Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 6 декабря 2006 г. N КА-А40/11399-06
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 1 декабря 2006 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Райсио Ньютришен" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Инспекции ФНС России N 7 по г. Москве (далее - Инспекция) о признании незаконным ее бездействия, выразившееся в невозврате заявленного НДС в сумме 4395631 руб., подлежащего возврату на основании налоговых деклараций по НДС за апрель-август 2004 года и декабрь 2004 года. Общество так же просило обязать Инспекцию устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем вынесения решения о возврате НДС в указанном размере, а также процентов в размере 104029 руб. 33 коп., начисленных в порядке п. 3 ст. 176 НК РФ.
Решением суда от 29.05.2006 заявленные требования удовлетворены со ссылкой на непринятие налоговым органом решения по поводу заявленной к возврату сумме налога.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2006 решение суда изменено в части удовлетворения требования.
Суд апелляционной инстанции признал незаконным бездействие Инспекции, выразившегося в невынесении решения по упомянутым налоговым декларациям. Суд также обязал Инспекцию устранить допущенное нарушение путем вынесения решения в отношении заявленной суммы НДС - 4395631 руб. и процентов в размере 104029 руб. 33 коп.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами положений п. 3 ст. 176 НК РФ в связи с непредставлением налогоплательщиком документов, подтверждающих применение налоговых вычетов.
В кассационной жалобе Общество просит отменить постановление суда в части обязания Инспекции устранить допущенные нарушения прав и за конных интересов заявителя путем вынесения решения в отношении заявленных к возврату сумм НДС и процентов, ссылаясь на соответствие вывода суда первой инстанции требованиям п. 3 ст. 176 НК РФ.
Общество приводит доводы о соблюдении им установленного ст. 172 НК РФ порядка применения налоговых вычетов и наличия у него права на возврат НДС и процентов в заявленных суммах в связи с непринятием налоговым органом решений по представленным налоговым декларациям в установленный законом срок.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебные акты, указывая на ошибочность выводов судом относительно незаконного бездействия налогового органа по непринятию решения о возмещении НДС в связи с непредставлением налогоплательщиком для налоговой проверки документов в соответствии со ст. 172 НК РФ.
В судебном заседании представители Общества и Инспекции поддержали доводы кассационных жалоб и возражали против доводов, приведенных в кассационной жалобе противной стороны.
Обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела и проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб налогового органа и заявителя.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Обществом поданы в Инспекцию налоговые декларации по НДС за апрель, июнь, июль, август, декабрь 2004 года, а также заявления о возврате отраженных в декларациях сумм налога.
Поскольку в установленные п. 3 ст. 176 НК РФ сроки Инспекция камеральных проверок по представленным декларациям не проводила, решений по заявлениям налогоплательщика не принимала, суд апелляционной инстанции правомерно указала на бездействие Инспекции, выразившееся в невынесении решения по налоговым декларациям по НДС за указанные периоды, обязав налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем вынесения решения в отношении заявленных сумм НДС и процентов.
Довод Инспекции об ошибочности вывода суда относительно незаконного бездействия Инспекции не принимается.
Не является основанием для отмены или изменения постановления суда довод жалобы Общества о применении судом апелляционной инстанции абз. 5 п. 4 ст. 176 НК РФ и невозложении на Инспекцию обязанности по возврату заявленного НДС на основании представленных налоговых деклараций и заявлений Общества.
Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
В соответствии с п. 1 ст. 172 названного Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм на лога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов, в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 НК РФ.
Суд установил, что, требуемые ст. 172 НК РФ документы, Обществом ни в налоговый орган, ни в суд не представлялись и не оценивались послед ними на предмет наличия у заявителя права на возврат из бюджета НДС в размере 4395631 руб. в связи с их непредставлением.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции обоснованно возложил на Инспекцию обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя путем вынесения решения относительно заявлений к возмещению суммы НДС и начисленных процентов.
В кассационных жалобах не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы суда апелляционной инстанции и неприведено доводов, которые в соответствии со ст. 288 АПК РФ могли бы являться основанием для отмены принятых по делу судебных актов.
Судебной инстанцией правильно применены нормы материального права, выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам. Оснований для отмены судебного акта не имеется.
Согласно п. 1 ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.
Указанная сумма направляется в течение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов или сборов, включая налоги, уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, на уплату пени, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет (п. 2 названной статьи).
Порядок возврата, зачета НДС определен пунктом 3 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым зачет налоговым органом проводится самостоятельно, а по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, по согласованию с таможенными органами и в течение десяти дней после проведения зачета сообщают о нем налогоплательщику.
По истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению.
Налоговый орган в течение двух недель после получения указанного за явления принимает решение о возврате указанной суммы налогоплательщику из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган Федерального казначейства. Возврат указанных сумм осуществляется органами Федерального казначейства в течение двух недель считая со дня получения указанного решения налогового органа. В случае, если такое решение не получено соответствующим органом Федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день, считая со дня направления такого решения налоговым органом.
Действий, связанных с принятием налоговым органом решений по представленным налоговым декларациям, Инспекция не осуществила, требования закона не выполнила.
Ссылка Инспекции на несоблюдение налогоплательщиком требований ст. 172 НК РФ в связи с непредставлением в налоговый орган вместе с декларациями документов, подтверждающих применение налоговых вычетов, не свидетельствует о судебной ошибке по делу в связи с признанием бездействия Инспекции по непринятию решения о возмещении либо отказе в возмещении НДС.
Налоговый кодекс РФ не связывает право на вычеты с представлением в налоговый орган документов, определенных в ст. 172 НК РФ.
Запросов о представлении перечисленных в ст. 172 НК РФ документов Инспекция в порядке ст. 88 НК РФ налогоплательщику не направляла и указанные документы не истребовала у последнего.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление от 21.08.2006 N 09АП-9587/2006-АК Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-15730/06-87-52 оставить без изменения, а кассационные жалобы ООО "Райсио Ньютришен" и Инспекции ФНС России N 7 по г. Москве - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 6 декабря 2006 г. N КА-А40/11399-06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании