г. Хабаровск
22 апреля 2011 г. |
N 06АП-1335/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Малышевой Л.Г.
судей Волковой М.О., Иноземцева И. В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
без участия представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Магаданской области
на решение от 10 февраля 2011 года
по делу N А37-1611/2010
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Астаховой Е.А.
по иску Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Коммунальщик"
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
о взыскании 33 961 руб. 88 коп.
третьи лица: Департамент финансов администрации Магаданской области, Управление Федерального казначейства по Магаданской области, муниципальное образование "Сусуманский район" в лице финансового отдела, Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 1 г. Сусумана Магаданской области
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Коммунальщик" (ОГРН 1064912003837, ИНН 4905098310) (далее - истец, МУП ЖКХ "Коммунальщик") обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360) (далее - Минфин России, ответчик) о взыскании убытков в сумме 33 961 руб. 88 коп., связанных с предоставлением льгот педагогическому работнику, проживающему в сельской местности, по оплате коммунальных услуг.
Определениями суда от 13.11.2010, 12.01.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент финансов администрации Магаданской области (ОГРН 1054900016786, ИНН 4909032670) (далее - Департамент), Управление Федерального казначейств по Магаданской области (ОГРН 1024900956178, ИНН 4909053790) (далее - УФК по Магаданской области), муниципальное образование "Сусуманский район" в лице финансового отдела (ОГРН 1024900716433, ИНН 4905003936), Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 1 г. Сусумана Магаданской области (ОГРН 1024900716268, ИНН 4905001181) (далее - МОУ СОШ N 1).
Решением Арбитражного суда Магаданской области от 10.02.2011 с Российской Федерации в лице Минфина России за счет средств казны Российской Федерации в пользу МУП ЖКХ "Коммунальщик" взысканы убытки в размере 33 961 руб. 88 коп.
Не согласившись с принятым решением, Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Магаданской области обратилось с апелляционной жалобой в Шестой арбитражный апелляционный суд, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указывает на следующее:
-положениями Закона Магаданской области от 11.06.2008 N 1011-ОЗ "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа" (далее - Закон Магаданской области N 1011-ОЗ) предусмотрено, что финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, осуществляется за счет средств областного бюджета;
-субъектом Российской Федерации - Магаданской областью не соблюдены положения Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 (далее - Правила предоставления субсидий);
-на основании статьи 8 Закона Магаданской области от 24.11.2008 N 1060-ОЗ "Об образовании в Магаданской области" (далее - Закон Магаданской области N 1060) финансирование дополнительных мер социальной поддержки работников образовательных учреждений должно осуществляться за счет средств областного бюджета.
В судебное заседание истец, ответчик и третьи лица, своих представителей не направили. О времени и месте судебного разбирательства участвующие в деле лица извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена без участия их представителей (пункт 3 статьи 156 АПК РФ).
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда по основаниям и в порядке, предусмотренном статьями 266-271 АПК РФ, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно материалам дела, решением мирового судьи судебного участка N 9 Сусуманского района Магаданской области от 04.02.2010 с МУП ЖКХ "Коммунальщик" в пользу Мартыновой Ирины Владимировны - педагогического работника МОУ СОШ N 1, проживающего в поселке городского типа Холодный Сусуманского района Магаданской области взысканы денежные средства, выплаченные в качестве платы за жилое помещение за период с 01.07.2008 по 31.12.2009 в сумме 33 961 руб.
Ссылаясь на то, что указанная выше денежная сумма является убытками, которые подлежат взысканию с ответчика, МУП ЖКХ "Коммунальщик" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании), Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ), Закона Магаданской области N 1060-ОЗ, Закона Магаданской области N 1011-ОЗ, Правил предоставления субсидий, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), Федерального закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", Закона Магаданской области от 29.07.2009 N 1175-ОЗ "Об исполнении областного бюджета за 2008 год", Закона Магаданской области от 26.07.2010 N 1312-ОЗ "Об исполнении областного бюджета за 2009 год", Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Применив указанные выше нормы, суд первой инстанции пришел к выводу о неисполнении Российской Федерацией в полном объеме обязанности по финансированию льгот, предусмотренных Законом об образовании, в связи с чем взыскал понесенные истцом убытки за счет казны Российской Федерации.
