Комментарий к особенностям платежей за водопользование в связи
с принятием нового Водного кодекса Российской Федерации
Новый Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (далее - Водный кодекс) вступит в силу с 1 января 2007 года согласно порядку его введения в действие, установленному Федеральным законом от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ).
Со дня введения в действие Водного кодекса утрачивает силу действующий в настоящее время Водный кодекс Российской Федерации от 16.11.1995 N 167-ФЗ, а законодательные акты СССР, содержащие нормы, регулирующие водные отношения, признаются не действующими на территории Российской Федерации.
Водный кодекс предусматривает плату за пользование водными объектами по договору водопользования, порядок заключения которого, а также другие связанные с ним вопросы регулируются ст. 11-20 Водного кодекса, которые рассматриваются в настоящем комментарии.
* * *
Сначала об основных правилах, касающихся порядка заключения, расторжения договоров водопользования и ответственности сторон за неисполнение обязательств по этим договорам.
Статьей 12 Водного кодекса предусмотрено, что договор водопользования (далее - Договор) признается заключенным с момента его государственной регистрации в Государственном водном реестре. Эта норма взаимоувязана со ст. 24 и 31 Водного кодекса. Так, в ст. 24 Водного кодекса указывается, что ведение Государственного водного реестра относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений, а ст. 31 настоящего Кодекса определено, что представляет собой Государственный водный реестр.
Статья 13 Водного кодекса определяет основные позиции, которые должен содержать Договор. Но перечень этих позиций не является исчерпывающим, так как во второй части ст. 13 Кодекса прямо указано на то, что Договор может содержать иные условия по соглашению сторон. Это вполне оправдано ввиду того, что условия пользования конкретным водным объектом должны быть в максимально возможной мере прописаны в соответствующих договорах, учитывая, что к ним применяются положения гражданского законодательства.
Итак, Договор должен содержать:
1) сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование;
2) цель, виды и условия использования водного объекта или его части [в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов];
3) срок действия Договора;
4) размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки внесения данной платы;
5) порядок прекращения пользования водным объектом или его частью;
6) ответственность сторон Договора за нарушение его условий.
Водный кодекс устанавливает предельный срок действия Договора - не более 20 лет. Это норма будет касаться и тех Договоров, которые по каким-либо причинам будут заключены на более длительный период. В этом случае, как следует из ст. 14 Водного кодекса, их действие будет прекращаться автоматически по истечении 20 лет.
В связи с этим отметим, что в прежнем Водном кодексе (напомним, его действие прекращается с 01.01.2007), в частности в ст. 55 "Виды договоров пользования водными объектами", конкретный срок действия договоров не указывался, поскольку эти договоры заключались на основании лицензий на водопользование. Статья 55 прежнего Водного кодекса устанавливала только виды этих договоров: долгосрочного, краткосрочного водопользования и договор установления частного водного сервитута.
В свою очередь, п. 6 Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.04.1997 N 383, предусмотрено, что водные объекты предоставляются юридическим лицам или гражданам в краткосрочное (до 3 лет) и долгосрочное (от 3 до 25 лет) пользование. Вышеуказанные Правила должны быть отменены в связи с изданием нового нормативного правового акта, регулирующего порядок предоставления водных объектов в пользование в соответствии с нормами нового Водного кодекса.
Читателям журнала следует также иметь в виду, что Законом N 73-ФЗ предусмотрено, в частности, несколько особенностей применения ранее полученных разрешительных документов на водопользование. Так, в соответствии со ст. 5 Закона N 73-ФЗ водопользователи сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами до истечения срока действия ранее выданных лицензий и договоров.
* * *
Статья 15 Водного кодекса устанавливает порядок получения преимущественного права на заключение Договора на новый срок. Это право не может быть использовано при заключении Договора по результатам аукциона, так как в соответствии со ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену.
При этом следует отметить, что преимущественное право возникает только при надлежащем исполнении водопользователем своих обязанностей по Договору, а из данной нормы следует, что для такого водопользователя не могут быть найдены какие-либо причины отказа в продлении права на водопользование.
