Обратная связь
Правомерен ли отказ налогового органа в возмещении налога на добавленную стоимость в случае, если в счетах-фактурах, представленных налогоплательщиком, не были расшифрованы подписи руководителя и главного бухгалтера?
Согласно п. 1 ст. 169 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" счет-фактура определяется как документ, служащий основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном НК РФ. Счет-фактура должен был подписан руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью имени организации.
Основные требования к порядку составления счета-фактуры содержатся в п. 5 и 6 вышеназванной статьи. Счета-фактуры, выставленные с нарушением соответствующего порядка, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Однако в этих положениях отсутствует требование о необходимости расшифровки подписи руководителя и главного бухгалтера организации. Поэтому отказ в возмещении налога на добавленную стоимость по этому основанию неправомерен (постановление ФАС Московского округа от 4 июля 2006 г. N КА-А40/5906-06).
Обязаны ли налоговые органы руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов РФ по применению налогового законодательства? В чем заключаются иные обязанности налоговых органов по отношению к налогоплательщикам-организациям и физическим лицам?
В действующей редакции ст. 32 НК РФ, устанавливающей обязанности налоговых органов, подобное требование не предусмотрено. Однако в п. 17 ст. 1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" изложена новая редакция указанной статьи. На налоговые органы возлагается обязанность руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов РФ по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (п. 5 ст. 32 НК РФ). Указанное положение вступает в силу с 1 января 2007 г. Иные обязанности налоговых органов также позволят соблюсти баланс интересов государства и налогоплательщика. Налоговые органы должны:
- бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;
- сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;
- принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
- представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа;
- осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов.
Кроме того, ст. 75 НК РФ дополнена пунктом 8, где указано, что не будут начисляться пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа). Из содержания данной нормы следует, что налогоплательщик может быть освобожден от пеней, если он руководствуется разъяснениями Министерства финансов РФ и налоговых органов по вопросам налогообложения.
Облагаются ли налогом на доходы физических лиц компенсационные выплаты стоимости путевок для работников организации, которые осуществляет за свой счет их работодатель?
В соответствии с п. 9 ст. 217 главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ освобождаются от обложения соответствующим налогом суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок (за исключением туристических), выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, выплачиваемые:
- за счет средств работодателей, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций;
- за счет средств Фонда социального страхования РФ.
В постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 22 июня 2006 г. N А11-14738/2005-К2-18/486 отмечается, что смысл вышеуказанной налоговой льготы - это необходимость работодателя оплачивать расходы сотрудников за счет собственных средств. Поэтому, если компания применяет упрощенную систему налогообложения и не уплачивает налог на прибыль, то она вправе воспользоваться данной льготой.
Н.В. Герасименко,
кандидат юридических наук
"Законодательство и экономика", N 9, сентябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обратная связь
Автор
Н.В. Герасименко - кандидат юридических наук
"Законодательство и экономика", 2006, N 9