город Ростов-на-Дону |
дело N А32-30865/2010 |
18 апреля 2011 г. |
15АП-2891/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2011 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Величко М.Г.
судей Ю.И. Барановой, Б.Т. Чотчаева
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Клята Е.В.
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен;
от ответчика: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тихорецкий пивоваренный завод"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.02.2011 по делу N А32-30865/2010
по иску управления автомобильных дорог Краснодарского края
к ответчику обществу с ограниченной ответственностью "Тихорецкий пивоваренный завод"
о взыскании 1902 руб. 84 коп.
принятое в составе судьи Огилец А.А.
УСТАНОВИЛ:
Управление автомобильных дорог Краснодарского края (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Тихорецкий пивоваренный завод" (далее - общество) о взыскании 1 902 руб. 84 коп. платы за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Краснодарского края, находящимся в государственной собственности Краснодарского края в качестве компенсации за нанесенный ущерб.
Решением суда от 09.02.2011 иск удовлетворен. Судебный акт мотивирован доказанностью исковых требований по существу и размеру.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на неточность показаний весов на СПВК и несоответствие указанной в акте массы груженого автомобиля с прицепом массе груза согласно транспортной накладной и путевому листу. Кроме того, заявитель полагает, что взвешивание автомобиля происходило в движении, без проведения контрольного взвешивания в статике, в результате чего в акте указана масса более чем на три тонны превышающая реальный вес груженого автомобиля, что является основанием для признания данного акта недействительным. Заявитель также считает недоказанным маршрут движения груженого транспортного средства в связи с отсутствием расшифровки километража, пройденного по дорогам края. По мнению общества, при расчете суммы платы за провоз груза учитывается только километраж, который автомобиль уже прошел по дорогам, поскольку в случае превышения допустимых весовых параметров, автомобиль для дальнейшего следования не допускается в соответствии с Распоряжением Минтранса РФ от 10.11.2002 N ИС-1004 "О создании службы весового контроля государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ". Таким образом, заявитель считает необоснованным при расчете суммы компенсации учитывать не километраж, уже пройденный автомобилем, а весь предполагаемый маршрут движения.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу с доводами апелляционной жалобы не согласилось, считая решение суда законным и обоснованным.
Управление и общество явку представителей в судебное заседание не обеспечили, направив в адрес суда заявления в порядке части 2 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество осуществляло перевозку грузов с использованием транспортных средств: тягач МАЗ 54323-032 г/н М 092 МУ 93, прицеп (полуприцеп) МАЗ 9397 г/н ЕК 8607 23 (свидетельства о регистрации транспортных средств, путевой лист N 3982 от 24-25.11.2008г.), по дорогам Краснодарского края.
24.11.2008 сотрудниками стационарного пункта весового контроля СПВК N 3, выявлено нарушение требований пункта 2 (допустимые осевые и полные массы АТС) Приложения N 1 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Приказом Минтранса РФ от 08 августа 1996 года N 1146- превышение установленных предельных значений осевых и полных масс грузовых АТС, допущенное автотранспортом, принадлежащим обществу, что зафиксировано в акте N 030363 от 24.11.2008г. Акт составлен и подписан водителем транспортного средства (ответчиком) в присутствии инспекторов СПВК N 3.
На основании акта N 030363 от 24.11.2008г сотрудниками стационарного пункта весового контроля СПВК N 3 произведен расчет компенсации затрат на ремонт дорог в связи с повышенным износом дорог, вызванным перевозками крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов, по ставкам, утвержденным Постановлением главы администрации Краснодарского края N 652 от 07.07.2003, в размере 1 902 руб. 84 коп.
В адрес общества были направлены вышеуказанные акт N 030363 от 24.11.2008г. и расчет суммы ущерба от 24.11.2008г., однако, данные требования добровольно не исполнены, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение, суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал все обстоятельства дела и обоснованно счел исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1995 г. N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования", постановлением Главы администрации Краснодарского края от 07 июля 2003 г. N 652 "Об утверждении ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам, находящимся в государственной собственности Краснодарского края" предусмотрено взимание платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным дорогам.
Согласно пункту 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (в действующей редакции) перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55м. (2,6м. - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4м. от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20м., либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2м., а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.
В отношении перевозки тяжеловесных грузов таким специальным правилом является Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденная приказом Минтранса РФ 27.05.1996г. (зарегистрирована в Минюсте РФ 8 августа 1996 г. N 1146, далее по тексту - Инструкция).
Согласно пункту 1.4. Инструкции перевозка по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов может осуществляться только на основании специальных разрешений. Во время перевозки крупногабаритного и тяжеловесного груза запрещается выезжать в рейс без разрешения, с просроченным или с неправильно оформленным разрешением на перевозку.
