г. Владивосток |
Дело |
20 апреля 2011 г. |
N А51-18403/2010 |
Резолютивная часть постановления оглашена 19 апреля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 апреля 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Г.А. Симоновой
судей: З.Д. Бац, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания: А.С. Барановой
при участии:
от Приморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству: Смятских В.В. по доверенности от 11.01.2011 N 01-25/229 сроком действия до 31.12.2011, удостоверение N 000022;
от ООО "Акваресурс-ДВ": Жуков В.В. по доверенности от 11.01.2011 N 001/2-7 сроком действия до 31.12.2011, паспорт;
ООО "Зарубинская база флота", ООО "Приморская рыболовная корпорация" - не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Зарубинская база флота"
апелляционное производство N 05АП-2107/2011
на решение от 18.02.2011
судьи Нестеренко Л.П.
по делу N А51-18403/2010 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "Зарубинская база флота" (ИНН 2531008234, ОГРН 1022501195441)
к Приморскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству
третьи лица: ООО "Акваресурс-ДВ", ООО "Приморская рыболовная корпорация"
об оспаривании решения комиссии и торгов
УСТАНОВИЛ:
ООО "Зарубинская база флота" обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения комиссии Приморского территориального управления Росрыболовства в части подпункта 6.1 пункта 6 протокола от 23.11.2010 N 2 об отказе в допуске Общества к участию в аукционе по лотам NN 1-4, и торгов - аукциона от 24.11.2010 и протокола комиссии от 24.11.2010.
Решением суда от 18.02.2011г. в удовлетворении заявленных требований отказано. В части признания недействительным протокола комиссии от 24.11.2010 производство по делу прекращено, поскольку оспариваемый протокол не является ни ненормативным правовым актом, ни решением органа государственной власти, а лишь фиксирует ход и результаты аукциона.
ООО "Зарубинская база флота", не согласившись с принятым решением, подала апелляционную жалобу и просит судебный акт отменить. В доводах жалобы указывает на то, что ответчик, отказав Обществу в принятии заявки на право участия в аукционе существенным образом нарушил право Общества на осуществление деятельности хозяйствующим субъектом посредством установления, не предусмотренным законодательством РФ, требований, которые привели к устранению конкуренции на рынке добычи (вылова) водных биоресурсов (краба-стригуна-опилио) на территории Приморского края, тем самым, нарушив часть 2 п.п. 1 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции". Кроме того, указывает на то, что у лиц, осуществлявших рыболовство до 31.12.2008 на основании договоров, заключенных с научными организациями, право на добычу (вылов) водных биоресурсов возникает в порядке, установленном законом, при этом договоры о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов могут заключаться по результатам аукционов в предусмотренных законом случаях. По мнению заявителя, закон запрещает требовать при подаче заявки на участие в аукционе документы, не включенные в установленный перечень. Кроме того, указывает на то, что ответчик нарушил правила проведения аукциона, разместив информацию об аукционе не на официальном сайте организатора аукциона. Также заявитель оспаривает полномочия Приморского теруправления по организации проведения аукционов по продаже долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления прибрежного рыболовства, полагая, что полномочия ответчика ограничены его учредительными документами.
ООО "Зарубинская база флота", извещенное о времени и месте судебного разбирательства явку своего представителя не обеспечило
Представитель Приморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству на доводы жалобы возразил, согласно представленному отзыву считает решение суда законным и обоснованным.
ООО "Приморская рыболовная корпорация" согласно ходатайству просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.
Представитель ООО "Акваресурс-ДВ", на доводы жалобы также возразил, согласно представленному отзыву считает вынесенное решение законным и обоснованным, в жалобе просит отказать.
В соответствии с частью 3, 5 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц, по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение отмене не подлежит в связи со следующим.
Согласно свидетельству серии 25 N 01958489 Общество с ограниченной ответственностью "Зарубинская база флота" зарегистрировано Инспекцией МНС России по Хасанскому району Приморского края в качестве юридического лица.
