Договор об оказании театральных услуг
Место договора об оказании театральных услуг в системе
гражданских договоров
В юридической литературе неоднократно упоминалось о существовании гражданско-правового договора гражданина с учреждением культуры*(1), были названы его виды - договор об обслуживании в музее и договор о театральном обслуживании*(2). Рассмотрим их подробнее.
Исследование нормативных актов и деловой практики позволяет выделить среди договоров о предоставлении услуг особый тип договора об оказании зрелищных услуг. Предлагается следующее определение этого договора. По договору об оказании зрелищных услуг зрелищная организация обязуется продемонстрировать гражданину результат своей творческой и иной деятельности в форме живого публичного исполнения или публичного показа либо в форме передачи в эфир или сообщения по кабелю, а гражданин вправе требовать обеспечения ему возможности пользоваться благами культуры с учетом установленных правил для удовлетворения своих культурных потребностей и организации досуга и обязан оплатить услугу, если это предусмотрено.
Данный договор объединяет следующие виды: договор об оказании услуг в форме живого публичного исполнения, договор об оказании услуг в форме публичного показа, договор об оказании услуг в области организации и проведения открытых зрелищных мероприятий в форме публичного показа и (или) исполнения, договор об оказании услуг о передаче в эфир или о сообщении для всеобщего сведения по кабелю.
В зависимости от личности услугополучателя можно выделить разновидности договора об оказании услуг в форме живого публичного исполнения: договор об оказании театральных услуг; договор об оказании услуг цирком; договор об оказании услуг филармонией, оркестром, организатором концерта.
Договор об оказании театральных услуг - это соглашение, в силу которого театр обязуется продемонстрировать зрителю определенный спектакль в установленный срок, а зритель - внести плату за удовлетворение своих потребностей в сценическом искусстве.
Развитие правового регулирования отношений "театр-гражданин"
Развитие законодательства в этой области отличается неспешностью. В XX в. в ряде стран принимались специальные акты, касающиеся театральной деятельности. В Восточной Европе в период с 1945 по 1990 г. такие законы подробно регламентировали получение разрешения на постановку, контроль за проведением спектакля, компетенцию органов государственного управления в сфере сценического искусства. Например, Закон Чешского национального совета от 31 марта 1978 г. "О театральной деятельности (театральный закон)" предусматривал, что задачи театра, принципы его организационного устройства, порядок учреждения, хозяйствования и эксплуатации, компетенция и деятельность совещательных органов директора регулируются статутом, который принимается органом государственного управления. Если контрольным органом было установлено, что разрешение на подготовку спектакля не выдавалось или его характеристики противоречат выданному разрешению и организатор после предварительного предупреждения ничего не меняет, то орган контроля мог запретить спектакль либо приостановить и запретить дальнейший его показ (§ 7, 27).
В этот период в России на театрально-зрелищные предприятия, состоявшие на хозрасчете и являвшиеся юридическими лицами, распространялось действие Положения о социалистическом государственном производственном предприятии, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. N 731*(3). Позднее было принято Положение о театре в РСФСР (утверждено постановлением Совета Министров РСФСР от 31 мая 1991 г. N 297). Оба акта посвящены статусу театра как юридического лица.
В основе современного законодательства в данной области лежат Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г.*(4) В этом нормативном акте, касающемся всех сфер культуры, перечислены обязанности государства в области культуры, определено положение творческих работников. Названный документ не содержит специальных норм, отражающих специфику сценического искусства, и не раскрывает особенностей договорных отношений типа "зрелищная организация (театр) - гражданин (зритель)".
Специальные нормы закреплены в постановлении Правительства РФ от 25 марта 1999 г. N 329 "О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации", которым были утверждены Положение о театре в Российской Федерации и Положение о принципах финансирования государственных и муниципальных театров в Российской Федерации*(5). Названные Положения регулируют вопросы создания, реорганизации и ликвидации театра, режим его имущества и финансирования его деятельности, правовой статус театра порядок управления им, трудовые отношения театра и его работников. Отношения типа "театр - гражданин" здесь также не рассматриваются.
