Экологические преступления на транспорте
В атмосферном воздухе 185 отечественных городов и промышленных центров с численностью населения свыше 61 млн человек (40% всего населения страны) наблюдается превышение допустимых концентраций вредных веществ. Основным источником загрязнения по-прежнему является автотранспорт.
Доля транспорта в общем объеме выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и подвижных источников по России составляет около 40%, что в сто раз выше, чем доля любой из отраслей промышленности.
Воздействие транспорта на экосистемы выражается в загрязнении атмосферы, водных объектов и земель, изменении химического состава почв и микрофлоры, образовании производственных отходов, в том числе токсичных и радиоактивных, замазученного грунта, котельных шлаков и др.
Влияние транспорта на природную среду проявляется в первую очередь при осуществлении перевозок, когда в большом количестве потребляются топливно-энергетические ресурсы и происходит значительный выброс загрязняющих веществ.
При строительстве и ремонте путей сообщения, а также производственно-бытовых объектов предприятий транспорта происходит изъятие из экосистем воды, грунта, плодородных почв, минеральных ресурсов, разрушение природных ландшафтов, вмешательство в животный и растительный мир.
С экологических позиций уровень всех неблагоприятных видов воздействия на экосистемы должен быть ниже уровня возможностей природы к самовосстановлению. В противном случае наступает деградация природных систем и их полное уничтожение.
Большую экологическую опасность представляют аварийные ситуации на транспорте. Причем по продолжительности негативного воздействия транспорта на здоровье населения и природные комплексы различают два вида опасности: постоянно присутствующая и краткосрочная. Первая является следствием обычного функционирования транспортного комплекса. Она характеризуется повышенным уровнем загрязнения атмосферного воздуха, водных объектов, почвенного покрова и шумом вдоль транспортных магистралей. Краткосрочная же опасность возникает в аварийных ситуациях и проявляется в загрязнении воды, почвы и иными последствиями. Чаще всего такая опасность проявляется при транспортировке особо опасных грузов*(1).
Аварии и катастрофы, происходящие на транспорте, вызывают заражение отравляющими веществами всего приземного слоя атмосферы, водных источников, почв и других объектов природы. По оценкам специалистов, доля воздействия загрязнения атмосферного воздуха на общую заболеваемость у детей составляет в среднем 17%, у взрослых - 10%. Загрязнение воздуха порождает 41% заболеваний органов дыхания, 16 - эндокринной системы, 2,5 - онкологических заболеваний у лиц в возрасте 30-34 лет и 11% - у лиц в возрасте 55-59 лет.
Результаты наблюдений свидетельствуют о значительном загрязнении воздуха Санкт-Петербурга бенз(а)пиреном. Средняя за год концентрация превысила предел, рекомендуемый Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), в 3,1 раза. Наибольшая среднемесячная концентрация (8,6 ПДК) была зафиксирована на посту N 8 (Московский район). Высокий уровень загрязнения бенз(а)пиреном сохраняется в течение многих лет. Основным источником загрязнения воздуха этой примесью является автотранспорт. Динамику загрязнения атмосферного воздуха бенз(а)пиреном иллюстрирует рис. 1.
"Рис. 1. Динамика концентраций бенз(а)пирена (в целом по г. Санкт-Петербургу)"
На долю железнодорожного транспорта приходится 75% грузооборота и 40% пассажирооборота транспорта общего пользования РФ. Такие объемы работ связаны с большим потреблением природных ресурсов и, как следствие, с выбросами загрязняющих веществ в биосферу.
Выбросы от авиадвигателей и стационарных источников также являются воздействием на экологическую обстановку.
В естественных условиях химический состав воздуха регулируется природными процессами. Баланс между поступлением химических элементов в атмосферу и выведением их из нее поддерживается автоматически. Аномальные концентрации отдельных микроэлементов наблюдаются лишь на некоторых, зачастую малозначительных участках. Хозяйственная деятельность человека оказывает неблагоприятное воздействие на природные процессы. Антропогенное изменение химического состава воздуха обусловлено попаданием в атмосферу огромного количества загрязняющих веществ, включающих отходы промышленного, сельскохозяйственного и иных производств. Они влияют на естественный состав воздуха, увеличивают концентрации азота, фосфора, хлорорганических и прочих соединений.
