г. Пермь
22 сентября 2009 г. |
Дело N А60-29274/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 сентября 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Мещеряковой Т.И.,
судей Щеклеиной Л.Ю.,
Ясиковой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Миллер Н.В.,
при участии:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Риэлторский центр "Недвижимость Урала": не явились;
от ответчика Межрегионального управления по Уральскому федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу : не явились,
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Межрегионального управления по Уральскому федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 06 августа 2009 года по делу N А60-29274/2009,
принятое судьей С. А. Сушковой,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Риэлторский центр "Недвижимость Урала"
к Межрегиональному управлению по Уральскому федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Риэлторский центр "Недвижимость Урала" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления по Уральскому федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее - управление, административный орган) от 30.06.2009г. о назначении административного наказания по делу N 03-09/85 об административном правонарушении, согласно которому общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 50 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06.08.2009г. (резолютивная часть решения объявлена 05.08.2009г.) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам.
В обоснование жалобы административный орган указывает, что наличие в действиях общества состава правонарушения полностью подтверждено материалами дела. Вывод суда первой инстанции о том, что общество привлечено к административной ответственности только за нарушение, выразившееся в неисполнении обязанности по постановке на учет в уполномоченном органе управление считает необоснованным, поскольку обществу вменяется неисполнением обязанности по организации внутреннего контроля (п. 2 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ), что является длящимся правонарушением, срок по которому не истек. Кроме того, управление указывает на ошибочное указание судом размера наложенного на общество штрафа в сумме 100 000 рублей, в то время как оспариваемым постановлением заявитель привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Общество с жалобой не согласно по мотивам, указанным в письменном отзыве, решение суда первой инстанции считает законным, оснований для его отмены не усматривает, ссылаясь на отсутствие оснований для привлечения его к административной ответственности. Кроме того, указывает, что суду апелляционной инстанции необходимо учесть то обстоятельство, что за указанные нарушения было наказано должностное лицо общества, постановление о привлечении директора к ответственности по ст.15.27 КоАП РФ оспорено не было.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, управление просит рассмотреть жалобу в отсутствие своих представителей.
В силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассмотрена апелляционным судом в отсутствие представителей сторон, участвующих в деле.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, прокуратурой г. Каменска-Уральского была проведена проверка исполнения обществом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступных путем и финансирования терроризма, в ходе которой установлено, что общество осуществляет деятельность по оказанию посреднических услуг в области недвижимости (риэлтерская деятельность), однако в нарушение требования п.п. 4 п. 1, п. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", не разработало в установленные сроки, не утвердило руководителем и не направило на согласование в Росфинмониторинг правила внутреннего контроля за операциями с денежными средствами и иным имуществом, а также не представило в уполномоченный орган сведения по операциям, подлежащим обязательному контролю.
По данному факту 16.06.2009г. прокурором г. Каменска-Уральского в отношении общества вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении (л.д.35-38), ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 15.27 КоАП РФ.
Указанное постановление явилось основанием для вынесения управлением, как уполномоченным органом, постановления от 30.06.2009г. о назначении административного наказания по делу N 03-09/85 об административном правонарушении, согласно которому общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 50 000 рублей
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске управлением срока давности привлечения общества к административной ответственности, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии со ст. 15.27 КоАП РФ неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом данного правонарушения является установленный законом порядок контроля финансирования, хранения и представления информации, подлежащих контролю (внешнему и внутреннему) организациями, осуществляющими операции с денежными средствами.
Объективной стороной правонарушения является неисполнение организацией требований названного законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов.
Субъектом ответственности являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом.
Отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, регулируются Федеральным законом от 07.08.2001г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ).
Согласно статье 5 Закона N 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждено и обществом, по существу не оспаривается, что им осуществляется деятельность по оказанию посреднических услуг в области недвижимости (риэлтерская деятельность), следовательно, общество является надлежащим субъектом вменяемого административного правонарушения.
В силу п. 2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.01.2003г. N 6 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" (далее - Постановление N 6) установлено, что правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение 1 месяца: для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке. Правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения.
В соответствии с абз. 2 п. 9 ст. 7 Закона N 115-ФЗ в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, такие организации подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 N 28 постановка на учет организации осуществляется в течение 30 дней с даты опубликования Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, а вновь созданной организации - в течение 30 дней с даты ее государственной регистрации.
Свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ подтверждается, что общество зарегистрировано в качестве юридического лица 31.05.2006г. (л.д.22), то есть в срок до 01.07.2006 было обязано осуществить постановку на учет в уполномоченном органе, а так же разработать и утвердить правила внутреннего контроля и не позднее 07.07.2006 - представить их на согласование в соответствующий орган.
Факт отсутствия у общества утвержденных и согласованных в установленном порядке правил внутреннего контроля на момент прокурорской проверки, а так же факт отсутствия постановки на учет в уполномоченном органе, установлен судом первой инстанции и обществом, по существу не оспаривается, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно указал на наличие в действиях общества объективной стороны состава вменяемого административного правонарушения, выразившегося в не утверждении правил организации внутреннего контроля и не постановке на учет в уполномоченном органе.
Ссылки административного органа, на то, что общество привлечено к административной ответственности, в том числе за неисполнение обязанности по организации внутреннего контроля, судом апелляционной инстанции отклоняются в связи со следующим.
Статьей 29.10 КоАП РФ предусмотрено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
В соответствии с п. 1 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения.
В силу ч. 1, 2 ст. 26.3 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются, прежде всего, протоколом об административном правонарушении.
