой части действующему законодательству о налогах и сборах.
Апелляционная инстанция считает выводы суда правильными.
Обязанность государственной регистрации транспортных средств установлена Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Согласно пункту 1 статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса.
Статьей 358 НК РФ установлено, что грузовые автомобили и сдельные тягачи, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации признаются объектом налогообложения.
Порядок регистрации транспортных средств определен постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 938).
В соответствии с пунктом 3 постановления N 938 собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или органах Гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 27.01.2003 N 59 (далее - Правила), предусмотрено, что юридические и физические лица, осуществляющие лизинговую деятельность, регистрируют транспортные средства, являющиеся предметом лизинга, в порядке, предусмотренном пунктом 52 Правил.
Согласно пункту 52 Правил, транспортные средства, приобретенные в собственность физическим или юридическим лицом и переданные им на основании договора лизинга или договора сублизинга физическому или юридическому лицу во временное владение и (или) пользование, регистрируются по письменному соглашению сторон за лизингодателем или лизингополучателем.
Транспортные средства, переданные лизингодателем лизингополучателю во временное владение и (или) пользование на основании договора лизинга или сублизинга, предусматривающего регистрацию транспортных средств за лизингополучателем, и на которые отсутствуют запреты и ограничения на производство регистрационных действий, указанные в пунктах 49 и 55 Правил, временно регистрируются в регистрационном подразделении за лизингополучателем на срок действия договора по месту нахождения лизингополучателя или его филиала (представительства) (пункт 52.2 Правил).
В силу пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 09.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" по соглашению сторон лизингодатель вправе поручить лизингополучателю регистрацию предмета лизинга на имя лизингодателя. При этом в регистрационных документах обязательно указываются сведения о собственнике и владельце (пользователе) имущества. В случае расторжения договора и изъятия лизингодателем предмета лизинга по заявлению последнего государственные органы, осуществившие регистрацию, обязаны аннулировать запись о владельце (пользователе).
Судом при рассмотрении настоящего дела были исследованы представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, на основании чего установлено, что спорные транспортные средства были зарегистрированы в установленном порядке на общество как лизингополучателя по его месту нахождения путем совершения временной регистрации, о чем свидетельствуют копии паспортов транспортных средств: 78 ТС 454016, 78 ТС 179220, 78 ТС 848484, 78 ТН 179223, 78 ТН 150353, 78 ТН 150354, 78 ТМ 406355, 78 ТС 426370.
Такая регистрация основана на пункте 5 договоров лизинга автотранспортного средства, в котором стороны установили, что регистрацию предметов лизинга, не зарегистрированных за лизингополучателем, производит лизингополучатель в подразделениях ГАИ (ГИБДД) по месту нахождения лизингополучателя.
Учитывая изложенное, вывод суда о том, что в данном случае именно общество в проверяемых периодах являлось плательщиком транспортного налога в отношении спорных транспортных средств, сделан в полном соответствии с нормами действующего законодательства.
Отклонена судом апелляционной инстанции ссылка общества на пункт 40 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденными приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 (далее - Методические рекомендации), согласно которому в случае, если транспортные средства, в отношении которых осуществлена государственная регистрация и получен соответствующий документ о государственной регистрации, поставлены на временный учет в других органах, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, уплата налога по месту их временного нахождения не производится, поскольку в рассматриваемом случае государственная регистрация спорных транспортных средств за их собственником (лизингодателем) не производилась.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция считает решение суда обоснованным, вынесенным в полном соответствии с действующим законодательством, в связи с чем не подлежащим отмене или изменению.
При обращении в суд апелляционной инстанции общество излишне уплатило 1 000 рублей государственной пошлины (подпункт 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 15 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.10.2010 по делу N А26-8104/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Транс-Тур" из федерального бюджета 1 000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины, перечисленной по платежному поручению от 10.12.2010 N 5277 на сумму 2 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-8104/2010
Истец: ООО "Транс-Тур"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N9 по Республике Карелия