Инструкцией тяжеловесный груз определяется как транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышает хотя бы один из параметров: нагрузка на одиночную ось не должна превышать 10т., сдвоенную, строенную оси в зависимости от межосевого расстояния, полные массы АТС не должны превышать значений, приведенных в вышеназванной инструкции.
Согласно пункту 6.1. Инструкции контроль за соблюдением допустимых весовых параметров транспортных средств осуществляют органы управления дорогами, органы Российской транспортной инспекции и Государственной автомобильной инспекции.
С 01.01.2008 на территории Краснодарского края контроль за соблюдением допустимых весовых параметров осуществляет Управление автомобильных дорог Краснодарского края, созданное создано в соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 03.09.2007 N 806. До 01.01.2008 вышеуказанные полномочия осуществляло государственное учреждение Краснодарского края "Краснодаравтодор" В соответствии с приказом Департамента строительства Краснодарского края от 15.09.2005 г. N 134 - пр "О переименовании Краснодарского краевого государственного учреждения "Дорожный комитет" ККГУ "Дорожный комитете" был переименован в государственное учреждение Краснодарского края "Краснодаравтодор".
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 8, статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации грузоперевозчики несут ответственность за неисполнение актов государственных органов власти, в данном случае за неисполнение Постановления Правительства РФ от 26 сентября 1995 г. N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы при проезде по автомобильным дорогам общего пользования" и Постановления Главы Администрации Краснодарского края от 07.07.2003г. N 652 "Об утверждении ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам, находящимся в государственной собственности Краснодарского края".
Как следует из представленных в материалы дела документов, сотрудниками стационарного весового контроля СПВК N 3 выявлено нарушение требований п. 2 (допустимые осевые и полные массы АТС) Приложения N 1 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ, утвержденным Приказом Минтранса РФ от 08 августа 1996 года N 1146.
Согласно таблице П.1.1 Приложения N 1 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, допустимая нагрузка на сдвоенную ось не должна превышать 9,0т.
Согласно акту N 030363 от 24.11.2008г. фактическая нагрузка на ось АТС составила 9,92 т., маршрут движения АТС - Краснодар - Усть-Лабинск - Выселки - Тихорецк. Километраж дорог, находящихся в собственности Краснодарского края составляет 136 км. Ставки платы за провоз тяжеловесных грузов, утверждены Постановлением Главы Администрации Краснодарского края N 652 от 07.07.2003г. (в ред. от 20.12.2007г.). Ставка за 1 км. составила 13,991 руб. Сумма оплаты за провоз тяжеловесных грузов по акту составила 1902, 84 руб.
Нарушение допущено автотранспортом, принадлежащим обществу, осуществлявшему перевозку груза с использованием транспортных средств: тягач МАЗ 54323-032 г/н М 092 МУ 93, прицеп (полуприцеп) МАЗ 9397 г/н ЕК 8607 23. Указанным автомобилем управлял водитель Курмакаев Ф.С., подписавший акт N 030363 от 24.11.2008г. без замечаний и возражений.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал на неточность показаний весов на СПВК и несоответствие указанной в акте массы груженого автомобиля с прицепом массе груза согласно транспортной накладной и путевому листу; отсутствие контрольного взвешивания в статике; недоказанность маршрута движения груженого транспортного средства.
Проверив приведенные заявителем в обоснование жалобы доводы, суд апелляционной инстанции считает их необоснованными по следующим основаниям.
Как правильно установлено судом первой инстанции, акты утвержденной формы при выявлении нарушений порядка перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам, находящимся в государственной собственности Краснодарского края составляются на СПВК, где также производится расчет сумм платы. Акты подписываются должностным лицом СПВК. В ходе проверки автотранспортного средства (далее - ТС) работниками СПВК производится визуальный осмотр, фиксируется марка и государственный регистрационный номер ТС, а определение габаритов и весовых параметров ТС производится с помощью технических средств. При этом система дорожного контроля (далее по тексту - СДК.Ам) при проезде ТС по весовой платформе, расположенной в дорожном полотне, автоматически определяет время проезда, весовые и иные параметры ТС, а также фиксирует осевые нагрузки. Контроль за работой СДК.Ам осуществляется должностным лицом СПВК. При оставлении актов инспектор СПВК предлагает водителю как представителю собственника АТС или грузоперевозчика представить документы на ТС, документы на груз, путевой лист, документы водителя. Расчет платы за провоз тяжеловесных грузов при превышении допустимых нагрузок, проводится СДК.Ам автоматически в зависимости от проходимого ТС расстояния по дорогам находящимся в собственности Краснодарского края по зафиксированным осевым нагрузкам с учетом межосевых расстояний конкретного ТС и фиксируется в форме расчетного листа, который прилагается к акту о нарушении порядка перевозки крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам, находящимся в государственной собственности Краснодарского края. Все работники СПВК несут должностную ответственность за осуществляемые ими действия.