Вывод суда является правомерным на основании следующего.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Наличие права на льготу у педагогического работника Мартыновой И.В., а также размер такой льготы в соответствующий период времени установлен вступившим в законную силу решением мирового судьи.
Согласно статье 69 АПК РФ обстоятельства, установленные судами общей юрисдикции не требуют дополнительного доказывания и имеют преюдициальное значение для рассматриваемого дела.
Материалами дела подтверждается, что МУП ЖКХ "Коммунальщик" по расходному кассовому ордеру от 16.03.2010 N 98 выплатило взысканную по решению судьи сумму Мартыновой И.В., следовательно, истцу были причинены убытки в результате предоставления льгот.
Таким образом, факт предоставления МУП ЖКХ "Коммунальщик" льгот, предусмотренных Законом об образовании, подтверждается представленными в материалы дела судебным актом и расходным кассовым ордером.
Согласно статье 2 Федерального закона N 52-ФЗ размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, определяются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
При этом пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, решение вопроса о финансировании расходов в связи предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг согласно Закону Российской Федерации N 3266-1.
В силу пункта 7 указанной нормы права полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации другими федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Пунктом 4 статьи 8 Закона Магаданской области от 24.11.2008 N 1060-ОЗ "Об образовании в Магаданской области" было предусмотрено право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) в порядке, установленном областным законодательством.
Законом Магаданской области от 03.08.2009 N 1183-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законы Магаданской области ", вступившим в силу с 06.08.2009, пункт 4 статьи 8 Закона Магаданской области от 24.11.2008 N 1060-ОЗ признан утратившим силу.
Согласно статье 1 Закона Магаданской области от 11.06.2008 N 1011-ОЗ "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа" (в редакции, действовавшей в спорный период) правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа Магаданской области пользуются:
1) педагогические работники образовательных учреждений и совместно проживающие с ними члены их семей;
2) вышедшие на пенсию педагогические работники образовательных учреждений, если общий стаж работы указанных лиц в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа составляет не менее 10 лет и к моменту выхода на пенсию они пользовались мерами социальной поддержки, и совместно проживающие с ними члены их семей;
3) члены семьи вышедшего на пенсию педагогического работника образовательного учреждения в случае его смерти при условии, что на момент его смерти они являлись неработающими пенсионерами и пользовались мерами социальной поддержки.
В соответствии со статьями 2, 3 указанного закона возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, производится организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги, в размере: 100 процентов платы за отопление (теплоснабжение, в том числе поставку твердого топлива при наличии печного отопления). Возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, осуществляется за счет средств областного бюджета при условии поступления средств из федерального бюджета на указанные цели. Финансирование указанных расходов предусматривается в областном бюджете в объеме средств, предоставляемых из федерального бюджета на указанные цели.
Таким образом, возложение обязанности по финансированию льгот за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. При недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 2 Правил предоставления субсидий, субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.
Согласно пункту 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате: принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В силу пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также предметам совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Из положений Федерального закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" и Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" следует, что распределение субвенций бюджету Магаданской области на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан предусмотрено:
- на 2008 год - в размере 38 820, 8 тыс. руб.;
- на 2009 год - в размере 91 045, 1 тыс. руб.
В законе Магаданской области от 29.07.2009 N 1175-ОЗ "Об исполнении областного бюджета за 2008 год" в приложении N 1 указано, что все поступившие в областной бюджет из федерального бюджета субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в 2008 году в размере 38 820, 8 тыс. руб. освоены полностью.
В Законе Магаданской области от 26.07.2010 N 1312-ОЗ "Об исполнении областного бюджета за 2009 год" в приложении N 1 указано, что подступившие в областной бюджет из федерального бюджета субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в 2009 году в размере 91 045,0 тыс. руб. освоены полностью.
