А33-13463/2010
"13" апреля 2011 г. |
Дело N г. Красноярск |
Резолютивная часть постановления объявлена "04" апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "13" апреля 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хасановой И.А.,
судей: Кирилловой Н.А., Петровской О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шкреба К.В.,
при участии:
от ОАО "РУСАЛ Красноярский Алюминиевый завод" (ответчика): Артемкиной Е.В. - представителя по доверенности от 17.08.2010,
от ОАО "Российские железные дороги" (истца): Рожковой И.Е. - представителя по доверенности от 27.10.2009,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Красноярская железная дорога
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "11" января 2011 года по делу N А33-13463/2010, принятое судьей Михайловой Т.В.,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала Красноярская железная дорога обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к открытому акционерному обществу "РУСАЛ Красноярск" (далее - ответчик, ОАО "РУСАЛ Красноярск", ИНН 2465000141, ОГРН 1022402468010) о взыскании 5 129 225 рублей 09 копеек, в том числе 4 991 442 рубля 39 копеек задолженности за пользование вагонами, а также 137 732 рубля 70 копеек процентов.
Определением суда от 14.10.2010 по ходатайству ответчика к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "В-Сибпромтранс".
Решением Арбитражного суда Красноярского края иск удовлетворен частично. С открытого акционерного общества "РУСАЛ Красноярск" в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" взыскано 1 317 290 рублей 90 копеек - платы за пользование вагонами, 48 213 рублей 59 копеек - процентов, а также 26 655 рублей 03 копейки расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Красноярского края от 11 января 2011 года отменить в части и взыскать с ответчика 2 794 954 рубля 29 копеек задолженности за пользование вагонами и 62 598 рублей 38 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, в остальной части решение оставить без изменения.
В апелляционной жалобе истец ссылается на необоснованность выводов суда о том, что представители Сувейза Л.В., Бессонова С.С., Макова Т.А., Тужикова И.В. не могли подписать акты N 42, N 45, N 36, N 55,N 56, N 59, N 57,N 80,N 47. Исходя из удовлетворенных судом требований, сумма процентов за пользование чужими денежными средствами должна составлять 110 811 рублей 97 копеек. Кроме этого, суд в решении допустил ошибку, указав неверную сумму удовлетворенных требований, которая должна составлять 1 343 282 рубля 97 копеек, в связи с чем также подлежит изменению сумма взысканных процентов.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу опровергает доводы изложенные в апелляционной жалобе, просит решение Арбитражного суда Красноярского края от 11.01.2011оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения
Апелляционная жалоба принята к производству Третьего арбитражного апелляционного суда, рассмотрение жалобы назначено на 04 апреля 2011 года.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей в Третий арбитражный апелляционный суд ненаправили, в связи с чем апелляционная жалоба на основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривается в отсутствии представителей третьего лица.
Представитель истца, ответчика в судебном заседании поддержали доводы изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, соответственно.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Третьим арбитражным апелляционным судом в обжалуемой части в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства дела
24 декабря 2009 года между открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (дорога) и открытым акционерным обществом "Красноярский алюминиевый завод" (заказчик) заключен договор на организацию перевозок и транспортно-экспедиционное обслуживание N 880010584 (далее - договор).
В соответствии с п. 2.2.6 договора, заказчик принял на себя обязательства производить своевременное и полное внесение платы перевозчику грузов и иных причитающихся дороге платежей, предусмотренных Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации, договором и приложением к нему в соответствии с порядком и сроками, установленными разделом 4 договора.
Соглашением от 26.02.2004 N Т-3/71 стороны определили условия и порядок внесения платы за пользование вагонами и контейнерами.
В соответствии с пунктом 2 соглашения, заказчик оплачивает дороге согласно статьи 39 УЖДТ РФ штрафа за задержку вагонов, принадлежащих дороге, под погрузкой - выгрузкой более 24 часов по истечению технологического срока оборота вагонов.
Расчет платы за пользование вагонами и начисление штрафов производится по ведомостям подачи и уборки вагонов, составленными на основании памяток приемосдатчика, подписываемых уполномоченным лицом перевозчика (дорога) и уполномоченным лицом контрагента (заказчик) по доверенности (пункт 6 соглашения).
Размер платы определяется в соответствии с Правилами применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифным руководством N 2), утвержденным постановлением ФЭК России N 35/12 от 19.06. 2002.
Как следует из искового заявления, 06.03.2010 в 21 час. 30 мин. ОАО "РУСАЛ Красноярск" поданы вагоны, указанные в акте общей формы N 52, всего 55 вагонов. О подаче вагонов уведомлен представитель ответчика Тужикова Т.А. Вагоны не были приняты ОАО "РУСАЛ Красноярск", о чем составлен акт общей формы N 52 от 10.03.2010. Вагоны простаивали на путях общего пользования - станции Красноярск-Северный в ожидании их приема ОАО "РУСАЛ Красноярск" до 10.03.2010 07 час. 40 мин. Простой вагонов на станции Красноярск-Северный составил 82 час. 10 мин. За время ожидания приема вагонов ОАО "РУСАЛ Красноярск" начислена плата за пользование вагонами в сумме 185 856 руб руб. 50 коп. (ведомость подачи и уборки вагонов N 477) без НДС. От внесения платы за пользование вагонами ответчик отказался.
07.03.2010 в 01 час. 30 мин. ОАО "РУСАЛ Красноярск" поданы вагоны, указанные в акте общей формы N 53, всего 14 вагонов. О подаче вагонов уведомлен представитель ответчика Тужикова Т.А. Вагоны не были приняты ОАО "РУСАЛ Красноярск", о чем составлен акт общей формы N 53 от 10.03.2010. Вагоны простаивали на путях общего пользования - станции Красноярск-Северный в ожидании их приема ОАО "РУСАЛ Красноярск" до 10.03.2010 07 час. 40 мин. Простой вагонов на станции Красноярск-Северный составил 78 час. 10 мин. За время ожидания приема вагонов ОАО "РУСАЛ Красноярск" начислена плата за пользование вагонами в сумме 15 699 руб. 90 коп. (ведомость подачи и уборки вагонов N 477) без НДС. От внесения платы за пользование вагонами ответчик отказался.
12.02.2010 в 15 час. 30мин. ОАО "РУСАЛ Красноярск" поданы вагоны, указанные в акте общей формы N 28, всего 56 вагонов. О подаче вагонов уведомлен представитель ответчика Павлова Л.Ф. Вагоны не были приняты ОАО "РУСАЛ Красноярск", о чем составлен акт общей формы N 28 от 14.02.2010. Вагоны простаивали на путях общего пользования - станции Красноярск-Северный в ожидании их приема ОАО "РУСАЛ Красноярск" до 14.02.2010 00 час. 40 мин. Простой вагонов на станции Красноярск-Северный составил 31 час. 10 мин. За время ожидания приема вагонов ОАО "РУСАЛ Красноярск" начислена плата за пользование вагонами в сумме 14 600 руб. 70 коп. (ведомость подачи и уборки вагонов N 444) без НДС. От внесения платы за пользование вагонами ответчик отказался.
10.02.2010 в 13 час. 40 мин. ОАО "РУСАЛ Красноярск" поданы вагоны, указанные в акте общей формы N 35, всего 63 вагона. О подаче вагонов уведомлен представитель ответчика Сувейзда Л.В. Вагоны не были приняты ОАО "РУСАЛ Красноярск", о чем составлен акт общей формы N 35 от 10.03.2010. Вагоны простаивали на путях общего пользования - станции Красноярск-Северный в ожидании их приема ОАО "РУСАЛ Красноярск" до 10.03.2010 13 час. 40 мин. Простой вагонов на станции Красноярск-Северный составил 84 час. 20 мин. За время ожидания приема вагонов ОАО "РУСАЛ Красноярск" начислена плата за пользование вагонами в сумме 94 420 руб. 80 коп. (ведомость подачи и уборки вагонов N 436) без НДС. От внесения платы за пользование вагонами ответчик отказался.
13.02.2010 в 23 час. 30 мин. ОАО "РУСАЛ Красноярск" поданы вагоны, указанные в акте общей формы N 40, всего 50 вагонов. О подаче вагонов уведомлен представитель ответчика Макова Т.А.. Вагоны не были приняты ОАО "РУСАЛ Красноярск", о чем составлен акт общей формы N 40 от 16.02.2010. Вагоны простаивали на путях общего пользования - станции Красноярск-Северный в ожидании их приема ОАО "РУСАЛ Красноярск" до 16.02.2010 23 час. 50 мин. Простой вагонов на станции Красноярск-Северный составил 70 час. 20 мин. За время ожидания приема вагонов ОАО "РУСАЛ Красноярск" начислена плата за пользование вагонами в сумме 4 563 руб. 30 коп. (ведомость подачи и уборки вагонов N 445) плата без НДС. От внесения платы за пользование вагонами ответчик отказался.
18.02.2010 в 18 час. 00 мин. ОАО "РУСАЛ Красноярск" поданы вагоны, указанные в акте общей формы N 42, всего 55 вагонов. О подаче вагонов уведомлен представитель ответчика Бессонова С.С. Вагоны не были приняты ОАО "РУСАЛ Красноярск", о чем составлен акт общей формы N 42 от 21.02.2010. Вагоны простаивали на путях общего пользования - станции Красноярск-Северный в ожидании их приема ОАО "РУСАЛ Красноярск" до 21.02.2010 10 час. 45 мин. Простой вагонов на станции Красноярск-Северный составил 62 час. 45 мин. За время ожидания приема вагонов ОАО "РУСАЛ Красноярск" начислена плата за пользование вагонами в сумме 50 231 руб. 40 коп. (ведомость подачи и уборки вагонов N 447) плата без НДС. От внесения платы за пользование вагонами ответчик отказался.
28.02.2010 в 13 час. 30 мин. ОАО "РУСАЛ Красноярск" поданы вагоны, указанные в акте общей формы N 45, всего 24 вагона. О подаче вагонов уведомлен представитель ответчика Макова Т.А. Вагоны не были приняты ОАО "РУСАЛ Красноярск", о чем составлен акт общей формы N 45 от 01.03.2010. Вагоны простаивали на путях общего пользования - станции Красноярск-Северный в ожидании их приема ОАО "РУСАЛ Красноярск" до 01.03.2010 03 час. 00 мин. Простой вагонов на станции Красноярск-Северный составил 12 час. 00 мин. За время ожидания приема вагонов ОАО "РУСАЛ Красноярск" начислена плата за пользование вагонами в сумме 10 910 руб. 40 коп. (ведомость подачи и уборки вагонов N 448) плата без НДС. От внесения платы за пользование вагонами ответчик отказался.
08.02.2010 в 22 час. 00 мин. ОАО "РУСАЛ Красноярск" поданы вагоны, указанные в акте общей формы N 36, всего 53 вагона. О подаче вагонов уведомлен представитель ответчика Павлова Л.Ф. Вагоны не были приняты ОАО "РУСАЛ Красноярск", о чем составлен акт общей формы N 36 от 13.02.2010. Вагоны простаивали на путях общего пользования - станции Красноярск-Северный в ожидании их приема ОАО "РУСАЛ Красноярск" до 13.02.2010 13 час. 20 мин. Простой вагонов на станции Красноярск-Северный составил 109 час. 20 мин. За время ожидания приема вагонов ОАО "РУСАЛ Красноярск" начислена плата за пользование вагонами в сумме 265 177 руб. 60 коп. (ведомость подачи и уборки вагонов N 450) плата без НДС. От внесения платы за пользование вагонами ответчик отказался.
