О правовой природе отношений в сфере организации доступа
в сеть Интернет
В последнее десятилетие высокую динамику развития демонстрируют такие сферы экономики Российской Федерации как информатизация и связь. По данным Министерства информационных технологий и связи РФ, к концу 2005 г. в стране насчитывалось 22 млн пользователей сети Интернет, а число абонентов подвижной радиотелефонной связи увеличилось только с начала 2005 г. в 1,7 раза. Позитивные тенденции наблюдаются и по большинству других финансово-экономических показателей*(1).
В практической плоскости эта статистика означает наступление значительных перемен в жизни общества, произошедших буквально на наших глазах. Ныне весьма затруднительно обнаружить среди современников, вовлеченных в деловые отношения, обучение, научную, культурную или политическую жизнь людей, не имеющих представления о сети Интернет, ее возможностях и преимуществах.
Вместе с тем, зримо ощущается недостаток внимания, уделяемого правовому анализу обязательственных отношений, возникающих в сфере обеспечения доступа к сети Интернет. Представляется актуальным обратиться в настоящей статье к рассмотрению правовой природы данных отношений.
Вплоть до принятия действующего Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи"*(2), а также ряда подзаконных актов, о которых речь пойдет ниже, нормативное регулирование в области доступа к сети Интернет, находилось в зачаточном состоянии. В своей деятельности операторы связи опирались, прежде всего, на положения утратившего в настоящее время силу Федерального закона от 16 февраля 1995 г. N 15-ФЗ "О связи"*(3), а также Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей"*(4). Данные акты содержат некоторые нормы, применимые в отношении оказания услуг связи, однако, предмет договора на оказание услуг связи, условия, свойственные отношениям, складывающимся в данной области, остаются за рамками внимания этих актов.
Организация доступа в сеть Интернет в рассматриваемый период осуществлялось операторами связи на основании лицензий на деятельность по предоставлению услуг телематических служб, выдаваемых Министерством РФ по связи и информатизации.
Возникает обоснованный вопрос: что именно вкладывается в понятие "услуги телематических служб"? В пункте 1.1.1 приказа Министерства РФ по связи и информатизации от 23 июля 2001 г. N 175 "Об утверждении руководящего документа отрасли "Телематические службы"*(5) термин "телематические службы" определяется как службы электросвязи, за исключением телефонной, телеграфной служб и службы передачи данных, предназначенные для передачи информации через сети электросвязи. Из содержания данного определения можно сделать несколько выводов. Во-первых, телематическихе службы, наряду с телефонной связью, телеграфной связью и передачей данных, подразумеваются как разновидность услуг связи, при этом именно услуг электросвязи. Во-вторых, с помощью телематических служб опосредуется передача информации. В-третьих, телематические службы по "остаточному принципу" включают в себя любую электросвязь за тремя перечисленными исключениями.
В числе примеров телематических служб в приказе упоминаются служба доступа к информационным ресурсам, размещенным на Web-серверах в сети Интернет. Исходя из смысла п. 5.4.2.1 приказа, служба доступа к информационным ресурсам, обеспечиваемыми техническими средствами операторов связи, включает в себя:
размещение информационного ресурса на сервере, включая процедуры записи информации владельцем информационного ресурса на сервер, а также ее корректировки и уничтожения;
формирование ответа на запрос пользователя услугами связи и передача его в адреса, прямо или косвенно указанные пользователем.
Таким образом, в соответствии с позицией Министерства РФ по связи и информатизации, изложенной в названном выше Приказе и выразившейся в выдаче лицензий на деятельность по предоставлению услуг телематических служб, обеспечение доступа в сеть Интернет, создание возможности удаленного обращения пользователей услугами связи к сайту(ам), размещенному(ым) на серверах в сети Интернет, оформляется в виде обязательства об оказании услуг телематических служб.
Несмотря на высокую значимость данного Приказа в вопросе понимания отношений, опосредующих доступ в сеть Интернет, его положения не могли быть использованы в правоприменительной практике. В соответствии с п. 9 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти"*(6), нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в "Российской газете", а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература". Официальным также является указанный Бюллетень, распространяемый в машинописном виде научно-техническим центром правовой информации "Система". Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, так как признаются не вступившими в силу. Данные акты не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.
Заметные перемены произошли с принятием постановления Правительства РФ от 18 февраля 2005 г. N 87*(7), которым были утверждены Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, а также Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи.
В первом из названных перечней, наряду с наименованиями иных услуг связи, были выделены телематические услуги. Кроме признания полноправного значения услуг связи данного вида, осуществленного на уровне опубликованного нормативного акта Правительства РФ, положительное значение принятого документа выражалось в избавлении от неудачной как с юридической, так и языковедческой точек зрения формулировки "услуги телематических служб".
В соответствии с п. 4 разд. XVI Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи лицензиат наряду передачей факсимильных сообщений, сообщений электронной почтой, обязан обеспечивать предоставление абоненту и (или) пользователю доступ к информации мировых и региональных информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет.
