Профилактическая функция квалификационных
коллегий судей: значение и формы реализации
Статус судей определяет высокие требования, как к личности самого судьи, так и к его профессиональной деятельности и поведению в обществе. По Конституции, права и свободы человека и гражданина защищаются правосудием и, следовательно, профессиональными действиями каждого судьи, его правоприменительной практикой, которая сама должна точно соответствовать законам.
Судья - носитель судебной власти. В грамотном, справедливом осуществлении этой власти и заключается его прямой и главнейший интерес. Именно для выражения интересов судей созданы органы судейского сообщества, в том числе квалификационные коллегии судей. Одна из главных задач квалификационных коллегий - способствовать судьям служить закону должным образом и тем самым обеспечивать соблюдение предусмотренных законом прав и свобод.
В этом ракурсе задача защиты прав и законных интересов судей, определенная Федеральным законом "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", может быть истолкована и как задача профилактического воздействия на конкретных судей и судейское сообщество в целом.
В самом Законе профилактика не сформулирована ни как отдельная задача, ни как форма деятельности квалификационных коллегий судей.
В данном случае уместно понимать задачу профилактического воздействия как функцию, реализация которой обеспечивает профилактический эффект деятельности квалификационных коллегий судей.
Чем обоснованы необходимость и актуальность такого толкования? Прежде всего общими характеристиками работы судебной системы, дисциплинарными проступками судей и даже преступлениями, которые, к большому сожалению, ими совершаются. За нарушения законов судьи могут и должны нести ответственность, в том числе уголовную. Бесспорно, уголовные наказания судей дают профилактический эффект, предостерегая других от совершения подобного. Природе любой ответственности присуща функция превенции - предупреждения, предостережения. В теории уголовного права существует развитая точка зрения, что превентивная функция обладает общепревентивным и частнопревентивным выражениями или формами влияния.
Подчеркнем, что общепревентивное влияние содержится в правовой норме в целом и осуществляется различными способами, рассчитанными на восприятие как широкими массами граждан, так и индивидом. Например, формулирование обязанностей воздержаться от запрещенного поведения, изложение предписаний по совершению каких-либо законных действий, перечень возможных видов и форм наказания. Поэтому общепревентивное влияние состоит в суммарном воздействии предписания, запрета и наказания. Его эффективность зависит от внутренних психологических установок личности. Кому-то достаточно уяснить общий смысл закона, а на кого-то может воздействовать только понимание неотвратимости наказания. Очевидно, что общепревентивное влияние ответственности - это средство формирования осознанно-правомерного поведения всех граждан, а его результатом становится само такое поведение.
Частнопревентивное влияние применяется только к субъекту, нарушившему правовые нормы. Его начальный этап выражается в осуждении субъекта, совершившего преступление, и, следовательно, содержит отрицательную оценку как преступника, так и самого деяния.
Следующий этап - исполнение наказания. Он также содержит меры, вызывающие эффект предупредительного воздействия, как-то: лишение свободы, строгая изоляция, ухудшение положения осужденного и, напротив, перевод на более мягкие условия отбывания наказания, условно-досрочное освобождение и т.п. Таким образом, комплекс мер применяемых к конкретному лицу, побуждает его к правомерному поведению.
Дополнительные наказания также применяются с целью усиления превентивного эффекта основного наказания (лишение почетного звания, государственных наград, права занимать определенные должности).
Этот краткий экскурс в теоретические аспекты темы ответственности необходим для дальнейшего анализа профилактической (превентивной) функции деятельности квалификационных коллегий судей.
Предметный анализ опыта работы Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ позволяет сделать вывод о том, что превентивная функция стала органичной составляющей их деятельности. Это обусловлено содержанием и характером большей части полномочий квалификационных коллегий судей, определенных Законом об органах судейского сообщества в Российской Федерации: рассмотрение заявлений кандидатов на вакантные должности судей и руководителей судов; приостановление, возобновление либо прекращение полномочий, а также прекращение отставки; осуществление квалификационной аттестации и присвоение квалификационных классов; наложение дисциплинарных взысканий за дисциплинарный проступок.