Копии талона контрольного взвешивания ТС ответчика (т.1, л.д.141), выписок из документов об имеющемся в наличии на СПВК N 3 весовом оборудовании (паспорт СПВК N 3) и паспортов на весовое оборудование с отметками о его соответствии установленным требованиям, проведении метрологических проверок и технической исправности представлены управлением в материалы дела.
Довод заявителя жалобы о необходимости наличия акта о проведении контрольного взвешивания не может быть принят судом во внимание, поскольку действующим законодательством составление такого акта не предусмотрено. ИЗ содержания копии талона контрольного взвешивания ТС ответчика (т.1, л.д.141) усматривается, что взвешивание транспортного средства производилось в покое.
Кроме того, Приказом ККГУ N 114 от 21.07.2003г. утверждено "Положение о стационарных пунктах весового контроля на автомобильных дорога, находящихся в государственной собственности Краснодарского края".
Выявление транспортных средств с весовыми параметрами, превышающими допустимые, производится инспектором-оператором стационарного пункта весового контроля (далее - СПВК) путем их поосного взвешивания в движении с помощью автоматизированных систем контроля весовых параметров, платформы которых установлены непосредственно на проезжей части дороги.
При определении с помощью автоматизированной системы контроля весовых параметров факта превышения допустимых весовых параметров транспортного средства инспектором-оператором СПВК принимаются меры к остановке транспортного средства в установленном порядке.
При несогласии водителя транспортного средства (лица, сопровождающего груз) с показаниями автоматизированных систем контроля весовых параметров, платформы которых установлены непосредственно на проезжей части дороги, транспортное средство направляется инспектором-оператором СПВК на специальную площадку, оборудованную весами для контрольного взвешивания, показания которых являются окончательными при определении весовых параметров.
Таким образом, контрольное взвешивание производится инспектором-оператором СПВК только в случае несогласия водителя транспортного средства с показаниями автоматизированной системы контроля весовых параметров. Между тем, в рассматриваемом случае водитель транспортного средства Курмакаев Ф.С. несогласие с показаниями автоматизированной системы контроля весовых параметров не выразил, подписал акт о нарушении порядка перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам, находящимся в государственной собственности Краснодарского края, и расчетный лист к нему без замечаний и возражений, в связи с чем инспектор-оператор СПВК не обязан был проводить контрольное взвешивание.
Протяженность маршрута определяется системой дорожного контроля автоматически после введения в программу опорных точек следования транспортного средства. Опорные точки маршрута указаны в акте N 030363 от 24.11.2008 со слов водителя, поскольку в транспортных документах (путевой лист) маршрут следования не был указан. Акт N 030363 от 24.11.2008г. подписан водителем без каких-либо замечаний.
Утверждение заявителя жалобы о несоответствии указанной в акте N 030363 от 24.11.2008 массы груженого автомобиля с прицепом массе груза согласно транспортной накладной и путевому листу не принимается судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку действующим законодательством для целей контроля за перевозками автомобильным транспортом тяжеловесных грузов на постах весового контроля не предусмотрено руководствоваться данными, указанными в товарно-транспортных документах о весе перевозимого груза.
Ссылка ответчика на нормы Регламента функционирования службы весового контроля Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Регламент СВК), утвержденного распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 10.11.2002 N ИС-1004-р "О создании службы весового контроля Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации" не может быть принята во внимание, поскольку названное Распоряжение Минтранса РФ и утвержденный им Регламент СВК являются внутриведомственными документами и обязательны для исполнения органами управления федеральными автомобильными дорогами и подведомственными организациями.
При этом порядок деятельности СПВК Краснодарского края, расположенных на автомобильных дорогах, находящихся в государственной собственности Краснодарского края регламентирован приказом ККГУ "Дорожный комитет" от 21.07.2003г. N 114, который также является внутриведомственным документом, и обязательным для исполнения сотрудниками краевых СПВК.
Кроме того, распоряжение Министерства транспорта Российской Федерации от 10.11.2002 N ИС-1004-р и утвержденный им Регламент СВК не опубликованы в установленном законом порядке и не зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации, следовательно, не могут быть применены при разрешении спора по настоящему делу.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, принятого в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Госпошлина по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отнесению на заявителя.
Поскольку при принятии апелляционной жалобы к производству ответчику предоставлялась отсрочка по уплате госпошлины, с общества в доход федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина по апелляционной жалобе в сумме 2000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.02.2011 по делу N А32-30865/2010 оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Тихорецкий пивоваренный завод", ОГРН 1022303185607, ИНН 2321012019, расположенного по адресу 352120, Краснодарский край, г. Тихорецк, ул. Калинина, 27, в доход федерального бюджета 2000 руб. госпошлины по апелляционной жалобе.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.Г. Величко |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-30865/2010
Истец: Управление автомобильных дорог Краснодарского края
Ответчик: ООО "Тихорецкий пивоваренный завод"