г. Ессентуки |
Дело N А61-1996/09 |
12.02.10 года Регистрационный номер
|
апелляционного производства 16АП-3038/09 (4) |
Резолютивная часть постановления оглашена 10 февраля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2010 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Белова Д.А.
судей Мельникова И.М., Сулейманова З.М.,
при ведении протокола судебного заседания председательствующим Беловым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда по ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки апелляционную жалобу Администрации местного самоуправления г. Владикавказа на решение Арбитражного суда РСО-Алания от 02.12.2009г. по делу N А61-1996/09
по заявлению Администрации местного самоуправления г. Владикавказа
к Управлению Федерального Казначейства по РСО-Алания
о признании действия УФК по РСО-Алания по принятию заявлений взыскателей о взыскании с коммандитного товарищества "Социальная инициатива и К" суммы долга и процентов незаконными, (судья Базиева Н.М.),
при участии в судебном заседании:
от АМС г. Владикавказа: Маслихова Е.В. по дов. N 10-476 б/ч,
от УФК по РСО-Алания: Агузарова М.В. по дов. N 14/11 от 14.01.10,
Арчинова В.И. по дов. N 14/14 от 14.01.10,
УСТАНОВИЛ:
Администрация местного самоуправления г. Владикавказ (далее Администрация, АМС) обратилась в Арбитражный суд РСО-Алания с заявлением N 981 от 27.10.2009 года
- о признании незаконными действий Управления Федерального казначейства по РСО-Алания (далее - УФК по РСО-Алания, орган казначейства) по принятию к исполнению заявлений взыскателей (граждан) о взыскании с коммандитного товарищества "Социальная инициатива и К" суммы долга и процентов незаконными,
- о признании действий УФК по РСО-Алания по приостановлению операций по расходованию средств с бюджетного (лицевого) счета АМС г. Владикавказа в УФК по РСО-Алания на основании поступивших заявлений взыскателей (граждан) о взыскании с коммандитного товарищества "Социальная инициатива и К" суммы долга и процентов перед вышеуказанными взыскателями.
Требования заявителя обоснованы тем, что в нарушение Бюджетного кодекса РФ, орган казначейства принял заявления взыскателей без приложения всех необходимых документов, представление которых обязательно в силу части 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ.
Решением суда от 02.12.09 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что действия УФК по РСО-А по принятию к исполнению заявлений граждан с исполнительными листами и приостановлению операций по расходованию средств с бюджетного (лицевого) счета АМС соответствуют требования Бюджетного кодекса РФ, а потому заявление АМС г. Владикавказа удовлетворению не подлежит.
Не согласившись с таким решением суда, администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила его отменить, принять новый судебный акт. По мнению администрации, судом первой инстанции при вынесении решения были нарушены нормы материального права, выразившиеся в неполном исследовании фактических обстоятельств дела.
Орган казначейства представил отзыв на жалобу, в котором просил оставить решение суда без изменения, полагает, что суд первой инстанции правильно установил все юридически значимые обстоятельства по делу и применил нормы права, подлежащие применению.
В судебном заседании представитель администрации апелляционную жалобу поддержал по основаниям, изложенным в жалобе, просил отменить решение суда.
Представители УФК по РСО-Алания против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, просили оставить решение суда без изменения, мотивировав доводами, изложенными в отзыве на жалобу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее и объяснения сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что жалоба Администрации местного самоуправления г. Владикавказ не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в Управление Федерального казначейства по РСО-Алания поступили на исполнение исполнительные листы о взыскании суммы долга и процентов с коммандитного товарищества "Социальная инициатива и К" в пользу Токаевой А.И. (исполнительный лист 017692), Томиловой Т.А. (исполнительный лист N 023243), Кравченко С.Н. (исполнительный лист N 017433), Санакоевой Э.Ш. (исполнительный лист N 017446), Бадовой (Дзуцевой) М.К. (исполнительный лист N 017434), Битаровой И.Ф: (исполнительный лист N 018015), Кабанова В.Г. (исполнительный лист N 017754), Касаева Б.А, (исполнительный лист N 018392), Товгазовой З.Л. (исполнительный лист N 018728), Фардзиновой З.Г. (исполнительный лист N 018249), Джиоевой Л.Ф. (исполнительный лист АС N 000530359), Фоминой А.Г. (исполнительный лист N 017594), Бабаевой А.А. (исполнительный лист N 017810), Брегида В.Д. (исполнительный лист N 17793).