22.02.2010г. в 10 час.00 мин. ОАО "РУСАЛ Красноярск" поданы вагоны, указанные в акте общей формы N 52, всего 50 вагонов. О подаче вагонов уведомлен представитель ответчика Бессонова С.С. Вагоны не были приняты ОАО "РУСАЛ Красноярск", о чем составлен акт общей формы N 52 от 05.03.2010. Вагоны простаивали на путях общего пользования - станции Красноярск-Северный в ожидании их приема ОАО "РУСАЛ Красноярск" до 05.03.2010 05 час. 30 мин. Простой вагонов на станции Красноярск-Северный составил 257 час. 30 мин. За время ожидания приема вагонов ОАО "РУСАЛ Красноярск" начислена плата за пользование вагонами в сумме 554 271 руб. 40 коп. (ведомость подачи и уборки вагонов N 476) плата без НДС. От внесения платы за пользование вагонами ответчик отказался.
09.03.2010 в 19 час. 00 мин. ОАО "РУСАЛ Красноярск" поданы вагоны, указанные в акте общей формы N 55, всего 55 вагонов. О подаче вагонов уведомлен представитель ответчика Макова Т.А. Вагоны не были приняты ОАО "РУСАЛ Красноярск", о чем составлен акт общей формы N 55 от 11.03.2010. Вагоны простаивали на путях общего пользования - станции Красноярск-Северный в ожидании их приема ОАО "РУСАЛ Красноярск" до 11.03.2010 14 час. 10 мин. Простой вагонов на станции Красноярск-Северный составил 41 час. 00 мин. За время ожидания приема вагонов ОАО "РУСАЛ Красноярск" начислена плата за пользование вагонами в сумме 101 622 руб. 30 коп. (ведомость подачи и уборки вагонов N 489) плата без НДС. От внесения платы за пользование вагонами ответчик отказался.
09.03.2010 в 23 час. 00 мин. ОАО "РУСАЛ Красноярск" поданы вагоны, указанные в акте общей формы N 56, всего 6 вагонов. О подаче вагонов уведомлен представитель ответчика Макова Т.А. Вагоны не были приняты ОАО "РУСАЛ Красноярск", о чем составлен акт общей формы N 56 от 11.03.2010. Вагоны простаивали на путях общего пользования - станции Красноярск-Северный в ожидании их приема ОАО "РУСАЛ Красноярск" до 11.03.2010 14 час. 10 мин. Простой вагонов на станции Красноярск-Северный составил 37 час. 10 мин. За время ожидания приема вагонов ОАО "РУСАЛ Красноярск" начислена плата за пользование вагонами в сумме 11 040 руб. 40 коп. (ведомость подачи и уборки вагонов N 489) плата без НДС. От внесения платы за пользование вагонами ответчик отказался.
15.02.2010 в 15 час. 30мин. ОАО "РУСАЛ Красноярск" поданы вагоны, указанные в акте общей формы N 59, всего 11 вагонов. О подаче вагонов уведомлен представитель ответчика Сувейзда Л.В. Вагоны не были приняты ОАО "РУСАЛ Красноярск", о чем составлен акт общей формы N 59 от 12.03.2010. Вагоны простаивали на путях общего пользования - станции Красноярск-Северный в ожидании их приема ОАО "РУСАЛ Красноярск" до 12.03.2010 08 час. 25 мин. Простой вагонов на станции Красноярск-Северный составил 590 час. 55 минут. За время ожидания приема вагонов ОАО "РУСАЛ Красноярск" начислена плата за пользование вагонами в сумме 270 926 руб. 50 коп. (ведомость подачи и уборки вагонов N 51166) плата без НДС. От внесения платы за пользование вагонами ответчик отказался.
19.02.2010 в 17 час. 30 мин. ОАО "РУСАЛ Красноярск" поданы вагоны, указанные в акте общей формы N 60, всего 8 вагонов. О подаче вагонов уведомлен представитель ответчика Сувейзда Л.В. Вагоны не были приняты ОАО "РУСАЛ Красноярск", о чем составлен акт общей формы N 60 от 12.03.2010 года. Вагоны простаивали на путях общего пользования - станции Красноярск-Северный в ожидании их приема ОАО "РУСАЛ Красноярск" до 12.03.2010 08 час. 25 мин. Простой вагонов на станции Красноярск-Северный составил 492 час. 55 мин. За время ожидания приема вагонов ОАО "РУСАЛ Красноярск" начислена плата за пользование вагонами в сумме 313 837 руб. 30 коп. (ведомость подачи и уборки вагонов N 51171) плата без НДС. От внесения платы за пользование вагонами ответчик отказался.
15.02.2010. в 15 час. 30 мин. ОАО "РУСАЛ Красноярск" поданы вагоны, указанные в акте общей формы N 57, всего 22 вагона. О подаче вагонов уведомлен представитель ответчика Сувейзда Л.В. Вагоны не были приняты ОАО "РУСАЛ Красноярск", о чем составлен акт общей формы N 57 от 12.03.2010. Вагоны простаивали на путях общего пользования - станции Красноярск-Северный в ожидании их приема ОАО "РУСАЛ Красноярск" до 12.03.2010 08 час. 25 мин. Простой вагонов на станции Красноярск-Северный составил 590 час. 55 мин. За время ожидания приема вагонов ОАО "РУСАЛ Красноярск" начислена плата за пользование вагонами в сумме 1 029 520 руб. 70 коп. (ведомость подачи и уборки вагонов N 51173) плата без НДС. От внесения платы за пользование вагонами ответчик отказался.
06.05.2010 в 20 час. 30 мин. ОАО "РУСАЛ Красноярск" поданы вагоны, указанные в акте общей формы N 97, всего 43 вагона. О подаче вагонов уведомлен представитель ответчика Сувейзда Л.В. Вагоны не были приняты ОАО "РУСАЛ Красноярск", о чем составлен акт общей формы N 97 от 07.05.2010. Вагоны простаивали на путях общего пользования - станции Красноярск-Северный в ожидании их приема ОАО "РУСАЛ Красноярск" до 07.05.2010 12 час. 30 мин. Простой вагонов на станции Красноярск-Северный составил 14 час. 00 мин. За время ожидания приема вагонов ОАО "РУСАЛ Красноярск" начислена плата за пользование вагонами в сумме 7 018 руб. 80 коп. (ведомость подачи и уборки вагонов N 51182) плата без НДС. От внесения платы за пользование вагонами ответчик отказался.