Как правило, факты загрязнения воздуха скрываются, и контролирующие органы узнают о них не своевременно. Установление вредных последствий имеет не только уголовно-правовое и криминалистическое, но и криминологическое значение. Рассматриваемые последствия непосредственно зависят от свойств веществ, загрязняющих воздух, их количества, концентрации, относительной восприимчивости к данным веществам людей, животных и растений, мощности источников загрязнения и пр.
Особенность рассматриваемых видов загрязнения такова, что вредные последствия могут наступить вне места совершения преступного деяния. Вопрос трансграничного загрязнения воздуха весьма серьезен и вызвал потребность формирования специальной межведомственной рабочей группы*(2).
Межведомственная рабочая группа экспертов по проблемам трансграничного загрязнения воздуха формируется из ученых и специалистов, официально представляющих заинтересованные федеральные министерства, ведомства, службы, научные учреждения и международные центры, действующие в рамках Конвенции 1979 г. о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния и протоколов к ней.
Ежегодно порядка 20 тыс. россиян смертельно заболевают раком кожи в результате разрушения озонового слоя в стратосфере. Отравленная среда обитания способствует распространению многих других заболеваний. Так, у половины новорожденных обнаруживаются задержки умственного развития.
Перечень последствий преступного загрязнения, заражения атмосферы постоянно увеличивается, и, как результат, за этим может неизбежно последовать биологическая деградация населения.
Водный транспорт наибольшую опасность представляет для окружающей среды при загрязнении водоемов нефтью и нефтепродуктами, поскольку они нарушают процесс всех видов водопользования. Между тем, по данным статистики, ежегодно в моря и океаны попадает 6 млн тонн нефти.
Крупнейшей в мировой практике аварией с нефтегрузами явилась посадка на риф американского танкера "Эксон Валдис", происшедшая в 1989 г. у берегов Аляски. Количество вылившейся в море нефти составило 500 тыс. тонн, а площадь загрязнения охватила 6730 кв. км. Острота экологической ситуации в данном случае обострялась тем, что процессы самовосстановления в экосистемах при низких температурах протекают значительно медленнее, чем в теплом климате. Поэтому самоочищение загрязненных вод без принятия соответствующих мер затянулось бы на очень длительное время. Вместе с тем долговременный ущерб от этой аварии не поддается учету. У 90% отдельных пород рыб, обитающих в данном районе, отмечены отклонения от нормального развития. В прибрежных потоках, куда заходили на нерест осетры, после аварии рыба исчезла*(3).
Большую опасность представляют суда морского транспорта с атомными силовыми установками и суда атомно-технологического обслуживания, так как их неправильная эксплуатация способна привести к радиоактивному загрязнению окружающей среды.
Нередко имеется возможность установить связь между местом, видом источника загрязнения и видом производственной деятельности. В случае если источник загрязнения является стационарным, местом преступного действия будет конкретное предприятие, точнее, соответствующая территория, где исполняется производственная деятельность. В случае когда источник загрязнения передвижной, местом совершения преступления явится любая территория, на которой были выявлены результаты совершенного преступления.
Для удобства правоприменения и обеспечения достоверности экспертизы автор предлагает проводить в качестве неотложного действия экокриминологический мониторинг*(4).
В настоящее время проблемы борьбы против экопреступности, в первую очередь на транспорте, нуждаются в тщательном исследовании и обсуждении.
Б.Б. Тангиев,
кандидат юридических наук, кандидат технических наук,
доцент Санкт-Петербургского государственного
университета водных коммуникаций
"Гражданин и право", N 9 сентябрь 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Павлова Е.И. Экология транспорта. Учебник для вузов. М., 2000. С. 119.
*(2) См.: Приказ Госкомэкологии России от 28 мая 1997 г. N 236 "О создании межведомственной рабочей группы экспертов по проблемам трансграничного загрязнения воздуха".
*(3) См.: Павлова Е.И. Указ. соч. С. 149.
*(4) См.: Тангиев Б.Б. Совершенствование геоинформационных технологий и автоматизированных систем экологического мониторинга по обеспечению безопасности акваэкосистемы региона на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области. СПб, 2003; он же. Экокриминология. Парадигма и теория. Методология и практика правоприменения / Под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб, 2005.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экологические преступления на транспорте
Автор
Б.Б. Тангиев - кандидат юридических наук, кандидат технических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций
"Гражданин и право", 2006, N 9