Положение о театре в Российской Федерации распространяется на театры, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти. Иными театрами оно используется в качестве образца, и Положения о театрах во многих субъектах Российской Федерации буквально повторяют текст одноименного федерального нормативного акта*(6).
Обратимся к вопросу о порядке применения норм ГК РФ. Приоритеты определены в ст. 783. Договор возмездного оказания услуг в первую очередь требует использования норм главы 39 "Возмездное оказание услуг", во вторую - норм об общих правилах о подряде (ст. 702-729) и положений о бытовом подряде (ст. 730-739), если они не противоречат особенностям предмета договора возмездного оказания услуг. Статья 783 умалчивает об очередности применения специальных нормативных актов о конкретных видах договоров, следовательно, в силу п. 2 ст. 3 ГК РФ за специальными нормами следует закрепить третью очередь.
Полагаю, что глава 39 ГК РФ не может учитывать специфику всех многочисленных существенно отличающихся друг от друга услуг (оказываемых, например, ветеринаром, театром, аудитором, детским садом). Поэтому в дальнейшем вряд ли целесообразно перестраивать данную главу, выделяя вначале общую часть о возмездном оказании услуг, а затем самостоятельные параграфы о каждом договоре*(7). На мой взгляд, каждый тип договора услуг должен регулироваться особой главой, в некоторых случаях включающей параграфы, посвященные отдельным видам договоров. По такому принципу построены в ГК РФ нормы, регулирующие договоры о передаче имущества в собственность или во временное пользование, договоры о выполнении работ. Тем более отметим, что часть услуг оказывается как возмездно, так и безвозмездно.
При возмездном оказании услуг зрелищной организацией к рассматриваемым отношениям применяется также законодательство о защите прав потребителей, поскольку гражданин заказывает услуги театра исключительно для личных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Проект федерального закона "О театре и театральной деятельности в РФ" (см. постановление Совета Федерации от 23 декабря 1999 г.*(8)) и во многом совпадающий с ним по содержанию Модельный закон "О театре и театральной деятельности" (принят на Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ 24 ноября 2001 г.*(9)) предусматривают права театра (на выбор художественного направления и репертуара, установление цен на билеты) и его обязанности (предоставлять зрителям необходимую информацию, обеспечивать охрану их жизни, здоровья и имущества, в определенных случаях возвращать деньги за заранее приобретенные билеты). Иные стороны отношений между театром и зрителем не урегулированы. Дискуссии в средствах массовой информации о реформе культурной деятельности также связаны прежде всего с распределением имущества, используемого организациями культуры.
В будущем законе о театре хотелось бы видеть специальный раздел, где бы рассматривались договорные отношения в связи с оказанием театральных услуг. В данном разделе следовало бы закрепить основные права и обязанности сторон подобных соглашений, требования к качеству театральной услуги и сроку ее оказания; сформулировать возрастные ограничения для лиц, заключающих договор со зрелищными организациями; перечислить обязательные реквизиты театрального билета; уточнить основания и порядок запрета спектакля.
Стороны договора об оказании театральных услуг
Сторонами анализируемого договора являются театр и зритель.
Согласно Положению о театре в Российской Федерации под театром понимается организация, основной деятельностью которой является подготовка и показ спектаклей, других публичных представлений и предоставление сопутствующих этому услуг в целях формирования и удовлетворения потребностей населения в сценическом искусстве (п. 3).
Театр - это некоммерческая организация.
На практике театр обычно образуется в форме учреждения, но не исключено использование и других организационно-правовых форм некоммерческих организаций.
Учредителями театра могут быть федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические лица и граждане, в том числе иностранные. Отношения между учредителем и государственным (муниципальным) театром определяются договором, в котором предусматриваются объем основной деятельности театра, льготные цены для отдельных категорий населения, обязательства учредителя в отношении финансирования и пр. (п. 8, 31, 32 Положения о театре в Российской Федерации).
Зрителем в договоре именуется гражданин - потребитель услуг культурного характера.
Рассматриваемый договор не относится к числу мелких бытовых сделок.
