г. Владивосток |
Дело |
22 апреля 2011 г. |
N А59-2331/2010 |
Резолютивная часть постановления оглашена 19 апреля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 апреля 2011 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Е.Л. Сидорович
судей: Г.А. Симонова, З.Д. Бац
при ведении протокола секретарем судебного заседания: А.С. Барановой
при участии:
от ООО "Спиро":Гилёв В.С. по доверенности от 31.03.2010 сроком действия 3 года, паспорт;
от Администрации Северо-Курильского городского округа: Шевченко А.А. по доверенности от 01.04.2011 сроком действия до 31.03.2012. паспорт,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
ООО "Парамушир-Град", ООО "Северострой", ООО "Росстрой": не явились,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы ООО "Спиро", Администрации Северо-Курильского городского округа,
апелляционное производство N 05АП-2104/2011, N 05АП-2103/2011
на решение от 09.08.2010
судьи Мухаметшина К.Ф.
по делу N А59-2331/2010 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению Администрации Северо-Курильского городского округа
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области
третьи лица: ООО "Спиро", ООО "Парамушир-Град", ООО "Северострой", ООО "Росстрой",
о признании недействительными решения от 15.03.2010 по делу N 31/10-к о нарушении законодательства о размещении заказов, предписания от 15.03.2010 N 05-19/10, письма руководителя управления от 26.03.2010 N 05-1115, признании незаконными действий по изданию указанного письма, а также по заявлению Управлению Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области к Администрации Северо-Курильского городского округа об обязании исполнить предписание от 15.03.2010 N 05-19/10,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Северо-Курильского городского округа обратилась в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области о признании недействительными решения от 15.03.2010 по делу N 31/10-к о нарушении законодательства о размещении заказов, предписания от 15.03.2010 N 05-19/10 и письма руководителя управления от 26.03.2010 N05-1115.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с встречным заявлением к администрации Северо-Курильского городского округа об обязании исполнить предписание от 15.03.2010 N 05-19/10.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Спиро", ООО "Парамушир-Град", ООО "Северострой", ООО "Росстрой".
Решением суда от 09.08.2010 администрации Северо-Курильского городского округа в удовлетворении требований отказано, встречное заявление Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, Администрация Северо-Курильского городского округа и третье лицо ООО "Спиро" обжаловали его в апелляционном порядке.
В обоснование своей жалобы Администрация указывает на неправильную оценку судом фактических обстоятельств дела. Считает, что судом сделан необоснованный вывод о законности проведения Управлением внеплановой проверки по жалобе ООО "Рострой", так как, по мнению Администрации, ООО "Рострой" не обладало правом на обжалование действий заказчика, поскольку оно не явилось для участия в аукционе.
Кроме того, в дополнениях к апелляционной жалобе, представленных в связи с направлением настоящего дела на новое рассмотрение в апелляционный суд, Администрация указывает, что в настоящий момент факт отказа администрации от заключения с ООО "Спиро" муниципального контракта, утратил правовое значение для оценки вопроса о нарушении прав и законных интересов ООО "Спиро", так как ООО "Спиро" обжаловало отказ администрации. Определением Арбитражного суда Сахалинской области от 26.11.2010 г. по делу N А59-1376/2010 было утверждено мировое соглашение, в соответствии с которым между администрацией и ООО "Спиро" заключен муниципальный контракт N 11/2-10 от 25.01.2011 года.
ООО "Спиро", обжалуя судебный акт, также поддерживает доводы жалобы Администрации и при этом указывает на то, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не исследовался вопрос о соблюдении Управлением процедуры рассмотрения жалобы. Жалоба ООО "Спиро" мотивирована тем, что оспариваемые решение и предписание должны быть признаны незаконными в связи с нарушением порядка рассмотрения антимонопольным органом жалобы, так как не размещение Управлением на сайте Интернет информации о поступлении жалобы и ее содержании, лишило ООО "Спиро" возможности воспользоваться правом на подачу возражения на жалобу в соответствии с частью 2 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Обосновывая нарушение такими незаконными действиями своих прав и законных интересов, ООО "Спиро" также ссылается на определение Арбитражного суда Сахалинской области от 26.11.2010 г. по делу N А59-1376/2010 и сообщает о заключении с ним муниципального контракта.
Поданные администрацией Северо-Курильского городского округа и ООО "Спиро" апелляционные жалобы рассматриваются апелляционной инстанцией повторно с учетом указаний, изложенных в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 10.03.2011г. N Ф03-269/2011.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, ООО "Парамушир-Град", ООО "Северострой", ООО "Росстрой" явку представителей в суд не обеспечили. Суд, руководствуясь ст.156 АПК РФ, рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, не явившихся в судебное заседание.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Муниципальным заказчиком - Администрацией Северо-Курильского городского округа 05.02.2010 года был объявлен открытый аукцион на право заключения муниципального контракта на реконструкцию систем водоснабжения и водоотведения Курильских островов, первая очередь о. Парамушир, г. Северо-Курильск.