Согласно ст. 17 Водного кодекса изменение и расторжение договора водопользования осуществляются в соответствии с гражданским законодательством. В связи с этим обратимся к статьям ГК РФ, регулирующим эти вопросы.
Так, в соответствии со ст. 425 "Действие договора" ГК РФ договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. Окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.
Согласно ст. 450 "Основания изменения и расторжения договора" ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым или измененным.
Статьей 451 "Изменение и расторжение договора в связи с существенным изменением обстоятельств" ГК РФ, в частности, предусмотрено, что изменение обстоятельств признается существенным, когда они поменялись настолько, что если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. При расторжении договора вследствие существенно изменившихся обстоятельств суд по требованию любой из сторон определяет последствия расторжения договора исходя из необходимости справедливого распределения между сторонами расходов, понесенных ими в связи с исполнением этого договора. При этом изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
В соответствии со ст. 452 "Порядок изменения и расторжения договора" ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не следует иное. Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо после неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
* * *
Далее рассмотрим нормы Водного кодекса, которые касаются платы за пользование водными объектами.
В соответствии со ст. 12 Водного кодекса по Договору одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.
Статьей 20 Водного кодекса устанавливается, что Договор должен предусматривать плату за пользование водным объектом или его частью.
В свою очередь, в ст. 11 Водного кодекса указаны конкретные виды водопользования, предоставляемые на основании договоров водопользования.
К ним отнесены:
- забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
- использование акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
- использование водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.
Таким образом, в ст. 11 Водного кодекса указаны те виды использования водных объектов, применительно к которым взимается плата за водопользование.
Другие виды водопользования предоставляются либо на основании решений, либо вообще не требуют заключения Договора или принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование (см. части 2 и 3 ст. 11 Водного кодекса). Это означает, что плата за водопользование в этих случаях не взимается.
Реализация вышеуказанных норм Водного кодекса означает существенное сокращение перечня платных видов водопользования по сравнению с нормами главы 25.2 "Водный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), а также с ранее действовавшим Федеральным законом от 06.05.1998 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами".
Для наглядности приведем перечень видов водопользования, которые не являются платными согласно новому Водному кодексу, но за которые в настоящее время уплачивается водный налог, а именно:
1) размещение причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений, стационарных и (или) плавучих платформ и искусственных островов; размещение и строительство гидротехнических сооружений (в том числе мелиоративных систем), мостов, подводных и подземных переходов, а также трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, подводных коммуникаций *(1);
* * *
Очевидно, что существенное сокращение перечня платных видов водопользования по сравнению с нормами главы 25.2 НК РФ выгодно, в первую очередь, тем хозяйствующим субъектам, которые в настоящее время уплачивают водный налог за те виды водопользования, которые не являются платными согласно новому Водному кодексу.
Поэтому многие хозяйствующие субъекты, уплачивающие в настоящее время водный налог, будут крайне заинтересованы в том, чтобы сразу после 1 января 2007 года начать переоформление права на водопользование в соответствии с порядком, установленным новым Водным кодексом и Законом N 73-ФЗ.
Как уже указывалось, ст. 5 Закона N 73-ФЗ установлено, что водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании решений Правительства РФ или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, принятых, выданных и заключенных до введения в действие нового Водного кодекса, сохраняют права на долгосрочное или краткосрочное пользование водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров. Однако эти водопользователи вправе заключить новые Договоры или обратиться с заявлениями о предоставлении водных объектов в пользование на основании соответствующих решений. При этом частью 3 ст. 5 Закона N 73-ФЗ действие решений Правительства РФ или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и Договоров, соответственно принятых, выданных и заключенных до введения в действие нового Водного кодекса, прекращается с момента возникновения права пользования водными объектами на основании Договоров или решений о предоставлении водных объектов в пользование.
