г. Пермь
26 июня 2009 г. |
Дело N А71-768/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июня 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Гуляковой Г.Н.,
судей Богдановой Р.А., Грибиниченко О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Якимовой Е.В.,
при участии:
от заявителя Ижевской общественной организации инвалидов "Центр правовой защиты инвалидов" - не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица ИФНС России по Октябрьскому району г. Ижевска - Воробьева Е.В. (дов. от 11.01.2009 года),
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя Ижевской общественной организации инвалидов "Центр правовой защиты инвалидов"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14 апреля 2009 года
по делу N А71-768/2009,
принятое судьей Лепихиным Д.Е.,
по заявлению Ижевской общественной организации инвалидов "Центр правовой защиты инвалидов"
к ИФНС России по Октябрьскому району г. Ижевска
о признании незаконными решений и требования налогового органа,
установил:
Ижевская общественная организация инвалидов "Центр правовой защиты инвалидов" обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решения ИФНС России по Октябрьскому району г. Ижевска N 4053 от 24.10.2008 года о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, решений N 34275, N 34274, N 34273 от 19.12.2008 года о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, решения N 29055 от 19.12.2008 года о взыскании налогов, сборов, пени и штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 2956 по состоянию на 24.11.2008 года.
Решением суда первой инстанции от 14.04.2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, налогоплательщик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
От Организации представитель не явился в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Представители налогового органа возразили против позиции налогоплательщика по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, в соответствии с которым решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Законность и обоснованность решения проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ИФНС России по Октябрьскому району г. Ижевска проведена камеральная проверка налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2007 года, представленной ИООИ "Центр правовой защиты инвалидов", по результатам которой вынесено оспариваемое решение от 24.10.2009 года N 4053 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения о доначислении НДС в сумме 2 065 686 руб., пени за несвоевременную уплату НДС в сумме 202 488,87 руб., налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 413 137,20 руб., по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в сумме 250 руб.
В адрес налогоплательщика на основании решения N 4053 от 24.10.2008 года выставлено требование об уплате налогов, пени и штрафов N 2956 от 24.11.2008 года.
По истечении срока, установленного в требовании от 24.11.2008 года для добровольного исполнения обязанности по уплате налога, Инспекцией в отношении Организации вынесено решение о взыскании налогов и пени за счет денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банках N 29055 от 19.12.2008 года.
В порядке обеспечения исполнения решения от 19.12.2008 года N 29055 налоговым органом приняты решения NN 34275, 34274, 34273 от 19.12.2008 года о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке.
Считая указанные акты Инспекции неправомерными, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Основанием для вынесения указанного решения, явились выводы налогового органа о необоснованном занижении налогоплательщиком налоговой базы по НДС за 4 квартал 2007 года на 11 476 032 руб. в результате неправомерного применения льготы, предусмотренной п/п 2 п. 3 ст. 149 НК РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что налогоплательщиком не доказано соблюдение необходимых для освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость условий, предусмотренных п/п 2 п. 3 ст. 149 НК РФ.
Данный вывод суда является верным, подтверждается материалами дела и соответствует действующему законодательству.
Согласно ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Операции, освобождаемые от налогообложения, приведены в статье 149 Кодекса, в соответствии с абзацем 2 подпункта 2 пункта 3 которой не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации реализация (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов.
Из приведенной нормы следует, что основанием для применения данной льготы является процентное отношение числа инвалидов и их законных представителей к общей численности членов общественной организации инвалидов, а также реализация товаров (работ, услуг) производимых ООИ.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что согласно штатному расписанию на 2007 года в ИООИ "Центр правовой защиты инвалидов" числился 121 человек.
На основании справок медико-социальной экспертизы инвалидами в Организации являются 3 человека: Первушин Сергей Александрович, Победаш Анатолий Константинович, Гайдина Раиса Федоровна, которые в ходе проверки показали, что членами Организации числились формально, фактически никаких трудовых функций в интересах Организации не выполняли; на собраниях Организации с документацией ознакомлены не были; при вступлении в общественную организацию заявления не писали, членские взносы не платили; материальную помощь в размере 2 000 руб. получали за присутствие на общем собрании, которое проходило раз в год; трудовые договора с ИООИ "Центр правовой защиты инвалидов" не оформляли; культурные, лечебные и другие мероприятия для инвалидов в организации не проводятся (протоколы допросов от 15.02.2008 года, 30.09.2008 года).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что членство в Организации трех инвалидов носило формальный характер, действия налогоплательщика направлены на неправомерное уменьшение налогового бремени путем необоснованного применения налоговой льготы.
Доказательств, подтверждающих участие инвалидов в производственной деятельности Организации, и, соответственно, обосновывающих право на применение льготы по налогообложению, не представлено.
