г. Пермь
02 июня 2010 г. |
Дело N А60-9047/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 июня 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Грибиниченко О.Г., Осиповой С.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Миллер Н.В.,
при участии:
от заявителя - Прокурора Кировского района г. Екатеринбурга: не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица - ООО "Екатеринбург-2000": не явился, извещен надлежащим образом,
от третьих лиц - Институт горного дела Уральского отделения Российской академии наук, Территориальное управление Федеральной службы по управлению Государственным имуществом по Свердловской области: не явились, извещены надлежащим образом,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя -
Прокурора Кировского района г. Екатеринбурга
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 09 апреля 2010 года
по делу N А60-9047/2010,
принятое судьей Присухиной Н.Н.,
по заявлению Прокурора Кировского района г. Екатеринбурга
к ООО "Екатеринбург-2000"
третьи лица: Институт горного дела Уральского отделения Российской академии наук, Территориальное управление Федеральной службы по управлению Государственным имуществом по Свердловской области
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Прокурор Кировского района г. Екатеринбурга (далее - прокурор, заявитель, административный орган) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Екатеринбург-2000" (далее - общество, заинтересованное лицо) к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 09.04.2010г. (резолютивная часть решения объявлена 08.04.2010г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, прокурор обратился с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт изменить в части оснований отказа в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на доказанность в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения. Факт использования обществом помещений подтверждается материалами дела. Указывает, что в соответствии с п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 г. N 64 допускается передача отдельных частей зданий в пользование. При этом при заключении договора требуется согласие собственников. Кроме того, полагает, что, поскольку спорное имущество находится в федеральной собственности, при этом в соответствии с положениями статьей 120, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) учреждение вправе распоряжаться имуществом, принадлежащим ему на праве оперативного управления, только с согласия собственника. Считает, что действующим законодательством не предусмотрено, что субъект права оперативного управления вправе передать имущество третьему лицу в пользование без получения согласия собственника данного имущества.
Прокурор также указывает, что в рассматриваемом случае в удовлетворении заявленных прокурором требований должно быть отказано в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку правонарушение обнаружено административным органом 12.02.2009 г., с учетом положений ст. 4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности истек 12.04.2010г., просит изменить основания отказа в удовлетворении заявленных требований.
Общество письменного отзыва на апелляционную жалобу не представило.
Третье лицо Институт горного дела Уральского отделения Российской академии наук (далее - институт) с доводами апелляционной жалобы не согласно по мотивам, изложенным в письменном отзыве. Поясняет, что поскольку на момент заключения договора на техническом этаже здания не было выделено помещений, то невозможно было выделить самостоятельный объект недвижимости для дальнейшей его передачи в пользование отдельно от самого здания. Указывает, что в силу п. 1 ст. 607 ГК РФ, Информационного письма Президиума Вас РФ от 11.01.2002 г. N 66 следует, что конструктивные элементы зданий не являются самостоятельными объектами недвижимости.
Территориальное управление Федеральной службы по управлению Государственным имуществом по Свердловской области отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Стороны и третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность оспариваемого решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, прокуратурой Кировского района г. Екатеринбурга проведена проверка соблюдения ООО "Екатеринбург-2000" законодательства, регламентирующего порядок использования федерального имущества, а именно помещения N 2 на 13 этаже в здании по адресу: г. Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, д.58, площадью 5,3 кв.м, являющегося собственностью Российской Федерации и находящегося в оперативном управлении института.
Протоколом осмотра места происшествия зафиксировано, что 09.02.2010 ООО "Екатеринбург-2000" использовало находящийся в федеральной собственности указанный объект нежилого фонда без надлежаще оформленных документов.
В качестве основания возникновения права пользования представлен договор оказания услуги от 22.11.2005 в редакции дополнительных соглашений от 09.01.2007, 01.01.2008 и 25.12.2008 между ООО "Екатеринбург-2000" и Институтом горного дела Уральского отделения Российской академии наук.
Полагая, что федеральное имущество используется обществом без надлежаще оформленных документов, 10.03.2010 г. прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ (л.д. 13-15).
Указанные обстоятельства послужили основанием для передачи материалов административного дела в отношении ООО "Екатеринбург-2000" в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении к административной ответственности.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности в действиях общества события вменяемого административного правонарушения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзывов, заслушав явившихся в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов влечет наложение административного штрафа.