01.04.2010 в 17 час. 00 мин. ОАО "РУСАЛ Красноярск" поданы вагоны, указанные в акте общей формы N 80, всего 55 вагонов. О подаче вагонов уведомлен представитель ответчика Павлова Л.Ф. Вагоны не были приняты ОАО "РУСАЛ Красноярск", о чем составлен акт общей формы N 80 от 06.04.2010. Вагоны простаивали на путях общего пользования - станции Красноярск-Северный в ожидании их приема ОАО "РУСАЛ Красноярск" до 06.04.2010 23 час. 15 мин. Простой вагонов на станции Красноярск- Северный составил 124 час. 15 мин. За время ожидания приема вагонов ОАО "РУСАЛ Красноярск" начислена плата за пользование вагонами в сумме 87 463 руб. 80 коп. (ведомость подачи и уборки вагонов N 918) плата без НДС. От внесения платы за пользование вагонами ответчик отказался.
05.04.2010 в 18 час. 20 мин. ОАО "РУСАЛ Красноярск" поданы вагоны, указанные в акте общей формы N 89, всего 34 вагона. О подаче вагонов уведомлен представитель ответчика Павлова Л.Ф. Вагоны не были приняты ОАО "РУСАЛ Красноярск", о чем составлен акт общей формы N 89 от 14.04.2010. Вагоны простаивали на путях общего пользования - станции Красноярск-Северный в ожидании их приема ОАО "РУСАЛ Красноярск" до 14.04.2010 19 час. 30 мин. Простой вагонов на станции Красноярск-Северный составил 215 час. 10 мин. За время ожидания приема вагонов ОАО "РУСАЛ Красноярск" начислена плата за пользование вагонами в сумме 248 965 руб. 50 коп. (ведомость подачи и уборки вагонов N 927) плата без НДС. От внесения платы за пользование вагонами ответчик отказался.
08.04.2010 в 14 час. 20 мин. ОАО "РУСАЛ Красноярск" поданы вагоны, указанные в акте общей формы N 91, всего 55 вагонов. О подаче вагонов уведомлен представитель ответчика Макова Т.А. Вагоны не были приняты ОАО "РУСАЛ Красноярск", о чем составлен акт общей формы N 91 от 18.04.2010. Вагоны простаивали на путях общего пользования - станции Красноярск-Северный в ожидании их приема ОАО "РУСАЛ Красноярск" до 18.04.2010 18 час. 20 мин. Простой вагонов на станции Красноярск-Северный составил 242 час. 00 мин. За время ожидания приема вагонов ОАО "РУСАЛ Красноярск" начислена плата за пользование вагонами в сумме 465 684 руб. 20 коп. (ведомость подачи и уборки вагонов N 937) плата без НДС. От внесения платы за пользование вагонами ответчик отказался.
17.02.2010 в 13 час. 00 мин. ОАО "РУСАЛ Красноярск" поданы вагоны, указанные в акте общей формы N 47, всего 55 вагонов. О подаче вагонов уведомлен представитель ответчика Тужикова И.В. Вагоны не были приняты ОАО "РУСАЛ Красноярск", о чем составлен акт общей формы N 47 от 04.03.2010. Вагоны простаивали на путях общего пользования - станции Красноярск-Северный в ожидании их приема ОАО "РУСАЛ Красноярск" до 04.03.2010 06 час. 50 мин. Простой вагонов на станции Красноярск-Северный составил 351 час. 50 мин. За время ожидания приема вагонов ОАО "РУСАЛ Красноярск" начислена плата за пользование вагонами в сумме 470 688 руб. (ведомость подачи и уборки вагонов N 61527) плата без НДС. От внесения платы за пользование вагонами ответчик отказался.
20.05.2010 в 11 час. 30 мин. ОАО "РУСАЛ Красноярск" поданы вагоны, указанные в акте общей формы N 106, всего 44 вагона. О подаче вагонов уведомлен представитель ответчика Бессонова С.С. Вагоны не были приняты ОАО "РУСАЛ Красноярск", о чем составлен акт общей формы N 106 от 21.05.2010. Вагоны простаивали на путях общего пользования - станции Красноярск-Северный в ожидании их приема ОАО "РУСАЛ Красноярск" до 21.05.2010 00 час. 40 мин. Простой вагонов на станции Красноярск-Северный составил 11 час. 10 мин. За время ожидания приема вагонов ОАО "РУСАЛ Красноярск" начислена плата за пользование вагонами в сумме 8 551 руб. 40 коп. (ведомость подачи и уборки вагонов N 51248) плата без НДС. От внесения платы за пользование вагонами ответчик отказался.
Всего плата за пользование вагонами начислена в сумме 4 233 078 руб. 30 коп. без НДС, с НДС 4 991 442 руб. 39 коп. (с учетом уточнения).
За пользование чужими денежными средствами истец начислил ответчику в порядке статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации проценты в размере 137 870 руб.64 коп.
Поскольку сумма задолженности и процентов ответчиком не погашена, истец обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим иском.
Ответчик не согласился с предъявленными исковыми требованиями на основании следующего:
1) По акту общей формы N 28 от 14.02.2010 (ведомость N 444) согласно ст. 34 УЖТ РФ перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способ уведомления устанавливаются соглашением сторон. Перевозчик уведомляет грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования о времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту их выгрузки грузополучателем не позднее чем за два часа до объявленной подачи вагонов, контейнеров, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
В акте общей формы N 28 от 14.02.2010 года указано, что о времени подачи вагонов под выгрузку уведомлена представитель грузополучателя ОАО "РУСАЛ Красноярск" Павлова Л.Ф. 12.02.2010 в 15 час. 30 мин., аналогичная запись сделана в представленной истцом в материалы дела выписке из книги уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку. Однако, приемосдатчик Павлова Л.Ф. не могла быть уведомлена о подаче вагонов под выгрузку, так как 14.02.2010 находилась на выходном, что подтверждается надлежащим образом заверенной выпиской из табеля учета рабочего времени за февраль 2010 года.
