г. Пермь
15 апреля 2011 г. |
Дело N А60-44878/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 апреля 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Варакса Н.В., Васевой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю.С.,
при участии:
от заявителя - ЗАО "Пиастрелла" (ОГРН 1026605765834, ИНН 6664014065): не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица - Чкаловского отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области г. Екатеринбурга (ОГРН 1056603541565, ИНН 6670083677): не явился, извещен надлежащим образом,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя - ЗАО "Пиастрелла"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 февраля 2011 года
по делу N А60-44878/10,
принятое судьей Плюсниной С.В.,
по заявлению ЗАО "Пиастрелла"
к Чкаловскому отделу Управления Роспотребнадзора по Свердловской области г. Екатеринбурга
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Закрытое акционерное общество "Пиастрелла" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Чкаловского отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган) о назначении административного наказания N 163 от 19.11.2010 г., которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения по ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16 февраля 2010 года заявленные требования удовлетворены частично, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в части наложения штрафа в размере 10 000 рублей и вынесено административное наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы общество указывает на то, что заявителем доведена до сотрудников информация о необходимости проведения профилактических прививок, от них получены отказы от прохождения вакцинации, которые оформлены в письменном виде. Ссылается на то, что из указанных в оспариваемом постановлении и решении суда нормативных правовых актов не следует, что на заявителя, как на работодателя, возложена обязанность организации проведения профилактических прививок своим сотрудникам.
Административный орган доводы апелляционной жалобы считает необоснованными по мотивам, изложенным в письменном отзыве, ссылаясь на доказанность в действиях заявителя состава вменяемого ему в вину административного правонарушения, оснований для отмены решения суда не усматривает.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили, что в порядке п.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст.266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения N 518 от 24.09.2010 (л.д.11) в период с 19.10.2010 по 16.11.2010 Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Чкаловском районе г. Екатеринбурга проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения санитарных правил и проведения санитарно-противоэпидемиологических мероприятий в отношении ЗАО "Пиастрелла" на объекте цех производства керамической плитки, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Окружная, 1.
Основанием для проведения внеплановой проверки послужила поступившая 23.09.2010г. в адрес Чкаловского отдела Управления Роспотребнадзора информация МУ ЦГКБ N 24 об отсутствии сведений по проведению периодических медицинских осмотров в лечебно-профилактическом учреждении ЗАО "Пиастрелла".
В ходе проведения проверки административным органом выявлены нарушения ст. 35, п. 1 ст. 29, пп.1, 2, 3, 4, 5 ст. 34 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СП 3.1.3.2352-08 Профилактика клещевого вирусного энцефалита п.6.3.1, 10.1-10.11, Постановления Свердловской области N 12 от 21.10.2009 "Об организации мероприятий по вакцинопрофилактике против клещевого энцефалита населения Свердловской области", СП 3.1/3.2.1379-03 Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней п.18.3, а именно: низкий охват вакцинации против клещевого энцефалита (44,4%), низкий охват вакцинации против гриппа (43,7%), не представлены данные о вакцинопрофилактике против гепатита В, кори, краснухи, дифтерии.
По результатам проверки административным органом составлен акт проверки, протокол об административном правонарушении от 16.11.2010г.
На основании материалов проверки вынесено постановление о привлечении к административной ответственности N 163-ю от 19.11.2010 и назначении ЗАО "Пиастрелла" административного наказания по ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Полагая, что данное постановление вынесено административным органом необоснованно, заявитель обратился в арбитражный суд.
Удовлетворив заявленные обществом требования частично, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление следует признать незаконным и отменить в части наложения на общество штрафа в размере 10 000 рублей и ограничиться вынесением предупреждения.
Оценив в порядке ст.71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и проанализировав нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, являются законными и обоснованными.
Согласно ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Объектом посягательства являются общественные отношения в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Пунктом 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52- ФЗ) установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ст. 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Таким образом, субъектом данного правонарушения признается организация-работодатель, на которую возложены обязанности по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия работников.