Проанализируем, как и в чем реализуется превентивная функция квалификационными коллегиями судей.
Так, рассмотрение заявлений кандидатов на вакантные должности считается главнейшей задачей квалификационных коллегий. Достаточно сказать, что только в 2005 г. коллегии в субъектах РФ рассмотрели 8042 заявления, а Высшая квалификационная коллегия - 631.
Существует процедура по отбору кандидатов с определенными требованиями к ним. Претендентам они, как правило, известны, равно как и то, что сообщенные ими данные о себе будут тщательно проверены, а само получение рекомендации квалификационной коллегии судей сопряжено с участием в конкурсе. Таким образом, желающий стать судьей может заранее проверить себя на соответствие законным требованиям, оценить себя в профессиональном плане, примерить себя к тем требованиям, которым должен соответствовать судья или руководитель суда. Уже на этом этапе кандидат усваивает те общие предписания и запреты, которые будут формировать варианты его поведения и действий в профессиональной среде. Очевидно, что всякий разумный и юридически образованный человек будет стремиться к тому, чтобы доказать членам квалификационной коллегии свое соответствие требованиям закона, понимание предписаний и согласие с запретами, то есть готовность стать членом профессионального судейского сообщества. В прошлом году рекомендации ККС получили 5672 кандидата, а рекомендации ВККС - 398. Сравнение этих чисел с количеством заявлений говорит не только о высокой планке требований, но и о том, что претенденты, вероятно, не слишком предметно и самокритично себя оценивают. А еще о том, что целесообразно подумать над конкретными мерами по разъяснению требований, которым должен отвечать человек в судейской мантии, чтобы объективное влияние самой процедуры отбора усиливалось этими конкретными мерами.
Вопросы приостановления, возобновления либо прекращения судейских полномочий, а также прекращения отставки занимают отдельное место в деятельности квалификационных коллегий судей. Предупредительная, профилактическая составляющая решений по ним содержится и проявляется по негативным основаниям: дисциплинарный проступок, нарушение норм судейской этики, недостатки в профессиональной деятельности. Как правило, информация о подобных решениях квалификационной коллегии судей становится известна не только в тех коллективах, которых она касается, что естественным образом усиливает свое профилактическое влияние.
Присвоение квалификационных классов зависит, в частности, от трех условий: занимаемая должность, стаж и опыт работы, результаты профессиональной деятельности. Если два первых, так сказать, строго формальны, то качество правосудия, осуществляемого конкретным судьей, оценить сложнее. Но именно этот параметр приобретает все большие вес и значение. В данном случае приоритет судейскому мастерству, который при решении вопросов о присвоении квалификационных классов стали все чаще отдавать наши коллегии, формирует в превентивном плане психологическую установку судей на недостаточность одних лишь формальных условий для повышения квалификационного класса. Это очевидно стимулирует их более оперативно и качественно рассматривать дела, исключать случаи поверхностности, субъективизма, волокиты. Подтверждение этому мы находим в практике. Так, в прошлом году ККС присвоили квалификационные классы 6201 судье и руководителю суда, и только 94 судьи были оставлены в прежнем классе именно из-за ненадлежащего качества отправления правосудия, в частности соблюдения процессуальных сроков.
Наиболее полно превентивная функция реализуется, естественно, в дисциплинарном производстве, при наложении на руководителей судов и судей дисциплинарных взысканий. Эта возможность возникает уже в ходе подготовки к рассмотрению судей представления руководителя суда или совета судей о привлечении судьи к ответственности на заседании квалификационной коллегии.
Профилактический эффект усиливается информированием судейского сообщества о существе дела и принятом решении и приобретает, можно сказать, максимальное значение. Каждый невольно психологически идентифицирует себя с провинившимся и примеряет ситуацию к себе.
Задача любой квалификационной коллегии судей - быть предельно доказательной и справедливой, чтобы ее решения воспринимались как убедительный урок. Такой урок, в частности, можно извлечь из решений ККС, которыми в 2005 г. были досрочно прекращены полномочия 88 судей и руководителей судов, а еще на 322 из них наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения.