19.10.2010 Приморское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству разместило в "Приморской газете" и на сайте www.prim-gkr.ru в сети Интернет извещение о проведении аукциона по продаже права на заключение договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов - краба-стригуна опилио в подзоне Приморье (южнее м. Золотой) для осуществления прибрежного рыболовства лицами, добывавшими (вылавливавшими) до 31.12.2008 краба-стригуна опилио в подзоне Приморье (южнее м. Золотой) на основании договоров, заключенных с научными организациями.
Приказом Приморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 28.10.2010 N 335-П была утверждена измененная документация об аукционе, которая также была размещена на указанном сайте.
В документации об аукционе были определены предложения о долях квот добычи (вылова) краба-стригуна опилио: четыре лота с долями квот по 25%, требования к заявителям, к содержанию и форме заявки на участие в аукционе, сроки и порядок внесения задатка, порядок, даты начала и окончания срока подачи заявок, условия допуска к участию в аукционе и другие условия. Установлена дата начала приема заявок - 19.10.2010, дата окончания - 18.11.2010, дата начала рассмотрения заявок - 19.11.2010, дата и место проведения аукциона - 24.11.2010 в 11-00 час. в зале заседаний ФГУП "ТИНРО-Центр" г. Владивосток, пер. Шевченко, 4.
ООО "Зарубинская база флота" в числе прочих претендентов подало заявку на участие в аукционе по всем четырем лотам.
Рассмотрев заявки, Примтеруправление Росрыболовства отказало ООО "Зарубинская база флота" в допуске к участию в аукционе со ссылкой на подпункт "3" пункта 9.4 документации об аукционе в связи с несоответствием заявки подпункту "в" пункта 3.2, так как заявителем не представлены сведения о реквизитах договоров, заключенных с научными организациями, и действовавших до 31.12.2008. Данное решение отражено в части 2 подпункта 6.1 пункта 6 протокола заседания комиссии организатора аукциона по рассмотрению заявок на участие в аукционе от 23.11.2010.
24.11.2010 состоялся аукцион по продаже права на заключение договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов - краба-стригуна опилио, по результатам которого ответчиком составлен протокол N 3.
ООО "Зарубинская база флота" не согласилось с решением аукционной комиссии об отказе в допуске Общества к участию в аукционе и оспорило данное решение, а также торги и протокол заседания комиссии от 24.11.2010 N 3 в арбитражном суде.
В силу ст. 198 АПК РФ, ст. 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Правоотношения, возникающие в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, регулируются законодательством о водных биоресурсах, которое состоит из Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (введенного в действие с 03.01.2005), других федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 57 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" у лиц, осуществлявших рыболовство до 31 декабря 2008 года, право на добычу (вылов) водных биоресурсов возникает в порядке, предусмотренном этим Федеральным законом, если иное не установлено данной статьей.
Заключение договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов, в том числе анадромных видов рыб в исключительной экономической зоне Российской Федерации, лицами, добывающими (вылавливающими) водные биоресурсы на основании договоров, заключенных с научными организациями, осуществляется по результатам аукционов, проводимых в соответствии со статьей 38 названного закона.
Договор о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов, договор пользования водными биоресурсами могут заключаться по результатам аукционов в случаях, предусмотренных пунктами 2 - 4 части 1 и частью 2 статьи 13, статьей 29 и частью 3 статьи 32 настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 38).
Порядок проведения аукционов по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов, договора пользования водными биоресурсами устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 38 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 N 602 утверждены Правила проведения аукционов по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и (или) договора пользования водными биологическими ресурсами, отнесенными к объектам рыболовства.
В пункте 38 указанных Правил перечислены сведения, которые должны быть указаны в заявке на аукцион, а также предусмотрено, что заявки подаются в сроки и по форме, установленной конкурсной документацией.
В пункте 39 Правил перечислен комплект документов, которые должны быть приложены к заявке на аукцион.