Объективной стороной состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ, является использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов, обязанность по оформлению которых лежит на лице, использующем названный объект.
В соответствии с п.п. 1, 5 ст. 6 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" Российская академия наук, отраслевые академии наук (Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств) являются государственными академиями наук - некоммерческими организациями, которые наделяются правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения передаваемым им имуществом, находящимся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и уставами указанных академий, в том числе правом на создание, реорганизацию, ликвидацию подведомственных организаций (включая организации научного обслуживания и организации социальной сферы), закрепление за подведомственными организациями федерального имущества, а также правом на утверждение уставов подведомственных организаций и назначение руководителей подведомственных организаций.
Организации, подведомственные государственным академиям наук, владеют, пользуются и распоряжаются федеральным имуществом, передаваемым указанным организациям в оперативное управление или в хозяйственное ведение, в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и уставами.
По правилам ч. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.
Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом (ч. 1 ст. 298 ГК РФ).
Организации, подведомственные государственным академиям наук, имеют право сдавать в аренду без права выкупа временно не используемое указанными организациями и находящееся в федеральной собственности имущество, в том числе недвижимое, на основании решения соответствующей государственной академии наук, согласованного с соответствующим федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на управление и распоряжение объектами федеральной собственности.
Таким образом, согласно требованиям гражданского законодательства распоряжение объектами федеральной собственности, в том числе передача в пользование на праве аренды, осуществляется только при наличии согласия собственника.
В соответствии с п. 5.3 Положения о федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Таким образом, договоры аренды нежилых помещений, заключаемые организациями, подведомственными государственным академиям наук, подлежат согласованию с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что помещение по адресу: г. Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, д.58, принадлежит институту на праве оперативного управления на основании свидетельства о государственной регистрации права от 10.03.2009.
До получения согласия собственника использование объекта недвижимости федеральной собственности не может считаться законным, и следует расценивать как использование арендатором объекта нежилого фонда, находящегося в федеральной собственности, без надлежаще оформленных документов.
Однако при решении вопроса о законности использования объекта недвижимости федеральной собственности необходимо учитывать позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Информационном письме от 11.01.2002 г. N 66 "Обзор практики споров, связанных с арендой", согласно которой отдельные конструктивные элементы зданий не являются объектом аренды (п. 1).
На основании договора оказания услуг от 22.11.2005 с учетом дополнительных соглашений от 09.01.2007, 01.01.2008, 25.12.2008, заключенных между Институтом горного дела Уральского отделения Российской академии наук и ООО "Екатеринбург-2000", последний получил возможность установить антенны связи на конструктивных элементах крыши здания и оборудование базовой станции радиотелефонной связи на техническом тринадцатом этаже здания, расположенного по адресу: г.Екатеринбург, ул.Мамина-Сибиряка, 58.
Изложенное означает, что предметом данного договора является не аренда конкретного помещения в здании, расположенном по адресу: г.Екатеринбург, ул.Мамина-Сибиряка, 58, а предоставление на возмездной основе права обществу размещать оборудование на конструктивных элементах здания на 13 этаже.
Как следствие, правила о договоре аренды к спорным отношениям сторон не применяются.
Следовательно, для передачи прав на использование спорного имущества третьим лицам, в данном случае обществу, согласие собственника не требуется.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждено и обществом по существу не оспаривается, что заинтересованное лицо использует конструктивные элементы (крыша здания, технический этаж) в соответствии с договором оказания услуг 22.11.2005 с учетом дополнительных соглашений от 09.01.2007, 01.01.2008, 25.12.2008 для размещения оборудования базовой станции сотовой связи и антенны сотовой связи.
Оценив представленные в материалах дела доказательства по правилам, установленным ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции согласен с соответствующим выводом суда первой инстанции и считает, что в действиях общества отсутствует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ.
Иного суду апелляционной инстанции не доказано.
Соответствующие доводы прокурора судом апелляционной инстанции отклоняются на основании вышеизложенного.
