Когда списывать долги исключенной фирмы
Если вашего контрагента исключили из госреестра в упрощенном порядке (ст. 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ), вам нужно решить, что делать с его "зависшей" задолженностью. Списать сразу или ждать, пока истечет срок исковой давности? Минфин считает, что нужно ждать. Однако с его позицией можно поспорить.
Минфин не терпит суеты
Специалисты Минфина в своем письме от 27 июля 2005 г. N 03-01-10/6-347 высказались однозначно. Долги фирмы, которую исключили из реестра, небезнадежны. И списывать их во внереализационные расходы как убытки, на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса, нельзя.
Обосновывая свою позицию, финансисты ссылаются на статью 266 Налогового кодекса. В ней дано определение долгам, безнадежным к взысканию. К ним, в частности, относится задолженность, по которой "в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено... на основании ликвидации организации" (п. 2 ст. 266 НК). Но, по мнению финансистов, если недействующую фирму исключили из ЕГРЮЛ, это еще не означает, что ее ликвидировали. Поэтому оснований относить ее долги к безнадежным у кредиторов нет.
На первый взгляд непонятно, в чем минфиновцы видят принципиальное отличие новомодной процедуры исключения недействующей фирмы из ЕГРЮЛ от "старой доброй" ликвидации. Ведь и в том, и в другом случае финал один: фирма перестает существовать. Однако финансисты считают, что разница есть. И вот в чем она заключается.
Чтобы исключить недействующую организацию из госреестра, не нужно, в отличие от ликвидации, обращаться в суд. Процедуру исключения налоговики проводят самостоятельно и на основании собственного решения. При этом также самостоятельно они могут фирму и "реанимировать". Причем инициаторам "реанимации" выступают как раз кредиторы исключенной организации. Закон N 129-ФЗ предоставляет им право обратиться в налоговую инспекцию с заявлением. В таком заявлении должны быть перечислены требования к должнику и доказательства их обоснованности. Сделать это можно в течение трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении недействующего должника. Если кредитор заявляет о задолженности, то налоговики процедуру исключения должника приостанавливают. После чего фирму ликвидируют в установленном гражданским законодательством порядке (п. 4 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ). То есть в порядке банкротства отсутствующего должника (глава XI Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ).
Если же кредитор трехмесячный срок пропустил и исключение уже состоялось, то "воскресить" должника опять-таки в его власти. Для этого кредитор должен обжаловать исключение через суд в течение года (п. 8 ст. 22 Закона N 129-ФЗ).
Как следует из письма N 03-01-10/6-347, возможность кредитора "оживлять" своих должников и лишает его права признавать задолженность "исключенцев" безнадежной. По мнению финансистов, раз законом предусмотрена специальная процедура для взыскания подобных сумм, значит, надежда на возврат долгов есть. Ведь у кредитора есть возможность "реанимировать" должника и взыскать с него причитающиеся суммы в общем порядке через процедуру ликвидации.
Обоснуем блиц-списание
Тем не менее, позиция Минфина не бесспорна. Так как, по мнению финансистов, для признания долгов безнадежными должник должен быть именно ликвидирован (п. 2 ст. 266 НК), разберемся, что подразумевает под собой понятие "ликвидация". Для этого обратимся к нормам Гражданского кодекса.
Согласно пункту 8 статьи 63 Гражданского кодекса ликвидация юридического лица считается завершенной именно после внесения записи об этом в Единый госреестр юрлиц. С этого же момента юридическое лицо считается прекратившим существование. Таким образом, логично предположить, что внесение записи в ЕГРЮЛ, по сути, и есть ликвидация организации.
При упрощенном порядке исключения должника также вносится запись в госреестр. То есть фирма приходит к тому же печальному финалу, что и в случае процедуры ликвидации - прекращает существовать. А значит, может считаться ликвидированной. И на долги такой организации должны полностью распространяться правила статьи 266 Налогового кодекса. То есть ее задолженность можно признавать безнадежной к взысканию и списывать во внереализационные расходы.
Что касается предложения Минфина вместо списания долга "реанимировать" фирму и предъявлять к ней претензии, то в нем мало смысла. Дело в том, что в этом случае начинает работать процедура банкротства отсутствующего должника. Но финансировать такую процедуру некому. Ведь, как правило, у недействующих фирм нет никакого имущества. А из пункта 2 статьи 227 Федерального закона от 26 октября 2002 года "О несостоятельности (банкротстве)" следует, что при отсутствии финансирования процедур банкротства отсутствующего должника суд заявление о признании такого должника банкротом рассматривать не будет. В результате по логике Минфина получается, что единственный для кредитора способ списать такую задолженность - это профинансировать процедуру банкротства. Но в этом случае трудно будет говорить об экономической обоснованности такого расхода.
"Нужно учитывать, что возможность кредиторов обжаловать факт исключения недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц является их правом, а не обязанностью, - говорит старший аудитор АКГ "Развитие бизнес-систем" Павел Калихин. - Но если кредитор этим правом не пользуется, то какие могут быть у него основания не признавать долг недействующего юридического лица нереальным к взысканию? Ведь должник не только не выполняет перед ним обязательства по хозяйственным договорам. Он пошел гораздо дальше и даже допустил процедуру упрощенной ликвидации в отношении самого себя. Иными словами, о каком исполнении требований кредиторов может идти речь, если организация-должник сама себя "угробила"?"
Кроме того, хотя законодатель и не предусмотрел изменения Гражданского кодекса в части положений о прекращении обязательств (статья 419 ГК), очевидно, что обязательство прекращается не только ликвидацией юрлица, но и его исключением из госреестра. Ведь согласно изменениям, внесенным в статью 49 Гражданского кодекса, правоспособность юридического лица, которая подразумевает под собой возможность иметь обязательства, прекращается в момент внесения записи о его исключении из реестра.
Н. Калохина
"Расчет", N 10, октябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru