г. Москва |
Дело N А40-33266/08-87-97 |
23 декабря 2010 г. |
N 09АП-13347/2009-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2010 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего-судьи Е.А. Солоповой
Судей Т.Т.Марковой, П.В.Румянцева
при ведении протокола судебного заседания секретарем
судебного заседания Е.А.Чайка
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Открытого акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 03.06.2009
по делу N А40-33266/08-87-97, принятое судьей В.Н.Семушкиной
по заявлению Открытого акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть"
к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1
о признании частично недействительными решений
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Е.И.Чурсина
от заинтересованного лица - А.А.Попков
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Нефтяная компания "Роснефть" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными решений Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - налоговый орган, инспекция, заинтересованное лицо) от 03.03.2008 N 52-02-17/538 "О возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению" в части отказа в возмещении НДС в сумме 148 081 750, 64 руб. за сентябрь 2007 и предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, соответствующие отказу в праве на налоговые вычеты в указанной сумме, а также решения от 03.03.2008 N 52-02-17/539 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, связанные с отказом в праве на налоговый вычет в указанной сумме.
Решением от 03 июня 2009 Арбитражного суда г.Москвы заявителю отказано в удовлетворении требований.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены по апелляционной жалобе общества в порядке ст. 266, 268 АПК РФ, после отмены судом апелляционной инстанции по вновь открывшимся обстоятельствам постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2009 по делу N А40-33266/08-87-97 (с учетом определения Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2009 об исправлении опечатки и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 11.03.2010 N КА-А40/1573-10).
В заседании суда апелляционной инстанции, общество, руководствуясь частью 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявило отказ от своих требований в части признания недействительными решений инспекции от 03.03.2008:
N 52-02-17/538 "О возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению" в части отказа в возмещении налога в размере 70 460 420 руб. и предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, соответствующие отказу в праве на налоговые вычеты в размере 70 460 420 руб. (70 292 984,91 руб.+ 167 435,79 руб.);
N 52-02-17/539 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, связанные с отказом в праве на налоговые вычеты в размере 70 460 420 руб.
На основании статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество просит прекратить производство по делу N А40-33266/08-87-97 в указанной части.
В соответствии с ч. 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец (заявитель) вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска (заявления) полностью.
Суд апелляционной инстанции, при повторном рассмотрении дела, изучив материалы дела, рассмотрев заявление о частичном отказе от заявленных требований, принимая во внимание, что отказ от заявленных требований не противоречит закону, иным нормативно-правовым актам и не нарушает права и интересы других лиц, считает, что заявление общества об отказе от части заявленных требований подлежит удовлетворению. В указанной части решение суда первой инстанции подлежит отмене, а производство по делу-прекращению на основании ст. 150 АПК РФ.
С учетом заявлений общества об отказе от исковых требований в части в размере 70 292 984,91 руб. и 167 435,79 руб. (итого - 70 460 420 руб.), требованиями общества являются:
признать недействительными решения инспекции от 03.03.2008:
N 52-02-17/538 "О возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению" в части отказа в возмещении налога в размере и предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, соответствующие отказу в праве на налоговые вычеты в размере 34 282 841,82 руб.;
N 52-02-17/539 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, связанные с отказом в праве на налоговые вычеты в размере 34 282 841,82 руб.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность решения суда первой инстанции, считает, что требования общества в указанной части являются правомерными, решения налогового органа не соответствуют закону в силу следующих обстоятельств.
1. В расчет суммы НДС в размере 34 282 841, 82 руб., в возмещении которого обществу отказано, налоговым органом дважды включена сумма налога в размере 1 979 374, 20 руб. по счету-фактуре, выставленному ЗАО "Карго процессинг системе" от 31.08.2007 N 00000062.
Суд признает обоснованными доводы общества о том, что при составлении приложения к решениям, налоговым органом допущена техническая ошибка, повлекшая завышение суммы НДС, в возмещении которой обществу отказано.
Так, согласно данным, отраженным в счете-фактуре от 31.08.2007 N 00000062, стоимость оказанных ЗАО "Карго процессинг системе" услуг составила 505 894, 78 долларов США, из них сумма НДС по ставке 18 % - 77 170, 39 долларов США, по курсу доллара США на 31.08.2007 равному 25,6494 руб.
Таким образом, сумма НДС составила 1 979 374, 20 руб. (77 170, 39 х 25, 6494).
