г. Пермь
14 мая 2010 г. |
Дело N А60-54839/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 мая 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Голубцова В.Г.,
судей Савельевой Н.М., Борзенковой И.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Келлер О.В.,
при участии:
от заявителя (ОАО "Нижнесергинский метизно-металлургический завод"): Доронин Е.С., паспорт, доверенность от 03.12.2009, Ястребцова С.А., паспорт, доверенность от 01.01.2010,
от заинтересованного лица (Межрайонной ИФНС России N 12 по Свердловской области): не явился,
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица - Межрайонной ИФНС России N 12 по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 февраля 2010 года
по делу N А60-54839/2009,
принятое судьей Шавейниковой О.Э.
по заявлению ОАО "Нижнесергинский метизно-металлургический завод"
к Межрайонной ИФНС России N 12 по Свердловской области
о признании незаконным решения налогового органа,
установил:
Открытое акционерное общество "Нижнесергинский метизно-металлургический завод" (далее - ОАО "НСММЗ", общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 2888 от 18.09.2009.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18 февраля 2010 года заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Свердловской области об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 2888 от 18.09.2009. В порядке распределения судебных расходов взыскано с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Свердловской области в пользу Открытого акционерного общества "Нижнесергинский метизно-металлургический завод" 2000 рублей, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, уплаченной заявителем по платежному поручению N 12 от 13.11.2009.
Не согласившись с данным решением, налоговый орган обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить. Оспариваемый ненормативный акт считает законным и обоснованным, позицию налогоплательщика - несостоятельной. При этом ссылается на то, что при определении кадастровой стоимости спорного земельного участка в 2009 году судом неверно применены положения ст. 390, 391, п. 14 ст. 396 НК РФ, ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель, без учета выводов Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в определении от 05.08.2009 N 45-Г09-18.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. С доводами апелляционной жалобы не согласен. Считает, что законные основания для применения новой кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП, при расчете земельного налога за 2009 год отсутствуют.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 05.05.2010 года представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, жалобу - удовлетворить.
Представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании по инициативе суда объявлялся перерыв до 11 мая 2010 года, стороны извещены надлежащим образом.
После перерыва в судебное заседание налоговый орган, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, не явился, что в силу ст. 156 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению дела в его отсутствие.
Представитель заявителя настаивает на правовой позиции, изложенной в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
По ходатайству заявителя к материалам дела приобщено объяснение в порядке ст. 81 АПК РФ, содержащее ссылки на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении N 165-О-О от 03.02.2010 года.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 24 апреля 2009 года Закрытое акционерное общество "Нижнесергинский метизно-металлургический завод" (в настоящее время - открытое акционерное общество; далее по тексту - налогоплательщик) представило в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 12 по Свердловской области расчет по авансовым платежам по земельному налогу за 1-й квартал 2009 года, согласно которому сумма исчисленных авансовых платежей по земельному налогу за указанный период составила 193 611 руб.
Данный авансовый платеж исчислен налогоплательщиком, исходя из кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков с кадастровыми номерами 66:16:2001028:11 (ставка налога 0,2%), 66:16:2001019:74 (ставка налога 0,2%), 66:16:2001016:8 (ставка налога 1,1%), 66:16:2001017:3 (ставка налога 1,1%), 66:16:2001017:9 (ставка налога 1,1%), 66:16:2001018:11 (ставка налога 1,1%), 66:16:2001019:16 (ставка налога 1,1%), 66:16:2001020:8 (ставка налога 1,1%), 66:16:2001022:21 (ставка налога 1,1%), 66:16:2001059:1 (ставка налога 1,1%), 66:16:2001019:33 (ставка налога 0,2%), 66:16:2001052:4 (ставка налога 1,1%), 66:16:2001058:2 (ставка налога 1,1%), 66:16:2001026:16 (ставка налога 1,1%), 66:16:2001026:142 (ставка налога 1,1%), 66:16:2001043:149 (ставка налога 1,1%), 66:16:2001048:19 (ставка налога 1,1%), 66:16:2001057:4 (ставка налога 1,1%), 66:16:2001057:35 (ставка налога 1,1%), 66:16:2001019:37 (ставка налога 0,2%), 66:16:2001028:38 (ставка налога 0,2%), 66:16:2001054:24 (ставка налога 1,1%), 66:16:2001026:70 (ставка налога 0,2%), 66:16:2001026:29 (ставка налога 0,2%), 66:16:2001026:14 (ставка налога 0,2%), 66:16:2001019:15 (ставка налога 1,1%), 66:16:2001019:14 (ставка налога 1,1%), 66:16:2001017:7 (ставка налога 1,1%), 66:16:2001017:2 (ставка налога 0,2%), 66:16:2001018:12 (ставка налога 1,1%), 66:16:2001019:41 (ставка налога 1,1%).