Приказом Примтеруправления Росрыболовства от 28.10.2010 N 335-П утверждена Документации об аукционе, в пункте 3.2 которой предусмотрено, что для участия в аукционе заявители представляют в Комиссию организатора аукциона в срок и по форме, которые указаны в документации об аукционе, заявку на участие в аукционе, в которой указываются, в том числе, виды и количество покупаемых долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов - краба- стригуна опилио в подзоне Приморье (южнее м. Золотой) для осуществления прибрежного рыболовства, а также сведения о реквизитах договоров заявителя, добывавшего (вылавливавшего) краба-стригуна опилио в подзоне Приморье (южнее м. Золотой) на основании этих договоров, заключенных с научными организациями и действовавших до 31 декабря 2008 года.
В соответствии с пунктом 40 Правил проведения аукциона, утвержденных
постановлением Правительства РФ от 12.08.2008 N 602, запрещено требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных пунктами 38 и 39 Правил.
Вместе с тем, Примтеруправление Росрыболовства не включало копии договоров, заключенных с научными организациями и действовавшими до 31.12.2008, в перечень документов, прилагаемых к заявке. Запрет же на указание определенных сведений в заявке на участие в аукционе ни указанной правовой нормой, ни иными нормами не установлен.
Довод жалобы о том, что ответчик необоснованно ограничил участие заявителя в открытом аукционе лиц, осуществлявших вылов биологических ресурсов в 2008, отклоняется на основании следующего.
Суд считает, что само по себе указание в заявке на реквизиты договоров,
заключенных с научными организациями и действовавшими до 31.12.2008, как на обязательное условие для допуска к участию в аукционе не противоречит закону, поскольку Федеральным законом от 03.12.2008 N 250-ФЗ в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" введена статья, определяющая особенности возникновения права на добычу (вылов) водных биоресурсов у лиц, осуществлявших рыболовство до 31 декабря 2008 года (статья 57), толкование пункта 4 которой позволяет установить, что правило, закрепленное частью 4 этой статьи, охватывает лиц, осуществлявших рыболовство до 31.12.2008 на основании договоров, заключенных с научными организациями.
Таким образом, ответчик вправе был изначально установить определенные требования к лицам, имеющим право на участие в аукционе, путем указания в заявке сведений о соответствующих договорах.
Статьей 36 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" закреплено, что приоритет в предоставлении животного мира в пользование на конкретной территории или акватории отдается российским юридическим лицам и гражданам Российской Федерации, ранее осуществлявшим в установленном порядке отдельные виды пользования животным миром на данной территории или акватории.
Поскольку положение подпункта "в" пункта 3.2 аукционной документации предусматривает указание в заявке только сведений о реквизитах договоров заявителя, добывавшего (вылавливавшего) краба-стригуна опилио в подзоне Приморье (южнее м. Золотой) на основании этих договоров, заключенных с научными организациями и действовавших до 31 декабря 2008 года и не устанавливает необходимость предоставления каких-либо иных документов, не предусмотренных пунктами 38 и 39 Правил, то в действиях ответчика отсутствуют нарушения пункта 40 Правил проведения аукциона.
Согласно пп. 2, 3, пункта 9.4 Документации об аукционе, при рассмотрении заявок на участие в аукционе заявитель не допускается к участию в аукционе в случае несоответствия требованиям, установленным в соответствии с пунктом 3 документацией об аукционе; несоответствия заявки на участие в аукционе требованиям документации об аукционе.
Судом установлено, что ООО "Зарубинская база флота" не указала в своей заявке сведения о реквизитах договоров, заключенных с научными организациями и действовавших до 31 декабря 2008 года, в связи с чем аукционная комиссия пришла к обоснованному выводу о несоответствии заявки требованиям, установленным пунктом 3 аукционной документации.
Указание в жалобе на то, что ответчик превысил свои полномочия при организации и проведении аукциона является необоснованным.
Так, согласно пункту 8.1.21 Положения о Приморском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству, утверждённого приказом Приморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 24.12.2008 N 463, Примтеруправление в соответствии с закреплённой сферой деятельности осуществляет организацию проведения аукционов по продаже промышленных квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства в случаях, предусмотренных законодательством РФ о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, или заключение со специализированными организациями договоров об организации таких аукционов.
