В п. 3 статьи 321.1 Налогового кодекса РФ говорится: "Если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения предусмотрено финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, расходов по всем видам ремонта основных средств за счет двух источников, то в целях налогообложения принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования)".
Из ОМС у нас финансируется только 5 основных статей (указанные выше коммунальные услуги, услуги связи, транспортные расходы по обслуживанию административно-управленческого персонала, расходы по всем видам ремонта основных средств не включены в тарифы по ОМС). На основании этого вышестоящие органы настаивают на том, чтобы в объеме средств целевого финансирования, учитываемого для определения общей суммы доходов, средства ОМС не учитывались. То есть нам предлагают к целевым относить только бюджетные средства. В этом случае доля средств на коммунальные и другие платежи, приходящиеся на предпринимательскую деятельность, резко возрастает, а остающаяся учреждению прибыль - снижается. Мы с этим не согласны.
Как правильно поступать в этой ситуации?
Прежде всего, следует отметить, что принцип распределения коммунальных и других расходов, указанный в ст. 321.1 Налогового кодекса РФ касается именно налогового учета. Наряду с налоговым учетом существует еще бюджетный (бухгалтерский) учет, управленческий учет. В рамках различных видов учета принципы распределения затрат могут различаться.
Поэтому если оставаться в рамках чисто налогового учета, то с вышестоящими органами можно было бы и не спорить - учесть в целевых средствах только бюджетное финансирование, показать тем самым высокую долю коммунальных и других затрат, относимых на предпринимательскую деятельность, получить низкий (заниженный) показатель прибыли или даже ее отсутствие и заплатить меньше налога (вообще не платить, если выявится отсутствие прибыли). А реальное возмещение расходов на коммунальные услуги производить в соответствии с другими принципами в рамках, например, управленческого учета (пропорционально площадям и т.д.). Тем не менее, вряд ли налоговые органы согласятся с подобным подходом. Поскольку оказание услуг в системе обязательного медицинского страхования неизбежно требует коммунальных расходов (ведь должны же отапливаться, освещаться палаты, в которых лежат пациенты, госпитализированные по программе ОМС), то они потребуют включения средств ОМС в состав целевого финансирования. И, на наш взгляд, будут совершенно правы.
Таким образом, если в вашем учреждении реальное возмещение затрат на коммунальные услуги и другие цели осуществляется на основе указанной статьи 321.1 Налогового кодекса РФ, Вы можете смело настаивать на своем, да еще к тому же, подкрепиться мнением налоговых органов в своей правоте (уж они-то, однозначно, будут солидарны с Вами, поскольку при этом Вы увеличите налогооблагаемую прибыль).
Наиболее же целесообразным в Вашей ситуации было бы следующее: прописать в одном из документов, регулирующих порядок использования средств, полученных от осуществления предпринимательской деятельности (например, в Положении о порядке использования средств от оказания платных услуг) пункт о том, что коммунальные расходы распределяются по источникам финансирования пропорционально площадям, занимаемым соответствующим подразделениями и т.д. Это для Вас будет выгоднее. При этом порядок распределения других статей расходов (услуг связи и т.д.) может быть иным. Конечно, выбор методик распределения расходов должен быть экономически обоснованным и, как минимум, отражать здравый смысл.
Что же касается налогового учета, то при нежелании спорить с вышестоящим органом и заручиться поддержкой налоговых - сделайте, как велят вышестоящие органы. Налоговая служба Вас "поправит".
Ф.Н. Кадыров,
д.э.н., профессор
1 сентября 2006 г.
"Менеджер здравоохранения", N 9, сентябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Менеджер здравоохранения"
Издатель: ООО Издательский дом "Менеджер здравоохранения"
Свидетельство о регистрации СМИ: N 77-15481 от 20 мая 2003 г.
Издается с 2004 г.
Периодичность: ежемесячный
Главный редактор: академик РАМН, профессор В.И. Стародубов
Информационная концепция: Административная реформа в здравоохранении.
Новые финансово-экономические механизмы и организационно-правовые формы медицинской организации. Анализ и прогноз рынка медицинских услуг. Программы переподготовки руководителей здравоохранения. Актуальные интервью. Репортажи о заметных событиях
Подписные индексы по каталогу "Газеты и журналы" агентства "Роспечать":
20102 - годовая подписка;
82614 - подписка на полгода.
Адрес редакции: г. Москва, ул. Добролюбова, 11, оф. 234
Телефоны редакции: (495) 618-07-92
факс (495) 618-07-92
Справки о подписке через редакцию по тел/факс (495) 618-07-92, 639-92-45
Адрес электронной почты idmz@mednet.ru
Сайт: www.idmz.ru