г. Красноярск
14 апреля 2011 г. |
Дело N А33-16541/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи Демидовой Н.М.,
судей: Колесниковой Г.А., Первухиной Л.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ахметшиной Г.Н.,
при участии представителей государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ответчика) - Бондаренко И.М., на основании доверенности от 21.12.2010 N 108, паспорта; Овсянникова Ю.В., на основании доверенности от 09.12.2010 N 54, паспорта,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 20 января 2011 года по делу N А33-16541/2010, принятое судьей Федотовой Е.А.,
установил:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Березовский детский сад комбинированного вида N 1" (ОГРН 1022400557486, ИНН 2404009436) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1022402652469, ИНН 2466039624) от 08.10.2010 N 35 "О непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 20 января 2011 года требование удовлетворено. Решение государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 08.10.2010 N 35 "О непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования" признано недействительным, как не соответствующее Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". На государственное учреждение - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав заявителя.
Не согласившись с данным решением, государственное учреждение - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить полностью, отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований, судебные расходы отнести на счет заявителя. В апелляционной жалобе ответчик ссылается на следующие доводы:
- суд первой инстанции применил закон, не подлежащий применению (Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"); указанный закон не применяется при рассмотрении вопроса о зачете расходов страхователя-плательщика единого социального налога (уплата единого социального налога регулировалась главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации, спорные выплаты произведены страхователем в 2007-2009 годах);
- вывод суда первой инстанции о допущении Фондом грубого нарушения процедуры рассмотрения материалов проверки и принятия решения, выразившееся в том, что страхователь был лишен возможности представить свои доводы непосредственно лицу, которое вынесло решение, не соответствует материалам дела; материалы проверки рассматривались с участием представителя муниципального дошкольного образовательного учреждения "Березовский детский сад комбинированного вида N 1" - директора Ереминой Т.Ю., комиссией учтены доводы страхователя, что привело к уменьшению суммы непринятых к зачету расходов;
- протокол о рассмотрении материалов документальной выездной проверки от 30.09.2010 подписан заместителем директора филиала N 2 (Пригородный), исполняющим в тот период времени обязанности директора филиала N 2 (Пригородный), им же принято решение о непринятии к зачету расходов; решение N 35 от 08.10.2010 подписано директором филиала N 2 (Пригородный), который в данный период времени приступил к исполнению своих обязанностей.
В судебном заседании представители ответчика поддержали требования апелляционной жалобы, сослались на изложенные в ней доводы.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Березовский детский сад комбинированного вида N 1", уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копии определения от 09.03.2011 о принятии апелляционной жалоб заявителю, а также путем размещения 09.03.2011 публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: http://www.3aas.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http: www.arbitr.ru/grad/), в судебное заседание своего представителя не направило, отзыв на апелляционную жалобу не представило, ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие представителя заявителя.
Апелляционная жалоба рассматривалась в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Березовский детский сад комбинированного вида N 1" зарегистрировано в качестве юридического лица, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022400557486.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Березовский детский сад комбинированного вида N 1" обратилось в филиал N 2 (Пригородный) государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением на возмещение расходов, в том числе, выплаченных в виде пособия по временной нетрудоспособности работникам по листкам нетрудоспособности, выданным подразделением МУЗ "Березовская ЦРБ" Ермолаевским фельдшерско-акушерским пунктом.
Фондом проведена документальная выездная проверка страхователя, в ходе которой установлено и в акте от 25.08.2010 N 35 с/с закреплено, что листки нетрудоспособности, выданы медицинским учреждением, не имеющим в период их выдачи лицензии на право осуществления медицинской деятельности, в связи с чем, Фондом не приняты к зачету расходы по обязательному социальному страхованию заявителя, в том числе в сумме 2241 рубля 83 копеек (за октябрь 2007 года - 412 рублей 70 копеек, за май 2009 года - 1829 рублей 13 копеек). Акт проверки вручен руководителю учреждения 03.09.2010.
Материалы документальной выездной проверки страхователя рассмотрены заместителем директора Фонда, при участии представителя страхователя. Из протокола рассмотрения материалов документальной выездной проверки страхователя от 30.09.2010 следует, что по результатам рассмотрения материалов проверки Фонд пришел к выводам: исключить из реестра непринятых к зачету листки нетрудоспособности с датой выдачи по 07.07.2007 включительно; вынести решение о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования.
08.10.2010 директором Фонда вынесено решение N 35 "О непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования", согласно которому страхователю отказано в принятии к зачету расходов в сумме 2241 рубля 83 копеек.
Считая, что указанное решение не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы страхователя, муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Березовский детский сад комбинированного вида N 1" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
По смыслу статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом, согласно части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений части 2 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что заинтересованное лицо вправе обжаловать ненормативный акт государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц путем подачи в суд заявления о признании такого акта недействительным.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение о признании ненормативного правового акта недействительным принимается арбитражным судом в том случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о допущении Фондом социального страхования существенных нарушений процедуры рассмотрения материалов проверки и принятия решения.