В период с 24.04.2009 по 24.07.2009 налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка указанного расчета по авансовым платежам, в ходе которой установлена неполная уплата земельного налога за указанный период в сумме 169 157 руб.
Полагая, что налогоплательщиком неправомерно исчислена сумма авансовых платежей за 1-й квартал 2009 года, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, действовавшей в 2008 году, инспекция произвела доначисление земельного налога, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, установленной Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области".
По итогам камеральной проверки налоговым органом был составлен акт N 3541 от 06.08.2009.
На данный акт заявителем были представлены возражения от 04.09.09 N 195-843Н, в которых налогоплательщик выразил свое несогласие с расчетом земельного налога, исходя из новой кадастровой стоимости земельных участков, установленных Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области".
Возражения налогоплательщика инспекцией не приняты, 18.09.2009 инспекцией принято решение N 2888 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым обществу был доначислен земельный налог в размере 169 157 руб. и пени в размере 892 038 руб.
Оспаривая названное решение, 01.10.2009 общество обратилось с апелляционной жалобой N 8-29-юр в Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 18.09.2009 N 2888 решение инспекции было изменено путем исправления резолютивной части решения: "предложить ОАО "НСММЗ" уплатить недоимку и соответствующую сумму пени". Одновременно указанным решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 18.09.2009 N 2888 доначисления по авансовым платежам по земельному налогу были уменьшены на сумму 133 руб., а пени - на 6,85 руб. В остальной части апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения.
Решение Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 12 по Свердловской области от 18.09.2009 N 2888 утверждено и вступило в законную силу.
Не согласившись с указанным решением, ОАО "НСММЗ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, принимая решение, исходил из того, что налоговая база по земельному налогу в целях уплаты авансовых платежей за 1 квартал 2009 года не могла быть исчислена, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной (введенной в действие) в текущем налоговом периоде.
Суд пришел к выводу о том, что постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП по состоянию на 01.01.2009 не вступило в законную силу, в связи с чем, не могло использоваться для определения налоговой базы за 2009 год.
Суд апелляционной инстанции, оценив фактические обстоятельства, изучив имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога на землю признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
На основании ст. 393 НК РФ налоговым периодом по налогу на землю признается календарный год, отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Согласно п. 1 ст. 397 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 53 НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 390 Кодекса).
Пунктом 1 ст. 391 НК РФ установлено, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с п. 3 указанной статьи налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316.
Пунктом 10 указанных правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктом 14 ст. 396 НК РФ (в редакции Федеральных законов от 24.07.2007 N 216-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, действовавшей в спорный период) по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.
Результаты государственной кадастровой оценки земель были утверждены Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008г. N 1347-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области".
При этом данное постановление опубликовано в Областной газете 24.12.2008 N 407 без приложений.
Как следует из материалов дела, при пересчете авансовых платежей по земельному налогу за 1-й квартал 2009 года, налоговым органом использована кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП.
В соответствии со статьей 64 Устава Свердловской области все законы и иные нормативные правовые акты, составляющие законодательство Свердловской области, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения. Неопубликованные законы и иные нормативные правовые акты Свердловской области применению не подлежат (пункт 1). Официальным опубликованием областного закона, иного нормативного правового акта, относящегося к законодательству Свердловской области, считается публикация его полного текста в "Областной газете". Законы и иные нормативные правовые акты области должны быть официально опубликованы также в "Собрании законодательства Свердловской области" (пункт 2).
В силу статьи 94 Закона Свердловской области от 10.03.1999 N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области" постановления Правительства Свердловской области нормативного характера по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования в "Областной газете". Иные постановления Правительства Свердловской области нормативного характера вступают в силу одновременно на всей территории Свердловской области по истечении семи дней после их официального опубликования в "Областной газете", если в них не установлены иные сроки вступления в силу.
Согласно п. 2 ст. 103 Закона Свердловской области от 10.03.1999 N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области" официальным опубликованием законов Свердловской области и иных нормативных правовых актов Свердловской области является публикация их полного текста в "Областной газете", а также в "Собрании законодательства Свердловской области".
Вместе с тем, как ранее указано судом, текст постановления Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП был опубликован в Областной газете 24.12.2008 N 407 без приложений, непосредственно содержащих сведения о кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территориях муниципальных районов и городских округов Свердловской области, т.е. не в полном объеме.
Впоследствии текст указанного постановления Правительства Свердловской области был опубликован в полном объеме в "Собрании законодательства Свердловской области" от 19.03.2009.
В первоначальной редакции приведенного постановления Правительства Свердловской области, было закреплено, что данное постановление вступает в силу с 1 января 2009 года (пункт 4 постановления). Однако, постановлением Правительства Свердловской области от 27.04.2009г. N 458-ПП указанный пункт был признан утратившим силу.
