"И если он прикупит две-три банковских акции..."
(особые обязанности некоторых акционеров и банков)
В настоящем обзоре делается попытка проанализировать некоторые нормы современного российского банковского законодательства, касающиеся зависимости прав и обязанностей акционеров банков, а также - и самих банков от количества принадлежащих им банковских акций одного выпуска.
Многие нормативные акты содержат предписания, которые ставят права и обязанности участников хозяйственных обществ, закрепленные статьей 67 ГК РФ и конкретизированные, применительно к отдельным видам обществ, рядом других статей Кодекса, в зависимость от того количества акций (долей, паев) в уставном капитале общества, которое им принадлежит. Иногда законодательство говорит не только об акциях, но и иных ценных бумагах массовых выпусках, в частности - облигациях. В дальнейшем, для простоты изложения мы будем употреблять термин "акции", имея в виду под ним не только акции в узком смысле слова, но также и доли, паи, вклады в уставный капитал обществ и товариществ. Взглянув, как лихо российский законодатель ставит в зависимость от количества принадлежащих акций различные юридические последствия, влекущие как возникновение новых прав, так и ранее неизвестных обязанностей, Вы, уважаемые читатели, быстро согласитесь, что "неюридичность" данного критерия только кажущаяся.
Одно из самых интересных значений для банков, инвестиционных фондов и их акционеров, а также - в некоторой степени и всех иных обществ и товариществ, регистрирующих проспекты эмиссий собственных ценных бумаг - пять процентов.
Частью 8 статьи 11 Федерального закона "О банках и банковской деятельности в РСФСР" в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" и частью 1 статьи 60 Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изменениями от 27 декабря 1995 г.), в частности, предусмотрено, что "Приобретение в результате одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом либо группой юридических и (или) физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, более 5 процентов акций (долей) кредитной организации требует уведомления Банка России ...".
Законодатель не разъясняет, кто должен производить это уведомление. Мы полагаем, что бремя данного уведомления лежит на приобретателе акций, ибо только ему одному достоверно известно, какое количество акций находится в его собственности. Не объясняется также, что имеется в виду под термином "приобретение". Поскольку прямо не разъяснено иного, мы полагаем, что его следует понимать в самом широком значении - получение акций в собственность как в результате сделки, так и полного правопреемства (реорганизации или наследования).
Нормой подзаконного акта, а именно - пунктом 1 письма ЦБР от 17 февраля 1995 г. N 145, с изменениями от 16 февраля 1996 г., предусмотрена обязанность юридических и физических лиц, приобретающих более 5% долей (акций) в уставном капитале банка, представлять ряд дополнительных документов для рассмотрения вопросов о правомерности формирования уставного капитала вновь создаваемых кредитных организаций любой организационно-правовой формы. Подчеркиваем, что несоблюдение предписаний этого письма не влечет прекращения прав акционера или отказа эмитента зарегистрировать приобретателя акций в качестве такового. Однако Банк России имеет право, при неполучении от банка перечисленных в Письме документов, подтверждающих законность происхождения средств, направленных на приобретение банковских акций, уведомить об этом налоговую службу. Последняя, соответственно, займется проверкой приобретателя акций на предмет соблюдения им налогового законодательства и завершенности у него всех расчетов с бюджетом. Странное, мягко говоря, правило: сначала рассчитайся с бюджетом, а уж потом приобретай акции банков!
Вторая интересная для банковских акционеров норма, помещена в частях 8 и 9 статьи 11 Федерального закона "О банках и банковской деятельности в РСФСР" в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" и статье 60 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изменениями от 27 декабря 1995 г.). Приобретение в результате одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом либо группой юридических и (или) физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу более 20 процентов акций кредитной организации требует предварительного согласия Банка России.