Напомним, что ст. 333.8 главы 25.2 НК РФ было установлено, что плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно нормам прежнего Водного кодекса это означало, что такие виды водопользования подлежат обязательному лицензированию. Статьей 12 Закона N 73-ФЗ ст. 333.8 НК РФ дополнена пунктом, в соответствии с которым не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, из вышеприведенного можно сделать следующие выводы для условий пользования водными объектами в 2007 году:
- до заключения нового Договора водный налог продолжают уплачивать те хозяйствующие субъекты, которые обязаны его уплачивать в соответствии с нормами НК РФ;
- при вновь оформленном праве на конкретные виды водопользования прекращаются действие ранее выданных решений, лицензий и договоров на эти же виды водопользования и обязанность уплаты водного налога за эти виды водопользования. Плата за пользование водными объектами вносится в соответствии с вновь заключенными Договорами за забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов; за использование акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей; за использование водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.
* * *
Читателям журнала следует также обратить внимание на ст. 18 Водного кодекса, которой предусмотрено, что стороны Договора несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по Договору в соответствии с гражданским законодательством. В соответствии со ст. 18 Водного кодекса несвоевременное внесение водопользователем платы за пользование водным объектом влечет уплату пеней в размере одной стопятидесятой действующей на день уплаты пеней ставки рефинансирования Банка России, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению водопользователем платы за пользование водным объектом начиная со следующего за определенным в договоре водопользования днем внесения такой платы.
За забор (изъятие) водных ресурсов в объеме, превышающем установленный Договором, водопользователь обязан уплатить штраф в пятикратном размере ставки платы за пользование водным объектом.
Рассматривая установленную ст. 18 Водного кодекса финансовую ответственность за превышение установленного Договором объема изъятия водных ресурсов, целесообразно отметить следующее. Увеличение размера платы за превышение установленного объема водопользования имеет давнюю историю. Напомним, что похожая норма впервые стала применяться после ведения в действие Федерального закона "О плате за пользование водными объектами", которым предусматривалось, что при заборе или сбросе воды сверх установленных лимитов ставки платы для плательщика в части такого превышения увеличиваются в пять раз. Эта норма действовала вплоть до отмены этого Закона в связи с введением главы 25.2 НК РФ.
В соответствии с главой 25.2 НК РФ при превышении установленных лимитов забора воды налоговые ставки применяются в пятикратном размере. При этом в случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов они определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового лимита. По мнению многих экспертов, в данном случае не учитывается специфика водопользования многих промышленных предприятий, так как объемы водопотребления у них тесно связаны с особенностями производства.
Эта норма НК РФ была более жесткой по сравнению с Федеральным законом "О плате за пользование водными объектами", в соответствии с которым повышенные ставки применялись за забор воды сверх месячных или годовых установленных лимитов. Иными словами, в случае установления водопользователю годовых лимитов правомерность применения повышенных ставок обуславливалась необходимостью дождаться окончания года, когда можно было определить, имело ли место превышение установленного лимита. Таким образом, налоговые органы были не вправе обязать водопользователя самостоятельно разбивать годовой лимит помесячно или поквартально.
В связи с вышеизложенным хозяйствующим субъектам необходимо учитывать все сезонные и иные особенности своих производств и технологий, связанных с водопотреблением, при заключении Договоров согласно нормам нового Водного кодекса с целью недопущения большего изъятия водных ресурсов по сравнению с объемом, зафиксированным в соответствующем Договоре.
* * *
В части 2 ст. 20 Водного кодекса приводятся принципы установления платы за водопользование.
Такой принцип, как стимулирование экономного использования водных ресурсов, а также охраны водных объектов, должен, видимо, означать, что уровень платы за пользование водными объектами должен быть достаточно высоким, так как просто уговорами водопользователей не убедить в необходимости обеспечить рациональное использование водных объектов и их должную охрану.
