г. Чита |
Дело N А19-17646/2010 |
22 апреля 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2011 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Макарцева А.В.,
судей Капустиной Л.В., Юдина С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Першиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 08 февраля 2011 года по делу N А19-17646/2010 по иску общества с ограниченной ответственностью "КАСКАД-М" (ИНН 3812065230, ОГРН 1033801758363) к Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области (ИНН 3808171299, ОГРН 1083808000154), государственному учреждению "17 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области" (ИНН 38190166 72, ОГРН 1063819010551)
третье лицо - министерство имущественных отношений Иркутской области (ИНН 3808174613, ОГРН 1083808003564) о взыскании 1 007 335,30 руб. (суд первой инстанции: С.И. Кириченко),
установил
обществом с ограниченной ответственностью "КАСКАД-М" заявлен иск о взыскании к Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области, государственному учреждению "17 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области" о взыскании 1 007 335,30 руб., составляющей на основании Государственного контракта N 280 от 25 августа 2008 года основной долг за выполненные истцом работы в размере 838 747,13 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 168 588,17 руб.
Определением суда от 03 декабря 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено министерство имущественных отношений Иркутской области.
Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования, просил о привлечении Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области в качестве субсидиарного ответчика.
Решением 08 февраля 2011 года суд исковые требования удовлетворил частично. Взыскал с Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "КАСКАД-М" 838 747,13 руб.- основной долг, 168 588,17 руб. - проценты за пользование чужими денежными средствами, 23 673,35 руб. - расходы по уплате госпошлины. В остальной части иска отказал.
Не согласившись с решением суда, Иркутская область в лице министерства финансов Иркутской области обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда в части взыскания процентов за пользование денежными средствами и государственной пошлины отменить. Незаконность и необоснованность судебного акта поясняет нарушением норм материального и процессуального права, не полным выяснением всех обстоятельств дела. Считает, что суд не применил нормы статей 48, 56, 120, 308, 763, 768 Гражданского кодекса Российской Федерации, неправильно применил статьи 4, 9 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Считает себя ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не является стороной по Государственному контракту N 280, так как он заключен государственным учреждением "17 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области", которое и должно отвечать по обязательствам. Оспаривает ссылку на соглашение, заключенное между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и администрацией Иркутской области, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 ноября 2004 года N 596, к тому же к моменту заключения государственного контракта соглашение было признано утратившим силу. Также ссылается на то, что не является органом специальной компетенции в сфере управления областными финансами, специально уполномоченным органом в сфере имущественных отношений является министерство имущественных отношений Иркутской области.
Общество с ограниченной ответственностью "КАСКАД-М" и государственное учреждение "17 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области" направили отзыв на апелляционную жалобу министерства финансов Иркутской области, в котором просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, о чем имеются соответствующие почтовые уведомления.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом части 5 статьи 268 Кодекса о проверке законности и обоснованности в оспариваемой части - в части взыскания с Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "КАСКАД-М" 838 747,13 руб. - основной долг, 168 588,17 руб. - проценты за пользование чужими денежными средствами, 23 673,35 руб. - расходы по уплате госпошлины.
Исследовав материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 25 августа 2008 г. между Отрядом Государственной противопожарной службы МЧС России по Иркутской области (в настоящее время - государственное учреждение "17 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области"), именуемым Государственный Заказчик, и обществом с ограниченной ответственностью "КАСКАД-М", именуемым Подрядчик, был заключен Государственный контракт N 280, в соответствии с пунктом 1.1. которого, Заказчик поручил, а Подрядчик принял на себя обязательство выполнить работы по бурению скважины на воду для целей пожаротушения на территории пожарной части N 62 Отряда Государственной противопожарной службы МЧС Иркутского района, расположенной по адресу: Иркутская область, Иркутский район, п. Большая речка, ул. 5-я Советская, 16.
Объем и стоимость работ определены в соответствии с утвержденным локальным ресурсным сметным расчетом (приложение N 1), являющимся неотъемлемой частью контракта (пункт 1.2 контракта).
Работы выполняются в соответствии с календарным графиком производства работ (приложение N 2) в сроки: начало работ 25 августа 2008 года, окончание работ 04 сентября 2008 года (пункт 1.3. контракта).
Цена работ по контракту составляет 838 747, 13 руб. (пункт 3.1 контракта).