Согласно гражданскому законодательству (ст. 26, 28 ГК РФ) несовершеннолетние вправе стать стороной такого договора без согласия родителей в следующих случаях:
1) в возрасте от 6 до 18 лет, если сделка была направлена на безвозмездное получение выгоды (такая выгода возможна в результате посещение театра бесплатно за счет театра или спонсора театра) или если несовершеннолетний распорядился средствами, предоставленными ему законным представителем или с согласия последнего третьим лицом (например, деньги даны родителями для покупки билетов в театр);
2) в возрасте от 14 до 18 лет, если сделка совершается за счет стипендии или другого дохода самого несовершеннолетнего.
Несовершеннолетний вправе заключить договор и в других случаях с письменного согласия родителей (на практике такие ситуации не встречаются).
Соглашаясь в целом с описанным порядком, хочу подчеркнуть необходимость обратить особое внимание на охрану здоровья несовершеннолетних, ставших зрителями, и продумать правила проведения спектаклей с учетом интересов всей аудитории - как детей, так и взрослых.
В настоящее время действует Руководство по возрастной классификации аудиовизуальных произведений (утверждено приказом Федерального агентства по культуре и кинематографии от 15 марта 2005 г. N 112*(10)), которое делит зрителей по психовозрастным особенностям на следующие группы: до 12 лет, от 14 лет, от 16 лет, от 18 лет. Классификация фильмов ставит цель защитить в первую очередь детей и подростков от аудиовизуальных произведений, которые могут нанести вред их здоровью, эмоциональному и интеллектуальному развитию.
В деловой практике каждого театра введены возрастные ограничения на посещение спектаклей. Так, в Большой театр (г.Москва) дети до 7 лет не допускаются, посещение дневных спектаклей разрешается детям с 7 лет, вечерних спектаклей - с 16 лет при наличии отдельного билета.
Думаю, что возрастные ограничения должны быть установлены для посещения любых зрелищных мероприятий (показа кинофильмов, театральных спектаклей, цирковых представлений, концертов) независимо от согласия родителей, источника средств на покупку билета и его стоимости, включая бесплатное предоставление. В ГК РФ необходимо ввести дополнение о разрешении гражданам заключать сделки со зрелищными организациями, осуществляющими публичное исполнение и (или) показ, в соответствии с возрастными ограничениями, установленными законом и иными правовыми актами.
Заключение и оформление договора об оказании театральных услуг
Договор об оказании театральных услуг относится к консенсуальным. Он считается с заключенным с момента продажи билета. Билет играет роль документа, подтверждающего заключение договора в устной форме. Реже продается абонемент на посещение нескольких спектаклей.
Приказом Министерства финансов РФ от 25 февраля 2000 г. N 20н утвержден образец билета для театрально-концертных организаций. Согласно ему, на основную часть и корешок билета наносятся обязательные сведения: наименование театра, номер серии и цена билета.
В проекте закона о театре предусмотрено, что на театральном билете указываются: его цена, наименование театра, название театральной постановки, место, дата и время ее показа, место в зрительном зале (п. 2 ст. 14).
Полагаю, что билет должен содержать следующую информацию: наименование театра, место проведения спектакля, название спектакля, время начала, место в зале, возрастные ограничения, цену и номер серии билета. Также следует уточнять время окончания спектакля, если его продолжительность составляет более четырех часов. Обязанность указывать перечисленные сведения надо закрепить в федеральном законе.
Договор об оказании театральных услуг не является публичным, поскольку услуги предлагаются некоммерческой организацией - театром. Билеты реализуются театром как самостоятельно через свою кассу, так и с помощью посредников. Характер деятельности театра предполагает продажу билета каждому обратившемуся гражданину. Думается, что и в законе надо закрепить такую обязанность театра, причем цена билета и другие условия договора не должны зависеть от личности потенциального зрителя.
Данное соглашение относится к договорам присоединения. Зритель, не обсуждая предлагаемые условия, присоединяется к договору в целом. Эта характеристика имеет значение для договоров, заключенных путем приобретения абонемента на несколько спектаклей.
Содержание договора об оказании театральных услуг
Предмет договора об оказании театральных услуг - это услуги в виде подготовки, организации и показа в живом исполнении спектаклей, концертов, а также организации гастролей для удовлетворения потребностей граждан в сценическом искусстве.