Доказательства нецелевого использования субъектом Российской Федерации (Магаданской областью) субвенций в 2009-2009 годах в материалы дела не представлены.
Также Минфином России не представлены доказательства того, что денежные средства в виде субвенций для компенсации льгот, понесенных в связи с реализацией Закона об образовании, были конкретно предусмотрены и выделены в 2008-2009 годах из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации (Магаданской области).
Поскольку Министерство финансов Российской Федерации не обеспечило в полном объеме реализацию установленных Федеральным законом льгот педагогическим работникам по оплате жилищно-коммунальных услуг, возникшие в связи с этим убытки правомерно взысканы судом за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в соответствии со статьями 16, 1069 ГК РФ.
Следует отметить, что в с соответствии с Законом Магаданской области от 17.12.2007 N 935-ОЗ "Об областном бюджете на 2008 год" бюджетам муниципальных образований Магаданской области в 2008 году были перечислены из областного бюджета субвенции на осуществление государственных полномочий по возмещению расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Магаданской области, в размере 26 477,3 тыс. руб., в том числе Сусуманский район - 731,3 тыс. руб.
Решением Арбитражного суда Магаданской области от 15.06.2010 по делу N А37-400/2010, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, фактические расходы субъекта на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, в размере 23 818 462 руб. 32 коп. (в том числе субвенции, перечисленные из областного бюджета Сусуманскому району в размере 731,3 тыс. руб.) были взысканы с Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу Департамента.
Вместе с тем, согласно письму Комитета по образованию администрации Сусуманского района Магаданской области от 09.02.2011 N 139, из субвенций, выделенных Сусуманскому району в 2008 году в размере 731 300 руб. денежные средства на выплату педагогическим работникам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в МОУ СОШ N 1, работником которой является Мартынова И.В., не перечислялись, что свидетельствует о том, что последней из областного бюджета спорные денежные средства не выплачивались.
В 2009 году Магаданская область за счет средств областного бюджета не осуществляла возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, в связи с не поступлением средств из федерального бюджета на указанные цели.
Доводы заявителя жалобы со ссылкой на Закон Магаданской области от 11.06.2008 N 1011-ФЗ о том, что финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, осуществляется за счет средств областного бюджета, судом отклоняются, как основанные на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Ссылка УФК по Магаданской области на несоблюдение субъектом Российской Федерации требований Правил предоставления субсидий, подлежит отклонению.
Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
Отсутствие доказательств обращения субъекта Российской Федерации в Министерство финансов Российской Федерации не может служить основанием для отказа федерального бюджета в финансировании вышеуказанных льгот.
Поскольку Российская Федерация не доказала, что обеспечила субъект Федерации - Магаданскую область соответствующими финансовыми средствами (субвенциями), в связи с чем последний, в свою очередь, не смог обеспечить целевым финансированием муниципальный бюджет, суд правомерно обязал Минфин России возместить понесенные истцом расходы, образовавшиеся в связи с предоставлением льгот педагогическому работнику за счет средств казны Российской Федерации.
В связи с изложенным оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 10.02.2011 по делу N А37-1611/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Л.Г. Малышева |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-1611/2010
Истец: МУП жилищно-коммунального хозяйства "Коммунальщик", МУП ЖКХ "Коммунальщик"
Ответчик: в лице Минфина России, Министерство финансов Российской Федерации
Третье лицо: "Сусуманский район" в лице финансового отдела, "Сусуманский район" в лице Финансового отдела Магаданской области, Департамент финансов администрации Магаданской области, МОУ "СОШ N1" г. Сусумана, Муниципальное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа N 1" п. Холодный Сусуманского района Магаданской области, Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N1 г. Сусумана", Управление Федерального казначейства по Магаданской области, УФК по Магаданской области
Хронология рассмотрения дела:
22.04.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1335/11