г. Тула
11 апреля 2011 г. |
Дело N А09-15350/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2011 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Игнашиной Г.Д.,
судей Полынкиной Н.А., Дорошковой А.Г.,
по докладу судьи Игнашиной Г.Д.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Принеслик И.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Транс-авто" и апелляционную жалобу Департамента промышленности, транспорта и связи Брянской области
на решение Арбитражного суда Брянской области
от 03.02.2011 по делу N А09-15350/2008 (судья А.А.Черняков)
по заявлению ИП Ешиной Т.А.
к Департаменту промышленности, транспорта и связи Брянской области,
3-и лица: администрация Кокинского сельского поселения, Управление ФАС России по Брянской области, ООО "Транс-авто"
о признании незаконными действий,
при участии:
от заявителя: Коломоец А.Д. адвокат,
от ответчика: Садовского Г.Н. по доверенности,
от ООО "Транс-авто": Фанаевой Е.В. по доверенности,
от остальных 3-х лиц: не явились, извещены надлежаще,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Ёшина Таисия Анатольевна (далее -Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Департаменту промышленности, транспорта и связи Брянской области (далее - Департамент) о признании незаконными действий по объявлению открытого конкурса на оказание услуг по осуществлению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями коммерческих маршрутных перевозок автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении на территории Брянской области по маршруту N 107 "Брянск-Кокино-Брянск".
Решением Арбитражного суда Брянской области от 03.02.2011 требования удовлетворены.
Департамент и ООО "Транс-авто" (далее - Общество) обжаловали решение суда в апелляционном порядке и просят это решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей, суд апелляционной инстанции полагает, что имеются основания для отмены решения суда первой инстанции в силу п.4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ.
Как установлено судом, Предприниматель осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автотранспортом по территории Российской Федерации на основании лицензии ВА N 176366.
26.11.2008 Департаментом в газете "Брянский перекресток" (N 47) опубликовано объявление о проведении 09.01.2009 конкурса по маршруту N 107 "Брянск-Кокино".
28.11.2008 года сообщение о проведении 15.01.2010 открытого конкурса на маршрут N 107 "Брянск-Кокино" размещено на Интернет-сайте администрации Брянской области.
03.12.2008 в газете "Брянский перекресток" (N 48) опубликовано сообщение о признании недействительным объявления о проведении конкурса по маршруту 107 "Брянск-Кокино", опубликованного 26.11.2008 в газете "Брянский перекресток" N 47.
15.01.2009 Департаментом проведен конкурс на оказание услуг по осуществлению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями коммерческих маршрутных перевозок автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении на территории Брянской области по маршруту N 107 "Брянск-Кокино" с отправлением от автовокзала г. Брянск.
Победителем конкурса признано ООО "Транс-Авто", с которым заключен договор на осуществление перевозки пассажиров по маршруту N 107К.
Полагая, что действия Департамента по объявлению открытого конкурса на право заключения договора на выполнение пассажирских перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярного сообщения не соответствуют законодательству, нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности ввиду отсутствия возможности своевременно представить комплект документов, необходимый для участия в конкурсе, в установленный срок, Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании действий по объявлению конкурса незаконными.
Удовлетворяя заявленные требований, суд первой инстанции исходил из того, что действия Департамента по объявлению конкурса не соответствуют закону, так как объявление о проведении конкурса фактически было размещено только в сети Интернет, что ограничило круг лиц, которые могли участвовать в конкурсе.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с решением суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ст. 13 ГК РФ, п.2 ст. 29, ст.ст. 198, 201 АПК РФ основанием для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным является одновременная совокупность двух условий, а именно: несоответствие оспариваемого акта закону и нарушение этим актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" организация транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В силу пунктов 2, 3 постановления администрации Брянской области от 18.04.2007 N 274 "Об организации коммерческих маршрутных перевозок пассажирским автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении на территории Брянской области" (действовавшего в спорный период) уполномоченным органом, осуществляющим организацию, регулирование и контроль регулярных пассажирских перевозок, является Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области. На Департамент с учетом возникающей потребности в регулярных пассажирских перевозках возложена обязанность по обеспечению организации и проведению конкурсов на право заключения договора на выполнение пассажирских перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом на территории Брянской области.