Из материалов дела следует, что Обществом не обеспечено своевременное и в полном объеме проведение предусмотренных санитарными правилами профилактических прививок в целях предупреждения возникновения заражения инфекционными заболеваниями (полиомиелитом, дифтерией, краснухой, корью и т.д.) и заболеваниями по эпидемическим показаниям (гриппом, клещевым энцефалитом).
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, установлены Федеральным законом "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Федеральный закон N 157-ФЗ).
Законодательство Российской Федерации в области иммунопрофилактики состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В пределах предоставленных полномочий Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации утверждены Санитарные правила "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней" СП 3.1/3.2.1379-03.
В соответствии с пунктами 18.1 - 18.3 Санитарных правил 3.1./3.2.1379-03 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней" соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу статьи 1 Федерального закона N 157-ФЗ нормативным правовым актом, устанавливающим сроки и порядок проведения гражданам профилактических прививок, является Национальный календарь профилактических прививок, который в силу положений статьи 9 Федерального закона N 157-ФЗ включает в себя профилактические прививки против гепатита В, дифтерии, коклюша, кори, краснухи, полиомелита, столбняка, туберкулеза, эпидемического паротита, гемофильной инфекции и гриппа.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона N 157-ФЗ при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения, гражданам проводятся профилактические прививки по эпидемическим показаниям.
Согласно пункту 18.3 СП 3.1/3.2.1379-03 в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям обязательными являются прививки против туберкулеза, дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита, кори, эпидемического паротита, краснухи и гепатита В. Вакцинация по эпидемическим показаниям проводится в отношении гриппа, чумы, холеры, сибирской язвы, бешенства, бруцеллеза, туляремии, брюшного тифа, лихорадки Ку, лептоспироза, клещевого энцефалита, гепатита А, желтой лихорадки, менингококковой инфекции. Необходимость проведения вакцинации в отношении других инфекционных болезней определяется федеральным органом исполнительной власти по здравоохранению.
В соответствии с Национальным календарем профилактических прививок, утвержденным Приказом Минздрава РФ от 27.06.2001г. N 229 (приложение 1), кроме другого населения (контингента) профилактической вакцинации подлежат следующие: - подростки и взрослые в возрасте до 35 лет - против кори; - девушки от 18 до 25 лет, не болевшие, не привитые ранее - против краснухи; - работники сферы обслуживания - против гриппа; - лица, выезжающие в неблагополучные по холере страны; - население, проживающее на энзоотичных (неблагополучных) по клещевому энцефалиту территориях.
Календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденным Приказом Минздрава РФ от 27.06.2001г. N 229 (приложение 2), определены контингенты, подлежащие прививкам против клещевого энцефалита, вирусного гепатита В, гриппа, кори, дифтерии, с учетом определенных условий: возраста, пола, сферы деятельности, очага инфекции, риска заболеваемости и других факторов.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Свердловской области от 12.03.2004г. N 1 территория Свердловской области считается неблагополучной (эндемичной) по клещевому энцефалиту, в связи с чем определено проведение населению Свердловской области, а также лицам, прибывшим для работы на территорию области, в весенне-летний период профилактические прививки против клещевого энцефалита (с согласия граждан, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних). Руководителям предприятий, учреждений, организаций, вне зависимости от ведомственной принадлежности и формы собственности предписано обеспечить проведение профилактических прививок против клещевого энцефалита среди сотрудников.
По эпидемическим показаниям на территории Свердловской области согласно предписанию N 01/01/01/04-04/8636 от 24.09.2010г. главного государственного санитарного врача по Свердловской области предписано в предэпидемический период организовать проведение профилактических прививок против гриппа среди работающих контингентов с охватом не менее 90% от численности работающих.
Приказом Минздрава Свердловской области N 2095-п, Управления Роспотребнадзора по Свердловской области N 01-01-01-01/453 от 24.11.2008 утвержден Региональный календарь профилактических прививок и Календарь прививок по эпидемическим показаниям Свердловской области".