Специфика предмета в этом договоре состоит в следующем: одна услуга предоставляется одновременно большому количеству лиц, хотя с каждым из них заключен отдельный договор; публичная по своей сути услуга рассчитана на восприятие массового зрителя.
В предмет договора входят и неотъемлемые сопутствующие услуги - хранение верхней одежды в гардеробе, продажа программы спектакля, организация работы буфета. Некоторые услуги являются факультативными и вводятся по усмотрению театра (например, организация рейсов специальных автобусов, доставляющих зрителей после спектакля в населенные пункты области).
Являющееся частью рассматриваемого договора условие о качестве постановки подразумевает соблюдение ряда требований:
а) спектакль должен соответствовать авторскому тексту драматурга и воплощать идеи режиссера, постановщика и других творческих работников, занятых в спектакле;
б) исполнители обязаны иметь соответствующее образование и обладать профессиональным мастерством;
в) содержание сценического действия не может нарушать требования закона и морали.
В частности, артист драматического театра и кино, подготавливающий и исполняющий под руководством режиссера роли в драматических спектаклях разных жанров, должен свободно владеть сценической речью, знать основы музыкальной грамоты и пения (как сольного, так и в вокальном ансамбле), иметь специальные навыки сценического движения, быть готовым технически и пластически к выполнению задач, поставленных балетмейстером*(11).
Условие о цене билета. Цена билетов устанавливается театром самостоятельно. Например, согласно отчету аудитора, в Красноярском драматическом театре им. А.С.Пушкина сезона 2000-2001 гг. цены утверждались приказами директора театра в зависимости от категории спектакля, и в 2001 г. средняя цена билета на спектакль на большой сцене составила 17,1 руб. для детей, 38,8 руб. для взрослых*(12). В докладе Уполномоченного по правам человека в РФ отмечалось резкое подорожание билетов в театры: цена одного билета в 2002 г. колебалась от 400 до 5000 руб.*(13)
Цена билета может быть ниже его реальной стоимости при использовании театром средств спонсоров.
Положение о театре в Российской Федерации предусматривает возможность закрепить в договоре между учредителем и театром обязательство театра вводить льготные цены для отдельных категорий населения (п. 32). Правительство РФ рекомендует федеральным государственным организациям культуры с учетом финансовых, материально-технических и организационных возможностей предоставлять льготы детям дошкольного возраста, учащимся, инвалидам, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, при посещении ими платных мероприятий*(14).
Следует различать условие о сроке действия договора об оказании театральных услуг и условие о сроке оказания услуги.
Договор действует с момента продажи билета до момента, когда зритель покидает территорию театра после спектакля.
Срок оказания основной услуги оговаривается путем указания даты проведения спектакля и времени его начала. Обычно продолжительность спектакля составляет 2-4 часа*(15). Полагаю, закон должен обязать театр указывать время окончания спектакля, если он продолжается более 4 часов. Это особенно актуально при проведении вечерних спектаклей.
Как относиться к забастовкам артистов, выражающимся в нарушении порядка проведения спектакля?
В июне 1990 г. в Театре им. Моссовета (г.Москва) спектакль "Братья Карамазовы" был прерван на пять минут в первом акте. О такой форме забастовки, причиной которой послужило негативное отношение Правительства РФ к культуре, администрация театра заранее предупредила зрителей*(16).
Забастовка артистов при наличии коллективного трудового спора является законной, если она была объявлена с учетом сроков, процедур и требований, предусмотренных Трудовым кодексом РФ (ст. 409-417), поскольку проведение забастовки в театре не создает угрозы обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.
Права и обязанности сторон договора об оказании театральных услуг
Перечисленные далее права и обязанности сторон рассматриваемого соглашения не предусмотрены законодательством, их формулировки и содержание определены мной исходя из традиций культурной жизни.
Права театра
Театр имеет право самостоятельно выбирать репертуар и состав исполнителей спектакля. Если предусмотрены два или три состава исполнителей, то театр вправе только накануне спектакля указать исполнителя конкретной роли.
