г. Киров
21 апреля 2011 г. |
Дело N А29-9984/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 апреля 2011 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Лысовой Т.В., Караваевой А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 28.02.2011 по делу N А29-9984/2010, принятое судом в составе судьи Князевой А.А.
по заявлению открытого акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" (ИНН: 7740000076, ОГРН 1027700149124)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми
третье лицо: Кимпицкий Павел Сергеевич
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
открытое акционерное общество "Мобильные ТелеСистемы" (далее - заявитель, Общество, ОАО "Мобильные ТелеСистемы") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми (далее - ответчик, Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 02.11.2010 N 1060/1 по делу об административном правонарушении, которым ОАО "Мобильные ТелеСистемы" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 5000 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, судом привлечен Кимпицкий Павел Сергеевич (далее - третье лицо, Кимпицкий П.С.) (л.д. 113-115).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 28.02.2011 заявленные требования удовлетворены.
Управление с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неприменение подлежащих применению статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, статьи 41 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей). В апелляционной жалобе ответчик указывает, что ответ "МТС-Украина" от 12.07.2010 не может являться доказательством отсутствия вины Общества, так как не содержит сведений о фактах технического сбоя либо о фактах потери конкретных ТАР файлов при направлении СМС-сообщений Кимпицким В.С.; в ответе на претензию Кимпицкого В.С. Общество не ссылалось на информацию о потере ТАР файлов по вине украинской стороны; процессуальный порядок привлечения к административной ответственности Управлением не нарушен.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кимпицкий П.С. отзыв на апелляционную жалобу не представил, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, однако определение о принятии апелляционной жалобы к производству возвращено органом почтовой связи в адрес суда за истечением срока хранения корреспонденции.
Стороны известили суд о рассмотрении дела без участия своих представителей.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьего лица.
Законность Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 12.03.2003 между Кимпицким В.С и Обществом заключен договор на предоставление услуг связи (л.д. 60-61). По условиям данного договора ОАО "Мобильные ТелеСистемы" предоставляет абоненту услуги радиотелефонной связи по перечню, заказанному абонентом в соответствии с выбранным им тарифным планом, а также заказанные абонентом услуги абонентской службы, а абонент принимает и оплачивает услуги (пункт 1.1); предоставляемая абоненту радиотелефонная связь в силу конструктивных особенностей сети зависит от качества оборудования операторов местных проводных телефонных линий, оборудования международной и междугородной связи, которые находятся вне компетенции Общества (пункт 4.3). Согласно приложению "А" к указанному договору абонентским номером заявителя является: 9128611832 (л.д. 17).
05.07.2010 Кимпицкий В.С. направил в адрес Общества заявление (претензию) с просьбой предоставить детализацию посещенных сайтов и номеров, на которые отправлены SMS-сообщения за период с 01.06.2010 по 30.06.2010 (л.д. 52).
14.07.2010 Общество направило Кимпицкому В.С. письмо, в котором сообщило, что в период с 04.06.2010 по 11.06.2010 по абонентскому номеру заявителя предоставлялись услуги связи во внутрисетевом и международном роуминге; информация об оказанных услугах, в том числе об отправленных SMS-сообщениях и GPRS трафике, была получена от роумингового партнера MTS UKR, работающего на территории Украины; в силу особенностей технического взаимодействия с сетями роуминговых партнеров в качестве номеров получателей/отправителей SMS-сообщений отражается номер SMS-центра транзитного оператора связи; определить номера отправителей и получателей SMS-сообщений, полученных или отправленных при нахождении в международном роуминге, не представляется возможным (л.д. 53-54).
12.08.2010 Кимпицкий В.С. направил в Управление жалобу, в том числе на отказ в предоставлении полной информации об объеме услуг связи, оказанных в период нахождения в международном роуминге (номера абонентов, которым отправлены SMS-сообщения и сайты, посещенные с использованием GPRS) (л.д. 19-21).
02.11.2010 Управлением составлен протокол об административном правонарушении, в котором нарушение Обществом, в том числе, пункта 26 Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 N 328 (далее - Правила оказания услуг подвижной связи), выразившееся в недоведении до потребителя необходимой и достоверной информации об услуге, квалифицированы по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ (л.д. 95-96).