Пунктом 4.2. Положения о порядке проведения конкурса на осуществление коммерческих маршрутных пассажирских перевозок в межмуниципальном сообщении на территории Брянской области, утвержденного постановлением администрации Брянской области от 18.04.2007 года N 274 (далее - Положение), определено, что уполномоченный орган принимает решение о дате, месте и времени проведения конкурса, а также информирует о его проведении путем публикации извещения в установленном законом порядке.
Судом установлено, что извещение о проведении конкурса на маршрут N 107 "Брянск-Кокино" опубликовано в газете "Брянский перекресток" от 26.11.2008 со сроком проведения 09.01.2009.
28.11.2008 на сайте администрации Брянской области также размещено извещение о проведении конкурса на маршрут N 107 "Брянск-Кокино" уже со сроком проведения 15.01.2008.
Впоследствии в газете "Брянский перекресток" от 03.12.2008 размещено объявление о признании недействительным извещения о проведении конкурса на маршрут, в том числе N 107 "Брянск-Кокино".
Вместе с тем, поскольку место публикации извещения о времени и месте проведения открытого конкурса законодательно не определено, то обстоятельство, что объявление фактически не опубликовано в печатных изданиях, не может быть положено в основу вывода о незаконности действий по объявлению конкурса.
Суд апелляционной инстанции считает, что размещение объявления в сети Интернет на официальном общедоступном сайте органа государственной власти достаточно для информирования о нем широкого круга заинтересованных лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность и профессионально занимаются перевозками, то есть в любом случае должны иметь возможность для доступа к таким образом размещенной информации.
Суд апелляционной инстанции также не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что утверждение паспорта автобусного маршрута N 107 позднее даты объявления аукциона свидетельствует о незаконности действий ответчика по объявлению конкурса.
Согласно п. 5.6 Положения победители конкурса получают от уполномоченного органа заверенную копию паспорта (схемы) маршрута, действительную на срок действия договора.
В силу п. 2.1 типового договора, форма которого утверждена постановлением администрации Брянской области от 18.04.2007 N 274, заказчик обязуется обеспечивать исполнителя нормативной документацией, методическими рекомендациями по организации пассажирских перевозок, изменениями и дополнениями в Правила организации пассажирских перевозок, другой документацией, включая паспортную.
То есть паспорт маршрута является технической документацией, передаваемой победителю конкурса, но не основанием для проведения конкурса и какие-либо его недостатки не могут свидетельствовать о незаконности проведения аукциона.
При этом какого-либо нормативного правового акта, устанавливающего обязанность ответчика включать утвержденный паспорт маршрута в состав аукционной документации, не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые действия законодательству не противоречат.
Также апелляционная инстанция полагает, что действия Департамента не нарушают прав и законных интересов заявителя в экономической сфере.
Судом установлено, что Предпринимателю было известно о проведении конкурса и он подавал заявку на участие в указанном конкурсе.
Конкурс носит открытый характер, в нем вправе был принять участие любой перевозчик, имеющий лицензию на право осуществления перевозки пассажиров.
Оспариваемыми действиями Департамента никому из претендентов не предоставлялось каких-либо преимуществ и никому из претендентов не устанавливалось каких-либо ограничений для участия в данном конкурсе. Таким образом, каждый из перевозчиков имел равные возможности для участия в конкурсе. Предприниматель свое право на участие в объявленном конкурсе реализовал, о чем свидетельствует подача им заявки на участие в конкурсе, с условиями проведения которого он был ознакомлен. Таким, образом, нарушение каких-либо прав заявителя действиями Департамента по объявлению конкурса судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые действия не нарушают прав и законные интересы заявителя в экономической сфере.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, а требования заявителя - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 03.02.2011 по делу N А09-15350/2008 отменить.
В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Ёшиной Таисии Анатольевны о признании незаконными действий Департамента промышленности, транспорта и связи Брянской области по объявлению открытого конкурса на оказание услуг по осуществлению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями коммерческих маршрутных перевозок автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении на территории Брянской области по маршруту N 107 "Брянск-Кокино-Брянск" отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Г.Д. Игнашина |
Судьи |
А.Г. Дорошкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-15350/2008
Истец: Ёшина Таисия Анатольевна, Представитель истца: Яковленко Александр Владимирович
Ответчик: Департамент промышленности , транспорта и связи Брянской области
Третье лицо: Администрация Кокинского сельского поселения, Управление Федеральной антимонопольной службы по Брянской области, ООО "Транс-Авто"