2) В акте общей формы N 41 от 16.02.2010 указано, что о времени подачи вагонов под выгрузку уведомлена представитель грузополучателя ОАО "РУСАЛ Красноярск" Тужикова И.В. 16.02.2010 в 03 час. 30 мин, в то время как Тужикова И.В. не могла быть уведомлена о подаче вагонов под выгрузку, так как 16.02.2010 находилась на выходном, что подтверждается надлежащим образом заверенной выпиской из табеля учета рабочего времени за февраль 2010 года.
3) В акте общей формы N 42 от 21.02.2010 указано, что о времени подачи вагонов под выгрузку уведомлена представитель грузополучателя ОАО "РУСАЛ Красноярск" Бессонова С.С. 18.02.2010 в 18 час. 00 мин. московского времени (22.00 час по местному времени), аналогичная запись сделана в представленной истцом в материалы дела выписке из книги уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку. Однако, она не могла быть уведомлена о времени подачи вагонов под выгрузку в 22.00 час по местному времени, так как согласно данных табеля рабочего времени 18.02. 2010 смена Бессоновой С.С. закончилась в 19.45 часов вечера. Кроме того, не соответствует действительности отметка в акте общей формы N 42 от 21.02.2010 о том, что данный акт предъявлялся на подпись представителю грузополучателя ОАО "РУСАЛ Красноярск" Сувейзда Л.В., так как Сувейзда Л.В. находилась 21.02.2010 в очередном отпуске, что подтверждается данными табеля учета рабочего времени за февраль 2010 года.
4) В акте общей формы N 45 от 01.03.2010 указано, что он предъявлялся на подпись представителю грузополучателя ОАО "РУСАЛ Красноярск" Бессоновой С.С. 01.03.2010. Однако, данный акт не мог предъявляться ей на подпись, так как Бессонова С.С. 01.03.2010 находилась на выходном, что подтверждается данными табеля учета рабочего времени за март 2010 года.
5) В Акте общей формы N 36 от 13.02.2010 указано, что он предъявлялся на подпись представителю грузополучателя ОАО "РУСАЛ Красноярск" Сувейзда Л.В. 13.02.2010. Однако, данный акт не мог предъявляться ей на подпись, так как Сувейзда Л.В. находилась 13.02.2010 на выходном, что подтверждается данными табеля учета рабочего времени за февраль 2010 года.
6) В актах общей формы N 55, 56 от 11.03.2010 указано, что данные акты предъявлялись на подпись представителю грузополучателя ОАО "РУСАЛ Красноярск" Маковой Т.А. 11.03.2010. Однако, данные акты не могли предъявляться ей на подпись, так как Макова Т.А. находилась 11.03.2010 на выходном, что подтверждается данными табеля учета рабочего времени за март 2010 года.
7) В акте общей формы N 59 от 12.03.2010 указано, что о времени подачи вагонов под выгрузку уведомлена представитель грузополучателя ОАО "РУСАЛ Красноярск" Сувейзда Л.В. 15.02.2010 в 15 час. 30 мин московского времени. На момент составления акта, Сувейзда Л.В. в период с 18.02. 2010 по 27.03. 2010 находилась в очередном отпуске, что подтверждается данными табеля учета рабочего времени за февраль- март 2010 года.
8) В акте общей формы N 60 от 12.03.2010 указано, что о времени подачи вагонов под выгрузку уведомлена представитель грузополучателя ОАО "РУСАЛ Красноярска Сувейзда Л.В. 19.02.2010 в 17 час. 30 мин. московского времени. На момент составления акта, Сувейзда Л.В. в период с 18.02.2010 по 27.03. 2010 находилась в очередном отпуске, что подтверждается данными табеля учета рабочего времени за февраль- март 2010 года.
9) В акте общей формы N 57 от 12.03.2010 указано, что о времени подачи вагонов под выгрузку уведомлена представитель грузополучателя ОАО "РУСАЛ Красноярск" Сувейзда Л.В. 15.02.2010 в 15 час. 30 мин. московского времени. На момент составления акта Сувейзда Л.В. в период с 18.02.2010 по 27.03. 2010 находилась в очередном отпуске, что подтверждается данными табеля учета рабочего времени за февраль- март 2010 года.
10) В акте общей формы N 80 от 06.04.2010 указано, что данный акт предъявлялся на подпись представителю грузополучателя ОАО "РУСАЛ Красноярск" Сувейзда Л.В. 06.04.2010. Однако, данный акт не мог предъявляться ей на подпись, так как Сувейзда Л.В. находилась 06.04.2010 на выходном, что подтверждается данными табеля учета рабочего времени за апрель 2010 года.
11) В акте общей формы N 91 от 18.04.2010 указано, что о времени подачи вагонов под выгрузку уведомлена представитель грузополучателя ОАО "РУСАЛ Красноярск" Сувейзда Л.В. 08.04.2010 в 14 час. 20 мин московского времени (18 час. 20 мин по местному времени). Однако, она не могла быть уведомлена о времени подачи вагонов под выгрузку в 18 час. 20 мин по местному времени, так как согласно данных табеля рабочего времени 08.04.2010 смена Сувейзда Л.В. началась в 19.45 часов вечера.
12) В акте общей формы N 47 от 04.03.2010 указано, что данный акт предъявлялся на подпись представителю грузополучателя ОАО "РУСАЛ Красноярск" Тужиковой И.В. 04.03.2010. Однако, данный акт не мог предъявляться ей на подпись, так как она находилась 04.03.2010 на выходном, что подтверждается данными табеля учета рабочего времени за март 2010 года.
По мнению ответчика вышеуказанные акты не могут быть приняты судом в качестве доказательств по делу.
