г. Киров
14 апреля 2011 г. |
Дело N А82-11677/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2011 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Лобановой Л.Н., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Печенкиной Ю.А.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Переславле-Залесском и Переславском муниципальном районе Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 26.01.2011 по делу N А82-11677/2010, принятое судом в составе судьи Розовой Н.А.,
по заявлению открытого акционерного общества "Ярославльоблгаз" (ИНН: 7604012347; ОГРН: 1027600677554)
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Переславле-Залесском и Переславском муниципальном районе Ярославской области (ИНН: 7608009722; ОГРН: 1027601050443)
о признании недействительным решения от 27.07.2010 N 086 011 10 РК 0000147,
установил:
открытое акционерное общество "Ярославльоблгаз" обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Переславле-Залесском и Переславском муниципальном районе Ярославской области от 27.07.2010 N 086 011 10 РК 0000147.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 26.01.2011 заявленные требования удовлетворены.
Управление Пенсионного фонда с принятым решением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
Заявитель в апелляционной жалобе указывает, что плательщиком страховых взносов (Филиалом ОАО "Ярославльоблгаз" Трест "Переславльрайгаз") нарушен срок представления расчета по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование (РСВ-1) за 1 квартал 2010 года; на акт камеральной проверки уточненного расчета (первоначальный расчет представлен с ошибками) возражения страхователем не были представлены; страхователь добровольно уплатил штраф за рассматриваемое нарушение на основании выставленного требования, то есть признал свою вину; указанное структурное подразделение Общества было зарегистрировано в Управлении Пенсионного фонда как страхователь.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором не согласно с доводами Управления Пенсионного фонда, просит решение суда оставить без изменения.
Стороны надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, Общество известило о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, филиалом ОАО "Ярославльоблгаз" - трестом по эксплуатации газового хозяйства "Переславльрайгаз" 29.04.2010 по почте направлен в Управление Пенсионного фонда расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (форма РСВ-1) за 1 квартал 2010 года (листы дела 39-44 (конверт)).
23.06.2010 филиалом Общества представлен уточненный расчет (форма РСВ-1) за 1 квартал 2010 года (лист дела 47).
Управление Пенсионного фонда провело камеральную проверку указанного уточненного расчета, в ходе которой не установило нарушений законодательства о страховых взносах. Результаты проверки зафиксированы в акте от 23.06.2010 N 08601130000233, которым предлагается привлечь филиал Общества к ответственности за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (листы дела 12-14).
По результатам рассмотрения указанного акта начальник Управления Пенсионного фонда принял решение от 27.07.2010 N 086 011 10 РК 0000147 о привлечении филиала ОАО "Ярославльоблгаз" - треста по эксплуатации газового хозяйства "Переславльрайгаз" к ответственности по пункту 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в виде штрафа в сумме 79 539 рублей 10 копеек (листы дела 7-11).
Не согласившись с решением Управлением Пенсионного фонда, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования Общества, Арбитражный суд Ярославской области руководствовался статьями 2, 5, 34, 38, 39, пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и исходил из того, что решение вынесено не в отношении плательщика страховых взносов - организации, а в отношении ее структурного подразделения, не являющегося юридическим лицом; актом не установлено нарушений законодательства о страховых взносах; филиал привлечен к ответственности за несвоевременное представление уточненного расчета, за что действующим законодательством ответственность не предусмотрена; Управлением Пенсионного фонда не представлено безусловных докзательств направления заявителем расчета позднее 29.04.2010.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
На основании пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
а) организации;
б) индивидуальные предприниматели;
в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
В пункте 1 статьи 2 Федерального закона определено, что организациями являются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 9 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ (в действующей на момент представления расчета редакции) плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На основании пункта 2 статьи 17 Федерального закона N 212-ФЗ при обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов вправе внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, представленный после истечения установленного срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, не считается представленным с нарушением срока.
В пункте 2 статьи 34 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Пунктом 3 названной статьи установлено, что если камеральной проверкой выявлены ошибки в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных плательщиком страховых взносов, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов, и полученным в ходе контроля, об этом сообщается плательщику страховых взносов с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Согласно статье 38 Федерального закона N 212-ФЗ в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В соответствии с пунктом 9 статьи 39 Федерального закона N 212-ФЗ в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей настоящего Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
Пунктом 1 статьи 46 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета в виде взыскания штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
Как видно из материалов дела, Общество представило в Управление Пенсионного фонда расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (по форме РСВ-1) за 1 квартал 2010 года 29.04.2010, то есть своевременно, в установленный Федеральным законом N 212-ФЗ срок. Данное обстоятельство подтверждается указанным расчетом от 16.04.2010, сопроводительным письмом от 29.04.2010 N 222 о направлении указанного расчета в Управление Пенсионного фонда, выпиской из журнала исходящей корреспонденции и копией почтового конверта с отметкой почты о его направлении 29.04.2010 (листы дела 39, 40, 44, 74).
