В текущем году был принят Федеральный закон от 2.05.06 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", который вступает в силу по истечении 180 дней со дня его официального опубликования ("Российская газета", 5.05.06 г.), т.е. со 2 ноября. До его принятия по данному вопросу действовал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.68 г. N 2534-УП "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан". В чем же заключаются новации Закона?
Во-первых, в Законе даются определения применяемых понятий. Так, под обращением граждан понимаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу (т.е. лицу, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющему функции представителя власти либо выполняющему организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления) письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган или орган местного самоуправления. Предложение - это рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества; заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе соответствующих органов и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц; жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
В письменном обращении необходимо указывать наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица (в компетенцию которых входят вопросы обращения); свои фамилию, имя, отчество; почтовый адрес; суть обращения, а также ставятся личная подпись гражданина и дата. Если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина и почтовый адрес, ответ на него не дается. Не последует ответ и в случае, когда текст обращения не поддается прочтению (вместе с тем в Законе однозначно не определено, что понимается под коллективными обращениями, должны они быть подписаны всеми лицами, а также необходимо ли указывать почтовый адрес всех обратившихся лиц). При необходимости к обращению могут быть приложены материалы и документы или их копии. Следует обратить внимание на то, что гражданин не только может прилагать к обращению необходимые документы, но и обращаться с просьбой об их истребовании.
Если гражданин обращается в соответствующий орган или к должностному лицу по информационным системам общего пользования, такое обращение рассматривается в общеустановленном порядке. Статьей 9 Закона предусмотрена обязательность принятия обращения к рассмотрению, а в необходимых случаях - с выездом на место.
Порядок регистрации поступивших обращений, а также их переадресации в случае, если они относятся к компетенции другого органа (лица), определен ст. 8 Закона. При этом следует обратить внимание, что запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется. В таком случае жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующее решение или действие (бездействие) в судебном порядке.
Статьей 13 Закона предусмотрена обязательность личного приема граждан руководителями (или уполномоченными ими лицами) государственных органов и органов местного самоуправления. Информация о порядке приема (месте, днях и часах) доводится до сведения граждан. Граждане, пришедшие на личный прием, предъявляют документ, подтверждающий его личность, а в ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
По результатам рассмотрения обращения гражданину дается письменный ответ по существу либо направляется уведомление о направлении его обращения в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно (ст. 2 Закона).
Законом установлены не только сроки для рассмотрения обращения и ответа заявителю, но и сроки для переадресования обращения в установленных случаях, а также сроки для органов и должностных лиц, у которых запрашиваются необходимые документы в связи с поступившим обращением (ст. 8 и 10 Закона).
Статьей 16 Закона определено, что гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда. В то же время, если в обращении указаны заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением такого обращения, могут быть в судебного порядке взысканы с гражданина.
Следует обратить внимание на ст. 15 Закона, в соответствии с которой лица, виновные в нарушении Закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством. В случае нарушения должностными лицами возложенных на них обязанностей, связанных с рассмотрением обращений граждан, они могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 5.39) и непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде (ст. 19.7).
Однако ст. 32 Федерального закона от 6.10.03 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что за нарушение должностным лицом местного самоуправления порядка и срока письменного ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления законом субъекта Российской Федерации устанавливается административная ответственность. Вместе с тем, учитывая, что в соответствии с п. "в" ст. 71 Конституции Российской Федерации регулирование прав и свобод человека и гражданина является исключительным предметом ведения Российской Федерации, административная ответственность в части нарушения Закона должна устанавливаться нормами федерального законодательства, в частности КоАП РФ.
Следует обратить внимание на постановление Правительства Российской Федерации от 22.08.05 г. N 534 "О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам", в соответствии с которым на территории нескольких регионов (в частности, в Московской, Самарской, Свердловской областях) проводится указанный эксперимент до 31 декабря текущего года. Постановлением утверждено Положение об оказании бесплатной юридической помощи созданными юридическими бюро, в том числе по составлению заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера.
Г. Титова,
Минфин России
19 октября 2006 г.
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 42, октябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71