г. Чита |
Дело N А19-9909/08-62 |
"18" декабря 2009 г. |
Дело N А78-5959/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2009 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Лешуковой Т.О., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Григорьевым Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Каларском районе Забайкальского края на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 15 октября 2009 года по делу N А78-5959/2009 по заявлению Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Каларском районе Забайкальского края к индивидуальному предпринимателю Клюнь Анне Игоревне о взыскании финансовых санкций в размере 386 рублей 40 копеек, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по Забайкальскому краю (суд первой инстанции: Сидоренко В.А.),
при участии в судебном заседании:
от ОПФР в Каларском районе Забайкальского края: не было (извещено);
от предпринимателя: не было (извещена);
от ОПФР по Забайкальскому краю: не было (извещено),
установил:
Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Каларском районе Забайкальского края (далее - учреждение, пенсионный фонд) обратился в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю Клюнь Анне Игоревне (далее - предприниматель) о взыскании финансовых санкций в размере 386 рублей 40 копеек.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Забайкальскому краю (далее - ОПФР).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 15 октября 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для привлечения предпринимателя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон о персонифицированном учете).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, учреждение обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на то, что субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 17 Закона о персонифицированном учете, являются и физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы. По мнению заявителя, нарушение установленного пунктом 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 N 318, срока представления обязательных сведений об уплаченных страховых взносах за расчетный период является основанием для привлечения предпринимателя к названной ответственности.
Предпринимателем и ОПФР письменные отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
О месте и времени судебного заседания учреждение, предприниматель и третье лицо извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Учреждением и третьим лицом заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителя.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, должностным лицом Отдела ПФРФ в Каларском районе 8 мая 2009 года составлен акт камеральной проверки N 14 (л.д. 7), в котором зафиксировано, что предпринимателем, как лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, в нарушение пункта 5 статьи 11 Закона о персонифицированном учете сведения за 2008 год о страховых взносах за расчетный период, о страховом номере индивидуального лицевого счета, ФИО, а также копии платежных документов в срок до 1 марта 2009 года в территориальный орган не представлены.
По результатам рассмотрения указанного акта решением от 27 мая 2009 года N 4 (л.д. 8) предприниматель привлечена к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона о персонифицированном учете, за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, в виде штрафа в размере 386 рублей 40 копеек.
В связи с неисполнением предпринимателем в добровольном порядке требования об уплате штрафа от 27 мая 2009 года N 186 (л.д. 10) учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовых санкций.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований пенсионного фонда правильными, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности.
В качестве объективной стороны состава правонарушения предпринимателю вменено непредставление в определенные Законом о персонифицированном учете сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Исходя из абзаца восьмого статьи 1 Закона о персонифицированном учете индивидуальным (персонифицированным) учетом является организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу пятому статьи 1 Закона о персонифицированном учете индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", являются застрахованными лицами - физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.
Закон о персонифицированном учете в подпунктах 1-8 пункта 2 статьи 6 устанавливает: физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в орган Пенсионного фонда Российской Федерации следующие сведения: страховой номер; фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении; дата и место рождения; пол; адрес постоянного места жительства; серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи этих документов; гражданство.
Пункт 1 статьи 10 Закона о персонифицированном учете определяет, что указанные сведения представляются физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, в орган Пенсионного фонда Российской Федерации в следующих случаях:
- при начальной регистрации его для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;
- при первичной регистрации застрахованного лица в качестве страхователя;
- при снятии с учета в качестве страхователя;
- при утрате им страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования в соответствии с пунктом 5 статьи 7 Закона о персонифицированном учете;
- при изменении сведений, предусмотренных подпунктами 2-5 пункта 2 статьи 6 Закона о персонифицированном учете, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете.
Пункт 2 статьи 10 Закона о персонифицированном учете определяет порядок и сроки представления необходимых документов в каждом из названных случаев.
Следовательно, Закон о персонифицированном учете установил для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, исчерпывающие перечень сведений и случаи, при которых они представляются в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона о персонифицированном учете обязанность ежегодно до 1 марта представлять сведения за застрахованных лиц возложена только на страхователя.
Индивидуальный предприниматель может быть отнесен к категории "страхователь" в соответствии с данным Законом только в том случае, если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в силу законодательства Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Однако, как установлено судом первой инстанции, в настоящем деле названные обстоятельства учреждением не доказаны и материалами дела не подтверждены. В апелляционной жалобе каких-либо доводов о наличии у предпринимателя наемных работников не приведено и выводы суда первой инстанции в этой части не опровергнуты. В связи с этим предприниматель к страхователям в смысле, придаваемом данному термину Законом о персонифицированном учете, не относится.
Таким образом, у физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, отсутствует обязанность ежегодно до 1 марта представлять сведения индивидуального (персонифицированного) учета в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Предусмотренная пунктом 5 статьи 11 Закона о персонифицированном учете обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представлять страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования, другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии, не обусловлена каким-либо сроком, следовательно, за нарушение этой обязанности ответственность, установленная частью третьей статьи 17 Закона о персонифицированном учете, неприменима.
Изложенное соответствует правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 сентября 2009 года N 7802/09.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 15 октября 2009 года по делу N А78-5959/2009, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 15 октября 2009 года по делу N А78-5959/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Э.В. Ткаченко |
Судьи |
Т.О. Лешукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-5959/2009
Истец: ОПФР в Каларском районе Забайкальского края, Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Каларском районе Забайкальского края
Ответчик: Клюнь Анна Игоревна
Третье лицо: ОПФР РФ по Забайкальскому краю, Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Забайкальскому краю
Хронология рассмотрения дела:
18.12.2009 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4769/09