Аналогичные обстоятельства подтверждаются выпиской из книги покупок за сентябрь 2007 года.
Вместе с тем, в приложениях к решениям налогового органа и в тексте самих решений, вынесенных по результатам камеральных налоговых проверок уточненных налоговых деклараций N 2, 3, 4, в расшифровку сумм НДС, в возмещении которых отказано налоговым органом, дважды включена сумма НДС в размере 1 979 374, 20 руб.
Таким образом, техническая ошибка налогового органа повлекла необоснованное увеличение суммы НДС на 1 979 374, 20 руб., в возмещении которой обществу отказано.
2. Услуги, счета-фактуры по которым выставлены до оформления Временных грузовых таможенных деклараций (далее - ВГТД) не могут считаться оказанными в отношении товаров, помещенных под таможенный режим экспорта.
Сумма НДС - 8 896 200, 31 руб.
Налоговым органом при вынесении решений от 03.03.2008 N 52-02-17/538 и N 52-02-17/539, отказано в возмещении суммы НДС в размере 8 896 200, 31 руб. по счетам-фактурам, выставленным:
ЗАО "НефтеТрансСервис" на сумму 37 232, 28 руб.,
ЗАО "ТНП-ТРАНСКОМ" на сумму 19 851, 30 руб.,
ЗАО "ЮКОС РМ" на сумму 594 253, 63 руб.,
ЗАО "Юкос-Транссервис" на сумму 2 139 612, 53 руб.,
ОАО "Новая перевозочная компания" на сумму 51 917, 49 руб.,
ОАО "АК "Транснефтепродукт" на сумму 8 997,73 руб.,
ОАО "АК "Транснефть" на сумму 447 625, 12 руб.,
ОАО "Совфрахт" на сумму 2 110, 46 руб.,
ООО "Дальнефтетранс" на сумму 1 051 152, 41 руб.,
ООО "Трансойл" на сумму 4 309 000, 02 руб.,
ОАО "РН-Архангельскнефтепродукт" на сумму 234 447, 34 руб.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги).
Согласно правовой позиции ВАС РФ, изложенной по делу N А40-24783/08-141-79, для определения подлежащей применению ставки налога на добавленную стоимость необходимо соотносить момент оказания услуги и помещение товара под таможенный режим экспорта. При этом момент оказания услуги следует определять по датам актов приема-сдачи нефти в пунктах отправления и в пунктах назначения.
Представитель общества пояснил, что в связи с постоянным характером отгрузок товара для транспортировки, обществом и организациями-поставщиками транспортных услуг был установлен порядок документального оформления, согласно которому, счет-фактура составляется по итогам месяца, в котором оказывались услуги по транспортировке товара (пункт 4.5 договора от 22.12.2004 N ЮТС/459/2004/0000705/0013Д с ЗАО "Юкос-Транссервис").
Возможность применения указанного порядка в отдельных отраслях, связанных с непрерывными долгосрочными поставками в адрес одного и того же покупателя, такими, как непрерывный отпуск товаров и оказание услуг по транспортировке одним и тем же покупателям электроэнергии, газа, нефти и т.п. подтверждается письмом МНС России от 21.05.2001 N ВГ-6-03/404.
Согласно изложенному порядку, счет-фактура составляется после фактического оказания услуги, соответственно, дата оформления счета-фактуры всегда априори будет позднее даты актов приема-сдачи транспортируемого товара.
В соответствии с изложенным, счета-фактуры, которые выставлены до даты оформления ВГТД, не подпадают по действие подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ и по ним подлежит применению ставка НДС 18 процентов.
3. Нефть и нефтепродукты, транспортируемые до морских портов в целях последующего вывоза морским транспортом за пределы таможенной территории Российской Федерации, не рассматриваются как товары, помещенные под таможенный режим экспорта, до момента их предъявления таможенному органу в морском порту.
Сумма НДС по данному вопросу составляет 16 612 694, 47руб., из них: по счетам-фактурам, выставленным ОАО "АК "Танснефть" на сумму 8 077 972, 18 руб.;
по счетам-фактурам, выставленным ООО "Импэкс-Плюс" на сумму 3 123 604,37 руб.;
по счетам-фактурам, выставленным ОАО "Новая перевозочная компания" на сумму 3 руб.;
по счетам-фактурам, выставленным ООО "РН-Архангельскнефтепродукт" на сумму 4 230 359, 14 руб.;
по счетам-фактурам, выставленным ОАО "РН - Краснодарнефтегаз" на сумму 45 048, 72 руб.;
по счетам-фактурам, выставленным ООО "Транссервис" на сумму 351, 57 руб.;
по счетам-фактурам, выставленным ООО "Триэрсервис" (правопреемник - ООО "Авиакомпания "Эрлайнс Сити") на сумму 73 489, 27 руб.;
по счетам-фактурам, выставленным ЗАО "ЮКОС РМ" на сумму 1 061 866,22 руб.