Истцом представлены возражения на отзыв ответчика, согласно которым:
- акт общей формы составляется с участием тех лиц, которые уведомлялись о прибытии и о подаче вагонов. Факт окончания задержки отражается в акте, и акт передается представителю ОАО "РУСАЛ Красноярск" для проверки данных и его подписания. Злоупотребляя своим правом представители ответчика акты общей формы не подписывают, в связи с чем приемосдатчиками перевозчика делается отметка об отказе от подписания акта. Ведь акт общей формы которые передается ответчику для проверки и подписания. В соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России 18.06.2003 N 45 "ни перевозчик, ни грузополучатель не вправе отказаться от подписания акта общей формы. При несогласии с содержанием акта любая из сторон вправе выразить свои разногласия" и оформить акт в соответствии с п. 3.2.4 указанных правил. Имеющиеся разногласия сторона должна передать другой стороне акт в день составления акта или не позднее следующих суток со дня составления акта, то есть у ответчика имеются сутки на рассмотрение акта и возможность его подписания. По акту общей формы N 45 у ответчика имелись сутки на рассмотрение акта и возможность его подписания как 01, так и 02 марта, т.к. 02.03.2010 Бессонова С.С. работала, у ответчика была возможность подписать акты. Акты возвращены не были и приемосдатчики перевозчика зафиксировали отказ от подписания акта. По акту общей формы N 36 у ответчика имелись сутки на рассмотрение акта и возможность его подписания как 13, так и 14 февраля, т.к. 14.02.2010 Сувейзда Л.В. работала, что ответчиком сделано не было, акты возвращены не были и приемосдатчики перевозчика зафиксировали отказ от подписания акта. По акту общей формы N 55, 56 у ответчика имелись сутки на рассмотрение акта и возможность его подписания как 11, так и 12 марта, т.к. 12.03.2010 Макова Т.А. работала, что ответчиком сделано не было, акты возвращены не были и приемосдатчики перевозчика зафиксировали отказ от подписания акта. По акту общей формы N 80 у ответчика имелись сутки на рассмотрение акта и возможность его подписания как 06, так и 07 апреля, т.к. 07.04.2010 Сувейзда Л.В. работала, что ответчиком сделано не было, акты возвращены не были и приемосдатчики перевозчика зафиксировали отказ от подписания акта. По акту общей формы N 47 у ответчика как минимум имелись сутки на рассмотрение акта и возможность его подписания как 04, так и 05 апреля, т.к. 05.04.2010 Тужикова И.В. работала, что ответчиком сделано не было, акты возвращены не были и приемосдатчики перевозчика зафиксировали отказ от подписания акта.
В дополнение к отзыву ответчик пояснил следующее:
- по акту общей формы N 40 от 16.02.2010 (ведомость N 445) ОАО "РУСАЛ Красноярск" не оспаривает, что уведомление о подаче вагонов передано Маковой Т.А. 13.02.2010 в 23.30 час, но настаивает на том, что данный акт общей формы не передавался и не мог передаваться на подпись 16.02.2010 Тужиковой И.В., которая 16.02.2010 года находилась на выходном, что подтверждается выписками из табеля учета рабочего времени.
- по акту общей формы N 45 от 01.03.2010 (ведомость N 448) ответчик не согласен с возражениями истца о том, что у ответчика имеются сутки на рассмотрение акта и возможность его подписания как 01 марта, так и 02 марта 2010 года.
Данный акт на подпись лицу, которое в нем указано, не передавался, таким образом, истцом были нарушены Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45 (п.3.4., 3.5. Правил);
- по при составлении актов N 36 от 13.02.2010 (ведомость N 450), N 55, 56 от 11.03.2010 года (ведомость N 489) истцом нарушены п.3.4., 3.5. Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалованном судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, Третий арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности могут возникать из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно статье 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны выполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными предъявляемыми требованиями.
Заявленный иск основан на договоре перевозки N 880010584 от 24.12.2009, отношения по которому регулируются главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со статьей 791 Гражданского кодекса Российской Федерации погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляется силами и средствами отправителя (получателя) груза.
Согласно статье 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами (статья 119 Устава).
Согласно пункту 4.6 Правил эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС от 18.06.2003 N 26, при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
В силу пункта 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45, факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы.
Пунктом 3.4 Правил предусмотрено, что в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. При этом в акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, должны быть указаны причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления (пункт 3.5 Правил).
Статьей 34 Устава предусмотрено, что перевозчик уведомляет грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования о времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту их выгрузки грузополучателем не позднее чем за два часа до объявленной подачи вагонов, контейнеров, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
Из представленных в материалы дела актов общей формы следует, что ответчиком не были приняты по причине неприема вагоны на станцию Красноярск - Северный : 06.03.2010, акт общей формы N 52, всего 55 вагонов; 07.03.2010, акт общей формы N 53, всего 14 вагонов; 12.02.2010, акт общей формы N 28, всего 56 вагонов; 10.02.2010, акт общей формы N 35, всего 63 вагона; 13.02.2010, акт общей формы N 40, всего 50 вагонов; 18.02.2010, акт общей формы N 42, всего 55 вагонов; 28.02.2010, акт общей формы N 45, всего 24 вагона; 08.02.2010, акт общей формы N 36, всего 53 вагона; 22.02.2010, акт общей формы N 52, всего 50 вагонов; 09.03.2010, акт общей формы N 55, всего 55 вагонов; 09.03.2010 акт общей формы N 56, всего 6 вагонов; 15.02.2010, акт общей формы N 59, всего 11 вагонов; 19.02.2010, акт общей формы N 60, всего 8 вагонов; 15.02.2010, акт общей формы N 57, всего 22 вагона; 06.05.2010 акт общей формы N 97, всего 43 вагона; 01.04.2010 акт общей формы N 80, всего 55 вагонов; 05.04.2010 акт общей формы N 89, всего 34 вагона; 08.04.2010 акт общей формы N 91, всего 55 вагонов; 17.02.2010, акт общей формы N 47, всего 55 вагонов; 20.05.2010 акт общей формы N 106, всего 44 вагона.
Из представленных в материалы дела документов, следует, что количество вагонов, поступивших в спорный период на станцию Красноярск -Северный, свидетельствует о невозможности принять их в таком количестве под грузовые операции с учетом занятости фронтов погрузки и выгрузки грузополучателя и срока оборота вагонов, следовательно неприем имел место по причинам зависящим от ответчика. В связи с чем истцом, правомерно начислена плата за пользование вагонами за счет ответчика.
