г. Москва
14 апреля 2011 г. |
Дело N А41-42597/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 апреля 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Александрова Д.Д.,
судей Кручининой Н.А., Мордкиной Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Байбулиной Ю.М.,
при участии в заседании:
от заявителя: ООО "Союзтекстиль" (ИНН: 5031054020, ОГРН: 1035006113340): Сильченко О.А., доверенность от 29.12.2010 г. N 2-111213; Манукиной Л.А., доверенность от 11.04.2011 г. N 12,
от ответчика: ИФНС России по г. Ногинску Московской области: Федотова В.В., доверенность от 11.01.2011 г. N 04-13/0004,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по г. Ногинску Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 31 января 2011 г. по делу N А41-42597/10, принятое судьей Морхатом П.М., по заявлению ООО "Союзтекстиль" к ИФНС России по г. Ногинску Московской области о признании недействительным решения налогового органа от 09.09.2010 г. N 3363,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Союзтекстиль" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Московской области к ИФНС России по г. Ногинску Московской области (далее - налоговый орган, инспекция) с заявлением (т. 1, л.д. 3-10), с учетом уточнений (т. 6, л.д. 35), принятых судом первой инстанции в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании недействительными решений инспекции от 09.09.2010 г. N 3363 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (т. 1, л.д. 34-39) и обязании инспекции возместить из федерального бюджета путем возврата на расчетный счет налогоплательщика налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 2291520 руб., пени по НДС в сумме 54724 руб. 92 коп., излишне уплаченные во исполнение требования инспекции N 5318 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 16.11.2010 г. (т. 6, л.д. 36, 37).
Решением Арбитражного суда Московской области от 31 января 2011 г. требования, заявленные налогоплательщиком, удовлетворены в полном объеме (т. 6, л.д. 75-79).
При этом суд первой инстанции исходил из того, что общество, являясь налоговым агентом, выполнило все требования, предусмотренные налоговым законодательством по исчислению и уплате сумм налога в бюджет, фактически уплатило в 1 квартале 2010 г. НДС в сумме 15492364 руб. 07 коп. Следовательно, осуществление обществом вычета сумм НДС, фактически уплаченного в 1 квартале 2010 г. является законным, обоснованным и подтвержденным представленными в материалах дела документами. Отметка налогового органа на заявлениях о ввозе товара является подтверждением фактической уплаты НДС в сроки, указанные в заявлении. Если фактическая уплата НДС произошла в 1 квартале 2010 г., то проставление отметки налоговым органом во 2 квартале 2010 г., подтверждающей уплату НДС в 1 квартале 2010 г., не является основанием для признания необоснованным вычета, примененного налогоплательщиком. Оснований для отказа в удовлетворении требования общества о возврате излишне уплаченного НДС не имеется, поскольку налоговым органом не представлено доказательств наличия недоимки у общества по налогам и пени перед федеральным бюджетом, обществом на основании выдвинутого налоговым органом требования N 5318 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 16.11.2010 г. произведена уплата спорной суммы НДС, а также пеней и штрафов.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, отказав налогоплательщику в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Налоговый орган в апелляционной жалобе указал, что документами, подтверждающими фактическую уплату косвенных налогов, а следовательно, и соблюдение налогоплательщиком одного из условий принятия сумм НДС к вычету, являются надлежащим образом оформленные заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, то есть с отметкой налогового органа, подтверждающей уплату косвенных налогов в полном объеме. На основании этого, инспекция утверждает, что обществом не соблюдены условия применения налоговых вычетов по НДС, установленные ст. 171, п. 1 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
В судебном заседании представитель налогоплательщика возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Рассмотрев повторно дело в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), выслушав представителей налогового органа и налогоплательщика, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Как следует из материалов дела, инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2010 г., по результатам которой был составлен акт камеральной налоговой проверки от 03.08.2010 г. N 20191 (т. 1, л.д. 26-28).
Не согласившись с указанным актом, налогоплательщик представил инспекции свои возражения (т. 1,л.д. 29, 30).
По результатам указанной камеральной налоговой проверки инспекцией принято решение от 09.09.2010 г. N 3363 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (т. 1, л.д. 34-39), согласно которому налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в сумме 173739 руб. 60 коп., налогоплательщику доначислен НДС в сумме 2291520 руб. 00 коп., а также начислены пени по НДС в сумме 54724 руб. 92 коп.