Банк России не позднее 30 дней с момента получения ходатайства сообщает заявителю в письменной форме о своем решении - согласии или отказе. Отказ должен быть мотивирован. В случае, если Банк России не сообщил о принятом решении в течение указанного срока, сделка купли-продажи акций (долей) кредитной организации считается разрешенной. Банк России имеет право отказать в даче согласия на совершение сделки купли-продажи более 20 процентов акций (долей) кредитной организации при установлении неудовлетворительного финансового положения приобретателей акций (долей), нарушении антимонопольных правил и в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Кроме того, Банк России в рамках осуществления своих надзорных функций вправе запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой репутации участников (акционеров) кредитной организации в случае приобретения ими более 20 процентов долей (акций) кредитной организации (часть 3 статьи 60 Закона о ЦБ).
Интересные и разнообразные роли играет в банковском законодательстве 50-% граница.
Согласно пункту 1 статьи 840 ГК РФ "Возврат вкладов граждан банком, в уставном капитале которого более пятидесяти процентов акций или долей участия имеют Российская Федерация и (или) субъекты Российской Федерации, а также муниципальные образования ... гарантируется их субсидиарной ответственностью по требованиям вкладчика к банку" в порядке, предусмотренном статьей 399 ГК РФ. Следует иметь в виду, что предписание части 4 статьи 36 Федерального закона "О банках и банковской деятельности в РСФСР" в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР", до боли напоминающее процитированную норму ГК, тем не менее, ГК не соответствует и не должно применяться. Приведем его текст: "Сохранность и возврат вкладов физических лиц в банках, созданных государством, и банках, в уставном капитале которых государству принадлежит более 50 процентов голосующих акций (долей), гарантируются государством в порядке, предусмотренном федеральными законами."
Итак, в ГК идет речь о 50% любых акций банка, в Законе - о 50% голосующих. Представим себе применение этой нормы в следующем случае: государству принадлежит 51 процент акций некоего банка, который слагается из 25% привилегированных (не голосующих) и 26% обыкновенных акций. С точки зрения ГК, государство несет субсидиарную ответственность по долгам такого банка перед вкладчиками, ибо 51% всех акций банка есть число, большее 50. А вот с точки зрения Закона "О банках" о такой ответственности и речи быть не может, ибо для этого государству необходимо было бы владеть более, чем 37,5% голосующих акций (а сколько у него акций привилегированных - неважно). В нашем случае государство, следуя норме закона "О банках", может без опаски прикупать себе еще 11,5% обыкновенных акций - никакой субсидиарной ответственности для него и не предвидится.
Частью 3 статьи 43 Федерального закона "О банках и банковской деятельности в РСФСР" в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" предусмотрено, что "В случае, если банк имеет в собственности более 50 процентов голосующих акций (долей) другого банка, он представляет в Банк России в форме, порядке и сроки, которые устанавливаются Банком России, консолидированную отчетность о своей деятельности и деятельности дочерних банков, включающую в себя консолидированный бухгалтерский баланс и консолидированный отчет о прибылях и убытках."
Итак, банки, являющиеся собственниками более 50% голосующих акций других банков, признаются по отношению к ним банками "материнскими", а последние по отношению к первым считаются банками "дочерними". Данная статья разъясняет, правда - только применительно к банкам - положение пункта 1 статьи 105 ГК РФ и пункта 2 статьи 6 Закона об АО, которые устанавливают, что дочерними признаются хозяйственные общества в случае, если другое общество (товарищество) имеет возможность определять его решения в силу, в частности, "преобладающего участия в его уставном капитале". Из нормы Закона "О банках" понятно, что "преобладающим" считается такое участие в уставном капитале банка, которое составляет более 50% от общего числа его голосующих акций.
Статьей 3 Федерального закона от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" предусмотрено, что "На период до 1 января 1996 года филиалы иностранных банков, а также кредитные организации, в уставном капитале которых иностранные инвестиции составляют более 50 процентов, не имеющие лицензии на осуществление банковских операций по состоянию на 1 января 1995 года, осуществляют банковские операции только с физическими и юридическими лицами - нерезидентами." Возможно, такое ограничение имеет под собой реальные основания. Действительно, вряд ли иностранный инвестор будет вкладывать свои деньги в участие в банке, работающем на невысоком уровне. И наоборот: вложения иностранных инвесторов даже в относительно слабые банки, как правило, приводят к их укрупнению и увеличению их сил на рынке. Как ни крути, а большая доля иностранных инвестиций в банковскую систему России вполне может сломать только сформировавшийся спрос на услуги чисто российских банков. Чтобы "иностранцы" не сманивали к себе российских клиентов круг их операций ограничили только обслуживанием нерезидентов.
