18 апреля 2011 г. |
Дело N 07АП-2197/11 (А45-20179/2010) |
Резолютивная часть постановления оглашена 14 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2011 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.Е. Лобановой
судей И.И. Терехиной
Д.Г. Ярцева
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.В. Фаст
при участии:
от истца - А.Ю. Бузницкого (дов. от 11.01.2011 г.)
от ответчика - без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Беркут"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 31 января 2011 года по делу N А45-20179/2010 (судья О.Н. Дмитриева)
по иску Мэрии города Новосибирска
к обществу с ограниченной ответственностью "Беркут"
об обязании совершить определенные действия
установил:
Мэрия г. Новосибирска обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к ООО "Беркут" об обязании демонтировать рекламную конструкцию - рекламный щит размером информационного поля 3,0х6,0 м. на ограждении (опорной стене) автозаправочной станции "Беркут", расположенном на участке улично-дорожной сети с примерным адресным ориентиром: г.Новосибирск, ул. Ипподромская, 40, на расстоянии 4,85 м. от края проезжей части улицы Ипподромской.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 31 января 2011 года по делу N А45-20179/2010 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда от 31 января 2011 года, ООО "Беркут" в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Ответчик считает, что размещенная на спорной конструкции информация не является рекламной, это информационная конструкция, на которой размешена информация о продавце товаров - нефтепродуктов, о дополнительных услугах, предоставляемых продавцом. Ответчик не привлекает внимание неопределенного круга лиц к реализуемым на данной АЗС товарам. В судебном заседании не был исследован вопрос - является ли информация, размещенная на спорной конструкции рекламной.
Мэрия г. Новосибирска в отзыве на апелляционную жалобу просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на то, что информация на спорных щитах не содержит указания лиц, на восприятие которых она направлена, следовательно, относится к информации, предназначенной для неопределенного круга лица. Целью размещения данной информации, по мнению истца, является привлечение внимания к ООО "Беркут", что является признаком рекламы. Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве в полном объеме.
Ответчик в судебное заседание полномочных представителей не направил, о времени его проведения надлежаще уведомлен. Апелляционный суд считает возможным на основании частей 2, 3 и 5 статьи 156 АПК РФ рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя ответчика.
Исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения Арбитражного суда Новосибирской области от 31 января 2011 года, суд апелляционной инстанции считает судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ООО "Беркут" самовольно разместило и эксплуатирует рекламную конструкцию - щит размером 3,0х6,0 м. на ограждении (опорной стене) автозаправочной станции "Беркут", расположенном на участке улично-дорожной сети с примерным адресным ориентиром: г. Новосибирск, ул. Ипподромская, 40, на расстоянии 4,85 м. от края проезжей части улицы Ипподромской.
Управление рекламы Мэрии г. Новосибирска направляло предписания N 05-4580 от 04 июня 2010 года о демонтаже рекламной конструкции, но оно ответчиком не исполнено.
Ссылаясь на отсутствие у ответчика права на размещение щитов, поскольку им не получено разрешение от органа местного самоуправления, Мэрия г. Новосибирска обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что законодателем не предусмотрены исключения для размещения рекламных конструкций на АЗС, освобождающее его собственника от обязанности получения разрешения полномочного органа местного самоуправления, на основании пункта 23 статьи 19 ФЗ "О рекламе".
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции.
Из статьи 3 Закона "О рекламе" следует, что под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно подпунктам 2 и 5 пункта 2 статьи 2 указанного Закона этот Закон не распространяется на информацию, раскрытию или распространению либо доведению до потребителя которой является обязательной в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащиеся сведений рекламного характера.
Статьей 19 предусмотрено, что распространение наружной рекламы с использованием щитов, монтируемых и располагаемых на внешних стенах зданий, строений, сооружений допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция (статья 10).