Альтернативы не остается - отношения по предоставлению абоненту и (или) пользователю доступа к информации мировых и региональных информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет подчинены правилам договора об оказании телематических услуг связи, и согласно п. 2 ст. 779 Гражданского кодекса РФ, регулируются нормами гл. 39 ГК РФ о возмездном оказании услуг.
Вместе с тем, в литературе можно встретить иное понимание обязательств, опосредующих предоставление доступа в сеть Интернет, а также размещение информационного ресурса (сайта) в сети Интернет.
И.М. Рассолов считает, что между оператором связи, именуемым автором "провайдером", и "пользователем Сети" заключается договор "Об оказании услуг по доступу в Сеть"*(8). При этом информационное наполнение сети Интернет, по мнению исследователя, осуществляется посредством заключения договора хостинга, схожего с договором аренды: провайдер за определенную плату предоставляет лицу свободное дисковое пространство на своем сервере, а указанное лицо размещает на нем сайт*(9).
С.В. Петровский различает в данной области несколько самостоятельных гражданско-правовых договоров оказания так называемых "Интернет-услуг". В частности, по договору подключения к сети Интернет, оператор связи обязуется оказать услуги по подключению оборудования, принадлежащего потребителю на праве собственности или ином праве, к сети Интернет, а потребитель услуги обязуется оплатить предоставленные услуги и использовать их в соответствии с договором, законом и иными правовыми актами"*(10). Наконец, по договору на размещение информационного ресурса (сайта) в сети Интернет (договору Интернет услуг хостинга), оператор связи обязуется предоставить доступ пользователям сети Интернет к информационному ресурсу потребителя услуги путем размещения данного ресурса на оборудовании, постоянно подключенном к сети Интернет, для предоставления доступа к нему потребителя услуги и третьих лиц посредством сети Интернет, а потребитель услуги обязуется оплатить предоставленные услуги и использовать их в соответствии с договором, законом и иными правовыми актами*(11).
В отношении работы С.В. Петровского возникает предположение, что самостоятельный статус обязательствам по оказанию "Интернет-услуг" был придан автором по причине отсутствия в период проведения исследования действующих в настоящее время нормативных актов, однозначно определяющих рассматриваемые отношения как услуги связи. Схожие выводы могут быть сделаны и в отношении научной позиции И.М. Рассолова. С принятием Федерального закона "О связи" и, в особенности, постановления Правительства от 18 февраля 2005 г. N 87, факсимильная связь, электронная почта и доступ к информации мировых и региональных информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет отнесены к телематическим услугам связи и какие-либо иные предположения в данном вопросе прямо противоречат постановлению Правительства РФ, изданному в развитие норм Федерального закона "О связи".
По этому основанию представляется поспешным последующее использование процитированных выводов С.В. Петровского и тем более осуществление попыток их дальнейшего развития уже в период действия нового Федерального закона "О связи" и указанного выше постановления Правительства от 18 февраля 2005 г. N 87*(12).
Рассмотрение правовой природы отношений в сфере организации доступа в сеть Интернет не может ограничиваться рассмотренными вопросами. В пункте 1 ст. 57 Федерального закона "О связи" можно обнаружить положение о том, что оказание услуг по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет является оказанием так называемых "универсальных услуг связи". Вместе с тем, учитывая некоторую правовую обособленность данного правового института внутри законодательства о возмездном оказании услуг связи, а также ввиду несовпадения наименований услуг, отнесенных законодателем к данной категории, с рассмотренным выше Перечнем наименований услуг связи, утвержденным постановлением Правительства РФ, а также их расхождения с предметом обязательства по оказанию телематических услуг связи, представляется, что данный вопрос заслуживает проведения отдельного исследования.
А. Мишушин,
руководитель юридической службы ЗАО "Вэб Плас", соискатель
кафедры коммерческого права юридического факультета
Санкт-Петербургского Государственного Университета
"Право и экономика", N 9, сентябрь 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Цит. по: Связь и ИТ-2005 в цифрах // ИнформКурьер-Связь. 2006. N 2. С. 12.
*(2) СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2895.
*(3) СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 600.
*(4) Российская газета от 7 апреля 1992 г.
*(5) Документ не был официально опубликован и доступен для ознакомления при обращении к сайту Министерства информационных технологий и связи РФ, размещенному в сети Интернет по адресу: http://www.minsvyaz.ru/_new-portal/site.shtml?id=1798
*(6) СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2663.
*(7) СЗ РФ. 2005. N 9. Ст. 719.
*(8) Рассолов И.М. Интернет-право: Учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 "Юриспруденция". М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. С. 129.
*(9) Там же.
*(10) Петровский С.В. Интернет-услуги в правовом поле России. М.: Агентство "Издательский сервис", 2003. С. 39.
*(11) Там же. С. 44.
*(12) Нагаева А. Актуальные вопросы гражданско-правовой ответственности в условиях электронного взаимодействия участников договорных отношений // Хозяйство и право. 2006. N 1. С. 114.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О правовой природе отношений в сфере организации доступа в сеть Интернет
Автор
А. Мишушин - руководитель юридической службы ЗАО "Вэб Плас", соискатель кафедры коммерческого права юридического факультета Санкт-Петербургского Государственного Университета
"Право и экономика", 2006, N 9