Процедура рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе состоялась 03.03.2010г. Согласно протоколу N 11/1-10 к участию в аукционе были допущены следующие претенденты: ООО "Спиро", ЗАО "Трансстрой-Сахалин", ООО "Рострой", ООО "Парамушир-Град" и ООО "Северострой".
Непосредственное участие в аукционе приняли представители ООО "Спиро", ООО "Парамушир-Град" и ООО "Северострой". Указанное обстоятельство подтверждается журналом регистрации представителей участников открытого аукциона и протоколом от 04.03.2010 N 11/2-10. Победителем аукциона было признано ООО "Спиро".
Администрация, руководствуясь пунктом 3 части 3 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), 09.03.2010 года отказалась от заключения муниципального контракта с победителем. Отказ был основан на выявлении факта предоставления ООО "Спиро" заведомо ложных сведений при подаче заявки на участие в аукционе, поскольку 09.03.2010 в администрацию поступило нотариально удостоверенное заявление участника ООО "Спиро" - Румянцевой Т.Н., владеющей 65% уставного капитала, о том, что она не подписывала приложенный к заявке общества протокол общего собрания от 09.02.2010 N 14 об одобрении крупной сделки по участию в аукционе.
09.03.2010 года в антимонопольный орган поступила жалоба ООО "Росстрой" о нарушении организатором торгов законодательства о размещении заказов, которая мотивирована тем, что аукционная комиссия допустила к участию в проведении торгов ООО "Парамушир-Град" и ООО "Спиро" при отсутствии в заявках у указанных участников допусков на выполнение отдельных видов работ, являющихся предметом аукциона.
Уведомлениями от 11.03.2010 N 05-860 и N 05-861, антимонопольный орган поставил администрацию в известность о поступившей жалобе и о проведении 15.03.2010 внеплановой проверки. Данными уведомлениями, антимонопольный орган, ссылаясь на часть 4 статьи 60 Закона N 94-ФЗ, указал администрации о приостановлении размещения заказа до рассмотрения жалобы по существу.
По результатам проведенной проверки, антимонопольный орган решением, принятым 15.03.2010 по делу N 31/10-к о нарушении законодательства о размещении заказов, признал жалобу ООО "Рострой" обоснованной; Единая комиссия признана нарушившей части 1, 3 статьи 36 Закона N 94-ФЗ. Одновременно с вынесенным решением, было выдано предписание N 05-19/10.
Согласно пункту 1 оспариваемого предписания Аукционная комиссия обязана в течение пяти рабочих дней с момента получения решения и предписания отменить протокол открытого аукциона на право заключения муниципального контракта N 11/2-10 от 04.03.2010, а также отменить протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе N 11/1-10 от 03.03.2010; пунктом 2 предписывалось опубликовать и разместить информацию об отмене протокола открытого аукциона на право заключения муниципального контракта N 11/2-10 от 04.03.2010 и протокола рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе N 11/1-10 от 03.03.2010 на официальном сайте и в официальном печатном издании; согласно пункту 3 аукционной комиссии предписывалось провести процедуру рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе по лотам NN 1, 2, 3 с учетом выявленных нарушений, отраженных в решении по делу N 26/10-к от 12.03.2010; пунктом 4 предлагалось не допускать в будущем нарушений законодательства о размещении заказов, в том числе нарушений частей 1, 3 статьи 36 Закона N 94-ФЗ.
При этом в вводной части указанного предписания адресатом указана Единая комиссия, тогда как, содержащиеся в нем требования, предписаны к обязательному исполнению Аукционной комиссией.
В связи с отказом от заключения муниципального контракта с ООО "Спиро", а также поскольку администрация не реализовала предоставленное ей частью 2 статьи 38 Закона N 94-ФЗ право заключить муниципальный контракт с ООО "Парамушир-Град", сделавшим предпоследнее предложение по цене, аукцион согласно протоколу от 25.03.2010 N15-10 признан несостоявшимся, о чем администрация письмом от 25.03.2010 сообщила управлению с указанием о невозможности исполнения выданного предписания.
Полагая решение, предписание антимонопольного органа недействительными, администрация Северо-Курильского городского округа обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Антимонопольный орган в свою очередь предъявил встречное заявление об обязании исполнить предписание от 15.03.2010 N 05-19/10.
Рассматривая требования Администрации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о нарушении норм Закона N 94-ФЗ со стороны администрации при проведении открытого аукциона.