С 01.01.2010 порядок проведения проверок плательщиков страховых взносов, оформление результатов проверки, и порядок привлечения к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее по тексту - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Учитывая, что проведение проверки и вынесение оспариваемого решение проводилось Фондом социального страхования в период с 25.08.2010 по 08.10.2010, т.е. после вступления в силу указанного Федерального закона, суд первой инстанции при рассмотрении данного дела об оспаривании ненормативного правового акта правомерно применил нормы Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
В соответствии с пунктом 8 статьи 35 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ при проведении выездной проверки по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации орган контроля за уплатой страховых взносов одновременно проводит проверку правильности расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования.
В статье 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрен порядок вынесения органами контроля за уплатой страховых взносов решения по результатам рассмотрения материалов проверки.
Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Пунктами 5 и 6 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что при рассмотрении материалов проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась проверка, документы, представленные в органы контроля за уплатой страховых взносов при проведении камеральных или выездных проверок указанного лица, и иные документы, имеющиеся у органа контроля за уплатой страховых взносов. В ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах; устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом; устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом. Кроме того, руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 8 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
При этом, рассмотрение материалов проверки, возражений страхователя (в случае их представления) и принятие по ним решения органа контроля за уплатой страховых взносов представляет собой единую процедуру, которая завершается принятием руководителем (заместителем руководителя) органа по результатам рассмотрения материалов проверки решения в соответствии с пунктом 8 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Таким образом, из системного толкования вышеуказанных норм следует, что решение должно быть принято должностным лицом отделения Фонда - руководителем или заместителем руководителя, который непосредственно участвовал в рассмотрении материалов проверки.
Из материалов дела следует, что акт документальной выездной проверки страхователя от 25.08.2010 N 35 с/с, возражения страхователя рассмотрены заместителем директора Фонда Журомской Г.М., при участии представителя страхователя - директора Ереминой Т.Ю.
Из протокола рассмотрения материалов документальной выездной проверки страхователя от 30.09.2010 следует, что по результатам рассмотрения материалов проверки Журомская Г.М. пришла к выводу о необходимости принятия решения о непринятии к зачету расходов. Вместе с тем, заместитель директора фонда Журомская Г.М. по итогам рассмотрения материалов проверки решение не вынесла.
Решение N 35 "О непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования" вынесено 08.10.2010 иным должностным лицом - директором фонда Сальниковым Н.А., фактически не принимавшим участия в рассмотрении материалов проверки 30.09.2010, что усматривается из вышеуказанного протокола. При этом, в решении от 08.10.2010 указано, что Сальников Н.А. рассмотрел материалы проверки.
Какая-либо норма права не предусматривает вынесение решения должностным лицом государственного органа, не рассматривавшего материалы проверки.
Нарушение Фондом социального страхования процедуры рассмотрения материалов и вынесения решения повлекло нарушение прав страхователя, выразившееся в необеспечении последнему возможности дать пояснения относительно выводов проверяющих и материалов проверки непосредственно лицу, которое вынесло решение. Данный факт является существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки, и, как следствие, безусловным основанием для признания такого решения недействительным. Данный вывод подтверждается позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.09.2010 N 4903/10.
Довод ответчика о том, что суд первой инстанции применил закон, не подлежащий применению, поскольку Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ не применяется при рассмотрении вопроса о зачете расходов страхователя-плательщика единого социального налога (уплата единого социального налога регулировалась главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации, спорные выплаты произведены страхователем в 2007-2009 годах), отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Суд первой инстанции не применял положения Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ к отношениям, регулирующим уплату единого социального налога. Нормы названного закона применены к процедуре проведения проверки.
Кроме того, до введения в действия Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ процедура рассмотрения материалов проверки регулировалась статьями 100-101 Налогового кодекса Российской Федерации, которые также предусматривали подписание решения тем должностным лицом, который фактически рассматривал материалы проверки.
При изложенных обстоятельствах судом апелляционной инстанции не установлено безусловных процессуальных оснований для отмены решения суда первой инстанции от 20 января 2011 года и для удовлетворения апелляционной жалобы. Таким образом, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение Арбитражного суда Красноярского края от 20 января 2011 года подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
В силу части 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Учитывая, что решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы (государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации). Однако, при подаче апелляционной жалобы государственное учреждение - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины при рассмотрении апелляционной жалобы не понесены.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 20 января 2010 года по делу N А33-16541/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий: судья |
Н.М. Демидова |
Судьи |
Г.А. Колесникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-16541/2010
Истец: МДОУ "Березовский детский сад комбинированного вида N1"
Ответчик: ГУ-Красноярское региональное отделение ФСС РФ, Филиал N2 (пригородный) ГУ-Красноярское региональное отделение ФСС РФ
Хронология рассмотрения дела:
14.04.2011 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-995/11