Таким образом, исследование вопроса о наличии события административного правонарушения входит в предмет доказывания по делу об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности.
Из содержания ст. 26.2 КоАП РФ следует, что одним из основополагающих доказательств совершения административного правонарушения является протокол об административном правонарушении.
На основании части 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4 КоАП РФ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 25.11 и части 1 статьи 28.4 КоАП прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении. Частью 2 статьи 28.4 КоАП установлено, что о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 КоАП.
В силу ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе место, время совершения и событие административного правонарушения.
Анализ указанных норм административного законодательства позволяет сделать вывод о том, что и в протоколе, и в постановлении по делу об административном правонарушении, наряду с другими необходимыми сведениями, необходимо описание существа совершенного правонарушения, в том числе указание на то, в чем конкретно оно выразилось.
Как усматривается из вынесенного Прокурором г. Каменска-Уралского постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 16.06.2009г. (л.д.35-38), обществу вменяются следующие нарушения: не разработаны правила внутреннего контроля, не назначены специальные должностные лица, ответственные за соблюдение указанных правил и реализацию программ осуществления внутреннего контроля (п.2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ), не осуществлена постановка на учет в уполномоченном органе (п.9 ст. 7 Закона N 115-ФЗ), а так же не сообщены сведения о подлежащей контролю сделки (п.п. 4, п.1.1 ст. 6 Закона N 115-ФЗ).
Из постановления административного органа следует, что в нарушение обществу, помимо указанных в постановлении прокурора нарушений п.2 ст. 7 и п.9 ст. 7 Закона N 115-ФЗ, вменяется так же нарушение ст. 4 Закона N 115-ФЗ, выразившееся в невыполнении комплекса мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и п. 2 ст. 6 Закона N 115-ФЗ (в части организации внутреннего контроля). При этом доказательств совершения обществом указанных нарушений (не отраженных в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении) в материалах дела не имеется, суду апелляционной инстанции административным органом в нарушение ст. 65, 210 АПК РФ не представлено.
Нарушение, выразившееся в несообщении сведений о подлежащей контролю сделке, обществу оспариваемым постановлением не вменяется.
Таким образом, суд первой инстанции, с учетом того, что нарушение, выразившееся в не сообщении сведений о подлежащей контролю сделке в оспариваемом постановлении не отражено, пришел к правильному выводу о том, что доказанным является совершение обществом правонарушения, выразившегося в не разработке правил внутреннего контроля, не назначении специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию программ осуществления внутреннего контроля (п.2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ), не осуществлении постановки на учет в уполномоченном органе (п.9 ст. 7 Закона N 115-ФЗ).
Соответствующие доводы жалобы о наличии в действиях общества иных нарушений, судом апелляционной инстанции отклоняются, как недоказанные.
В части установления субъективной стороны административного правонарушения административный орган, основываясь на представленных в материалы административного дела документах, при вынесении постановления указал, что у общества имелась реальная возможность для соблюдения соответствующих норм и правил, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В то же время оспариваемое постановление не содержит фактического указания того, имелась ли у общества фактическая возможность для соблюдения правил и норм, за соблюдение которых предусмотрена административная ответственность и какие меры по их соблюдению не были предприняты обществом.
Несмотря на это, с учетом отсутствия доказательств принятия обществом своевременных мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, что отмечено в оспариваемом постановлении и обществом не оспаривается, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях заявителя состава правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 15.27 КоАП РФ.
Вместе с тем судом первой инстанции обоснованно учтено следующее.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В части 2 данной статьи определено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока (пункт 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Вменяемое обществу правонарушение считается оконченным в момент истечения установленных законодателем сроков утверждения правил внутреннего контроля, и постановки на учет, то есть 08.07.2006г. Постановление о привлечении общества к административной ответственности за данное правонарушение вынесено 30.06.2009г.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно указал на пропуск административным органом срока давности привлечения общества к административной ответственности.
С учетом вышеизложенного, а также недоказанности события, в части невыполнения мер, направленных легализации доходов, неисполнение требований законодательства в части организации внутреннего контроля) суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое постановление управления незаконным.
Таким образом, суд первой инстанции в целом полно и всесторонне исследовал материалы дела, доказательства получили надлежащую правовую оценку, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Соответствующие доводы жалобы суд апелляционной инстанции считает необоснованными.
В то же время суд апелляционной инстанции отмечает, что процедура привлечения к административной ответственности соблюдена.
О времени и месте вынесения постановления о возбуждении прокурором дела об административном правонарушении, а также вынесении постановления о привлечении к административной ответственности законный представитель общества извещен надлежащим образом и присутствовал при вынесении постановлений, что подтверждено материалами дела (л.д.43, 76-77).
Ошибочное указание суда первой инстанции в решении на размер штрафа 100 000 руб. не влияет на правильность принятого решения и не является безусловным основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Возражения общества относительно привлечения к административной ответственности по ст.15.27 КоАП РФ как общества, так и должностного лица подлежат отклонению.
В соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 августа 2009 года по делу N А60-29274/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрегионального управления по Уральскому федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Т. И. Мещерякова |
Судьи |
Л.Ю. Щеклеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-29274/2009
Истец: ООО "Риэлторский центр "Недвижимость Урала"
Ответчик: Межрегиональное управление по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу (МРУ Росфинмониторинга по УФО), Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому Федеральному округу (МРУ РОСФИНМОНИТОРИНГА по УФО)
Хронология рассмотрения дела:
22.09.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-8258/09