В данном случае, часть услуг, оказанных обществу третьими лицами, была связана с транспортировкой нефти и нефтепродуктов железнодорожным и трубопроводным транспортом до российских морских припортовых терминалов с целью их последующего вывоза с территории Российской Федерации морским транспортом.
Приказом Федеральной таможенной службы от 24.08.2006 N 800 "О местах декларирования отдельных видов товаров" (далее - Приказ N 800) определены места декларирования товаров, классифицируемых в товарных позициях 2709 и 2710 ТН ВЭД России (далее - товары) и вывозимых с таможенной территории Российской Федерации морским транспортом (включая случаи перевалки (перегрузки) товаров с речных судов на морское судно) - таможенные органы, в регионе деятельности которых осуществляется погрузка товаров на морское судно, убывающее с таможенной территории Российской Федерации.
В отношении применения указанного приказа Федеральной таможенной службой в письме от 24.12.2008 N 01-09/54911 были даны следующие разъяснения:
По мнению ФТС России, нефть и нефтепродукты, декларируемые в соответствии с приказом ФТС России от 24 августа 2006 года N 800 и перевозимые по территории Российской Федерации железнодорожным транспортом до российских морских припортовых терминалов в целях последующего вывоза морским транспортом за пределы территории Российской Федерации, не рассматриваются как товары, помещенные под таможенный режим экспорта, до момента их предъявления таможенному органу, которому осуществлялось декларирование.
Аналогичная позиция высказана в более раннем письме ФТС России от 28.12.2006 N 01-18/46684. Также данная позиция была высказана Минфином России в письме от 17.02.2009 N03-07-15/20.
Суд апелляционной инстанции признает правомерными доводы общества о том, что положения, установленные Приказом N 800, распространяются на товары, вывозимые с таможенной территории Российской Федерации морским транспортом, вне зависимости от того, каким транспортом осуществлялась доставка товара до морского порта, что и было подтверждено в письме ФТС России от 28.12.2006 г. N 01-18/46684.
В письме Минфина России от 22.06.2010 г. N 03-07-08/184 указано, что Приказ N 800 в равной степени распространяется как на железнодорожную, так и на трубопроводную транспортировку.
Таким образом, применение обществом ставки 18 % по услугам, оказанным третьими лицами и связанными с транспортировкой нефти и нефтепродуктов железнодорожным и трубопроводным транспортом до российских морских припортовых терминалов, является правомерным.
Указанная позиция была подтверждена Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 20.04.2010 N 17977/09, в котором указывается, что наличие только временных периодических таможенных деклараций, представленных таможенному органу, определенному приказом N 800, не обеспечивает надлежащего таможенного контроля за товарами до их прибытия на таможенный пост, в регионе деятельности которого осуществляется погрузка товаров на морское судно, убывающее с таможенной территории Российской Федерации. Таможенные органы при указанном декларировании нефтепродуктов, вывозимых из Российской Федерации судами торгового мореплавания, не требуют представления железнодорожных накладных и иных документов, подтверждающих перевозку товаров по территории Российской Федерации, и не проставляют на них отметок, разрешающих и подтверждающих вывоз товаров из Российской Федерации.
Содержащееся в постановлении ВАС РФ толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Тот факт, что транспортируемый товар впоследствии был вывезен за пределы территории Российской Федерации морским транспортом, подтверждается сведениями, отраженными в грузовых таможенных декларациях.
Согласно Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации, утвержденной приказом Федеральной таможенной службы от 11.08.2006 N 762, в графе 25 грузовой таможенной декларации проставляется код вида транспорта на границе. В соответствии с Классификатором видов транспорта и транспортировки товара, установленных в Приложении N 3 к приказу Федеральной таможенной службы от 21.08.2007 N 1003 морскому транспорту соответствует код "10".