Доказательств того, что расчет от 16.04.2010 представлялся Обществом в Управление Пенсионного фонда иным способом (не почтой, народно, иным способом, который бы опровергал направление Обществом расчета почтой 29.04.2010), не имеется.
В обоснование своей позиции Управлением Пенсионного фонда не представлено достаточных доказательств того, что указанный расчет был направлен Обществом в Управление Пенсионного фонда позднее установленного законом срока; также не доказан факт совершения записи в журнале исходящей корреспонденции Общества более поздним числом; входящий штамп Управления Пенсионного фонда (07.06.2010) на сопроводительном письме Общества и указанном расчете (листы дела 39, 40) в отсутствие иных доказательств не может являться надлежащим доказательством нарушения Обществом сроков представления расчета. Также подлежит отклонению ссылка Управления Пенсионного фонда на журнал регистрации телефонограмм, поскольку он не подтверждает факт несвоевременного представления расчета.
Кроме того, Управление Пенсионного фонда проводило камеральную проверку уточненного расчета, представленного Обществом 23.06.2010, что отражено в акте камеральной проверки и оспариваемом решении Управления Пенсионного фонда.
Из требования Управления Пенсионного фонда от 22.06.2010 N 086 011 10 ЗП 0000598 (лист дела 45) о представлении необходимых пояснений или внесении соответствующих исправлений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам не видно, что первичных расчет не был Обществом представлен, не понятно какие именно ошибки допущены в первичном расчете и какая корректировка требуется. Представленный Обществом уточненный расчет не содержит расхождений с первичным расчетом в суммах начисленных и уплаченных страховых взносов за 1 квартал 2010 года, а лишь дополнен разделом 5 "Сведения о состоянии задолженности (переплаты) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование". Следовательно, не правомерно считать датой представления расчета дату представления Обществом уточненного расчета; проверяемый Управлением Пенсионного фонда расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, представленный Обществом 23.06.2010, являлся уточненным расчетом.
При этом уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, представленный после истечения установленного срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, не считается представленным с нарушением срока.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии в действиях Общества состава вменяемого правонарушения (непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, как указано в оспариваемом решении Управления Пенсионного фонда).
Также из материалов дела видно, что актом камеральной проверки не установлено нарушений законодательства о страховых взносах, поскольку какое-либо описание совершенного правонарушения в акте полностью отсутствует; при этом по результатам проверки предлагается привлечь филиал Общества к ответственности за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам. В оспариваемом решении Управления Пенсионного фонда изложены обстоятельства правонарушения впервые, не установленные проверкой. Отсутствуют доказательства направления акта камеральной проверки Обществу, надлежащего извещения Общества о рассмотрении материалов камеральной проверки. Ссылка в оспариваемом решении на направление уведомления о рассмотрении акта заказным письмом с квитанцией (лист дела 8) об этом не свидетельствует. Указанные обстоятельства свидетельствует о нарушении Управлением Пенсионного фонда требований Федерального закона N 212-ФЗ об оформлении результатов проверки и вынесении решения, которые являются существенными, не позволяющими признать решение Управления Пенсионного фонда принятым правомерно.
Оспариваемое решение Управления Пенсионного фонда вынесено не в отношении плательщика страховых взносов - организации (юридического лица), а в отношении филиала Общества, являющегося его структурным подразделением, что противоречит вышеприведенным положениям Федерального закона N 212-ФЗ.
Довод Управления Пенсионного фонда о том, что именно Филиал поставлен на учет в органе контроля за уплатой страховых взносов в качестве страхователя, отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельный, поскольку противоречит действующему законодательству, плательщиком страховых взносов является не структурное подразделение организации, а сама организация, поставленная на учет по месту нахождения своего структурного подразделения в органе контроля за уплатой страховых взносов.
Из заявления о снятии с регистрационного учета организации в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения обособленного подразделения на территории Российской Федерации (листы дела 54, 56) видно, что с регистрационного учета по месту нахождения обособленного подразделения снято ОАО "Ярославльоблгаз" (организация, плательщик страховых взносов).
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Ярославской области правомерно признал недействительным решение Управления Пенсионного фонда от 27.07.2010 N 086 011 10 РК 0000147.
Следовательно, апелляционная жалоба Управления Пенсионного фонда удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление Пенсионного фонда освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Ярославской области от 26.01.2011 по делу N А82-11677/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Переславле-Залесском и Переславском муниципальном районе Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
Л.Н. Лобанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-11677/2010
Истец: ОАО "Ярославльоблгаз"
Ответчик: Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Переславле-Залесском и Переславском муниципальном районе Ярославской области
Хронология рассмотрения дела:
14.04.2011 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1475/11