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2009 по делу N А61-125/06, определениями Арбитражного суда РСО-А от 13.04.2009 по делу N А61-2620/05-12, от 05.06.2009 по делу N А61-2769/05, от 05.06.2009 по делу N А61-2760/05, от 14.04.2009 по делу N 288/06-12, от 26.06.2009 по делу N А61-422/06-5, от 05.06.2009 по делу N 214/06-12, от 03.06.2009 по делу N А61-635/06-10, от 08.09.2009 по делу N А61-606/06, от25.09.2009, по делам N А61-399/06-5 и NА61-2012/06-6, от 26.09.2008 по делу NА61-225/06-12, от 07.08.2009 по делу NА61-2749/05-12, от 30.07.2009 по делу NA61-227/06-12 произведена замена должника по указанным выше исполнительным листам коммандитного товарищества "Социальная инициатива и К" на Администрацию местного самоуправления г. Владикавказа в порядке процессуального правопреемства на основании заключенного между товариществом и Администрацией соглашения от 12.04.2006 о расторжении инвестиционного контракта.
О поступлении на исполнение исполнительных листов Администрация была уведомлена:
- уведомлением от 11.03.2009 N 4-мес о поступлении исполнительного листа N 017692 на взыскание в пользу Токаевой А.И.;
- уведомлением от 26.05.2009 N 9-мес о поступлении исполнительного листа N 017433 на взыскание в пользу Кравченко С.Н.;
- уведомлением от 16.06.2009 N 11-мес о поступлении исполнительного листа N 017446 на взыскание в пользу Санакоевой Э.Ш.
- уведомлением от 02.07.2009 N 12-мес о поступлении исполнительного листа N 017434 на взыскание в пользу Бадовой (Дзуцевой) М.К.
- уведомлением от 19.05.2009 N 8-мес о поступлении исполнительного листа N 023243 на взыскание в пользу Томиловой Т.А.
- уведомлением от 09.07.2009 N 13-мес о поступлении исполнительного листа N 018015 на взыскание в пользу Битаровой И.Ф.
- уведомлением от 14.07.2009 N 14-мес о поступлении исполнительного листа N 017754 на взыскание в пользу Кабанова В.Г.
- уведомлением от 04.08.2009 N 16-мес о поступлении исполнительного листа N 018392 на взыскание в пользу Касаева Б.А,
- уведомлением от 24.09.2009 N 23-мес о поступлении исполнительного листа N 018728 на взыскание в пользу Товгазовой З.Л.
- уведомлением от 08.10.2009 N 25-мес о поступлении исполнительного листа N 018249 на взыскание в пользу Фардзиновой З.Г.
- уведомлением от 26.06.2009 N 26-мес о поступлении исполнительного листа без номера (АС N 000530359) на взыскание в пользу Джиоевой Л.Ф.
- уведомлением от 08.10.2009 N 27-мес о поступлении исполнительного листа N 017594 на взыскание в пользу Фоминой А.Г.
- уведомлением от 08.10.2009 N 28-мес о поступлении исполнительного листа N 017810 на взыскание в пользу Бабаевой А.А.
- уведомлением от 13.10.2009 N 29-мес о поступлении исполнительного листа N 17793 на взыскание в пользу Брегида В.Д.
Орган казначейства направил заявителю уведомления о поступлении исполнительных документов и датах их приема к исполнению с приложением копий судебных актов и заявлений взыскателей, что подтверждается расписками представителя АМС г. Владикавказа, имеющимися в материалах исполнительных производств органа казначейства, копии которых были приобщены к материалам настоящего дела.
