18 апреля 2011 г. |
Дело N А72-9549/2010 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 апреля 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Холодной С.Т., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кремневой А.А.,
с участием:
от заявителя - Самерханова И.А., доверенность от 08 апреля 2011 г., Кузьмин Н.Е., доверенность от 20 декабря 2010 г.;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области - Логинова А.М., доверенность от 16 декабря 2010 г. N 104;
от Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Ульяновской области - Никитина М.И., доверенность от 12 января 2011 г. N 40/1;
от третьих лиц:
от мэрии г. Ульяновска - извещен, не явился;
от Ульяновской городской Думы - извещен, не явился;
от Комитета архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционным жалобам
Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по
Ульяновской области, г. Ульяновск,
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24 января 2011 г.
по делу N А72-9549/2010 (судья Прохоров А.Е.),
по заявлению открытого акционерного общества "Симбирское Кольцо" (ИНН 7325085232, ОГРН 1087325009375), г. Ульяновск,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, г. Ульяновск,
Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Ульяновской области, г. Ульяновск,
третьи лица:
мэрия г. Ульяновска (ИНН 7303014573, ОГРН 1027301171446), г. Ульяновск,
Ульяновская городская Дума, г. Ульяновск,
Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска (ИНН 7325000239, ОГРН 1027301183370), г. Ульяновск,
о признании недействительными решений, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Симбирское Кольцо" (далее - заявитель, ОАО "Симбирское Кольцо") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Ульяновской области (далее - ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Ульяновской области) о признании недействительным решения от 01 ноября 2010 г. об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в связи с изменением категории земель, к которой отнесен земельный участок с кадастровым номером 73:19:073201:180, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Московское Шоссе, 5-И, с категории земель: "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" на категорию земель: "земли населенных пунктов" (Дело N А72-9549/2010).
ОАО "Симбирское Кольцо" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением (с учетом уточнения требований) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (далее - регистрирующий орган, Управление Росреестра по Ульяновской области, Управление) о признании недействительным решения от 28 июля 2010 г. N 7325/02/10-1551 о приостановлении осуществления кадастрового учета объекта недвижимости в связи с изменением категории земель, к которой отнесен земельный участок с кадастровым номером 73:19:073201:180, расположенный по адресу: г. Ульяновск Ульяновской области, ул. Московское Шоссе, 5-И, с категории земель: "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" на категорию земель "земли населенных пунктов" и обязании ответчика возобновить кадастровый учет изменений объекта недвижимости - перевода земельного участка с номером 73:19:073201:180 из существующей категории в категорию земель - "земли населенных пунктов" (Дело N А72-7757/2010).
Определениями Арбитражного суда Ульяновской области дела N А72-9549/2010, N А72-7757/2010 объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 24 января 2011 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что ОАО "Симбирское Кольцо" является собственником указанного земельного участка и вправе осуществлять права владения, пользования и распоряжения земельным участком (ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), т.е. вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Не согласившись с выводами суда, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Ульяновской области и Управление Росреестра по Ульяновской области подали апелляционные жалобы, в которых просят решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, заключаются в следующем.
Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) орган, принявший акт о переводе (в том числе утвердивший генеральный план или схему территориального планирования), направляет в орган кадастрового учета сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенного пункта или исключенных из границ населенного пункта, для внесения соответствующих изменений в кадастр.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", п. 3 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о госрегистрации) земельный участок идентифицируется только по кадастровому номеру.
Однако в представленном заключении Комитета архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска был указан адрес земельного участка, идентификация земельного участка в соответствии ч. 3 ст. 8 Закона N 172-ФЗ по кадастровому номеру отсутствовала.
Из представленного описания границ населенного пункта от 2009 г. определить входит ли земельный участок с кадастровым номером 73:19:073201:180 в границы населенного пункта невозможно.
Указывают, что арбитражным судом не было принято во внимание, что в соответствии с приказом Росреестра от 11 марта 2010 г. N 93/П, схемой взаимодействия между Управлением Росреестра по Ульяновской области и ФГУ "ЗКП" по Ульяновской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Ульяновской области от 15 сентября 2010 г. было наделено полномочиями органа кадастрового учета, а не переданы все полномочия органа кадастрового учета. Полномочиями по отмене ранее принятых решений Управлением Росреестра по Ульяновской области ФГУ "ЗКП" по Ульяновской области не наделено.
В силу п. 6 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в проведении кадастрового учета должно быть отказано, если истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.
Считают, что в связи с вышеизложенным оснований для удовлетворения исковых требований ООО "Симбирское Кольцо" не имелось.