Таким образом, поскольку дата вступления в силу Постановления Правительства Свердловской области от 19.12.2008г. N 1347-ПП в нем самом или в другом акте не установлена, при определении этой даты следует применять вышеуказанные положения ст. 94 Закона Свердловской области от 10.03.1999 N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области".
Поскольку приложения с кадастровой стоимостью не были опубликованы в "Областной газете" от 24.12.2008 N 407, а действующее законодательство не допускает частичного опубликования нормативных правовых актов, тем более по вопросам, касающимся прав и законных интересов граждан и юридических лиц, учитывая положения ст. ст. 94, 103 Закона Свердловской области от 10.03.1999 N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области" также признание утратившим силу пункта 4 постановления Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что по состоянию на 01.01.2009 спорное постановление не вступило в законную силу, следовательно, действовала ранее утвержденная кадастровая стоимость земельных участков.
Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
Аналогичная норма содержится в ст. 94 Закона Свердловской области от 10.03.1999 N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области".
Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные акты, затрагивающие права и свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.03.2005 N 71-О установление наличия (или отсутствия) в законе или ином нормативном акте, принятом субъектом Российской Федерации, положений, затрагивающих вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, входит в компетенцию соответствующих судов.
Суд первой инстанции обоснованно счел, что утверждение упомянутым постановлением Правительства Свердловской области кадастровой стоимости земельных участков затрагивает вопросы защиты прав и свобод граждан и их объединений.
Исходя из этого, постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" по своему характеру затрагивает вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина.
Пункт 1 статьи 393 НК РФ определяет налоговый период по земельному налогу как календарный год.
В соответствии с пунктом 1 статьи 53 НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 390 Кодекса).
С учетом положений вышеприведенных правовых норм, поскольку налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и для целей налогообложения не может изменяться в течение начавшегося налогового периода, в связи с чем изменения, влияющие на величину кадастровой стоимости земельного участка и произошедшие после начала (в течение) налогового периода, учитываются при определении налоговой базы, которая будет применяться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде.
Так как кадастровая стоимость земли является основой для исчисления земельного налога, ее увеличение с одновременным применением увеличенных значений в более ранний период, ухудшает положение налогоплательщика, противоречит принципам налогового законодательства.
Исходя из вышеизложенного, вывод суда первой инстанции о том, что налоговая база по земельному налогу в целях уплаты авансовых платежей за 1 квартал 2009 года не могла быть исчислена, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной (введенной в действие) в текущем налоговом периоде, является правильным.
Данный вывод суда, согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 10.02.2009 N 11279/08, в Определении от 06.07.2009 N ВАС-8602/09.
Принимая во внимание вышеизложенное, исчисление земельного налога за 2009 год по ставкам, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП, по существу, означает исчисление налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости, введенной в действие в текущем налоговом периоде, что является недопустимым.
Таким образом, требования заявителя о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Свердловской области об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 2888 от 18.09.2009 удовлетворены судом первой инстанции обоснованно.
Довод заинтересованного лица, касающийся доведения информации о новой кадастровой стоимости до налогоплательщика, судом не принимается, поскольку, как указано выше, постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП по состоянию на 01.01.2009 не вступило в законную силу, в связи с чем, не могло использоваться для определения налоговой базы за 2009 год.
Инспекция ссылается на размещение данного постановления в полном объеме на сайте Правительства Свердловской области, а также на опубликование в полном объеме в официальном источнике - Собрании Законодательства Свердловской области.
Однако данное приложение опубликовано с приложениями только 19.03.2009, что не влияет на вывод суда о том, что по состоянию на 01.01.2009 не вступило в законную силу.
Ссылка заинтересованного лица на определение Верховного Суда Российской Федерации от 05.08.2009 N 45-Г09-18 судом отклоняется, так как на рассмотрение суда общей юрисдикции в рамках указанного дела был поставлен вопрос о недействительности отдельных положений постановления Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП.
Вопрос о порядке вступления в законную силу указанного нормативного правового акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и дате вступления его в законную силу, в рамках вышеуказанного дела судом не рассматривался и не оценивался.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В силу подп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ налоговым органом при подаче апелляционной жалобы госпошлина не уплачивается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 февраля 2010 г. по делу N А60-54839/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
В.Г. Голубцов |
Судьи |
Н.М. Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-54839/2009
Истец: ЗАО "Нижнесергинский метизно-металлургический завод", ЗАО "Нижнесергинский метизно-металлургический завод" (ЗАО "НСММЗ"), ОАО "Нижнесергинский метизно-металлургический завод", ОАО "НСММЗ"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 12 по Свердловской области, МИФНС РФ N 12 по Свердловской области, Управление Федеральной налоговой службы России по Свердловской области
Хронология рассмотрения дела:
14.05.2010 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3675/10