Обязанности театра
Театр обязан предоставить зрителю предусмотренное билетом место в зале. При этом необходимо оговорить ситуации, когда билеты продаются по пониженной цене на места, с которых сцену видно не полностью. Полагаю, что ни предупреждение на билете ("неудобное место"), ни установление невысокой цены (по сравнению с другими билетами на этот спектакль), ни представление в кассе схемы зала не дают театру права предлагать зрителям такие места, поскольку гражданин до момента занятия кресла не может в полной мере оценить все неудобства.
Театр должен обеспечить качество публичного исполнения, своевременно начать и закончить представление.
Театр обязан предусмотреть меры безопасности при проведении спектакля. Для этого следует, во-первых, подготовить зал для публичного показа с учетом противопожарных, санитарно-гигиенических, экологических и других правил. Театральное оборудование должно монтироваться и эксплуатироваться в соответствии с техническими нормами*(17). Во-вторых, необходимо обеспечить безопасность зрителей от внешних опасностей. Актуальность этого правила стала особо очевидна после захвата вооруженными боевиками вечером 23 октября 2002 г. около 1000 заложников в помещении Театрального центра на Дубровке в Москве прямо во время спектакля. Подобные трагедии случаются и в других странах. Так, 18 декабря 2004 г. в Бирмингеме несколько сотен сикхов предприняли попытку ворваться в здание местного театра и сорвать демонстрацию пьесы, сюжет которой связан с сексуальным насилием и убийством в сикхском храме*(18).
Обязанности зрителя
Гражданин обязан соблюдать правила работы театра и общественный порядок.
На входе в некоторые театры необходимо пройти специальный контроль.
В зале и фойе театра запрещается курить.
Не разрешается вносить в зрительный зал верхнюю одежду.
Вход в зрительный зал (партер и бенуар) после третьего звонка воспрещается. На время спектакля должны быть отключены сотовые телефоны и пейджеры.
Права зрителя
Зрители имеют право перед началом спектакля получить дополнительную информацию, помимо обозначенной в билете, об авторе пьесы, постановщике, составе исполнителей, продолжительности действия.
О праве граждан до начала спектакля требовать возврата денег за предварительно приобретенные билеты следует сказать особо, поскольку на этот счет существуют разные мнения. Например, предлагается предоставить гражданину право сдать театральный билет и получить за него деньги без каких-либо имущественных потерь*(19). Полагаю, что решение данного вопроса напрямую зависит от повода, побудившего несостоявшегося зрителя вернуть билет в кассу. Можно выделить две группы таких причин:
- отмена театром спектакля, замена ранее объявленного спектакля другим, замена ранее объявленного исполнителя главной роли, отсутствие информации о возрастных ограничениях на посещение спектакля;
- отказ гражданина от просмотра спектакля по личным мотивам.
При наличии причин первой группы деловая практика подтверждает право гражданина возвратить билеты в кассу театра (иногда уточняется срок возврат, например, 10 дней с объявленной даты спектакля). На мой взгляд, отмену спектакля, равно как и замену исполнителя главной роли или замену одного спектакля другим следует трактовать как неисполнение "определенной деятельности" (п. 1 ст. 779 ГК РФ), согласованной в договоре. Непредставление информации о возрастных ограничениях на посещение спектакля является нарушением обязанности театра (ст. 12 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей"). Поэтому односторонний отказ театра от исполнения своих обязательств в этих случаях влечет возмещение зрителю убытков (п. 2 ст. 779 ГК РФ), выражающихся в том числе в стоимости билетов. Это правило закреплено также в п. 2 ст. 13 Модельного закона "О театре и театральной деятельности".
Ко второй группе относятся как уважительные, так и неуважительные причины отказа от посещения спектакля, связанные с самим зрителем (болезнь, плохое настроение, другие планы на вечер и пр.). В ранее действовавших Правилах о возврате театральных билетов*(20), утвержденных приказом Министерства культуры СССР от 12 июня 1989 г. N 1, было предусмотрено, что возврат билетов в подобных ситуациях возможен не позднее, чем за трое суток до даты спектакля с возвратом зрителю 50% номинальной стоимости билета.