Администрация местного самоуправления г. Владикавказа письмами:
от 25.10.2009 N 234 на уведомление от 24.09.2009 N 23-мес,
от 13.07.2009 N 146 на уведомление от 09.07.2009 N 13-мес,
от 10.08.2009 N 158 на уведомление от 04.08.2009 N 16-мес,
от 16.06.2009 N 546 на уведомление от 19.05.2009 N 8-мес,
от 28.05.2009 N 100 на уведомление от 26.05.2009 N 9-мес,
от 25.10.2009 N 233 на уведомление от 08.10.2009 N 25-мес,
от 10.07.2009 N 145 на уведомление от 02.07.2009 N 12-мес,
от 18.06.2009 N 569 на уведомление от 16.06.2009 N 11-мес,
от 25.10.2009 N 232 на уведомление от 08.10.2009 N 26-мес,
от 25.10.2009 N 231 на уведомление от 08.10.2009 N 27-мес,
от 25.10.2009 N 229 на уведомление от 13.10.2009 N 29-мес,
от 22.07.2009 N 155 на уведомление от 14.07.2009 N 14-мес,
от 25.10.2009 N 230 на уведомление от 08.10.2009 N 28-мес,
от 25.10.2009 N 234 на уведомление от 24.09.2009 N 23-мес, предоставила УФК по РСО-А информацию об источнике образования задолженности. В данных письмах Администрация указала, что источником образования задолженности является бюджет города Владикавказа. Расходы бюджета по исполнению уведомлений будут производиться по КБК 59805011040500003310.
В связи с неисполнением Администрацией исполнительных документов N 017692, 017433, 017446, 017434, 023243, 018015 в течение трех месяцев со дня их поступлений в УФК по РСО-А, орган казначейства приостановил осуществление операций по расходованию средств с лицевых счетов Администрации до момента устранения нарушений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, о чем направил Администрации уведомления N 2 от 18.08.2009, N 4 от 27.08.2009, N 6 от 17.09.2009, N 7 от 06.10.2009, N 3 от 20.08.2009, N 8 от 12.10.2009.
Полагая, что действия УФК по РСО-А по принятию к исполнению заявлений указанных выше физических лиц не соответствуют требованиям Федерального закона "Об исполнительном производстве" и Бюджетного кодекса РФ и нарушают права Администрации в сфере экономической деятельности и создают препятствия для её осуществления, Администрация обратилась в Арбитражный суд РСО-А с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Следовательно, в силу названной нормы АМС г. Владикавказа является получателем бюджетных средств, и соответственно, на него распространяются положения статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ, которая устанавливает порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращения взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений.
Согласно статье 242.5 Бюджетного кодекса РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику, как получателю средств местного бюджета, лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
Основаниями для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, в силу пункта 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации являются:
- непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 данной статьи (к исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя);
- несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве";
- нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению;
-представление должником, либо взыскателем, либо судом документа, отменяющего судебный акт, подлежащий исполнению;
- представление взыскателем либо судом заявления об отзыве исполнительного документа.
Установленный пунктом 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень является исчерпывающим. Иные основания для возврата взыскателю документов Бюджетный кодекс Российской Федерации не предусматривает.
Как правильно установлено судом первой инстанции, что взыскателями предъявлены в отделение федерального казначейства, где заявителю открыты лицевые счета, к исполнению соответствующие статье 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 13 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" надлежаще оформленные исполнительные документы с приложением всех необходимых документов.
При таких обстоятельствах довод заявителя о том, что орган казначейства принял исполнительные листы к исполнению без представления взыскателями Токаевой А.И., Томиловой Т.А., Кравченко С.Н., Санакоевой Э.Ш., Бадовой (Дзуцевой) М.К., Битаровой И.Ф. всех необходимых документов, обоснованно не принят судом первой инстанции, как неподтвержденный материалами дела.
Уведомления о поступлении исполнительных документов и датах их приема к исполнению с приложением копий судебных актов и заявлений взыскателей орган казначейства направил заявителю в установленные статьей 242.5 Бюджетного кодекса РФ сроки, что подтверждается расписками представителя АМС г. Владикавказа.
В связи с изложенным, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что действия УФК по РСО-А по принятию к исполнению заявлений указанных выше граждан соответствуют требования Бюджетного кодекса РФ, а потому заявление АМС г. Владикавказа в этой части удовлетворению не подлежит.
Согласно части 3 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, информацию об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств местного бюджета, либо предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно г бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
Из материалов настоящего дела и материалов исполнительных производств, представленных УФК по РСО-Алания усматривается, что Администрация не исполнила требование статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ о приложении к информации об источнике образования задолженности платежных поручений на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа.