Например, оспариваемыми решениями обществу отказано в возмещении НДС по услугам перекачки нефти и диспетчеризации, оказанным ОАО "АК "Транснефть" на основании счетов-фактур от 31.07.2007 N 07-17/07525 и от 31.07.2007 N07/17/07532; по услугам хранения и перевалки нефти оказанным ООО "РН-Архангельскнефтепродукт" на основании счета-фактуры от 31.07.2007 N000010. Все счета-фактуры выставлены последней датой месяца-31.07.2007 и включают в себя весь объем услуг, оказанных в течение месяца - в период с 01.07.2007 по 31.07.2007.
Оказанные транспортные услуги являются этапами смешанной транспортировки до морского порта г. Мурманска в целях исполнения условий FOB Мурманск экспортного контракта с компанией "Уотервей петролеум лтд".
Таможенное оформление экспортируемой нефти осуществлялось на стадии накопления коносаментных партий в плавучем нефтехранилище "Белокаменка" таможенным постом в морском порту г. Мурманск Мурманской таможни.
Таким образом, до доставки нефти в г. Мурманск нефть еще не была помещена под таможенный режим экспорта.
Соответственно, ОАО "АК "Транснефть" и ООО "РН-
Архангельскнефтепродукт" оказывали транспортные услуги до помещения нефти под таможенный режим экспорта. ОАО "АК "Транснефть" осуществляло перекачку нефти с месторождения до резервуаров в Приводино. ООО "РН-Архангельскнефтепродукт" осуществляло хранение нефти и перевалку в железнодорожные цистерны.
ООО "Трансойл" обеспечивало доставку нефти железной дорогой в Архангельск (счет-фактура от 31.07.2007 N ОР00000598) (Том 10 л.д. 82).
На отдельные партии доставленной в Мурманск нефти 25.07.2007 была выпущена временная ГТД 10207050/250707/0002398 (Том 9 л.д. 83). К моменту помещения под таможенный режим товары были доставлены в г. Мурманск, а транспортные услуги в отношении указанной партии, соответственно, окончены до ее помещения под таможенный режим. При этом стоимость услуг была отражена в счетах-фактурах, датированных 31.07.2007.
4. Услуги по транспортировке товара или связанные с ней услуги, начало оказания которых предшествует оформлению ВГТД, не могут считаться оказанными в отношении товаров, помещенных под таможенный режим экспорта.
Сумма НДС по данному вопросу составила - 1 422 133, 85 руб. и приходится на счета-фактуры, выставленные ЗАО "ЮКОС РМ".
Положения главы 21 НК РФ указывают на то, что дата оказания услуги и дата выставления счета - фактуры по ее реализации могут не совпадать.
В соответствии с пунктом 3 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав выставляются соответствующие счета - фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Суд апелляционной инстанции признает обоснованными доводы общества о том, что инспекция не учитывает, что счета - фактуры, выставленные в адрес общества оформляются не чаще одного раза в месяц (по итогам месяца), тогда как данные услуги оказываются практически ежедневно.
Таким образом, сопоставление инспекцией дат счетов-фактур с датами временных таможенных деклараций, не может подтверждать, что товар был помещен под таможенный режим экспорта до начала транспортировки.
Такие выводы инспекции в данной части противоречат позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 10.11.2009 N 10834/09.
5. Услуги, оказанные ЗАО "ЮКОС РМ" не подпадают под действие подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
Сумма НДС по данному вопросу составляет - 4 559 680,01 руб., из них:
2 075 679, 94 руб. - приходится в представленном расчете (акте сверки) на сумму НДС, "начало оказания услуги при смешанной транспортировке при пересечении границы ж/д транспортом после ВГТД";
1 422 133, 85 руб. - приходится в представленном расчете (акте сверки) на сумму НДС, "начало оказания услуги при смешанной транспортировке при пересечении границы ж/д транспортом до ВГТД";
1 061 866, 22 руб. - приходится в представленном расчете (акте сверки) на сумму НДС, "услуга оказана при смешанной транспортировке до порта".
Из материалов дела следует, что согласно договору об оказании услуг от 31.12.04 N 0000605/0001Д, подписанному обществом с ЗАО "ЮКОС РМ", обществу оказывались услуги управленческого характера, связанные с информационным обслуживанием и координацией действий нефтеперерабатывающих предприятий по вопросам отгрузки и транспортировки произведенной продукции.
Следовательно, данные услуги не могут быть квалифицированы в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в данной норме перечислены работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги) и не связаны непосредственно с перевозкой товаров. В указанной норме Налогового кодекса Российской Федерации речь идет о работах (услугах), которые оказываются непосредственно в отношении товаров и подразумевают их перемещение исполнителем услуг, подрядчиком работ.