Согласно современному законодательству, односторонний отказ зрителя от спектакля влечет обязанность оплатить театру фактически понесенные им расходы (п. 1 ст. 782 ГК РФ, ст. 32 Закона РФ "О защите прав потребителей"). Они рассчитываются согласно Сводной смете затрат на театральную постановку, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 23 ноября 1978 г. N 34, и включают неовеществленные (оплата автору, режиссеру, композитору, художнику и пр.) и овеществленные (оплата декораций, бутафории, костюмов, грима и пр.) платежи.
Таким образом, отказавшийся от просмотра представления зритель может претендовать на часть стоимости билета, если расходы театра (в расчете на одного зрителя) менее стоимости билета. Но если затраты театра превышают таковую, гражданин не только не вправе требовать выплаты стоимости билета, но и обязан оплатить театру фактически понесенные расходы за вычетом стоимости билета. Однако если зритель вообще не придет на спектакль и не заявит свои притязания, то театр не сможет реализовать свое право взыскать фактически понесенные расходы. Как видим, правило п. 1 ст. 782 ГК РФ о возмещении исполнителю-театру фактически понесенных расходов при отказе заказчика-зрителя от исполнения договора в некоторых случаях не может быть реализовано.
В практике работы театров возврат денег за билет при отказе зрителя от просмотра спектакля не производится.
Полагаю, что правило о возможности и последствиях одностороннего отказа заказчика от исполнения договора не должно иметь общего характера для всех договоров возмездного оказания услуг. В договорах оказания услуг в виде живого публичного исполнения отказ зрителя от просмотра спектакля не отменяет исполнение услуги, театр все равно осуществляет расходы в полном объеме независимо от количества присутствующих зрителей. Поэтому в законе должно быть предусмотрено, что отказ зрителя от просмотра спектакля не влечет возврата стоимости билета.
В случае отмены или замены театром спектакля, замены заранее объявленного исполнителя главной роли, непредставления информации о возрастных ограничениях на посещение спектакля закон должен обеспечить право зрителя возвратить билеты в кассу театра и потребовать возмещение их стоимости наряду с другими убытками.
Об ответственности театра
Нарушения театром обязательств перед зрителем проявляются в отсутствии информации о возрастных ограничениях на посещение спектакля, о составе исполнителей или несоблюдении объявленного времени проведения спектакля; в необоснованном прерывании спектакля; в необеспечении безопасности зрителей; в постановке спектакля, не соответствующего нормам закона и морали.
Зрителю может быть причинен как имущественный, так и неимущественный вред. Имущественный вред включает стоимость билетов, проезда до театра, судебных издержек в связи со спором. Есть все основания считать право на предоставление достижений культуры и пользование ими*(21) личным неимущественным правом, при реализации которого удовлетворяются эстетические, образовательные и другие духовные (нематериальные) потребности человека. Соответственно неимущественный вред выражается в переживании из-за неудовлетворения указанных потребностей вследствие отсутствия ранее оговоренного их источника или из-за публичного исполнения сценического произведения ненадлежащего качества.
В качестве наиболее характерных способов защиты интересов пострадавших выступают возмещение убытков, компенсация неимущественного вреда и запрет на осуществление культурной деятельности.
Поскольку театр - некоммерческая организация, ее ответственность наступает за виновное поведение. В случае гастролей театра или выступления на арендуемой сцене необходимо выяснить, чьи действия стали причиной нанесения ущерба - самого театра или организатора гастролей, арендодателя.
В отдельных случаях вред может быть причинен и зрителем. Так, в 2001 г. в Метрополитен-опера (США) госпожа Д. вышла в проход, чтобы дать возможность зрителю Т. проследовать к своему креслу. Т., страдающий болезнью Паркинсона, потеряв равновесие, толкнул Д., та упала, в результате чего получила повреждения здоровья (сломала запястье, нос и пр.). Д. настаивала на удовлетворении иска о возмещении вреда театром, поскольку билетер не проводил Т. до кресла. Суд отказал в иске, заявив, что "проводы престарелых посетителей до кресла выходят за рамки обязанностей билетера"*(22). Очевидно, в этой ситуации потерпевшая вправе требовать возмещения вреда от непосредственного причинителя - зрителя Т.
