Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 14 ноября 2006 г. N КА-А40/10872-06
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 7 ноября 2006 г.
Решением Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 30 ноября 2005 г. по делу N 107/341-05 Федеральное агентство морского и речного транспорта признано нарушившим п. 3 ст. 7 Закона РСФСР от 223.03.1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и в его адрес вынесено предписание, которым Федеральное агентство морского и речного транспорта обязано в срок до 01.02.2006 прекратить нарушение вышеуказанного закона путем исключения из Устава Федерального государственного учреждения "Обь-Иртышское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" подпункта 16 п. 3.4, которым данному учреждению разрешено заниматься добычей нерудных строительных материалов, а также в срок до 01.06.2006 проанализировать утвержденные им уставы подведомственных учреждений - бассейновых органов государственного управления на внутреннем водном транспорте на предмет наличия всех положений, позволяющих учреждениям осуществлять хозяйственную деятельность по добыче и реализации нерудных строительных материалов и принять меры по исключению из уставов указанных положений.
Федеральное агентство морского и речного транспорта оспорило решение и предписание антимонопольного органа в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 23 мая 2006 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2006 по делу N А40-12079/06-2-43, в удовлетворении заявленных требований отказано.
При этом судебные инстанции исходили из того, что Федеральное агентство морского и речного транспорта нарушило п. 3 ст. 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках, поскольку включило в Устав ФГУ "Обь-Иртышское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" положений, позволяющих ему совмещать функции органа исполнительной власти с функциями хозяйствующего субъекта.
В кассационном порядке состоявшиеся по делу N А40-17079/06-2-43 судебные акты обжаловали Федеральное агентство морского и речного транспорта и ФГУ "Обь-Иртышводпуть", ставя вопрос об их отмене, ссылаясь на неправильное применение судами норм права.
В жалобах указывается, что судами не учтены положения ст. 7 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", в соответствии с которой не признается нарушением и допускается возможность наделения хозяйствующих субъектов функциями органов власти, в том случае, если такое наделение установлено Законом. В этой связи, по мнению лиц, подавших жалобы, включение в Устав ФГУ "Обь-Иртышводпуть" деятельности по добыче и реализации нерудных строительных материалов, не противоречит антимонопольному законодательству.
В заседании кассационной инстанции доводы кассационной жалобы были поддержаны.
Представитель антимонопольного органа возражал против доводов жалобы, полагая, что судебные акты являются правильными.
Законность решения Арбитражного суда г. Москвы от 23 мая 2006 г. и постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 июля 2006 г. по делу N А40-12079/06-2-43 проверены в кассационном порядке Федеральным арбитражным судом Московского округа. Оснований для их отмены не найдено.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 ст. 7 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" запрещается совмещение функций организаций, наделенных функциями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов.
По настоящему делу судами установлено, что Федеральное государственное учреждение "Обь-Иртышводпуть" учреждено в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1995 N 12 "О преобразовании государственных предприятий водных путей и судоходных каналов Министерства транспорта Российской Федерации в государственные бассейновые управления водных путей и судоходства этого Министерства".
В соответствии с указанным Постановлением Правительства основными функциями государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства Министерства транспорта являются осуществление во взаимодействии с органа исполнительной власти эксплуатации и развития водных путей и гидротехнических сооружений, государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов речного транспорта всех форм собственности по вопросам, отнесенным к компетенции государственных органов.
Распоряжением Правительства РФ от 31.12.04 N 1748-р Обь-Иртышское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства находится в ведении Росморречфлота, Распоряжением которого от 03.03.05 N ВР-42-Р был утвержден Устав ФГУ "Обь-Иртышводпуть".
Согласно п. 3.5 Устава ФГУ "Обь-Иртышводпуть" осуществляет полномочия по согласованию добычи нерудных материалов, а следовательно, является организацией, наделенной функциями органа исполнительной власти.
Комиссией Федеральной антимонопольной службы России, а также и судом установлено, что ФГУ "Обь-Иртышводпуть" является одновременно и хозяйствующим субъектом, осуществляющим предпринимательскую деятельность по добыче нерудных строительных материалов, что закреплено в п. 2.1 Устава.
Кроме того, ведение предпринимательской деятельности подтверждено материалами дела, лицензиями на право проведения дноуглубительных работ в русле реки Иртыш в границах Омской области с попутной добычей и реализацией строительного песка. Учреждение вправе проводить маркшейдерские, перегрузочные и перевозочные работы и т.д.
Эти обстоятельства подтверждены налоговой службой по Омской области и не отрицаются представителями ФГУ "Обь-Иртышводпуть".
Между тем, как предписано ст. 7 Закона "О конкуренции" совмещение функций организаций, наделенных функциями органов исполнительной власти, с функциями хозяйствующих субъектов, - недопустимо.
Комиссией ФАС России, а это подтверждено и при рассмотрении дела, установлено, что совмещая две функции, ФГУ "Обь-Иртышводпуть" совершает действия, ограничивающие конкуренцию на рынке добычи нерудных строительных материалов. Об этом свидетельствуют материалы проверки Омским УФАС соответствующих заявлений хозяйствующих субъектов ООО "Прибой", ООО "Гидротрассервис" и т.д.
При таких обстоятельствах Федеральная антимонопольная службы России правильно приняла решение и вынесла предписание о прекращении ФГУ "Обь-Иртышводпуть" нарушений антимонопольного законодательства.
При разрешении спора судами 2-х инстанций всесторонне и полно рассмотрены все доводы и соображения заявителей, им дана оценка.
Нормы права судами применены правильно, в связи с чем, руководствуясь ст.ст. 284-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 23 мая 2006 года по делу N А40-12079/06-2-43 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 июля 2006 г. N 09АП-8100/2006-АК по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального агентства морского и речного транспорта и ФГУ "Обь-Иртышское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 ноября 2006 г. N КА-А40/10872-06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании