г. Санкт-Петербург
18 апреля 2011 г. |
Дело N А26-3479/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Михайлюк Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1114/2011) ОАО "Сибирско-Уральская Алюминиевая компания" - Филиал "Надвоицкий алюминиевый завод Сибирско-Уральской алюминиевой компании" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03 июня 2010 года по делу N А26-3479/2010 (судья Подкопаев А.В.), принятое
по заявлению ОАО "Сибирско-Уральская Алюминиевая компания" - Филиал "Надвоицкий алюминиевый завод Сибирско-Уральской алюминиевой компании"
к Администрации Надвоицкого городского поселения, Совету Надвоицкого городского поселения
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: Зайко М.А., доверенность N 061 ДВ-11-00007 от 28.01.2011, Ягина Е.Э., доверенность от 28.12.2010.
от ответчиков: не явились, извещены.
установил:
Открытое акционерное общество "Сибирско-Уральская алюминиевая компания" в лице филиала "Надвоицкий алюминиевый завод Сибирско-Уральской алюминиевой компании" (далее - филиал "НАЗ-СУАЛ", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства (т.1 л.д.98), в котором просило:
- признать незаконным Решение IX сессии Совета Надвоицкого городского поселения от 02.04.2010 N 44;
- обязать Совет Надвоицкого городского поселения отменить Решение IX сессии Совета Надвоицкого городского поселения от 02.04.2010 N 44;
- обязать Администрацию Надвоицкого городского поселения принять на безвозмездной основе имущество в соответствии с перечнем, утвержденным Решением LIV сессии I созыва Совета Надвоицкого городского поселения от 1.08.2009 N 203, из собственности ОАО "СУАЛ" в муниципальную собственность муниципального образования "Надвоицкое городское поселение";
- обязать Администрацию Надвоицкого городского поселения принять на безвозмездной основе имущество в соответствии с перечнем, утвержденным Решением I сессии II созыва Совета Надвоицкого городского поселения от 26.10.2009 N 8, из собственности ОАО "СУАЛ" в муниципальную собственность муниципального образования "Надвоицкое городское поселение";
- обязать Администрацию Надвоицкого городского поселения предоставить в Сегежский отдел Управления Федеральной регистрационной службы Республики Карелия на регистрацию договор дарения зданий и земельных участков N 1 от 01.12.2009.
Решением суда от 03.06.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемый Обществом акт не возлагает на него каких-либо обязанностей и не создает препятствий для осуществления предпринимательской и экономической деятельности, не противоречит Федеральному закону N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", а потому основания для признания незаконным Решения Совета Надвоицкого городского поселения отсутствуют.
Не согласившись с решением суда, ОАО "СУАЛ" в лице филиала "НАЗ-СУАЛ" заявило апелляционную жалобу, в которой указывает, что все движимое и недвижимое имущество котельной передано филиалом "НАЗ-СУАЛ" Администрации поселения. Для эксплуатации имущественного комплекса котельной Администрацией создано специализированное предприятие в форме МУП, проведен конкурс, имущество передано МУП в аренду. Договор дарения котельной в части движимого имущества прекращен его надлежащим исполнением и не оспорен заинтересованными лицами. Переход права собственности муниципального образования на недвижимое имущество не состоялся вследствие уклонения Администрации от государственной регистрации договора дарения.
Права и интересы органа местного самоуправления в связи с заключением договоров дарения не нарушены. Филиал "НАЗ-СУАЛ" не является энергоснабжающей организацией, основным его видом деятельности является выпуск алюминия. Затягивая процесс оформления прав на недвижимое имущество котельной, органы местного самоуправления ставят под сомнение проведение отопительного сезона в поселке Надвоицы.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2010 производство по апелляционной жалобе прекращено.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.12.2010 определение апелляционного суда отменено, апелляционная жалоба направлена для рассмотрения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
В судебном заседании апелляционного суда 10.03.2011 представители ОАО "СУАЛ" поддержали доводы апелляционной жалобы, просили отменить решение Арбитражного суда Республики Карелия. Представитель Администрации Надвоицкого городского поселения просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании 14.04.2011 заявитель вновь поддержал апелляционную жалобу, представители Администрации Надвоицкого городского поселения и Совета Надвоицкого городского поселения, надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Изучив материалы дела, заслушав доводы заявителя и Администрации Надвоицкого городского поселения (далее - Администрация), апелляционная коллегия считает решение суда подлежащим отмене с удовлетворением заявленных требований, исходя из следующего.
Оспариваемое решение Совета Надвоицого городского поселения IX сессии II созыва от 02.04.2010 N 44 принято по результатом рассмотрения протестов прокурора Сегежского района на решения Совета поселения от 19.08.2009 N 203 и от 26.10.2009 N 8.
Названным решением N 44 отменены решения Совета поселения:
- от 12.08.2009 N 201 "О передаче на безвозмездной основе имущественного комплекса водозабора и котельной из собственности Открытого акционерного общества "Сибирско-Уральская Алюминиевая компания" филиал "Надвоицкий алюминиевый завод Сибирско-Уральской алюминиевой компании" в муниципальную собственность муниципального образования "Надвоицкое городское поселение";
- от 19.08.2009 N 203 "Об утверждении перечней имущества, предлагаемого к передаче из собственности открытого акционерного общества "Сибирско-Уральская Алюминиевая компания" филиал "Надвоицкий алюминиевый завод Сибирско-Уральской алюминиевой компании";
- от 26.10.2009 N 8 "Об утверждении перечней имущества, предлагаемого к передаче из собственности Открытого акционерного общества "Сибирско-Уральская Алюминиевая компания" филиал "Надвоицкий алюминиевый завод Сибирско-Уральской алюминиевой компании" в муниципальную собственность муниципального образования "Надвоицкое городское поселение".
Решением Совета Надвоицкого городского поселения от 12.08.2009 N 201 согласована передача на безвозмездной основе имущественного комплекса водозабора и котельной из собственности ОАО "СУАЛ" филиал "НАЗ-СУАЛ" в муниципальную собственность муниципального образования "Надвоицкое городское поселение". Администрации поселения поручено подготовить перечни передаваемого недвижимого и движимого имущества; создана рабочая группа по подготовке перечней передаваемого имущества.
Решением Совета N 203 от 19.08.2009 утверждены перечни имущества, предлагаемого к передаче в собственность муниципального образования согласно приложениям N 1,2,3; Администрации поселения поручено заключить договоры дарения по каждому приложению.
Приложение N 1 к решению Совета N 203 содержит пять наименований недвижимого имущества: здание фильтровальной станции, здание насосной станции с трансформаторной подстанцией N 10, здание насосной 1 подъема, здание мазутной насосной станции, здание кислородной станции с котельной (т.1 л.д.76-77).
Приложение N 2 к решению Совета N 203 содержит 61 наименование движимого имущества, в том числе подогреватели воды, котлы паровые, электродвигатели, насосы, шкафы управления котлом и др. (т.1 л.д.78-82)
Приложение N 3 к решению Совета N 203 содержит 3 наименования движимого имущества: автомобиль, экскаватор и самоходное шасси (т.1 л.д.83).
Решением Совета от 26.10.2009 N 8 утверждены перечни имущества, передаваемого а муниципальную собственность, согласно приложением N 1,2. Администрации поселения поручено заключить договоры дарения на передаваемое имущество.
01.12.2009 между ОАО "СУАЛ" (даритель) и Администрацией (одаряемый) заключен договор (дарения) N 1, согласно которому даритель принял на себя обязательство передать одаряемому безвозмездно недвижимое имущество (здания и земельные участки):
- здание фильтровальной станции, кадастровый номер (условный номер) 10:06:04 01 00:000:10410/10;
- земельный участок кадастровый номер 10:06:04 01 34:11;
- здание насосной станции с трансформаторной подстанцией N 10, кадастровый номер (условный номер) 10:06:04 01 00:000:1034/10;
- земельный участок кадастровый номер 10:06:04 01 34:10;
- здание насосной 1 подъема, кадастровый номер (условный номер) 10:06:04 01 00:000:01061/10;
- здание мазутной насосной станции, кадастровый номер (условный номер) 10:06:04 01 00:000:1053/10;
- земельный участок кадастровый номер 10:06:04 01 34:12;
- здание кислородной станции с котельной кадастровый номер (условный номер) 10-10-06/023/2005-044;
- земельный участок кадастровый номер 10:06:04 01 34:9:
- здание центральной котельной кадастровый номер (условный номер) 10:06:04 01 00:000:1026/10;
- земельный участок кадастровый номер 10:06:04 01 34:8.
По Акту приема-передачи зданий и земельных участков от 01.12.2009 перечисленное в договоре дарения N 1 недвижимое имущество принято безвозмездно Администрацией поселения (т.1 л.д.22-23).
01.09.2009 между Обществом и Администрацией заключен договор (дарения) N 2, согласно которому ОАО "СУАЛ" (даритель) передает безвозмездно Администрации оборудование, указанное в приложении N 1.
По Акту приема-передачи оборудования от 01.09.2009 Администрация поселения приняла безвозмездно оборудование согласно приложению N 1 к договору дарения N 2 - всего 61 наименование (т.1 л.д.27-28).
01.09.2009 между указанными сторонами заключен договор (дарения) N 3 и подписан Акт приема передачи транспорта, согласно которым Администрацией получены безвозмездно от ОАО "СУАЛ" три единицы транспорта (т.1 л.д. 32-33).
26.10.2009 между указанными сторонами заключен договор (дарения) N 5 и подписан Акт приема-передачи оборудования, согласно которым Администрацией получены безвозмездно от ОАО "СУАЛ" пять единиц оборудования (т.1 л.д.34-35).
24.03.2010 и.о.прокурора Сегежского района принесен протест на решение Совета Надвоицкого городского поселения от 19.08.2009 N 203 с требованием отменить указанное решение.
26.03.2010 и.о. прокурора Сегежского района принесен протест на решение Совета Надвоицкого городского поселения от 26.10.2009 N 8 с требованием отменить указанное решение.
Решением Совета поселения от 02.10.2010 N 44, принятым по результатам рассмотрения протеста прокурора, отменены решения от 12.08.2009 N 201, от 19.08.2009 N 203 и от 26.10.2009 N 8.
Не согласившись с решением Совета N 44, ОАО "СУАЛ" обратилось в арбитражный суд.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что спорное движимое и недвижимое имущество представляет собой имущественный комплекс котельной, находящийся в собственности ОАО "СУАЛ".
ОАО "СУАЛ" дало согласие на передачу котельной в муниципальную собственность, что подтверждается решением Комиссии по реструктуризации непрофильных активов от 09.07.2009 и выданными руководителям филиала доверенностями.
Оспаривая решение Совета N 44, Общество указывает на нарушение пункта 1 статьи 573 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому одаряемый вправе в любое время до передачи ему дара от него отказаться. В этом случае договор дарения считается расторгнутым.
В рассматриваемом случае, как указывает заявитель, переданное в дар имущество фактически было принято одаряемым, что подтверждается регистрацией в ГИБДД Сегежского РОВД транспортных средств (шасси самоходное и экскаватор), а также организацией открытого конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества, предназначенного для бесперебойного и круглосуточного обеспечения потребителей горячей водой и отопления помещений в течение отопительного периода (здания и оборудования котельной). Сообщение о проведении конкурса было размещено на официальном сайте Администрации.
Указанные обстоятельства Администрацией и Советом Надвоицкого городского поселения не оспариваются.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся содержание муниципального жилищного фонда, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом.
На основании статьи 50 названного Закона жилищный фонд социального использования, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда, должно передаваться в муниципальную собственность поселений.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.06.2006 N 8-П и Определении от 04.12.2007 N 828-О-П разъяснил, что передача имущества в муниципальную собственность предполагает наличие волеизъявления всех заинтересованных субъектов и согласованность действий соответствующих уполномоченных органов, что обусловливает учет позиции органов местного самоуправления и в том случае, когда муниципальное образование выступает в роли получателя имущества.
В рассматриваемом случае решения Совета Надвоицкого городского поселения о согласовании передачи от ОАО "СУАЛ" на безвозмездной основе имущественного комплекса котельной и водозабора, а также об утверждении перечней передаваемого имущества приняты в пределах полномочий представительного органа местного самоуправления и соответствуют статье 14 Федерального закона N 131-ФЗ.
Довод представителя Администрации об отсутствии в бюджете поселения достаточных средств для обслуживания комплекса котельной и обеспечения теплоснабжения Надвоицкого городского поселения не может быть принят во внимание, поскольку организация теплоснабжения в границах поселения относится к вопросам местного значения.
Из материалов дела видно, что Глава Надвоицкого городского поселения дважды обращалась в филиал ОАО "НАЗ-СУАЛ" с просьбой о передаче на безвозмездной основе котельной, осуществляющей теплоснабжение поселка Надвоицы, в муниципальную собственность (т.1 л.д.84-85)
На основании изложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что решения Совета Надвоицкого городского поселения от 12.08.2009 N 201, от 19.08.2009 N 203, от 26.10.2009 N 8 приняты Советом в пределах своих полномочий и в соответствии с нормами федерального законодательства.
Указание в решении суда первой инстанции о том, что оспариваемый Обществом ненормативный акт не возлагает на заявителя каких-либо обязанностей и не противоречит Федеральному закону N 131-ФЗ, апелляционная инстанция признает ошибочным, противоречащим материалам дела и нормам материального права.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В качестве основания для отмены решений в оспариваемом решении N 44 указано на протесты прокурора Сегежского района.
Согласно п. 2 ст. 23 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
Протест прокурора сам по себе не возлагает на издавших акт лиц каких-либо обязанностей, не создает иных препятствий. Закон о прокуратуре лишь обязывает лиц, которым направлен протест, рассмотреть его, о результатах сообщить прокурору (пункт 2 статьи 23 Закона), что свидетельствует о возможности различных реагирований на него.
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация поддерживает протест прокурора на решение Совета N 203, указывая, что в перечень передаваемого имущества не вошло имущество, необходимое для эксплуатации фильтровальной станции, насосной станции и др. - железнодорожная эстакада, дымовая труба, резервуары для хранения мазута и другое имущество.
Представитель общества в судебном заседании пояснил, что данное имущество не могло быть включено в перечень передаваемого имущества, поскольку оно не вошло в план приватизации ОАО "СУАЛ" и у Общества на него отсутствуют правоустанавливающие документы. Общество предпринимает меры для надлежащего оформления права собственности, в настоящее время имущественный комплекс котельной используется ООО "Карху" на основании трехстороннего соглашения (между ОАО "СУАЛ", Администрацией Надвоицкого городского поселения и ООО "Карху") от 01.10.2010 и никаких вопросов по поводу функционирования комплекса у пользователя в отопительный период не возникло.
В протесте прокурора на решение Совета N 8 указано, что утвержденные перечни передаваемого в муниципальную собственность имущества (в том числе центральной котельной) не содержат подлежащего передаче земельного участка под объектом недвижимости.
Между тем, из договора дарения N 1 от 01.12.2009 видно, что одновременно со зданиями фильтровальной станции, насосной станции, насосной 1 подъема, мазутной насосной станции, кислородной станции, зданием центральной котельной безвозмездно передаются и соответствующие земельные участки.
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрена государственная регистрация прав на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 указанного Закона государственная регистрации прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица.
Поскольку материалами дела подтверждается, что с даты подписания договора дарения N 1 и Акта приема-передачи зданий и земельных участков (01.12.2009) и до принятия решения N 44 (02.04.2010) Администрация, как сторона по договору, не обратилась в регистрирующий орган с соответствующим заявлением, заявление Общества об обязании Администрации представить на регистрацию договор дарения N 1 является правомерным.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные издержки относятся на Администрацию муниципального образования "Надвоицкое городское поселение".
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03 июня 2010 года по делу N А26-3479/2010 отменить.
Признать незаконным Решение IX сессии Совета Надвоицкого городского поселения от 02.04.2010 N 44;
обязать Совет Надвоицкого городского поселения отменить Решение IX сессии Совета Надвоицкого городского поселения от 02.04.2010 N 44;
обязать Администрацию муниципального образования "Надвоицкое городское поселение" принять на безвозмездной основе имущество в соответствии с перечнем, утвержденным Решением LIV сессии I созыва Совета Надвоицкого городского поселения от 1.08.2009 N 203, из собственности ОАО "СУАЛ" в муниципальную собственность муниципального образования "Надвоицкое городское поселение";
обязать Администрацию муниципального образования "Надвоицкое городское поселение" принять на безвозмездной основе имущество в соответствии с перечнем, утвержденным Решением I сессии II созыва Совета Надвоицкого городского поселения от 26.10.2009 N 8, из собственности ОАО "СУАЛ" в муниципальную собственность муниципального образования "Надвоицкое городское поселение";
обязать Администрацию муниципального образования "Надвоицкое городское поселение" предоставить в Сегежский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия на регистрацию договор дарения здании и земельных участков N 1 от 01.12.2009.
Взыскать с Администрации муниципального образования "Надвоицкое городское поселение" в пользу ОАО "Сибирско-Уральская алюминиевая компания" расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-3479/2010
Истец: ОАО "Сибирско-Уральская Алюминиевая компания" - Филиал "Надвоицкий алюминиевый завод Сибирско-Уральской алюминиевой компании" (Филиал "НАЗ-СУАЛ"), ОАО "Сибирско-Уральская Алюминиевая компания" - Ф-л "Надвоицкий алюминиевый з-д СУАК"
Ответчик: Администрация Надвоицкого городского поселения, Администрация Надвоицкого ГП, Совет Надвоицкого городского поселения, Совет Надвоицкого ГП
Хронология рассмотрения дела:
23.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-12984/10
18.04.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1114/11
29.12.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-12984/2010
29.12.2010 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-12984/2010
03.06.2010 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-3479/10