Подпунктом "б" пункта 1.2 Инструкции ЦБР N 8 (в новой редакции) "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг коммерческими банками на территории Российской Федерации", утвержденной письмом ЦБР от 11 февраля 1994 г. N 75 (с изменениями от 6 октября 1994 г., 4 августа 1995 г., 3 января 1996 г.), в частности установлено, что "выпуски акций банков с иностранными учредителями или с долей иностранного участия более 50%, выпуски акций банков с долей иностранного участия юридических и физических лиц из стран СНГ более 50%, регистрируются по общему правилу в Управлении ценных бумаг" Банка России. Опять-таки, законодатель ставит иностранных инвесторов в банковскую систему России под жесткий контроль непосредственно Банка России, его центральных структурных подразделений.
Наконец, в пункте 11 Положения об инвестиционных фондах, утвержденного Указом Президента РФ от 7 октября 1992 г. N 1186, находится одна чрезвычайно интересная, для ряда банков, норма. Но прежде чем ее излагать, вкратце напомним некоторые аспекты деятельности таких организаций, как инвестиционные фонды.
Инвестиционный фонд не может работать без двух лиц - депозитария и управляющего. Банки могут выбирать - быть ли им, на основании договора и соответствующей лицензии, депозитарием интересующего их инвестиционного фонда или его управляющим. Совмещать две эти функции нельзя. Кроме того, управляющими инвестиционных фондов не могут быть так называемые "ограниченные организации", каковыми считаются юридические лица, в уставном капитале которой доля государства, местных Советов народных депутатов, общественных организаций (объединений), благотворительных и иных общественных фондов превышает 25 процентов. Но из этого определения ограничиваемой организации сделано интересующее нас следующее исключение.
"Банк, страховая организация или предприятие, в уставном капитале которого доля банков или страховых организаций составляет 60 и более процентов, не являющееся депозитарием этого фонда, может быть его управляющим." Очевидно, продолжение этой фразы таково: "несмотря на то, что доля государства, местных Советов народных депутатов, общественных организаций (объединений), благотворительных и иных общественных фондов в его уставном капитале превышает 25 процентов".
Итак, применительно к возможности становиться управляющим инвестиционным фондом банк, страховщик, или предприятие, в уставном капитале которого доля банков или страховщиков превышает 60%, статус ограничиваемой организации лишен юридического значения. Даже если перечисленные лица относятся к категории "ограничиваемых организаций" (государству принадлежит, например, целых 40% уставного капитала), ничто не мешает им стать управляющими инвестиционными фондами. Важно, чтобы оставшиеся шестьдесят процентов уставника данного лица принадлежали банкам или страховщикам, либо чтобы само это лицо имело лицензию на банковскую или страховую деятельность.
Другое, менее приятное исключение, сделано для банков в вопросе о сроках и нормах оплаты их уставного капитала. По общему правилу учредители юридического лица обязаны оплатить 50% уставного капитала к моменту регистрации общества оплатить уставный капитал полностью (стопроцентно) в течение одного года со дня регистрации. Исключение сделано законодательством только для двух типов организаций - банков и инвестиционных фондов: учредители таковых обязаны оплатить 100% уставного капитала в течение 30 дней со дня государственной регистрации банка или инвестиционного фонда (часть 3 статьи 15 Федерального закона "О банках и банковской деятельности в РСФСР" в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР"; абзац 2 пункта 12 Положения об инвестиционных фондах, утвержденного Указом Президента РФ от 7 октября 1992 г. N 1186).
В.А. Белов
"Бизнес и банки", N 4, январь 1997 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"И если он прикупит две-три банковских акции..." (особые обязанности некоторых акционеров и банков)
Автор
В.А. Белов
"Бизнес и банки", 1997, N 4