В 2004 г. в Лондоне в ходе спектакля обрушился потолок театра, 15 зрителей были госпитализированы*(23). В 2005 г. в Воронежском театре оперы и балета во время представления вместо бутафорского пистолета с шумовыми патронами был использован газовый пистолет, содержащий отравляющее вещество слезоточивого и удушающего действия. Спектакль прервали на 20 минут для проветривания помещения. Зрители и артисты почувствовали ухудшения состояния здоровья*(24). В таких неординарных ситуациях, которые могут быть вызваны непринятием своевременных мер к ремонту здания театра, отсутствием необходимого технического обслуживания сценического оборудования, в убытки причинителя вреда включаются затраты на лечение зрителей.
Требования о компенсации неимущественного вреда предъявляются в случае нарушения обязательств театра в предоставлении информации о возрастных ограничениях на посещение спектакля, из-за постановки спектакля, не соответствующего нормам закона и морали, и в других ситуациях.
Так, зритель обратился в суд с иском к Пермскому ТЮЗу и потребовал компенсации морального вреда в связи с использованием на сцене героями пьесы "Вальпургиева ночь" нецензурных выражений. Суд отказал в иске, поскольку, во-первых, постановщики сократили ненормативную лексику, оставив лишь ту, которая характеризовала персонажей, и, во-вторых, спектакль имел возрастной ценз "от 16 лет"*(25). Действительно, согласно Руководству по возрастной классификации аудиовизуальных произведений в фильме, разрешенном для показа зрителям, достигшим 16 лет, могут использоваться грубая речь персонажей и вульгарные выражения при условии, что они не являются чрезмерно оскорбительными. Хотя пьеса не относится к аудиовизуальным произведениям, но за основу такое объяснение можно принять.
Требования о запрете культурной деятельности становятся предметом рассмотрения прежде всего в случаях нарушения обязательств театра в виде постановки спектакля, не соответствующего нормам закона и морали, или непринятия мер к обеспечению безопасности зрителей.
Статья 31 Основ законодательства РФ о культуре говорит о вмешательстве в творческую деятельности и о запрете культурной деятельности. Вмешательство разрешается в порядке исключения органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления в соответствии с перечнем оснований (пропаганда войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии).
Запрет какой-либо культурной деятельности может быть осуществлен только судом и лишь в случае нарушения законодательства. Инициаторы запрета и виды нарушений не конкретизированы. Положение "о запрете культурной деятельности" следует толковать с учетом специфики конкретной деятельности. Это может быть как запрет на показ конкретного спектакля, подготовленного к премьере или уже демонстрирующегося зрителям, так и запрет деятельности театра путем его ликвидации как юридического лица. Ликвидация театра производится по решению суда при осуществлении деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов по инициативе уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления (п. 2 ст. 61 ГК РФ).
Следовательно, потерпевший зритель вправе требовать в судебном порядке запрета на показ конкретного спектакля. Он может реализовать это право и путем обращения с данной просьбой в общественные организации, органы государственной власти или органы местного самоуправления. Например, Ростовская региональная общественная организация цыган "Амала" потребовала исключить из репертуара местного театра оперу "Цыган", которая, по мнению заявителя, разжигает ненависть к цыганам*(26).
Следует заметить, что судебная практика в связи с ненадлежащим исполнением договора об оказании театральных услуг незначительна. Это можно объяснить рядом причин, в том числе и тем, что обязанности театра по отношению к зрителю не установлены в законе.
М.Н. Малеина,
доктор юрид. наук, профессор кафедры гражданского и семейного права
Московской государственной юридической академии
"Законодательство", N 8, август 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Малеин Н.С. Гражданский закон и права личности в СССР. М., 1981. С. 31, 185; Ойгензихт В.А. Нетипичные договорные отношения в гражданском праве. Душанбе, 1984. С. 25-30.
*(2) Щенникова Л.В. Культура и право. М., 1993. С. 95, 112.