В данном случае, ЗАО "ЮКОС РМ" оказывало услуги управленческого и информационного характера, непосредственно не вывозило товар на экспорт.
Таким образом, оплата услуг ЗАО "ЮКОС РМ" производилась на основании счетов-фактур, правомерно выставленных с указанием ставки налога на добавленную стоимость 18 %., что согласуется с правовой позицией ВАС РФ, изложенной в определении от 14.08.2008 N 9796/08.
Представитель общества пояснил, что поскольку выделить услуги, оказанные ЗАО "ЮКОС РМ", к экспортному товару и к товару, поставляемому на внутренний рынок не представляется возможным, распределение налоговых вычетов по НДС производилось обществом в соответствии с Учетной политикой общества от 29.12.2006 N 429.
На основании пункта 3 статьи 172, пункта 1 статьи 171 и статьи 176 НК РФ суммы налога, предъявленные обществу при приобретении товаров (работ, услуг), использованных при производстве продукции, реализации товаров (работ, услуг), распределяются в соответствии с направлением реализации продукции, товаров (работ, услуг) на внутренний рынок и экспорт и возмещаются из бюджета:
в доле, приходящейся на внутренний рынок;
в доле, приходящейся на экспорт, при условии 100% поступления выручки на счета общества и предоставления в налоговые органы полного пакета документов, подтверждающих факт отгрузки продукции, товаров (работ, услуг) на экспорт.
Отражение расходов на соответствующем субсчете ("НДС расходы на продажу отгруженный/подтвержденный") возможно лишь при подтверждении экспорта нефти и нефтепродуктов (получения полного пакета документов, в соответствии с положениями ст. 165 НК РФ).
Учетная политика общества предусматривает пропорциональный метод определения доли НДС, приходящейся на внутренний рынок и на экспорт.
В рамках проведения камеральных проверок налоговых деклараций по ставке 0 % заявителем представлены инспекции таблицы - расчеты налоговых вычетов, в которых суммы входного НДС соотнесены с экспортными поставками в разрезе каждой ГТД. Согласно учетной политике такое соотнесение может быть основано как на непосредственной связи оказанной услуги с реализацией товаров на экспорт, так и на пропорциональном методе отнесения налоговых вычетов, соответственно, представляемые обществом расчеты налоговых вычетов с соотнесением по ГТД могут включать информацию по НДС, предъявленному за транспортировку товаров для реализации на внутреннем рынке, который был соотнесен с реализацией на экспорт по той или иной ГТД исключительно на основании арифметической пропорции.
6. Услуги, оказанные организациями ООО "Даэрс-финанс" и ЗАО "Карго процессинг системе", не подпадают под действие подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
Общая сумма НДС по данному вопросу составляет 3 296 759, 05 руб., в том числе: услуги, оказанные ООО "Даэрс-финанс" - 851 656, 97 руб., услуги, оказанные ЗАО "Карго процессинг системе" - 2 445 102, 08 руб.
ООО "Даэрс-финанс" по договору от 24.09.2004 N 000704/1405Д оказывало услуги по таможенному оформлению товара.
ЗАО "Карго процессинг системе" по договору от 30.07.2003 N 0000703/1348Д оказывало услуги таможенного брокера.
Деятельность таможенного брокера по совершению таможенных операций от имени и по поручению декларанта (иного лица, на которое возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации) согласно нормам таможенного и гражданского законодательства носит характер посреднической деятельности (подпункт 17 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 971, пункт 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложению по ставке 0 % подлежат услуги по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
Согласно положениям статей 1005-1008 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала; принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленном в агентском договоре; в ходе исполнения агентского договора агент обязан представлять принципалу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором. Из чего следует, что, агент самостоятельно не оказывает услуг, подобных перевозке, транспортировке, организации, и т.д., а выступает лишь посредником.
В соответствии с пунктом 1 статьи 156 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров. Следовательно, в данном случае организация не оказывает услуг, связанных с транспортной экспедицией.
Кроме того, согласно письму Минфина России от 21.03.2006 N 03-04-07/04 услуги, оказываемые на основе агентских договоров, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке 18% независимо от того, по какой ставке налога облагаются услуги, оказанные при содействии агента.