Следовательно, Организация, имеющая численность инвалидов среди членов, менее 80 процентов, неправомерно использовала льготу по налогу на добавленную стоимость в оспариваемый период, поскольку не имеет право на получение льготы в соответствии с п/п 2 п. 3 ст. 149 НК РФ даже формально.
Кроме того, как верно указано судом, налогоплательщик не доказал соблюдение необходимых для освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость условий, предусмотренных п/п 2 п. 3 ст. 149 НК РФ, также в связи с тем, что реализуемые товары (работы, услуги) не являются произведенными и реализованными непосредственно Организацией инвалидов.
По требованию N 2674 от 15.05.2008 года Организация представила в налоговый орган сведения о фонде оплаты труда; штатное расписание; табеля рабочего времени; должностные обязанности сотрудников по трудовым и гражданско-правовым договорам; справки медико-социальной экспертизы на работников инвалидов; дипломы об образовании работников.
Кроме того, в материалах дела имеются агентские договоры N 2-ППУ от 03.07.2006 года и N 1-ИК от 03.07.2006 года, заключенные с ЗАО "Митра-Информ"; N 2-ППУ от 03.07.2006 года, N 4-Р от 03.07.2006 года, N 5-ПИ от 03.07.2006 года, N 3-ИК от 03.07.2006 года, N 1-ПП от 03.07.2006 года, заключенные с ЗАО "Митра"; от 03.07.2006 года, заключенный с ЗАО "Ай-Си-Эф-Технологии"; от 03.07.2006 года, заключенный с ООО "Странник".
Суд обоснованно признал, что указанные документы право налогоплательщика на льготу по НДС не подтверждают.
Во всех агентских договорах указано, что Агент (контрагенты Организации) обязуется за вознаграждение совершать по поручению Принципала (Организации инвалидов) юридические и иные действия от своего имени и за счет Принципала. По сделке, совершенной Агентом с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным Агент, хотя бы Принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. Агент обязуется совершать такие сделки как организация производства; предоставление работников для участия в производственном процессе; организация изготовления оборудования, полуфабрикатов и конечных изделий; реализация продукции, в том числе программных продуктов; размещение рекламно-информационных материалов в справочниках и других изданиях.
Таким образом, указанными агентскими договорами факт производства товаров (работ, услуг) и последующей их реализации непосредственно Организацией инвалидов налогоплательщиком не подтвержден.
Иных документов, подтверждающих реализацию произведенных самим налогоплательщиком товаров (работ, услуг), а именно: доказательства приобретения сырья и расходных материалов, наличие необходимой производственной базы и т.д., в материалы дела не представлено.
Следует отметить, что в материалах дела имеются, вступившие в законную силу судебные акты, в соответствии с которыми действия ЗАО "Митра" по заключению договоров на разработку программных продуктов являются формальными, направлены на получение необоснованной налоговой выгоды, при участии ИООИ "Центр социальной поддержки и правовой защиты инвалидов".
При этом, в названных сделках фигурируют те же участники, что и при создании Организации инвалидов.
Как следует из пояснений участников Организации инвалидов, именно сотрудники ЗАО "Митра" предложили им вступись в данную Организацию, а из документации Организации видно, что "деятельность" налогоплательщика осуществляется именно под руководством указанных лиц.
С учетом изложенного, основания для доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 2 065 686 руб., начисления пеней в размере 202 488,87 руб. и штрафа в сумме 413 137,20 руб. у налогового органа имелись.
Кроме того, оспариваемым решением налоговый орган привлек налогоплательщика в налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 250 руб.
Апелляционная жалоба налогоплательщика не содержит доводов относительно указанных обстоятельств; решение суда первой инстанции в данной части принято в соответствии с положениями ст.ст. 21, 23, 52, 56, 88, 93 НК РФ.
На основании изложенного, выводы суда о правомерности оспариваемых решения N 4053 от 24.10.2008 года, выставленных на его основании требования об уплате налога, сбора, пени и штрафа N 2956 по состоянию на 24.11.2008 года, решения N 29055 от 19.12.2008 года о взыскании налогов, сборов, пени и штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, решений N 34275, N 34274, N 34273 от 19.12.2008 года о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, являются верными.
Решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Поскольку общественные организации инвалидов освобождены от уплаты государственной пошлины (п/п 1 п. 2 ст. 333.37 НК РФ) вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 258, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14.04.2009 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Г.Н. Гулякова |
Судьи |
О.Г.Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-768/2009
Истец: Ижевская общественная организация инвалидов "Центр правовой защиты инвалидов"
Ответчик: ИФНС России по Октябрьскому району г. Ижевска
Хронология рассмотрения дела:
26.06.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4515/09