Не согласившись с указанным ненормативным правовым актом инспекции, налогоплательщик направил в УФНС России по Московской области апелляционную жалобу (т. 1, л.д. 40-47).
Решением УФНС России по Московской области от 03.11.2010 г. N 16-16/39910 (т. 1, л.д. 48-52) апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения, а решение инспекции от 09.09.2010 г. N 3363 - без изменения, утверждено и вступило в силу.
Налогоплательщик, не согласившись с решением инспекции 09.09.2010 г. N 3363 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (т. 1, л.д. 34-39) обратился в суд первой инстанции с заявлением (т. 1, л.д. 3-10), впоследствии уточненным, о признании данного решения инспекции недействительным и об обязании инспекции возместить из федерального бюджета путем возврата на расчетный счет налогоплательщика НДС в сумме 2291520 руб., пени по НДС в сумме 54724 руб. 92 коп., излишне уплаченные во исполнение требования инспекции N 5318 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 16.11.2010 г. (т. 6, л.д. 36, 37).
Выводы суда первой инстанции о недействительности указанного ненормативного правового акта инспекции и о наличии оснований для возврата налогоплательщику указанной сумм НДС и пени являются правильными.
Судом первой инстанции установлено, что в проверяемом периоде в рамках осуществления основной деятельности обществом производились закупки товаров у ряда организаций в Республике Беларусь (общество приобретало нить полиамидную, ткань техническую, пряжу с целью перепродажи на территории Российской Федерации).
Согласно ст. 161 НК РФ при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в налоговых органах Российской Федерации, товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория России, НДС исчисляется и уплачивается в бюджет налоговым агентом, приобретающим данные товары (работы, услуги) у иностранного лица.
Руководствуясь указанной нормой, налогоплательщик удержал и перечислил в бюджет Российской Федерации сумму НДС, исчисленную с дохода, выплаченного обществом в пользу иностранных организаций. Данное обстоятельство подтверждается представленными в материалы дела копиями платежных поручений и выписками банка (т.1 л.д. 87-107),
В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
Пунктом 2 ст. 171 НК РФ определено, что вычетам подлежат суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В соответствии с п. 3 ст. 171 Кодекса вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные налоговыми агентами при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС.
Согласно п. 5 ст. 174 НК РФ налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Общество 20.04.2010 г. представило в инспекцию налоговую декларацию по НДС за 1 квартал 2010 г. (т. 1, л.д. 22-25), в которой по строке 190 раздела 3 обществом была заявлена сумма налоговых вычетов по НДС, уплаченному при ввозе товаров с территории Республики Беларусь в сумме 15492364 руб.
На основании пункта 6 Раздела I Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее - Положение), являющегося неотъемлемой частью Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Соглашение), налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы соответствующие налоговые декларации не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров.
Судом первой инстанции установлено, что общество своевременно (то есть до указанной выше даты) представило в налоговый орган налоговые декларации по косвенным налогам (НДС и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь в I квартале 2010 года (т. 1, л.д. 13-21).
Налоговые декларации по косвенным налогам были приняты налоговым органом.
Согласно пункта 6 Раздела I Положения одновременно с налоговыми декларациями налогоплательщик представляет в налоговый орган следующие документы:
заявление о ввозе товара, составленное по форме, утверждаемой по согласованию с налоговыми органами государств Сторон, в трех экземплярах с указанием сведений о поставщике товара, виде договора, заключенного с поставщиком, сведений о товарах, включая их наименование, стоимость, а также расчет налоговой базы и суммы начисленного налога. Первый экземпляр остается в налоговом органе, второй и третий экземпляры возвращаются налогоплательщику с отметками налогового органа, подтверждающими уплату косвенных налогов в полном объеме (о наличии освобождения в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством государства Стороны не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию этого государства). Третий экземпляр направляется налогоплательщиком поставщику товара;
выписку банка (ее копию), подтверждающую фактическую уплату налога по ввезенным товарам;
договор (его копию), на основании которого товар ввозится с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны;
транспортные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны; товаросопроводительный документ белорусских налогоплательщиков.