Администрация исполнительные листы N 017692, 017433, 017446, 017434, 023243, 018015 в трехмесячный срок не исполнила, о невозможности их исполнения УФК по РСО-А не проинформировала.
Согласно части 3 статьи 343.5 Бюджетного кодекса РФ при нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Из пункта 3 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ следует, что принятие такой меры в отношении должника предусмотрено в независимости от наличия, отсутствия либо недостаточности соответствующих бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов до полного исполнения исполнительного документа.
Кроме того, в силу абзаца 23 статьи 283 Бюджетного кодекса РФ несвоевременное или неполное исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации, является самостоятельным основанием для применения мер принуждения за нарушение требований бюджетного законодательства России, в том числе право приостанавливать операции по счетам в кредитных организациях (пункт 3 статьи 284 БК РФ).
Как правильно установлено в судебном заседании, оспариваемые уведомления подписаны не руководителем Айларовой Г.И., а заместителями руководителя Галазовым В.Ю. и Бедоевой Э.З., которые в соответствии с должностными регламентами и на основании приказов N 72-а от 09.07.2007 и N 15 о/д от 17.03.2008 имеют право первой подписи.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованный сделал вывод о том, что УФК по РСО-Алания правомерно, в соответствии со статьей 242.5 Бюджетного кодекса РФ приостановил операции по расходованию средств на лицевых счетах Администрации уведомлениями N 2 от 18.08.2009, N 4 от 27.08.2009, N 6 от 17.09.2009, N 7 от 06.10.2009, N 3 от 20.08.2009, N 8 от 12.10.2009, а потому требования в этой части удовлетворению также не подлежат.
Ссылка Администрации на статью 242.2 Бюджетного кодекса РФ несостоятельна, так как данная статья определяет порядок исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской федерации и за счет казны муниципальных образований (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета).
В данном случае обязательства Администрации возникли не из оснований, указанных в статье 242.2 Бюджетного кодекса. Из судебных актов о процессуальном правопреемстве, которыми Коммандитное товарищество "Социальная инициатива и К" было заменено на Администрацию местного самоуправления, указано, что соглашением от 12.04.2006 именно АМС г. Владикавказа как самостоятельное юридическое лицо, а не казна, приняла на себя все права и обязательства Коммандитного товарищества "Социальная инициатива" перед физическими лицами, в том числе и перед указанными выше взыскателями, принявшими участие в финансировании строительства жилья в г. Владикавказе, согласно приложениям 1 и 2 к соглашениям. В данных судебных актах указано, что должником является АМС г. Владикавказа, а не казна.
Обоснованно судом первой инстанции отклонены ссылки Администрации на нарушение Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", так как исполнение названных исполнительных документов в силу статьи 1 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и в соответствии со статьей 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном ФЗ "Об исполнительном производстве" не осуществляется.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными действий Управления федерального казначейства РСО-Алания (далее УФК по РСО-Алания, орган казначейства) по принятию к исполнению заявлений взыскателей (граждан) о взыскании с коммандитного товарищества "Социальная инициатива и К" суммы долга и процентов незаконными и о признании действий УФК по РСО-Алания по приостановлению операций по расходованию средств с бюджетного (лицевого) счета АМС г. Владикавказа в УФК по РСО-Алания на основании поступивших заявлений взыскателей (граждан) о взыскании с коммандитного товарищества "Социальная инициатива и К" суммы долга и процентов перед вышеуказанными взыскателями.
Суд апелляционной инстанции, проверив правильность вынесенного по делу решения суда, пришел к выводу, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам и материалам дела, судом дана надлежащая оценка представленным доказательствам, в связи с чем оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции не имеется.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда РСО-Алания от 02.12.2009г. по делу N А61-1996/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление апелляционного суда вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Белов Д.А. |
Судьи |
Мельников И.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-1996/2009
Истец: АМС г. Владикавказ, Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами г. Владикавказа
Ответчик: Управление Федерального Казначества по РСО-Алания, УФК по РСО-А
Третье лицо: Бадова М. К., Битарова И. Ф, Кравченко Сергей Николаевич, Санакоева Эльза Шалвовна, Токаева Альбина Исаевна, Томилова Т. А.
Хронология рассмотрения дела:
12.02.2010 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3038/09