Кроме того, Управление Росреестра по Ульяновской области считает, что арбитражным судом необоснованно возложена на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области обязанность возместить расходы заявителя по уплате государственной пошлины.
В судебном заседании представители ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Ульяновской области и Управления Росреестра по Ульяновской области доводы апелляционных жалоб поддержали.
Представители ОАО "Симбирское Кольцо" считают решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзывах.
В судебное заседание представители других лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы - не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 20 июля 2010 г. ОАО "Симбирское Кольцо" обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственном кадастровом учёте изменений объекта недвижимости в связи с изменением категории земель, к которой отнесен земельный участок с кадастровым номером 73:19:073201:180, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Московское Шоссе, 5-И, с категории земель: "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" на категорию земель: "земли населенных пунктов".
Свидетельством о государственной регистрации права 73АУ N 000953, выданным 07 декабря 2009 г., подтверждается, что земельный участок площадью 508 140 кв.м., расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Московское Шоссе, 5-И, находится в собственности ОАО "Симбирское Кольцо".
28 июля 2010 г. Управлением принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета объекта недвижимости N 7325/02/10-1551, поскольку заявителем не представлен документ, подтверждающий в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" принадлежность земельного участка к определённой категории земель, при этом заявителю было предложено представить указанный документ.
Согласно приказу Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии от 11 марта 2010 г. N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата ("Кадастровая палата") по субъектам РФ полномочиями органа кадастрового учета" с 15 сентября 2010 г. полномочия по кадастровому учету объектов недвижимости на территории Ульяновской области осуществляет ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Ульяновской области.
Решением от 01 ноября 2010 г. N 7325/03/10-348 ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Ульяновской области отказало в кадастровом учете изменения категории земельного участка по ул. Московское шоссе, 5-И, в связи с неустранением заявителем обстоятельств, послуживших основанием для приостановления учета.
Полагая приостановление осуществления кадастрового учета объекта недвижимости и отказ в кадастровом учете незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
На основании ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами, при этом перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов.
Исходя из положений п. 1 ст. 84 ЗК РФ, установлением или изменением границ населённых пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населённых пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона N 172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Пунктом 5 ст. 14 Закона N 172-ФЗ определено, что земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение пяти дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, или, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение (ч. 1 ст. 5 Закона N 172-ФЗ).
На основании п. 6 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница муниципального образования, граница населенного пункта, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со ст. 9 или ст. 10 данного Закона сведения.
Генеральный план города Ульяновска, согласно которому данный участок вошел в границы города Ульяновска, был утвержден решением Ульяновской Городской Думы от 27 июня 2007 г. N 83, которое в установленном порядке не изменено, не оспорено и не признано недействующим.
Вышеуказанное подтверждается заключением Комитета архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска, принятым в пределах полномочий, предоставленных Положением о Комитете архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска, утвержденным решением Ульяновской городской Думы от 24 мая 2006 г. N 90, о том, что согласно утвержденному Генеральному плану земельный участок по ул. Московское Шоссе, 5-И, входит в состав земель муниципального образования "город Ульяновск" в пределах городской черты, а также письмом главы города Ульяновска исполняющему обязанности руководителя Управления Росреестра по Ульяновской области Калининой Т.С. (исх. от 15 июля 2010 г. N 4180-01), которые имелись у ответчика на дату вынесения оспариваемых решений.
Из материалов дела следует, что сведения о границах муниципального образования г. Ульяновск с соответствующими приложениями (решение Ульяновской городской Думы от 27 июня 2007 г. N 83, координаты характерных точек границ с методикой их определения, текстовое описание границ и т.д.) в порядке информационного взаимодействия были направлены мэрией г. Ульяновска с письмом от 15 июня 2009 г. N 419701 в адрес регистрирующего органа, получение которого ответчиком не отрицается.
Заключением Комитета архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска, а также письмом главы города Ульяновска исполняющему обязанности руководителя Управления Росреестра по Ульяновской области Калининой Т.С. (исх. от 15 июля 2010 г. N 4180-01), подтверждается, что земельный участок по ул. Московское Шоссе, 5-И, входит в состав земель муниципального образования "город Ульяновск" в пределах городской черты.
Генеральный план является правовым актом - основанием для установления границ города и одновременно для перевода земель иных категорий, расположенных в черте города, в земли населенных пунктов.
Иных документов, являющихся основанием для изменения категории земельного участка в связи с вхождением земельного участка в границы населенного пункта, как правильно указал суд первой инстанции, закон не предусматривает.
Спорный земельный участок с кадастровым номером 73:19:073201:180, согласно Генеральному плану, входит в границы муниципального образования "город Ульяновск" и дополнительного перевода данного участка из существующей категории в категорию "земли населенных пунктов" в соответствии с указанными выше нормами законодательства не требуется.
При этом судом первой инстанции правильно указано, что закон не возлагает подобной обязанности на правообладателя земельного участка - заявителя по делу, поскольку согласно ст. 5 Закона N 172-ФЗ при установлении границ населенных пунктов и последующего кадастрового учета изменений обязанность по предоставлению соответствующего правового акта в органы кадастрового учета возложены на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления, что и было сделано мэрией г. Ульяновска в рамках рассматриваемого дела.
Кроме того, закон не возлагает обязанность по предоставлению документа об изменении категории земельного участка в таких случаях на частное лицо - правообладателя земельного участка.
Судом первой инстанции обоснованно не принят довод заявителя о том, что представленный Генеральный план муниципального образования "город Ульяновск" в части описания его границ имеет недостатки, включая пересечение границ и границами ряда земельных участков и кварталов, в связи с чем решением от 19 июля 2009 г. N 7324/03/09-506 мэрии г. Ульяновск было отказано во внесении изменений в ГКН о границе г. Ульяновск.
Из материалов дела не следует, что указанные нарушения связаны со спорным земельным участком, также как и не представлено доказательств того, что он находится за пределами границ г. Ульяновск либо имеет пересечения с земельными участками за пределами указанных границ.
При принятии судебного акта судом первой инстанции обоснованно указано и на то, что не основано на законодательстве адресованное заявителю в оспариваемом решении от 28 июля 2010 г. N 7325/02/10-1551 о приостановлении осуществления кадастрового учета объекта недвижимости требование Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о представлении непоименованных дополнительных документов, подтверждающих принадлежность спорного земельного участка к определенной категории земель, так как на дату вынесения оспариваемых решений вступившим в законную силу нормативным актом - решением Ульяновской городской Думы от 27 июля 2007 г. N 83, подтверждено нахождение спорного земельного участка в границах муниципального образования "город Ульяновск".
ОАО "Симбирское Кольцо" является собственником указанного земельного участка, и, согласно ст. 209 ГК РФ, вправе осуществлять права владения, пользования и распоряжения земельным участком, т.е. вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Оспариваемые решения ограничивают право собственника - ОАО "Симбирское Кольцо" изменить категорию принадлежащего ему земельного участка, т.е. совершить разрешенное законом действие, имеющее юридическое значение, нарушая его права в сфере экономической и иной предпринимательской деятельности, и незаконно возлагает на него не предусмотренные законом обязанности.
При изложенных обстоятельствах судом первой инстанции обоснованно удовлетворены заявленные требования.
Довод регистрирующего органа о том, что судом первой инстанции с него необоснованно взыскано 2 000 руб. расходов по государственной пошлине, арбитражный апелляционный суд признает несостоятельным по следующим основаниям.
Пунктом 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 марта 2007 г. N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в силу подпункта 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Данное положение распространяется на органы, входящие в структуру органов государственной власти или местного самоуправления, и означает освобождение от уплаты государственной пошлины в целом по любому делу, в том числе при подаче апелляционной, кассационной жалобы, заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора по делам, по которым эти органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве как истцов, так и ответчиков.
Между тем п. 5 названного Информационного письма N 117 определен порядок возмещения расходов по уплате государственной пошлины, понесенных по делу, лицу, в пользу которого принят судебный акт по делу, в котором стороной являлся государственный орган, орган местного самоуправления, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ.
Так, в силу главы 25.3 НК РФ отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством. Исходя из положений подпункта 1 п. 3 ст. 44 НК РФ, отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются.
Согласно ст. 110 АПК РФ между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 АПК РФ.
Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (ч. 1 ст. 110 АПК РФ).
Судом первой инстанции с ответчиков в пользу заявителя по делу взыскано по 2 000 руб. в счет компенсации уплаченной государственной пошлины.
Тем самым судом первой инстанции правильно применены нормы материального права в указанной части.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателями жалоб в апелляционных жалобах, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24 января 2011 г. по делу N А72-9549/2010 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
С.Т. Холодная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-9549/2010
Истец: ОАО "Симбирское кольцо", ОАО "Симбирское кольцо"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Ульяновской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата по Ульяновской области"
Третье лицо: Администрация (мэрия) г. Ульяновска, Комитет архитектуры и градостроительства Мэрии г. Ульяновска, Комитет архитектуры и градостроительства мэрии города Ульяновска, Мэрия города Ульяновска, Ульяновская городская Дума, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Ульяновской области