Однако, установив нарушение антимонопольным органом процедуры рассмотрения жалобы ООО "Росстрой", повлекшее нарушение прав и законных интересов ООО "Спиро", апелляционный суд считает, что вынесенные антимонопольным органом ненормативные правовые акты следует признать незаконными.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 60 Закона о размещении заказов после подачи жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии и принятия ее к рассмотрению уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение двух рабочих дней после дня поступления жалобы размещают на официальном сайте информацию о поступлении жалобы и ее содержании. Участники размещения заказа, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, вправе направить в органы, указанные в части 1 настоящей статьи, возражение на жалобу и участвовать в рассмотрении жалобы лично или через своих представителей.
Обязанность по размещению информации на официальном сайте в сети "Интернет", на котором было размещено извещение о проведении торгов, о поступлении жалобы и ее содержании закреплена также в пункте 3.17 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденном Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 14.11.2007 N 379 (далее - Административный регламент).
Как установлено судом, следует из материалов дела и не оспаривается Управлением в отзыве на апелляционную жалобу ООО "Спиро", размещение на официальном сайте информации о поступлении в антимонопольный орган жалобы ООО "Росстрой" и ее содержании, месте и времени рассмотрения жалобы не производилось. Суд установил, что поскольку УФАС не разместило в течение двух рабочих дней после дня поступления жалобы на официальном сайте информацию о поступлении жалобы и ее содержании, ООО "Спиро", признанное победителем торгов, было лишено возможности представить в антимонопольный орган возражение на жалобу и присутствовать при ее рассмотрении.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что антимонопольным органом нарушены требования Закона о размещении заказов, предъявляемые к процедуре рассмотрения жалоб о нарушении законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, и как следствие акты, принятые по результатам рассмотрения указанной жалобы и внеплановой проверки, не могут быть признаны соответствующими требованиям Федерального закона N 94-ФЗ.
Учитывая требования ст. 13 ГК РФ, п.1 ст.198 и ч.2 ст.201 АПК РФ, согласно которым основаниями для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными является одновременно несоответствие указанных актов, решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя, коллегия также пришла к выводу, что оспариваемые решение и предписание нарушают права ООО "Спиро".
Как следует из материалов дела, ООО "Спиро" было признано победителем по итогам аукциона и на основании ст.38 Закона N 94-ФЗ у ООО "Спиро" возникло право на заключение муниципального контракта.
Не согласившись с действиями администрации по отказу в заключении муниципального контракта, ООО "Спиро" обжаловало их в суде. Определением Арбитражного суда Сахалинской области от 26.11.2010 г. по делу N А59-1376/2010 было утверждено мировое соглашение, в соответствии с которым между администрацией и ООО "Спиро" заключен муниципальный контракт N 11/2-10 от 25.01.2011 года.
Таким образом, оспариваемые решение и предписание УФАС нарушают права и законные интересы ООО "Спиро" как участника размещения заказа, победителя аукциона и лица, с которым заключен муниципальный контракт.
При таких обстоятельствах требования Администрации Северо-Курильского городского округа подлежат удовлетворению.
В удовлетворении заявления Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, содержащего требование обязать исполнить Администрацию Северо-Курильского городского округа предписание от 15.03.2010 N 05-19/10 с учетом письма Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 26.03.2010 N 05-1115, следует отказать.
Удовлетворяя апелляционную жалобу ООО "Спиро", расходы общества по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы возлагаются на Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области как судебные расходы в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ.
ООО "Спиро" была уплачена государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 2 000 рублей платежным поручением N 170 от 227.08.2010.
Учитывая, что при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины для юридических лиц составляет 1 000 рублей, излишне уплаченная обществом "Спиро" государственная пошлина в размере 1 000 рублей подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 09 августа 2010 года по делу N А59-2331/2010 отменить.
Признать недействительными решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 15.03.2010 по делу N 31/10-к о нарушении законодательства о размещении заказов, предписание от 15.03.2010 N05-19/10 в редакции письма от 26.03.2010 N 05-1115 как вынесенные с нарушением Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В удовлетворении требований Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области отказать.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, местонахождение пр. Коммунистический, 27а, г. Южно-Сахалинск, в пользу общества с ограниченной ответственностью "Спиро", местонахождение ул. Вилкова, 6, г. Южно-Сахалинск, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 1000 (одной тысячи) рублей.
Арбитражному суду Сахалинской области выдать исполнительный лист.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Спиро" излишне уплаченную платежным поручением N 170 от 27.08.2010 государственную пошлину в размере 1000 (одной тысячи) рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий: |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
Г.А. Симонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-2331/2010
Истец: Администрация Северо-Курильского городского округа, УФАС по Сахалинской области
Ответчик: Администрация Северо-Курильского ГО, Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области
Третье лицо: ООО "Парамушир-Град", ООО "Порамушир-Град", ООО "Росстрой", ООО "Северострой", ООО "Спиро"
Хронология рассмотрения дела:
27.04.2012 Определение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-2331/10
08.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3577/11
22.04.2011 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-2104/11
10.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-269/2011