Более того, ФНС России в письме от 22.01.2009 N ММ-22-3/53 "О порядке налогообложения НДС услуг, оказанных таможенным брокером" (согласовано с Минфином России письмом от 12.12.2008 N 03-07-15/184) указало, что услуги таможенного брокера относятся к посредническим услугам, а положениями подпунктов 2 и 3 пункта 1 статьи 164 НК РФ не предусмотрено применение налоговой ставки в размере 0 % в отношении операций по реализации посреднических услуг. В связи с этим на основании пункта 3 статьи 164 НК РФ реализация таких услуг, в частности, услуг по таможенному оформлению, подлежит налогообложению НДС по ставке - 18%.
В письме ФНС России от 06.07.2007 N ШТ-6-03/534@ "О налогообложении налогом на добавленную стоимость операций по реализации услуг, оказанных таможенным брокером" (согласовано с Минфином письмом от 22.05.2007 N03-07-15/75) также указано: "услуги, оказанные таможенным брокером (декларирование товаров и транспортных средств, представление таможенным органам документов и дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей, представление таможенным органам декларируемых товаров, совершение иных действий, необходимых для таможенного оформления и таможенного контроля), не относятся к комплексу услуг, оказанных в отношении товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации (ввозимых на ее территорию). В связи с этим на основании пункта 3 статьи 164 Налогового кодекса реализация таких услуг подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке 18 процентов".
Аналогичный вывод изложен в письмах Минфина России от 01.07.2008 N 03-07-08/163, от 01.07.2008 N 03-07-08/163.
Согласно п. 5 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, отсутствуют основания для обложения услуг, оказанных ООО "Даэрс-финанс" и ЗАО "Карго процессинг системе" по налоговой ставке 0 %, что согласуется с правовой позицией
Для применения ставки 0 % необходимо соблюдение требований статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 165 НК РФ документы для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 % при выполнении работ (оказании услуг), предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, представляются налогоплательщиками в срок не позднее 180 календарных дней со дня проставления на перевозочных документах отметки таможенных органов, свидетельствующей о помещении товаров под таможенный режим экспорта.
Если по истечении 180 календарных дней налогоплательщик не представил документы, операции по реализации работ (услуг) подлежат налогообложению по налоговой ставке 18 %.
Таким образом, в случае применения к оказанным транспортным услугам налоговой ставки 0 % невозможность представления организациями, оказывающими транспортные услуги собственнику нефти и нефтепродуктов, подтверждающих документов в течение 180 дней влечет необходимость исчисления налога на добавленную стоимость по налоговой ставке 18 %.
На основании вышеизложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению в части признания недействительными решений инспекции от 03.03.2008:
N 52-02-17/538 "О возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению" в части отказа в возмещении налога в размере и предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, соответствующие отказу в праве на налоговые вычеты в размере 34 282 841,82 руб.;
N 52-02-17/539 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, связанные с отказом в праве на налоговые вычеты в размере 34 282 841,82 руб.
Судебные расходы распределяются судом в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ч.5 ст. 49, 62, 110, 150, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.06.2009 по делу N А40-33266/08-87-97 отменить.
Принять отказ Открытого акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть" к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от заявленных требований в части признания недействительными решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 03.03.2008:
N 52-02-17/538 "О возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению" в части отказа в возмещении налога в размере 70 460 420 руб. и предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, соответствующие отказу в праве на налоговые вычеты в размере 70 460 420 руб.;
N 52-02-17/539 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, связанные с отказом в праве на налоговые вычеты в размере 70 460 420 руб.
Производство по делу в указанной части прекратить. Признать недействительными решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 03.03.2008:
N 52-02-17/538 "О возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению" в части отказа в возмещении налога в размере и предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, соответствующие отказу в праве на налоговые вычеты в размере 34 282 841,82 руб.;
N 52-02-17/539 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, связанные с отказом в праве на налоговые вычеты в размере 34 282 841,82 руб.
Взыскать с Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в пользу Открытого акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть" 4 000 рублей расходов по госпошлине по заявлению и 1 000 рублей расходов по госпошлине по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий |
Е.А. Солопова |
Судьи |
Т.Т.Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-33266/08-87-97
Истец: ОАО "Нефтяная компания "Роснефть"
Ответчик: МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
Хронология рассмотрения дела:
18.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КА-А40/266-11
23.12.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-27772/10
30.07.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8908/10
11.03.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КА-А40/1573-10
01.12.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-13347/2009