г. Хабаровск
21 апреля 2011 г. |
N 06АП-1304/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 21 апреля 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дроздовой В.Г.
судей Иноземцева И. В., Тихоненко А. А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Грачевым В.А.
при участии в заседании:
от Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Коммунальщик": не явился;
от Министерства финансов Российской Федерации: не явился;
от Департамента финансов администрации Магаданской области: не явился;
от Управления Федерального казначейства по Магаданской области: не явился;
от Муниципального общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа" п.Холодный: не явился;
от Муниципального образования "Сусуманский район" в лице Финансового отдела: не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации
на решение от 10.02.2011
по делу N А37-1612/2010
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Астаховой Е.А.
по иску Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Коммунальщик"
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
о взыскании 22 398 руб. 40 коп.
третьи лица: Департамент финансов администрации Магаданской области, Управление Федерального казначейства по Магаданской области, Муниципальное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа" п.Холодный, Муниципальное образование "Сусуманский район" в лице Финансового отдела
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Коммунальщик" (далее - МУП ЖКХ "Коммунальщик", истец, предприятие, ОГРН 1064912003837), обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ, ответчик, ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636) о взыскании 22 398 руб. 40 коп. убытков, понесенных в связи с предоставлением Серблянской А.Л., педагогическому работнику, проживающему и работающему в поселке Холодный Магаданской области, льготы по оплате за жилье и коммунальные услуги за период с декабря 2008 года по июнь 2009 года.
Определениями от 13.11.2010, от 12.01.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Департамент финансов администрации Магаданской области (далее - Департамент), Управление Федерального казначейства по Магаданской области, муниципальное образование "Сусуманский район" в лице финансового отдела, Муниципальное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа" п. Холодный.
Решением от 10.02.2011 иск удовлетворен.
Не согласившись с решением, Минфин РФ обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 10.02.2011, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает на неправильное применение норм права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Правила предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот ЖКУ отдельным категориям граждан Магаданской областью не соблюдались. Субъект РФ не обеспечил истцу возмещение расходов по предоставлению льгот педагогическим работникам. Указывает, что в рамках дела N А37-400/2010 сумма, выделенная муниципальному образованию "Сусуманский район" в 2008 году для финансирования льгот, предоставленных педагогическим работникам, включена в состав убытков, которые понесла Магаданская область в 2008 году, оплачивая предоставление названных льгот. В рамках названного дела с Минфина РФ за счет казны РФ в пользу Департамента взысканы убытки, понесенные Департаментом в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам, проживающим в сельской местности за 2008 год в полном объеме.
Отзывы на апелляционную жалобу лицами, участвующими в деле, не представлены.
Представители сторон, третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом. Истцом заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. Ходатайство Шестым арбитражным апелляционным судом удовлетворено.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, вступившим в законную силу решением мирового судьи судебного участка N 9 Сусуманского района Магаданской области от 17.08.2009 с МУП ЖКХ "Коммунальщик" в пользу педагога-организатора МОУ "Основная общеобразовательная школа" п. Холодный Серблянской А.Л. взыскана компенсация за жилье и коммунальные услуги за период с декабря 2008 по июнь 2009 года в сумме 22 398 руб. 40 коп. Указанная сумма выплачена истцом Серблянской А.Л. в полном объеме, что подтверждено расходным кассовым ордером от 24.09.2009 N 508.
В силу статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон Российской Федерации N 3266-1) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Указанная норма предоставляет данной категории граждан льготы в натуральной форме, не ограничивая их право на получение льгот ни размерами площади используемого ими жилья, ни нормативами потребления коммунальных услуг, ни количеством проживающих совместно с ними членов их семей.
В пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В силу статьи 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оплаты жилья" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации N 3266-1, определяются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
При этом пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, решение вопроса о финансировании расходов в связи предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг согласно Закону Российской Федерации N 3266-1.
В силу пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации другими федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Статьями 2, 3 Закона Магаданской области от 11.06.2008 N 1011-ОЗ "О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа" установлено, что возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, производится организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги, в размере: 100 процентов платы за жилое помещение, 100 процентов платы за освещение, 100 процентов платы за отопление (теплоснабжение, в том числе поставку твердого топлива при наличии печного отопления). Возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, осуществляется за счет средств областного бюджета при условии поступления средств из федерального бюджета на указанные цели. Финансирование указанных расходов предусматривается в областном бюджете в объеме средств, предоставляемых из федерального бюджета на указанные цели.
Таким образом, возложение обязанности по финансированию льгот за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. При недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации.
Методика распределения субвенций из федерального бюджета между бюджетами субъектов РФ на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов РФ, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 N 861, не предусматривает правила предоставления субвенций на жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам.