Согласно пункта 3.1 Правил распространения наружной рекламы и информации в городе Новосибирске, утвержденных решением городского Совета от 25 октября 2006 года N 372 к вывескам, указателям, иным информационным конструкциям, размещаемым на внешних стенах, конструктивных элементах зданий, строений, сооружений, участках улично-дорожной сети или садово-паркового хозяйства и т.п. без получения разрешения, не содержащим сведений рекламного характера, относятся:
1) конструкции, содержащие информацию управления дорожным движением и дорожного ориентирования согласно Правилам дорожного движения;
2) конструкции, содержащие информацию ориентирования в городской среде, включающую в себя название улиц, строительные и почтовые номера зданий, знаки остановок и расписание движения пассажирского транспорта, схемы ориентирования в городе, размещаемые соответствующими городскими службами;
3) конструкции, содержащие информацию о проведении строительных, дорожных, аварийных и других видов работ, размещаемую в целях безопасности и информирования населения;
4) конструкции, содержащие информацию об административных районах и микрорайонах, архитектурных ансамблях и отдельных зданиях и сооружениях, памятниках, исторических зонах, садово-парковых комплексах;
5) сеть информации муниципального унитарного предприятия города Новосибирска "Новосибгорсправка";
6) праздничное некоммерческое (без использования названий, наименований организаций и их логотипов) оформление города Новосибирска - различного рода декоративные элементы (мягкое стяговое оформление, флаги, световые установки, перетяжки, настенные панно, гирлянды и др.), производимое по тематическим планам в соответствии с распоряжениями мэра города Новосибирска;
7) информационные таблички (с информацией, предназначенной для извещения неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении хозяйствующих субъектов, их фирменном наименовании (согласно ст. 54 Гражданского кодекса РФ), профиле работы), располагающиеся на фасаде здания в пределах помещений, занимаемых хозяйствующим субъектом;
8) учрежденческие доски (с информацией о полном зарегистрированном наименовании организации и ее ведомственной принадлежности и режиме работы), размещаемые в обязательном порядке при входе в организацию. Учрежденские доски должны иметь площадь не более 2 кв. м;
9) вывески хозяйствующих субъектов площадью не более 2 кв. м, содержащие информацию согласно статьи 9 Федерального закона "О защите прав потребителей" (фирменное наименование (наименование) организации; место ее нахождения (адрес); режим ее работы), если имеется - с изображением их товарных знаков или знаков обслуживания, зарегистрированных в установленном порядке. Изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
В силу пункта 3.2 Правил N 372 размещение иных информационных конструкций не допускается. В случае самовольной установки информационной конструкции, не являющейся рекламной конструкцией и не предусмотренной пунктом 3.1 настоящих Правил, указанная информационная конструкция подлежит демонтажу на основании соответствующего предписания управления в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.
Из материалов дела следует, что оспариваемая конструкция носи рекламный характер, т.к. содержит информацию, адресованную неопределённому кругу лиц, в предложением воспользоваться определёнными услугами. Характер информации не относится к исключениям, установленным пунктом 3.1 Правил N 372. Конструкция расположена на элементах сооружения АЗС (ограждении).
Довод апелляционной жалобы о том, что указанная конструкция предназначена исключительно для клиентов АЗС, судом апелляционной инстанции отклоняется. Информация на спорных щитах не содержит указания на круг лиц, на восприятие которых она направлена. Следовательно, она относится к информации, предназначенной для неопределенного круга лиц. Кроме того, судом первой инстанции правильно указано, что крепление щитов произведено именно с наружной стороны ограждений, а не внутри здания АЗС.
Довод апелляционной жалобы о том, что информация, размещенная на указанной конструкции, не является рекламой, противоречит материалам дела. Согласно акту обследования здания N 320 от 28 октября 2010 года на спорной конструкции размешена информация о деятельности ООО "Беркут", оказываемые им услуги, приведены контактные телефоны общества. Таким образом, исходя из содержания указанной информации, целью ее размещения является привлечение внимания к ООО "Беркут", что является признаком рекламы.
Нарушение норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения, судом апелляционной инстанции не установлено. Расходы по госпошлине по статье 110 АПК РФ относятся на ответчика.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 110, 271 АПК РФ, апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 31 января 2011 года по делу N А45-20179/2010 оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Л.Е. Лобанова |
Судьи |
Д.Г. Ярцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-20179/2010
Истец: Мэрия г. Новосибирска, Мэрия города Новосибирска
Ответчик: ООО "Беркут"
Хронология рассмотрения дела:
18.04.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2197/11