Соглашением от 26.02.2004 N Т-3/71 стороны определили условия и порядок внесения платы за пользование вагонами и контейнерами.
Размер платы определяется в соответствии с Правилами применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифным руководством N 2), утвержденным постановлением ФЭК России N 35/12 от 19.06. 2002.
Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика 4 991 442 руб. 39 коп. (с учетом уточнения), суммы платы за пользование вагонами, рассчитанной в соответствии Правилами, утвержденными постановлением Федеральной энергетической комиссией РФ от 19.06.2002 N 35/12.
Постановлением Федеральной энергетической комиссией РФ от 19.06.2002 N 35/12 утверждены Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2) (далее Правила).
Согласно пункту 11 Правил при задержке вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования по вине грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных подъездных путей плата взимается по таблицам N 9, 10 (для суточного контейнерооборота организации до 50 контейнеров) настоящего Тарифного руководства.
При задержке приема грузополучателями, грузоотправителями, владельцами железнодорожных подъездных путей вагонов, контейнеров, принадлежащих им или арендованных у организаций федерального железнодорожного транспорта, плата за время нахождения таких вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования взимается в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблицах N 9 и 10 (для суточного контейнерооборота организации до 50 контейнеров) настоящего Тарифного руководства.
Согласно пункту 9 Правил при исчислении оплачиваемого времени пользования вагонами, контейнерами период времени менее 15 минут в расчет не принимается, а период времени от 15 минут до одного часа принимается за полный час.
В соответствии со статьей 119 Устава железнодорожного транспорта обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Вместе с тем, в акте общей формы N 28 от 14.02.2010 указано, что о времени подачи вагонов под выгрузку уведомлена представитель грузополучателя ОАО "РУСАЛ Красноярск" Павлова Л.Ф. 12.02.2010 в 15 час. 30 мин., аналогичная запись сделана в представленной истцом в материалы дела выписке из книги уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку. Однако, приемосдатчик Павлова Л.Ф. не могла быть уведомлена о подаче вагонов под выгрузку, так как 14.02.2010 находилась на выходном, что подтверждается надлежащим образом заверенной выпиской из табеля учета рабочего времени за февраль 2010 года.
В акте общей формы N 42 от 21.02.2010 указано, что о времени подачи вагонов под выгрузку уведомлена представитель грузополучателя ОАО "РУСАЛ Красноярск" Бессонова С.С. 18.02.2010 в 18 час. 00 мин. московского времени (22.00 час по местному времени), аналогичная запись сделана в представленной истцом в материалы дела выписке из книги уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку. Однако, она не могла быть уведомлена о времени подачи вагонов под выгрузку в 22.00 час по местному времени, так как согласно данных табеля рабочего времени 18.02.2010 смена Бессоновой С.С. закончилась в 19.45 часов вечера. Кроме того, не соответствует действительности отметка в акте общей формы N 42 от 21.02.2010 о том, что данный акт предъявлялся на подпись представителю грузополучателя ОАО "РУСАЛ Красноярск" Сувейзда Л.В., так как Сувейзда Л.В. находилась 21.02.2010 в очередном отпуске, что подтверждается данными табеля учета рабочего времени за февраль 2010 года.
В акте общей формы N 45 от 01.03.2010 указано, что он предъявлялся на подпись представителю грузополучателя ОАО "РУСАЛ Красноярск" Бессоновой С.С. 01.03.2010. Однако, данный акт не мог предъявляться ей на подпись, так как Бессонова С.С. 01.03.2010 находилась на выходном, что подтверждается данными табеля учета рабочего времени за март 2010 года.
В акте общей формы N 36 от 13.02.2010 указано, что он предъявлялся на подпись представителю грузополучателя ОАО "РУСАЛ Красноярск" Сувейзда Л.В. 13.02.2010. Однако, данный акт не мог предъявляться ей на подпись, так как Сувейзда Л.В. находилась 13.02.2010 на выходном, что подтверждается данными табеля учета рабочего времени за февраль 2010 года.
В акте общей формы N 52 от 05.03.2010 указано, что он предъявлялся на подпись представителю грузополучателя ОАО "РУСАЛ Красноярск" Бессоновой С.С. Однако, данный акт не мог предъявляться ей на подпись, так как Бессонова С.С. находилась 05.03.2010 на выходном, что подтверждается данными табеля учета рабочего времени за март 2010 года.
В актах общей формы N 55, 56 от 11.03.2010 указано, что данные акты предъявлялись на подпись представителю грузополучателя ОАО "РУСАЛ Красноярск" Маковой Т.А. 11.03.2010. Однако, данные акты не могли предъявляться ей на подпись, так как Макова Т.А. находилась 11.03.2010 на выходном, что подтверждается данными табеля учета рабочего времени за март 2010 года.
В акте общей формы N 59 от 12.03.2010 указано, что о времени подачи вагонов под выгрузку уведомлена представитель грузополучателя ОАО "РУСАЛ Красноярск" Сувейзда Л.В. 15.02.2010 в 15 час. 30 мин московского времени. На момент составления акта, Сувейзда Л.В. в период с 18.02. 2010 по 27.03. 2010 находилась в очередном отпуске, что подтверждается данными табеля учета рабочего времени за февраль- март 2010 года.
В акте общей формы N 60 от 12.03.2010 указано, что о времени подачи вагонов под выгрузку уведомлена представитель грузополучателя ОАО "РУСАЛ Красноярска Сувейзда Л.В. 19.02.2010 в 17 час. 30 мин. московского времени. На момент составления акта, Сувейзда Л.В. в период с 18.02.2010 по 27.03. 2010 находилась в очередном отпуске, что подтверждается данными табеля учета рабочего времени за февраль- март 2010 года.
В акте общей формы N 57 от 12.03.2010 указано, что о времени подачи вагонов под выгрузку уведомлена представитель грузополучателя ОАО "РУСАЛ Красноярск" Сувейзда Л.В. 15.02.2010 в 15 час. 30 мин. московского времени. На момент составления акта Сувейзда Л.В. в период с 18.02.2010 по 27.03. 2010 находилась в очередном отпуске, что подтверждается данными табеля учета рабочего времени за февраль- март 2010 года.
В акте общей формы N 80 от 06.04.2010 указано, что данный акт предъявлялся на подпись представителю грузополучателя ОАО "РУСАЛ Красноярск" Сувейзда Л.В. 06.04.2010. Однако, данный акт не мог предъявляться ей на подпись, так как Сувейзда Л.В. находилась 06.04.2010 на выходном, что подтверждается данными табеля учета рабочего времени за апрель 2010 года.
В акте общей формы N 91 от 18.04.2010 указано, что о времени подачи вагонов под выгрузку уведомлена представитель грузополучателя ОАО "РУСАЛ Красноярск" Сувейзда Л.В. 08.04.2010 в 14 час. 20 мин московского времени (18 час. 20 мин по местному времени). Однако, она не могла быть уведомлена о времени подачи вагонов под выгрузку в 18 час. 20 мин по местному времени, так как согласно данных табеля рабочего времени 08.04.2010 смена Сувейзда Л.В. началась в 19.45 часов вечера.
В акте общей формы N 47 от 04.03.2010 указано, что данный акт предъявлялся на подпись представителю грузополучателя ОАО "РУСАЛ Красноярск" Тужиковой И.В. 04.03.2010. Однако, данный акт не мог предъявляться ей на подпись, так как она находилась 04.03.2010 на выходном, что подтверждается данными табеля учета рабочего времени за март 2010 года.
Вместе с тем, истцом не представлены доказательства направления (вручения) спорных актов общей формы грузополучателю, который вправе представить свои возражения и замечания на составленный акт общей формы.
При таких обстоятельствах, Арбитражный суд Красноярского края обоснованно не принял вышеуказанные акты в качестве доказательств задержки вагонов на станционных путях в связи с занятостью фронта выгрузки и в качестве основания для начисления платы за пользование вагонами.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности представленными актами общей формы N N 28, 42, 45, 36, 55, 56, 59, 60, 57, 80, 91, 47 факта задержки вагонов в связи с занятостью фронта выгрузки в связи с ненадлежащим оформлением актов и неподтверждением указанных фактов иными доказательствами, об отсутствии оснований для начисления платы на основании статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Что касается остальных актов общей формы, позиция истца обоснована и документально подтверждена.
Таким образом, требования истца в части взыскания с ОАО "РУСАЛ Красноярск" платы за пользование вагонами в размере 3 648 209 рублей 42 копейки (по актам N N 28, 42, 45, 36, 55, 56, 59, 60, 57, 80, 91, 47) удовлетворению не подлежат.
Удовлетворению подлежат требования в размере 1 343 282 рубля 97 копеек платы за пользование вагонами.
Доводы истца о допущении судом первой инстанции арифметической ошибки при вынесении решения не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции, поскольку суд в соответствии со статьей 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вправе исправить допущенную в решении арифметическую ошибку.
В рамках настоящего дела истцом заявлено о взыскании 137 732 руб. 70 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Ответственность за нарушение гражданско-правовых обязательств установлена главой 25 Гражданского кодекса Российской Федерации. Ответственности за нарушение денежного обязательства предусмотрена статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Предусмотренные статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации проценты за пользование чужими денежными средствами представляют собой плату за пользование денежными средствами, некий эквивалент их стоимости в имущественном обороте, являющийся по своей правовой природе специальной мерой гражданско-правовой ответственности. Поэтому просрочка оплаты влечет за собой начисления указанных процентов, не зависимо от наличия между сторонами соглашения.
В судебном заседании установлен факт и размер задолженности ответчика.
В силу пункта 1 статьи 395 Гражданского кодекса РФ при взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения.
Согласно п. 3 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.1998 N 13/14 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами" исходя из пункта 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда сумма долга уплачена должником с просрочкой, судом при взыскании процентов применяется учетная ставка банковского процента на день фактического исполнения денежного обязательства (уплаты долга) или его соответствующей части, если договором не установлен иной порядок определения процентной ставки. Правило же о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения применяется при наличии неуплаченного долга на момент судебного разбирательства.
На день подачи иска (09.09.2010), в соответствии с Указаниями Центрального Банка Российской Федерации от 31.05.2010 N 2450-У "О ставке рефинансирования" с 01 июня 2010 года ставка рефинансирования установлена в размере 7,75 %.
Согласно представленному расчету, истцом начислена неустойка на сумму долга, исходя из ставки 7,75 за период с 23.03.2010 по 17.06.2010, всего в сумме 137 732 руб. 70 коп.
Поскольку на момент судебного разбирательства долг ответчиком не оплачен, суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчика 48 213 руб. 59 коп.(с учетом уточнения), исходя из учетной ставки банковского процента действующей на день подачи иска 7,75 %.
Суд первой инстанции в достаточно полной мере и всесторонне исследовал обстоятельства дела и проверил доводы сторон, в том числе аналогичные изложенным в апелляционных жалобах, дал им правильную оценку. Обоснованно не принял в качестве доказательств задержки вагонов на станционных путях в связи с занятостью фронта выгрузки и в качестве основания для начисления платы за пользование вагонами акты общей формы N 42, N 45, N 36, N 55,N 56, N 59, N 57,N 80,N 47
Иные доводы заявителя жалобы рассмотрены и отклонены судом апелляционной инстанции как несостоятельные и не влияющие на правильность принятого по делу судебного акта.
Таким образом, принимая во внимание указанные выше нормы права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что доводы истца изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции не состоятельными и не могут служить основанием для отмены решения от 11 января 2011 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-13463/2010.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы возлагаются на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 11 января 2011 года по делу N А33-13463/2010 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
И.А. Хасанова |
Судьи |
Н.А. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-13463/2010
Истец: ОАО Российские железные дороги в лице филиала-КЖД
Ответчик: ООО РУСАЛ Красноярск
Третье лицо: ОАО "В-Сибпромтранс"