В соответствии с СП 3.1./3.2.1379-03 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", Национального календаря профилактических прививок, регионального календаря профилактических прививок для обеспечения эпидемиологического благополучия населения Свердловской области по инфекциям, управляемым средствами специфической профилактики, обязательной вакцинации подлежат взрослые от 18 лет по следующим инфекциям: против дифтерии, клещевого энцефалита - без возрастных ограничений, против гепатита В - все лица до 55 лет, против краснухи - все женщины до 25 лет, против кори - все лица до 35 лет.
Охват населения вакцинацией против дифтерии должен составлять 90% в соответствии с СП 3.1.2.1108-02 (п.8.22), соблюдение которых является обязательным для юридических лиц (п.1.3), отказ от проведения прививки должен быть оформлен записью в медицинской документации и подписан гражданином, а также медицинским работником (п.8.3).
Охват населения вакцинацией против кори (все лица до 35 лет), краснухи (все женщины до 25 лет), гепатита В (все лица до 55 лет) в соответствии с Региональным календарем профилактических прививок Свердловской области должен составлять 100%, факт отказа должен быть зафиксирован в медицинских документах постоянного хранения (п.18.8 СП 3.1./3.2.1379-03).
В соответствии с актом проверки количество работающих в ЗАО "Пиастрелла" составляет 135 человек, из них 69 женщин. Всего подлежит медицинскому осмотру 135 человек (100%), из них 69 (100%) - женщины (л.д.25-26). В соответствии с представленным списком работников, прошедших вакцинацию против гриппа, клещевого энцефалита, утвержденным руководителем общества, охват вакцинацией против гриппа составил 43,7%, против клещевого энцефалита - 44,4%. Охват вакцинопрофилактикой против дифтерии, гепатита В, кори, краснухи не представилось возможным установить административному органу ввиду непредставления тому доказательств ЗАО "Пиастрелла".
Требования по организации вакцинации против клещевого вирусного энцефалита определены СП 3.1.3.2352-08 "Профилактика клещевого вирусного энцефалита", соблюдение которых является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п.1.1).
Клещевой вирусный энцефалит является природно-очаговой острой вирусной инфекционной болезнью с трансмиссивным механизмом передачи возбудителя. Характеризуется преимущественным поражением центральной нервной системы, отличается полиморфизмом клинических проявлений и тяжестью течения. Последствия заболевания разнообразны - от полного выздоровления до нарушений здоровья, приводящих к инвалидности и смерти. Свердловская область является эндемичной по клещевому энцефалиту.
Согласно п. 10.1 СП 3.1.3.2352-08 ""Профилактика клещевого вирусного энцефалита" мероприятия по профилактике КВЭ осуществляют, в том числе и работодатели (юридические лица, индивидуальные предприниматели).
Данное требование носит обязательный характер для всех субъектов предпринимательской деятельности.
Согласно пп. 10.4.6, 10.4.7, СП 3.1.3.2352-08 работодатели (юридические лица, индивидуальные предприниматели) ежегодно составляют списки профессиональных групп риска, подлежащих вакцинации и ревакцинации против клещевого энцефалита, и обеспечивают явку работающих для ее проведения в лечебно-профилактические организации, не допускают к работе в природном очаге в сезон передачи клещевого энцефалита без предварительной вакцинации. На работодателях лежит обязанность проведения обучения работников, информирования их о проявлениях и последствиях клещевого вирусного энцефалита, условиях заражения, методах защиты от клещей; разъяснение значения и эффективности вакцинации и ревакцинации против КВЭ, а также важности соблюдения сроков прививок и значение экстренной профилактики.
Согласно п.2 ст.5 Федерального закона от 17.09.1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" отсутствие профилактических прививок влечет: - запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок; - временный отказ в приеме граждан в образовательные и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий; - отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с Перечнем работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825, производство керамической плитки не входит в указанный Перечень работ.
Однако, с учетом того, что Свердловская область является неблагополучной (эндемичной) по клещевому энцефалиту, на работодателя возложена обязанность принятия мер к иммунопрофилактике своих работников от данной инфекционной болезни путем составления списка работников, обеспечения их явки в лечебно-профилактическое учреждение, разъяснения необходимости проведения профилактических прививок, значения и эффективности вакцинации и ревакцинации против КВЭ, важности соблюдения сроков прививок, тем самым обеспечивать установленный процентный состав лиц из числа работающих, охвачиваемых данным профилактическим мероприятием; при отказе же работников от прививок должны быть приняты меры к обеспечению надлежащего оформления в установленном законом порядке соответствующего заявления.