Судом первой инстанции установлено, что общество в 1 квартале представило в налоговый орган:
заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа (т.1 л.д. 54-86);
платежные поручения и выписки банка (т.1 л.д. 87-107), подтверждающие фактическую уплату обществом в 1 квартале 2010 г. суммы НДС в размере 15492364 руб., указанной в графе 3 по строке 190 налоговой декларации. Факт уплаты обществом названной суммы НДС налоговым органом не оспаривался;
контракты, указанные в заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов;
счета-фактуры за 1 квартал 2010 г.;
товарно-транспортные документы, явившиеся основанием для определения налоговой базы для расчета сумм подлежащих уплате налогов.
Указанные документы были представлены обществом в материалы дела. Претензий к данным документам инспекция не имеет.
Также отсутствуют замечания у налогового органа по порядку определения налоговой базы и порядку исчисления сумм НДС.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что обществом осуществлен вычет в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, налоговый орган указал, что налогоплательщик необоснованно применил налоговые вычеты по НДС в размере 2291520 руб., в связи с тем, что они заявлены в 1 квартале 2010 г., при этом отметки налогового органа, на заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, проставлены 01.04.2010 г., то есть во 2 квартале 2010 года (т.1 л.д. 79-87). На основании этого, инспекция утверждает, что обществом не соблюдены условия применения налоговых вычетов по НДС, установленные ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ.
Данный довод инспекции отклоняется последующим основаниям.
В ст. 172 НК РФ определен порядок применения налоговых вычетов, согласно которому налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, указанных в п.п. 3, 6 - 8 ст. 171 НК РФ. Вычетам подлежат, если иное не установлено данной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, при соблюдении названных требований НК РФ налогоплательщик вправе претендовать на получение налогового вычета при исчислении НДС.
В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 04.11.2004 N 324-0, праву на возмещение из бюджета сумм налога на добавленную стоимость корреспондирует обязанность по уплате налога на добавленную стоимость в бюджет в денежной форме. Отказ в праве на налоговый вычет может иметь место, если процесс реализации товаров не сопровождается соблюдением корреспондирующей этому праву обязанности по уплате налога на добавленную стоимость в бюджет в денежной форме. Уплата налога на добавленную стоимость в бюджет в денежной форме документально подтверждена обществом.
Из материалов дела следует, что общество, являясь налоговым агентом, выполнило все указанные выше требования.
При этом НДС в сумме 15492364 руб. 07 коп. был фактически уплачен обществом в 1 квартале 2010 г., что подтверждается платежными поручениями и выписками из банка (т. 1, л.д. 88-107).
Следовательно, суд первой инстанции обосновано сделал вывод о том, что в данном случае отметка налогового органа, датированная 01.04.2010 г. (2 квартал 2010 г.), на заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов не является основанием для признания необоснованным налогового вычета, примененного налогоплательщиком.
Таким образом, требование общества о принятии инспекцией указанного выше налогового вычета является законным и обоснованным, а оспариваемое решение налогового органа не соответствует нормам НК РФ, нарушает права и законные интересы налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании указанного решения налогового органа было вынесено в отношении общества требование инспекции N 5318 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 16.11.2010 г. (т. 6, л.д. 36, 37), которое было исполнено обществом в полном объеме, что подтверждается представленными в материалы дела копиями письма общества, выпиской банка по лицевому счету общества и платежными поручениями (т. 6, л.д. 38-43).
Согласно п. 6 ст. 78 НК РФ возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Налоговым органом не представлено доказательств наличия недоимки у общества по налогам и пени перед федеральным бюджетом,
Следовательно, суд первой инстанции правомерно обязал инспекцию возместить из федерального бюджета путем возврата на расчетный счет налогоплательщика НДС в сумме 2291520 руб., пени по НДС в сумме 54724 руб. 92 коп., излишне уплаченные во исполнение требования инспекции N 5318 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 16.11.2010 г. (т. 6, л.д. 36, 37).
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда первой инстанции, положенные в основу судебного акта, и не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 31 января 2011 г. Арбитражного суда Московской области по делу N А41-42597/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС России по г. Ногинску Московской области без удовлетворения.
Председательствующий |
Д.Д. Александров |
Судьи |
Н.А. Кручинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-42597/2010
Истец: ООО "Союзтекстиль"
Ответчик: ИФНС России по г. Ногинску Московской области
Третье лицо: ИФНС г. Ногинск