*(3) См.: постановление Совета Министров СССР от 29 ноября 1968 г. N 941 "О распространении на государственные театрально-зрелищные предприятия действия Положения о социалистическом государственном производственном предприятии".
*(4) Российская газета. 1992. 17 ноября.
*(5) СЗ РФ. 1999. N 13. Ст. 1615.
*(6) См., напр.: Положение о театре в Алтайском крае (утверждено постановлением Администрации Алтайского края от 25 октября 1999 г. N 740), Положение о театре в Удмуртской Республике (утверждено постановлением Правительства Удмуртской Республики от 27 декабря 1999 г. N 1280).
*(7) Подобные предложения см., напр.: Шаблова Е.Г. Гражданско-правовое регулирование отношений возмездного оказания услуг: Автореф. дис.... докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2002. С. 10, 29.
*(8) СЗ РФ. 2000. N 1. Ст. 90.
*(9) Информационный бюллетень Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ. 1992. N 28.
*(10) СПС "Гарант".
* (11) Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства (утвержден приказом Минобразования РФ 11 февраля 2003 г.). П. 1.4.1. Специальность 050100 "Актерское искусство".
*(12) Отчет о результатах проверки использования средств краевого бюджета, выделенных Красноярскому драматическому театру им. А.С.Пушкина // http://www.chamber.krsn.ru/spnsweb.nsf/web/
*(13) Российская газета. 2003. 15-18, 23-25, 30 июля; 5, 7 августа.
*(14) СЗ РФ. 2004. N 49. Ст. 4914.
*(15) Позволю себе привести любопытный факт: самым длинным музыкальным спектаклем признана опера Р. Уитсона "Жизнь и эпоха Иосифа Сталина" в семи актах, которая шла 13 час. 25 мин. в Бруклинской Академии музыки Нью-Йорка 14 и 15 декабря 1973 г. (Книга рекордов Гиннеса - 1999. М., 1999. С. 198).
*(16) 5 минут // Московский комсомолец. 1990. 29 июня.
*(17) Приказом Министерства культуры и массовых коммуникация от 26 апреля 2004 г. N 3 утвержден Паспорт технической оснащенности театра федерального ведения. В этом документе среди прочих содержатся такие показатели, как процент износа основных средств, техническое состояние инженерных коммуникаций, объем площадей, требующих капитального ремонта, тип системы пожаротушения, молниезащита и заземление.
*(18) Сикхи штурмовали театр в Бирмингеме // http://www.podrobnosti.com.ua/chronicle/ru/234949
*(19) Щенникова Л.В. Гражданско-правовое регулирование театрального дела. Правоведение. 1991. N 6. С. 87.
*(20) Министерство культуры СССР. Основные служебные документы за II квартал 1989 г. М., 1989. С. 39-40.
*(21) Это право в ч. 2 ст. 44 Конституции РФ именуется правом на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, в ч. 1 ст. 12 Основ законодательства о культуре - правом на приобщение к культурным ценностям.
*(22) Призрак оперы // http://www.veselago.org/I.php?I=news/24_11_2005.html
*(23) В лондонском Theatre Royal на зрителей обрушился потолок // http://www.lenta.co.il/
*(24) Карташова Л., Новикова М. Искусство удушающего действия // Российская газета. 2005. 8 июня.
*(25) Дворянова О. Без эвфемизмов // Культура. 2005. 21 марта.
*(26) Цыганское общество Ростова-на-Дону против "антицыганской оперы" // http://www.xeno.sova-center.ru/45A2A1E/5A7E38E?pub_copy=on
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Гражданско-правовой договор гражданина с учреждением культуры, а также его виды - договор об обслуживании в музее и договор о театральном обслуживании - давно известны теории и практике. Однако последовательной характеристики этого соглашения до сих пор никем не дано, и проблемы, связанные с его исполнением, не были предметом анализа. В статье рассматриваются правила игры "театр - зритель" и предлагаются результаты поиска оптимального сочетания интересов игроков.
Договор об оказании театральных услуг
Автор
М.Н. Малеина - доктор юрид. наук, профессор кафедры гражданского и семейного права Московской государственной юридической академии
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2006, N 8