Пунктом 3.1 контракта установлено, что оплата производится за счет средств областного бюджета.
Согласно акту о приемке выполненных работ N 1 от 25 сентября 2008 года (КС -2), общество с ограниченной ответственностью "КАСКАД-М" передало, а Отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Иркутской области принял работы на сумму 838 747, 13 руб. Сторонами оформлена и подписана справка о стоимости выполненных работ и затрат N 2 от 25 сентября 2008 года (КС-3).
Между Отрядом Государственной противопожарной службы МЧС России по Иркутской области и обществом с ограниченной ответственностью "КАСКАД-М" подписан акт сверки взаимных расчет по состоянию на 26 декабря 2008 года, зафиксировавший размер задолженности Отряда Государственной противопожарной службы МЧС России по Иркутской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "КАСКАД-М" в размере.
Общество с ограниченной ответственностью "КАСКАД-М" направило в адрес Отряда Государственной противопожарной службы МЧС России по Иркутской области претензию с требованием оплатить задолженность.
Согласно поступившему ответу главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области (исх. N 6-5-164 от 01 апреля 2009 года), обществу с ограниченной ответственностью "КАСКАД" разъяснено, что оплата Государственного контракта N 280 от 25 августа 2008 года осуществлялась за счет средств областного бюджета. Поскольку в настоящее время ответчик исключен из реестра бюджетополучателей областного бюджета, то не имеет возможности погасить задолженность по контракту.
Судом первой инстанции задолженность и проценты в виде ответственности за неисполнение денежного обязательства взысканы с Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области.
Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам дела, приведенным в решении нормам материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта, судом не допущено. Изложенные в апелляционной жалобе доводы подлежат отклонению.
Спорный контракт является государственным, о чем прямо указано в его наименовании и подтверждается порядком его заключения по итогам аукциона, проведенного в целях обеспечения государственных нужд Иркутской области в соответствующих работах, что следует из аукционной документации (т.1, л.д.14-18, т.2, л.д.27).
Регулирование спорных отношений осуществляется специальным нормативным актом - Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Заключая спорный государственный контракт, Отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Иркутской области действовал как государственный заказчик в пределах предоставленных ему полномочий в интересах Иркутской области, и предметом договора являлось выполнение работ для нужд Иркутской области, что соответствует статье 4 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Согласно пункту 1 статьи 9 названного Федерального закона под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с указанными нормами права и пунктом 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации следует признать, что Отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Иркутской области при заключении спорного государственного контракта действовал от имени Иркутской области в силу полномочия, основанного на указании закона, соответственно, данный контракт непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого, т.е. Иркутской области.
То обстоятельство, что в тексте спорного государственного контракта прямо не указано на действие заказчика от имени субъекта Российской Федерации на выводы суда не влияет, поскольку такое представительство предусмотрено законом - пунктом 1 статьи 9 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В связи с тем, что финансирование спорных работ должно было осуществляться субъектом Российской Федерации и фактически стороной по спорному государственному контракту является Иркутская область, не исполнившая обязательство по оплате выполненных работ, апелляционный суд приходит к выводу о правильном удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции за счет Иркутской области в лице ее финансового органа, согласно статьям 309, 702 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ссылка в жалобе на неправильное применение судом первой инстанции постановления Правительства Российской Федерации N 596 от 4 ноября 2004 года, отмененного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2008 года N 382, не влечет вывода о неправомерном удовлетворении иска, поскольку последним Постановлением утверждено Соглашение между министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и администрацией Иркутской области о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасания людей на водных объектах.
Кроме того, само по себе наличие либо отсутствие такого соглашения при установленных по делу обстоятельствах объявления конкурса и его проведения в целях обеспечения государственных нужд Иркутской области, заключения по его результатам муниципального контракта не влияет на выводы суда и влечет отклонение остальных доводов апелляционной жалобы.
При таких обстоятельствах решение в оспариваемой части подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил
решение Арбитражного суда Иркутской области от 08 февраля 2011 года по делу N А19-17646/2010 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты его принятия.
Председательствующий: |
А.В. Макарцев |
Судьи |
Л.В. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-17646/2010
Истец: ООО "Каскад-М"
Ответчик: 17 отряд Федеральной противопожарной службы по Иркутской области, ГУ "1 ОФПС по Иркутской области", Министерство финансов Иркутской области
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Иркутской области