Право на землю
Отражать или не отражать землю в бюджетном учете? Ответ на этот вопрос зависит от того, имеете ли вы право распоряжаться участком. По нашей просьбе юрист А.В. Карташов рассмотрел наиболее распространенные вопросы учета земельных участков.
Действующим российским законодательством определено, что земля может принадлежать юридическим лицам как на праве собственности, так и на основе других вещных прав. Примеры вещных прав на землю можно найти в пункте 1 статьи 216 Гражданского кодекса, в частности: право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком; право хозяйственного ведения имуществом; право оперативного управления имуществом.
Более детально положения о правах на землю рассмотрены в других статьях главы 17 Гражданского кодекса.
Земля (земельные участки) в соответствии со статьями 214, 215 Гражданского кодекса могут находиться либо в государственной собственности, либо в собственности муниципальной. При этом права собственника федерального имущества и имущества субъектов Российской Федерации от его имени могут осуществлять муниципальные образования.
Постоянное пользование
Согласно пункту 1 статьи 20 Земельного кодекса земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, в частности:
государственным учреждениям;
муниципальным учреждениям;
органам государственной власти;
органам местного самоуправления;
федеральным казенным предприятиям.
На основании статьи 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" земельные участки относят к объектам недвижимого имущества. Права на них надо зарегистрировать, а сами участки поставить на кадастровый учет. При этом постоянное (бессрочное) пользование не дает учреждениям и органам власти права распоряжаться указанными земельными участками (п. 4 ст. 20 ЗК РФ). Например, имея земельный участок на праве постоянного бессрочного пользования, учреждение не может его не только продать или разделить, но и сдать в аренду.
Внимание! При постоянном (бессрочном) пользовании землю на баланс ставить не нужно.
Ведаем, управляем, но не отчуждаем
Право хозяйственного ведения или оперативного управления возникает в отношении того имущества, которое было передано собственником (ст. 299 ГК РФ). Соответственно право хозяйственного ведения или оперативного управления земельным участком возникает только в случае, если и учреждение, и земля имеют одного собственника - государство или муниципальный орган власти.
Имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности, закрепляется за государственными (муниципальными) учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления в соответствии с положениями статей 214, 215 Гражданского кодекса. Права хозяйственного ведения и оперативного управления земельными участками должны быть зарегистрированы в Едином государственном реестре прав в качестве недвижимости (ст. 131 ГК РФ).
Внимание! Учреждения, получившие землю в хозяйственное ведение или оперативное управление, не имеют права распоряжаться ей по своему усмотрению.
Термин "вовлечение земли в хозяйственный оборот" подразумевает, в свете высказываний главы Минэкономразвития Г.А. Грефа и вице-премьера России А.Д. Жукова, прежде всего возможность приватизации земельных участков. Понятно, что учреждения, обладающие участками на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, решать вопросы о его выкупе не правомочны.
Сегодня унитарные (муниципальные) предприятия ведут учет в соответствии с бухгалтерскими стандартами для коммерческих организаций. В частности, учитывают основные средства, переданные им в оперативное
По мнению ведущих российских юристов, право хозяйственного ведения и оперативного управления применять во взаимоотношениях распорядителя бюджетных средств и получателя настолько сложно, что лучше от этого отказаться.
Муниципальная собственность
В соответствии со статьей 19 Земельного кодекса в муниципальной собственности находятся участки, приобретенные по основаниям, установленным гражданским законодательством, а также определенные:
федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;
при разграничении государственной собственности на землю.
Разграничение собственности
30 июня 2006 г. было принято постановление Правительства РФ N 404 "Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю". Этим документом отменен целый ряд постановлений, в том числе и постановление Правительства РФ от 7 августа 2002 г. N 576, которым надо было руководствоваться при распоряжении земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю.
Непроизведенные активы все так же остаются скорее экзотикой, чем обычным явлением в бюджетном учете. Тем не менее бухгалтерам приходится соприкасаться с этой темой. Письмо Минфина России от 26 мая 2006 г. N 02-14-10а/140б порадовало многих бухгалтеров, ломавших голову над учетом земельных участков.
Подробнее.
На баланс учреждения
Если учредительными документами учреждению предоставлено право заниматься приносящей доходы деятельностью, то имущество учреждения можно разделить на две различные категории:
закрепленное собственником за учреждением, а также приобретенное за счет средств собственника, выделенных учреждению по смете;
приобретенное за счет "коммерческих" средств.
Земля будет числиться на балансе учреждения только в том случае, если она приобретена за счет средств от приносящей доход деятельности.
Кроме того, в собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований.
Вопрос о праве распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и, следовательно, об их стоимости, возникает при отсутствии государственной регистрации этих участков. В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, госсобственность на которые не разграничена, может осуществляться без государственной регистрации права на них.
Учету не подлежат
Значительная часть земельных участков, относящихся к различным категориям земель, изъята из оборота или ограничена в обороте. В этом случае земля не подлежит отражению в учете. Перечень таких земель приведен в статье 27 Земельного кодекса. В частности, это земельные участки:
в пределах особо охраняемых природных территорий, не изъятые, но ограниченные в обороте;
в пределах лесного фонда (за исключением случаев, установленных в федеральных законах);
в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
предоставленные транспортным организациям, на которых расположены в том числе морские и речные порты, вокзалы, аэродромы и аэропорты, терминалы и терминальные комплексы в зонах международных транспортных коридоров, навигационные сооружения, которые обеспечивают воздушное движение и судоходство;
предоставленные для нужд связи;
занятые объектами космической инфраструктуры;
расположенные под объектами гидротехнических сооружений;
для производства ядовитых веществ, наркотических средств;
загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшие ся биогенному загрязнению, а также иные земли, подвергшиеся деградации.
Ограничение или изъятие из оборота может быть установлено не только Земельным кодексом, но и иными федеральными законами, устанавливающими условия, при которых земельные участки:
не могут переходить в собственность определенных субъектов (граждан, иностранных граждан, иных лиц - участников оборота;
не могут быть объектом сделок.
При этом земельные участки, изъятые из оборота, должны быть прямо указаны в законе, а земельные участки, ограниченные в обороте (ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом.
А.В. Карташов,
юрист
"Бюджетный учет", N 9, сентябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100