Поскольку судом установлено, что доказательств, подтверждающих надлежащее исполнение Российской Федерацией обязательств по финансированию из федерального бюджета расходов, связанных с предоставлением истцом льгот педагогическому работнику, перечисление необходимых средств в бюджет Магаданской области для последующей компенсации предоставленных льгот по оплате коммунальных услуг, не предоставлено, суд пришел к правильному выводу об обоснованности исковых требований.
При этом нормы статей 15, 1069 ГК РФ предусматривают необходимость полного возмещения всех понесенных лицом убытков, независимо от объема финансовых средств, заложенных в бюджете того или иного уровня.
Право Серблянской А.Л. на льготу, размер льготы за период с декабря 2008 года по июнь 2009 года установлены решением мирового судьи судебного участка N 9 Сусуманского района Магаданской области от 17.08.2009, в силу части 3 статьи 69 АПК РФ указанные обстоятельства считаются установленными.
В связи с необходимостью финансирования предусмотренных федеральным законом льгот педагогическому работнику Российской Федерацией, гарантировавшей их предоставление, исковые требования обоснованно удовлетворены за счет казны РФ в лице финансового органа - Министерства финансов Российской Федерации в размере 22 398 руб. 40 коп.
Судом правомерно отклонены доводы Минфина о взыскании в пользу Департамента на основании решения Арбитражного суда Магаданской области от 15.06.2010 по делу N А37-400/2010 расходов, возникших в связи с предоставлением льгот по оплате жилья педагогическим работникам в сумме 23 818 462,32 руб., поскольку суду в порядке, предусмотренном статьей 65 АПК РФ не предоставлено доказательств включения в указанную сумму на 2008 год расходов на возмещение истцу оплаты льгот Серблянской А.Л. Не представлены такие доказательства и в апелляционный суд.
В то же время, согласно письменному пояснению от 09.02.2011 N 139 Комитета по образованию администрации Сусуманского района Магаданской области, в 2008 году субвенции на осуществление государственных полномочий по возмещению расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, выделенные Сусуманскому району в размере 731 300 рублей были перечислены, в том числе МОУ "Основная общеобразовательная школа" п. Холодный в сумме 155 399 руб. 13 коп. В 2008 году Серблянской А.Л. начисление и выплата указанных средств не производилась.
В этой связи суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что из объема денежных средств, переданных Магаданской областью муниципальному образованию "Сусуманский район" на финансирование педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, льгот по предоставлению бесплатной жилой площади с оплатой коммунальных услуг за 2008 год, Серблянской А.Л. сумма льготы возмещена не была.
Суду не предоставлены и доказательства выделения из Федерального бюджета денежных средств Магаданской области на возмещение расходов по предоставлению в 2009 году льгот педагогическим работникам по оплате за жилье и коммунальные услуги, в виду чего доводы Минфина РФ относительно передачи субъекту денежных средств, обоснованно отклонены судом.
Из положений Федерального закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" и Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" следует, что распределение субвенций бюджету Магаданской области на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан предусмотрено: на 2008 год - в размере 38 820,8 тыс. руб.; на 2009 год - в размере 91 045,1 тыс. руб.
В законе Магаданской области "Об исполнении областного бюджета за 2008 год" от 29.07.2009 N 1175-ОЗ в приложении N 1 указано, что все поступившие в областной бюджет из федерального бюджета субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в 2008 году в размере 38 820,8 тыс. руб. освоены полностью.
В Законе Магаданской области "Об областном бюджете на 2009 год" от 22.12.2008 N 1080-ОЗ в приложении N 1 указаны поступления доходов в областной бюджет в 2009 году в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в размере 91 045,1 тыс. руб.
Доказательств нецелевого использования субъектом Российской Федерации - Магаданской областью денежных средств (субвенций) в 2008 - 2009 годах в материалах дела не имеется.
Довод жалобы об отсутствии обращений истца в органы власти Магаданской области о возмещении расходов по предоставлению льгот педагогическим работникам и доказательств об обращении субъекта Российской Федерации (Магаданской области) в Министерство финансов Российской Федерации отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку указанные обстоятельства не являются основаниями для освобождения Российской Федерации от исполнения ее собственных бюджетных обязательств по финансированию льгот.
Исходя из установленного суд пришел к выводу, что апелляционная жалоба Министерства финансов Российской Федерации удовлетворению не подлежит.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, сделанные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нарушений норм процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Магаданской области от 10.02.2011 по делу N А37-1612/2010 оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Председательствующий |
В.Г. Дроздова |
Судьи |
И.В. Иноземцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-1612/2010
Истец: МУП жилищно-коммунального хозяйства "Коммунальщик", МУП ЖКХ "Коммунальщик"
Ответчик: в лице Минфина России, Министерство финансов Российской Федерации
Третье лицо: "Сусуманский район" в лице Финансвого отдела Магаданской области, "Сусуманский район" в лице финансового отдела, Департамент финансов администрации Магаданской области, Муниципальное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа" п. Холодный Сусуманского района Магаданской области, Управление Федерального казначейства по Магаданской области, УФК по Магаданской области