Суд апелляционной инстанции также считает необходимым отметить, что прокурором при разрешении вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не дана надлежащая правовая оценка помещению ООО "Екатеринбург-2000", в котором расположено оборудование, а именно 13 этажу, с учетом наличия 14-го этажа. Из кадастрового паспорта помещения следует, что производилась внутренняя перепланировка помещений, в частности 13 этажа. Фактически осмотр спорного помещения произведен не был ввиду отсутствия доступа, что следует из протокола осмотра помещений (л.д.16). Данные о помещении занесены в протокол на основании имеющихся в кадастровом паспорте сведений, хотя в материалах дела имеется несколько кадастровых паспортов. Противоречия по техническому предназначению спорных помещений и фактическому его использованию с учетом внутренней перепланировки прокурором не устранены. Постановка на кадастровый учет помещения N 2, на что обращает внимание суда апеллятор, также не является безусловным доказательством того, что данное помещение изменило свое техническое предназначение, и может быть самостоятельным объектом аренды. Кроме того, прокурором ни в постановлении, ни в заявлении, ни в апелляционной жалобе не оспаривается факт использования обществом технического этажа здания.
С учетом технического предназначения 13 этажа, на котором расположена базовая станция сотовой связи, и кровли, где расположены антенны сотовой связи, не исключается выбытие данного имущества из пользования института в связи с заключением возмездного договора пользования им как частями конструктивных элементов (крыши) и технического этажа (13 этажа) здания. Именно его техническое предназначение для здания в целом не позволяет передавать его в качестве самостоятельного предмета договора аренды, соответственно, оно не выбывает из пользования института. Следовательно, доводы апеллятора, что согласие собственника имущества в силу положений ст. 298 ГК РФ требуется не только в случае заключения договора аренды, но и в иных случаях, когда имущество, находящееся в федеральной собственности, передается в пользование третьим лицам, подлежит отклонению, поскольку основан на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Прокурором не доказано, что применительно к спорной ситуации имеет место договор аренды, при заключении которого не были выполнены требования действующего законодательства, а именно отсутствовало согласие собственника. Утверждения прокурора, что пользователь конструктивными элементами и техническим помещением, не убедившись в отсутствии согласия собственника, допустил административное правонарушение, материалами дела не подтверждены.
Доводы подателя апелляционной жалобы о доказанности использования обществом находящегося в федеральной собственности имущества без надлежаще оформленных документов судом апелляционной инстанции отклоняются как не соответствующие представленным в материалы дела доказательствам.
Ссылка апеллятора на выводы, изложенные в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2009 г. по делу N А60-25400/2009, судом апелляционной инстанции не принимается во внимание, поскольку не имеют отношения к предмету рассмотрения по настоящему делу.
Поскольку в действиях общества не доказано событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ, вопрос вины заинтересованного лица во вменяемом административном правонарушении судом апелляционной инстанции не рассматривается.
С учетом изложенного общество не подлежит привлечению к административной ответственности, установленной ч. 2 ст. 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
О времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении общество извещено надлежащим образом, имело возможность воспользоваться предусмотренными КоАП РФ правами и гарантиями защиты. Процессуальных нарушений при вынесении постановления прокуратурой не допущено. Однако данные обстоятельства не свидетельствуют о правомерности заявленных прокурором требований о привлечении ООО "Екатеринбург-2000" к административной ответственности по ч.2 ст.7.24 КоАП РФ.
Принимая во внимание довод апеллятора о том, что на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции истек установленный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности для привлечения общества к административной ответственности, требование прокурора об изменений оснований отказа в удовлетворении заявления по пропуску срока давности для привлечения к ответственности удовлетворению не подлежат, поскольку суд апелляционной инстанции не усматривает наличие события административного правонарушения.
При данных обстоятельствах апелляционная жалоба подлежит отклонению, решение арбитражного суда - оставлению в силе.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 09 апреля 2010 года по делу N А60-9047/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Прокурора Кировского района г.Екатеринбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www. fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
О.Г.Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-9047/2010
Истец: Прокуратура Кировского района г. Екатеринбурга, Прокурор Кировского района г. Екатеринбурга
Ответчик: ООО "Екатеринбург-2000"
Третье лицо: ГУ Институт горного дела Уральского отделения Российской академии наук, Институт горного дела Уральского отделения Российской академии наук, Территориальное управление федерального агентства по управлению Государственным имуществом по Свердловской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области