Согласно п.3 ст.5 Федерального закона от 17.09.1998 г. N 157- ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" при осуществлении иммунопрофилактики граждане обязаны: - выполнять предписания медицинских работников; - в письменной форме подтверждать отказ от профилактических прививок.
Из материалов дела следует, что обществом до сотрудников не была доведена информация о необходимости прохождения профилактических прививок. Также административным органом установлено, что заявитель не организовал проведение необходимых мероприятий, отказы работников от вакцинации не оформлены в установленном порядке.
Таким образом, общество, как работодатель, не выполнило обязанность по организации проведения профилактических прививок своим сотрудникам, соответствующие доводы апеллятора подлежат отклонению.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на то, что заявителем доведена до сотрудников информация о необходимости проведения профилактических прививок, от них получены отказы от прохождения вакцинации, которые оформлены в письменном виде, не принимается судом апелляционной инстанции.
В соответствии с Федеральным законом от 17.09.1998г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" граждане действительно имеют право на отказ от профилактических прививок, однако в случае отказа от прививки граждане обязаны подтвердить его в письменном виде.
Имеющиеся в материалах дела заявления граждан об отказе от вакцинопрофилактики не являются доказательствами принятия обществом надлежащих и своевременных мер по доведению до сотрудников информации о необходимости вакцинации и оформлению отказов от вакцинации, поскольку данные заявления административному органу при решении вопроса о привлечении к административной ответственности не представлялись, доказательств тому заявителем не представлено. Кроме того, данные отказы не оформлены в установленном законом порядке. Порядок регистрации профилактических прививок и оформление отказа от проведения профилактических прививок определен в Методических указаниях МУ 3.3.1889-04.3.3. Иммунопрофилактика инфекционных болезней. Порядок проведения профилактических прививок (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 04.03.2004). Письменный отказ от проведения профилактических прививок адресуется лечебно-профилактической организации, в отказе обязательно производится отметка медицинским работником предупреждения о последствиях отказа от проведения прививок.
Таким образом, событие административного правонарушения, предусмотренное ст.6.3 КоАП РФ, вменяемое ЗАО "Пиастрелла" Управлением Роспотребнадзора, нашло свое подтверждение материалами дела об административном правонарушении.
Согласно ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1КоАП РФ).
Исходя из того, что совершенное обществом административное правонарушение посягает на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, материалами дела не подтвержден тот факт, что у общества не имелось возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых оно привлечено к административной ответственности, а также то обстоятельство, что им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности вины общества в совершенном правонарушении.
При таких обстоятельствах в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что процессуальных нарушений в ходе производства по делу административным органом не допущено. О совершении процессуальных действий, таких, как составление протокола об административном правонарушении (л.д.30) и рассмотрение дела об административном правонарушении (л.д.13), заявитель был извещен надлежащим образом.
Вместе с тем, рассмотрев соответствие наложенной суммы штрафа общественной опасности правонарушения, степени вины юридического лица и иным обстоятельствам данного дела, суд первой инстанции пришел к выводу, с которым суд апелляционной инстанции соглашается, о том, что оспариваемое заявителем постановление о привлечении к административной ответственности
по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует отменить в части наложения штрафа в размере 10000 рублей, ограничиться предупреждением с учетом тех обстоятельств, что правонарушение совершено заявителем впервые и не повлекло вредных последствий.
Таким образом, решение суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 февраля 2011 года по делу N А60-44878/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ЗАО "Пиастрелла" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
Н.В.Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-44878/2010
Истец: ЗАО "Пиастрелла"
Ответчик: Чкаловский отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области г. Екатеринбурга, Чкаловский отдел Управления Роспотребнадзора по СО г. Екатеринбург
Хронология рассмотрения дела:
15.04.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2513/11