г. Пермь
14 апреля 2011 г. |
Дело N А50-22232/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 апреля 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сафоновой С.Н.
судей Гуляковой Г.Н., Голубцова В.Г.
при ведении протокола судебного заседания Келлер О.В.
при участии:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Меакир" (ОГРН 1025901707094, ИНН 5911013211) - Волкова Е.Б. по доверенности от 30.09.2010
от заинтересованного лица Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Пермскому краю (ОГРН 1045901447525, ИНН 591101001) -не явились
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края от 26 января 2011 года по делу N А50-22232/2010
принятое судьей Трефиловой Е. М.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Меакир"
к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Пермскому краю
о признании действий незаконными,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Меакир" (далее - заявитель, ООО "Меакир") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Пермскому краю (далее - Межрайонная ИФНС России N 2 по Пермскому краю, налоговый орган) о признании незаконными действий налогового органа, выраженных в выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 21.05.2010, содержащей сведения о задолженности, возможность взыскания которой утрачена. Также заявитель просит обязать налоговый орган выдать ОАО "Меакир" справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации без указания в ней задолженности, возможность взыскания которой утрачена (с учетом уточненных требования, принятых судом первой инстанции, л.д.40-42, 63-65).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 26 января 2011 года по делу N А50-22232/2010, требования удовлетворены. Действия Межрайонной ИФНС России N2 по Пермскому краю, выраженные в выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 21.05.2010, содержащей сведения о задолженности, возможность которой утрачена, признаны незаконными. На Межрайонную ИФНС России N2 по Пермскому краю возложена обязанность по выдаче ОАО "Меакир" справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ без указания в ней задолженности, возможность взыскания которой утрачена.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению налогового органа, возложение на него обязанности по выдаче ОАО "Меакир" справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам без указания в ней задолженности, возможность взыскания которой утрачена, не отвечает позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 01.09.2009 N 4381/09, поскольку она не будет отражать реального состояния расчетов налогоплательщика по налоговым платежам в бюджеты всех уровней и нарушает баланс частных и публичных интересов.
Представитель Межрайонной ИФНС России N 2 в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие.
ОАО "Меакир" в письменном отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывает, что сроки взыскании платежей, предусмотренные ст.46,47,115 НК РФ истекли, сведения о состоянии расчетов ОАО "Меакир" с бюджетом, содержащиеся в справе налогового органа N 2000 не отражают реального размера существующих налоговых обязательств, являются недостоверными. Суд первой инстанции правомерно указал на то, что включение в справку о состоянии расчетов сведений о задолженности по штрафу, взыскать которую невозможно в связи с истечением сроков, нарушает права налогоплательщика.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, налоговым органом по запросу ОАО "Меакир" выдана справка N 2000 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 21.05.2010, содержащая сведения, в том числе о наличии у ОАО "Меакир" задолженности по налогу на доходы физических лиц в сумме 70 839,80 руб., по налогу на добавленную стоимость в сумме 68 318,42 руб., по налогу на добычу общераспространенных полезных ископаемых в сумме 22 738,69 руб., по налогу на имущество предприятий в сумме 1 589,98 руб., по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов в сумме 100 руб., по сбору на нужды образовательных учреждений, взимаемых с юридических лиц в сумме 43,76 руб. (л.д.24-28).
Заявитель, полагая, что отражение в справке о состоянии расчетов с бюджетом задолженности, возможность взыскания которой утрачена, нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что сведения о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом, содержащиеся в справке от 21.05.2010 N 2000, не отражают реального размера существующих у ОАО "Меакир" налоговых обязательств, поскольку сроки для взыскания налоговых платежей, указанных в данной справке, предусмотренные ст. 46, 47, 48, 115 НК РФ, истекли.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Подпунктом 10 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций вместе с Методическими указаниями по ее заполнению утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@.
Указанные в справке сведения должны соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, то есть быть достоверными.