Положения статей 1, 16, 19, 20 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" дифференцируют промышленное и прибрежное рыболовство.
Вместе с тем, подпунктом "б" пункта 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.08.2008 N 602 организаторами аукциона являются территориальные управления Федерального агентства по рыболовству при проведении аукциона по продаже права на заключение договора о закреплении долей и (или) договора пользования водными биоресурсами для осуществления прибрежного рыболовства, за исключением анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб, в случаях, указанных в пункте 2 Правил.
По смыслу изложенного, Примтеруправление Росрыболовства полномочно
организовывать и проводить аукционы по продаже долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства.
Также подлежит отклонению довод заявителя относительно неправомерного размещения информации об аукционе в сети Интернет на сайте, не являющемся официальным сайтом организатора аукциона.
Согласно статье 1 Федерального закона о т 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" официальным сайтом государственного органа или органа местного самоуправления является сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащий информацию о деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат государственному органу или органу местного самоуправления.
В силу пункта 23 Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 12.08.2008 N 602, извещение о проведении аукциона публикуется организатором аукциона в официальном печатном издании, определяемом организатором аукциона, и размещается на официальном сайте организатора аукциона в сети Интернет не менее чем за 30 дней до дня окончания по дачи заявок на участие в аукционе.
В пунктах 29, 34, 48, 55 названных Правил также закреплено требование о размещении информации аукциона на официальном сайте организатора аукциона в сети Интернет. В соответствии с пунктом 25 Правил в извещении о проведении аукциона указывается официальный сайт организатора аукциона в сети Интернет, где размещена документация.
В соответствии с извещением о проведении аукциона по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов - краба-стригуна опилио в подзоне Приморье (южнее м. Золотой) для осуществления прибрежного рыболовства лицами, добывавшими (вылавливавшими) до 31 декабря 2008 года краба-стригуна опилио в подзоне Приморье (южнее м. Золотой) на основании договоров, заключенных с научными организациями, официальным сайтом, на котором размещена информация об аукционе является www.prim-gkr.ru.
Хотя и по данным национального регистратора доменов RUCENTER зарегистрированные права на доменное имя www.prim-gkr.ru принадлежали во время подготовки к проведению и во время проведения аукциона федеральному государственному унитарному предприятию "Приморрыбсвязь", данные обстоятельства не нарушают прав и законных интересов заявителя, так как пункт 24 Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 12.08.2008 N 602, позволяет организатору аукциона опубликовать (разместить) извещение о проведении аукциона в любых средствах массовой информации, в том числе электронных, при условии, что такое опубликование (размещение) не может осуществляться вместо предусмотренных пунктом 23 настоящих Правил опубликования и размещения.
Кроме того, суд исходит из того, что информация об аукционе была размещена в печатном средстве массовой информации.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что размещение информации об аукционе на сайте www.prim-gkr.ru не нарушило права и законные интересы заявителя и не может быть положено в основу признания незаконными решений аукционной комиссии.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Установив, что отказ аукционной комиссии в допуске ООО "Зарубинская база флота" к участию в аукционе соответствует положениям пунктов 9.4, 3.2 Документации об аукционе, Правилам проведения аукционов по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и (или) договора пользования водными биологическими ресурсами, отнесенными к объектам рыболовства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.08.2008 N 602, и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Поскольку заявитель был правомерно не допущен к аукциону, основания для признания недействительными торгов, не имеется.
Прекращая производство по делу в части признания недействительным протокола комиссии от 24.11.2010, суд правомерно исходил из того, что данный протокол не отвечает признакам ненормативного правового акта, не является решением органа государственной власти, которые могут быть обжалованы в порядке главы 24 АПК РФ, а лишь фиксирует ход и результаты аукциона.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 18 февраля 2011 г. по делу N А51-18403/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий: |
Г.А. Симонова |
Судьи |
З.Д.Бац |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-18403/2010
Истец: ООО "Зарубинская база флота"
Ответчик: Приморское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству
Третье лицо: ООО "Акваресурс-ДВ", ООО "Приморская рыболовная корпорация", ООО Пилигрим