19.10.2010 Управлением вынесено постановление N 1060/1 о привлечении ОАО "Мобильные ТелеСистемы" к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 5000 рублей. В постановлении зафиксировано, что на запрос Кимпинского А.В. Обществом была предоставлена выписка "Состоявшиеся разговоры с 01.06.2010 по 30.06.2010 года"; Общество не предоставило потребителю необходмую и достоверную информацию о всех состоявшихся соединениях за период 01.06.2010-30.06.2010, а также информацию об абонентских номерах получателей СМС сообщений; в качестве получателя (отправителя) СМС сообщений указан номер СМС-центра сети МТС в Республике Коми или номер СМС центра транзитного оператора связи (л.д. 35-37).
Не согласившись с постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Республики Коми исходил из недоказанности вины Общества в совершении вменяемого административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 14.8 КоАП РФ (в редакции, действовавшей в на момент возникновения спорных правоотношений) нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Статьей 8 Закона о защите прав потребителей определено, что потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах) (пункт 1). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации (пункт 2).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 26 Правил оказания услуг подвижной связи оператор связи обязан по требованию абонента предоставлять ему дополнительную информацию, связанную с оказанием услуг подвижной связи.
Согласно подпункту "г" пункта 27 Правил оказания услуг подвижной связи абонент вправе получать по письменному заявлению детализацию счета по всем видам услуг подвижной связи с указанием даты и времени всех состоявшихся соединений, их продолжительности и абонентских номеров.
Таким образом, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах). Оператор связи обязан по требованию абонента предоставлять ему дополнительную информацию, связанную с оказанием услуг подвижной связи. Абонент вправе получать по письменному заявлению детализацию счета по всем видам услуг подвижной связи с указанием даты и времени всех состоявшихся соединений, их продолжительности и абонентских номеров. Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации об оказываемой услуге связи в части даты и времени всех состоявшихся соединений, их продолжительности и абонентских номеров, образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Материалами дела установлено, что между Кимпицким В.С и Обществом заключен договор на предоставление услуг связи. По условиям договора предоставляемая абоненту радиотелефонная связь в силу конструктивных особенностей сети зависит от качества оборудования операторов местных проводных телефонных линий, оборудования международной и междугородной связи, которые находятся вне компетенции Общества. В период с 04.06.2010 по 11.06.2010 по абонентскому номеру заявителя, предоставлялись услуги связи во внутрисетевом и международном роуминге, в том числе на территории Республики Украины (л.д. 123-150). Из письма от 12.07.2010N 89526-2010 (л.д. 159) следует, что ТАР файлы по абонентскому номеру заявителя за период нахождения его в роуминге на территории Республики Украины отправлялись с коммутационного оборудования МТС "Украина"; принимая во внимание наличие в транспортной сети "МТС Украина" аналоговых каналов связи, часть информации при передаче TAP файлов могла быть утрачена. Из объяснений, данных Обществом в ходе производства по делу об административном правонарушении, следует, что номера телефонов, на которые были отправлены сообщения не отобразились в детализации в силу особенностей технического взаимодействия операторов в роуминге (л.д. 97-100). Таким образом, причинами непредставления Кимпицкому В.С информации по всем видам услуг подвижной связи с указанием даты и времени всех состоявшихся соединений, их продолжительности и абонентских номеров могли быть особенности технического взаимодействия операторов связи в международном роуминге и наличие в транспортной сети "МТС Украина" аналоговых каналов связи.
Пунктом 1 статьи 1.5 КоАП РФ определено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу указанных норм с учетом имеющихся материалов дела суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что ответчиком не доказана вина Общества по непредставлению детализации счета по всем видам подвижной связи с указанием даты и времени всех состоявшихся соединений, их продолжительности и абонентских номеров.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответ "МТС-Украина" от 12.07.2010 не может являться доказательством отсутствия вины Общества, так как не содержит сведений о фактах технического сбоя либо о фактах потери конкретных ТАР файлов при направлении СМС-сообщений Кимпицким В.С. и о том, что в ответе на претензию Кимпицкого В.С. Общество не ссылалось на информацию о потере ТАР файлов по вине украинской стороны, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку не устраняют сомнения в виновности Общества.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что суд не применил подлежащие применению статью 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, статью 41 Закона о защите прав потребителей и о том, что процессуальный порядок привлечения к административной ответственности Управлением не нарушен, не принимаются судом апелляционной инстанции как не опровергающие вывод суда о недоказанности вины Общества в совершении правонарушения.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос об уплате государственной пошлины судом апелляционной инстанции не рассматривается, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Коми от 28.02.2011 по делу N А29-9984/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в случаях и порядке, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
Т.В. Лысова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-9984/2010
Истец: ОАО "Мобильные ТелеСистемы", Филиал ОАО МТС в г. Сыктывкаре
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми
Третье лицо: Кимпицкий Павел Сергеевич