Судом первой инстанции установлено и сторонами не оспаривается, что в справе отражена задолженность:
- по налогу на доходы физических лиц с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной п. 1 ст. 224 НК РФ, в сумме 70 839,80 руб., образовавшаяся период, предшествующий 2002 году;
- по налогу на добычу общераспространенных полезных ископаемых в сумме 22 738,69 руб., образовавшаяся в период, предшествующий 2006 году;
- по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов в сумме 100 руб., образовавшаяся в период, предшествующий 2002 году;
- по сбору на нужды образовательных учреждений, взимаемому с юридических лиц, в сумме 43,76 руб., образовавшаяся в период, предшествующий 2006 году, и является штрафом по результатам выездной налоговой проверки (решение N 15.180 от 09.02.2005);
- по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в сумме 68 318,42 руб., являющаяся реструктуризированной задолженностью по пеням и штрафам, которая была восстановлена в карточке "расчеты с бюджетом" в связи с принятием налоговым органом 28.04.2006 решения N 6 о прекращении решения о реструктуризации задолженности перед федеральным бюджетом по ОАО "Меакир" от 17.08.2001 N 10;
- по налогу на имущество предприятий в сумме 1 589,98 руб., являющаяся реструктуризированной задолженностью по пеням и штрафам в областной бюджет в соответствии с решением налогового органа N 13 от 24.12.2001, погашение которой предусмотрено в срок до 31.12.2011.
Каких-либо доказательств, позволяющих установить основания возникновения налоговых обязательств по налогу на доходы физических лиц с доходов, облагаемых по налоговой ставке, по налогу на добычу общераспространенных полезных ископаемых, по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов, по сбору на нужды образовательных учреждений, взимаемому с юридических лиц, налоговым органом в материалы дела не представлено.
При этом судом первой инстанции правомерно указано на то, что Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ с 01.01.2004 отменен сбор на нужды образовательных учреждений.
На дату выдачи справки сроки для взыскания налоговых платежей, установленные ст.46,47,48,115 Налогового кодекса РФ как во внесудебном, так и в судебном порядке истекли. Таким образом, включение в справку сведений о наличии задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам не соответствует реальным обязательствам налогоплательщика и не должны являться объектом информации о задолженности.
Также следует отметить, что исполнение обязанности по уплате пеней и штрафов не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, сбора, взноса, поэтому при истечении пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени и штрафы не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, взноса и с этого момента не подлежат начислению и взысканию.
Наличие или отсутствие у налогоплательщиков задолженности по налогам, сборам, пени перед бюджетом является одним из критериев успешности его деятельности, добросовестности и финансовой стабильности, поэтому включение в справку задолженности, по которой утрачена возможность ее взыскания в любой форме, нарушает права и законные интересы налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы налогового органа о соблюдении им при выдаче спорной справки о состоянии расчетов формы справки N 39-1, утвержденной Приказом Федеральной налоговой службы от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@, которой не предусмотрено отражение в справке сведений о наличии задолженности, невозможной ко взысканию, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку данное обстоятельство не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам.
Указание в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам задолженности без обособления сумм, по которым право налогового органа на взыскание утрачено, не соответствует объективной информации о состоянии расчетов и непосредственным образом нарушает права и законные интересы налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы апелляционной жалобы о несоответствии сведений по задолженности, указанной в решение суда первой инстанции сведениям, содержащимся в справке N 2000, подлежат отклонению. Названное несоответствие является опечаткой, которая была устранена определением Арбитражного суда Пермского края от 24.02.2011 (л.д.116,117).
Таким образом, решение суда от 26.01.2011 отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
Налоговые органы в силу положений пп.1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 26 января 2011 года по делу N А50-22232/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
С.Н.Сафонова |
Судьи |
Г.Н.Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-22232/2010
Истец: ОАО "Меакир"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 2 по Пермскому краю, Межрайонная ИФНС России N2 по ПК
Хронология рассмотрения дела:
14.04.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2164/11