Поскольку профилактическая функция деятельности ККС формирует у кандидатов в судьи и самих судей ясное представление о нормах и правилах, о реальной ответственности, ориентирует их и тем самым способствует укреплению кадрового состава судей, их независимости, постольку необходимо усиливать эту функцию.
Какими же средствами возможно решать эту задачу?
Остановимся на двух важнейших. Прежде всего следует совершенствовать законодательство, особенно - регламентирующее сложные вопросы дисциплинарного производства и в целом привлечения судей к ответственности. Один пример. Показательно, что не всякое представление председателя суда или совета судей автоматически удовлетворяется. В 2005 г. квалификационные коллегии судей отказали в привлечении к дисциплинарной ответственности 94 судей. Причины разные: отсутствие или недостаточность представленных доказательств, попытка сведения счетов, ложно понятое членами квалификационной коллегии чувство товарищества. Такое количество отказов побуждает к анализу ситуации, но только конкретно и на серьезном основании. В проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" внесен пункт о том, что "Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации рассматривает представления Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о пересмотре решения квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации, отказавшей в привлечении судьи к дисциплинарной ответственности, а также рассматривает представление Генерального прокурора Российской Федерации о пересмотре решения квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации, отказавшей в даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи или привлечение судьи в качестве обвиняемого, на избрание в отношении судьи меры пресечения в виде заключения под стражу".
Целесообразность этого дополнения видится в том, что оно поможет устранить субъективизм, установить единообразие, позитивную стандартизацию при рассмотрении сложных вопросов привлечения судей к ответственности.
Не менее важны для обеспечения профилактического влияния информационные средства. Решения квалификационных коллегий судей имеют существенный эффект, только когда они доступны всем членам судейского сообщества, интересны им и грамотны. Бесспорно, что каждая квалификационная коллегия судей должна быть заинтересована в том, чтобы ее собственные решения, а также решения судебных органов, принятые по заявлениям лиц, оспаривающих эти решения, становились информационным достоянием коллег.
К слову, Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации в конце прошлого года открыла свой интернет-сайт (www.vkks.ru). Его идеология, предназначение и функциональные возможности позволяют превратить сайт в полноценный интернет-портал всех квалификационных коллегий судей страны. На нем можно размещать полезную, актуальную, а главное, достоверную информацию о деятельности ККС. В этом году будет начат и регулярный выпуск "Вестника Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации" в качестве официального издания ВККС.
Создать и сопровождать свои интернет-сайты, иметь разделы и рубрики в печатных изданиях судебной системы в состоянии каждая квалификационная коллегия судей, если она всерьез озабочена эффективностью своей деятельности.
Известные судейскому сообществу нормы, предписания и запреты содержатся в целом ряде нормативных актов: в Законе Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральном законе "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", Кодексе судейской этики, Положении о квалификационной аттестации судей, в Положении о квалификационных коллегиях судей. Они несут в себе ту информацию, которая и оказывает общепревентивное влияние на все судейское сообщество.
Квалификационные коллегии, руководствуясь этими нормами, предписаниями и запретами, применяя их на практике, воплощают в практические формы как общее, так и частное воздействие профилактической (превентивной) функции своей деятельности.
Статья 305 УК РФ, посвященная преступлениям против правосудия, однозначно подтверждает, что само правосудие - это объект правовой охраны, в том числе уголовной. Анализ практики квалификационных коллегий судей свидетельствует, что дисциплинарные дела в отношении судей, как правило, предшествуют возбуждению уголовных дел в отношении них же. Следовательно, дисциплинарное производство в квалификационных коллегиях судей выступает средством правовой охраны правосудия. И профилактическая (превентивная) функция деятельности ККС не менее важна, чем превентивная функция уголовной ответственности.
В.В. Кузнецов,
председатель Высшей квалификационной
коллегии судей Российской Федерации
"Законы России: опыт, анализ, практика", N 7, июль 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Профилактическая функция квалификационных коллегий судей: значение и формы реализации
Автор
В.В. Кузнецов - председатель Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации
"Законы России: опыт, анализ, практика", 2006, N 7