По мнению председателя Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды В.П. Орлова, вода как самый потребляемый природный ресурс является в настоящее время практически бесплатным для того водопользователя, кто продает воду. В то же время этот ресурс имеет достаточно высокую цену для конечного потребителя. Однако деньги этого потребителя не поступают в государственный бюджет, так как уходят разным коммерческим структурам, которые не участвуют в финансировании водного фонда. Так, от водного налога в 2005 году бюджет получил 12 млрд руб., из этой суммы 9 млрд руб. были направлены на поддержание водного хозяйства. В.П. Орлов считает, что это очень мало: для реального улучшения ситуации необходимо осуществлять финансирование водного хозяйства в объеме 50-60 млрд руб. Но увеличить в пять раз водный налог или плату за водопользование в настоящее время невозможно, ввиду того что это приведет к резкому удорожанию стоимости коммунальных услуг. И в самом богатом водой государстве вода станет дороже нефти и бензина. Читателям журнала следует также иметь в виду, что в хозяйственный оборот вовлечено всего 2% водных ресурсов. Поэтому эти 2%, какая бы высокая плата за них ни была, не могут окупить содержание остальных 98% водных ресурсов, которые являются огромным резервом Российской Федерации на будущее.
* * *
Далее рассмотрим такой принцип установления платы, как дифференциация ставок платы за пользование водными объектами в зависимости от речного бассейна.
Осуществление на практике этого принципа имеет большое значение для экономики страны, так как в Российской Федерации огромное число водных объектов располагаются в различных эколого-географических условиях и отличаются как по составу водных ресурсов, так и по их объему (стоку). При этом климатические и природно-географические особенности территорий определяют также различия и по условиям водообеспечения. Так, ряд регионов страны относится к территориям средней водообеспеченности (Центр, Урал, юг Западной Сибири, Восточная Сибирь), а ряд - к территориям низкой водообеспеченности (Ставрополье, Заволжье, нижнее Поволжье, отдельные районы Западной Сибири, Забайкалье, центральная Якутия).
При разработке ставок платы за пользование водными объектами в зависимости от речного бассейна будет, видимо, учтен опыт применения ныне действующей главы 25.2 НК РФ, а также опыт исчисления платы за пользование водными объектами, которая ранее взималась с водопользователей на основании Федерального закона "О плате за пользование водными объектами".
Напомним, что утвержденные главой 25.2 НК РФ налоговые ставки определены исходя из принципов экономического регулирования, использования, восстановления и охраны разных водных объектов. Поскольку для каждого экономического района условия водопользования различны, то налоговые ставки были дифференцированы в зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков водных объектов по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам.
Реализация этого подхода выразилась, в частности, в том, что по бассейнам одних и тех же водных объектов установлены разные налоговые ставки. Например, река Волга протекает по территории семи экономических районов, в которых применяются четыре разные ставки по бассейну этой реки при исчислении водного налога. То же касается реки Дон (четыре экономических района - четыре ставки налога) и ряда других водных объектов.
Таким образом, при пользовании водными объектами, расположенными в разных субъектах Российской Федерации и входящими составной частью в бассейн какой-либо одной реки (по которому установлены ставки), водопользователь в настоящее время обязан исчислить налог с применением разных налоговых ставок.
До введения в действие главы 25.2 НК РФ ставки платы утверждались постановлениями Правительства РФ, сначала - постановлением от 22.07.1998 N 818 "Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам", а затем - одноименным постановлением от 28.11.2001 N 826, в соответствии с которым ставки платы устанавливались следующим образом.
За забор воды дифференциация ставок была установлена по четырем позициям:
1) по экономическим районам;
2) по бассейнам рек и озер;
3) по поверхностным водным объектам;
4) по подземным водным объектам.
За сброс сточных вод ставки дифференцировались по двум позициям:
1) по экономическим районам;
2) по бассейнам рек и озер.
За использование водных объектов для целей энергетики и сплава древесины дифференциация ставок была по бассейнам рек, морей и озер.
При использовании акватории поверхностных водных объектов ставки дифференцировались только по экономическим районам.
Какие другие дополнительные критерии (факторы) следует учесть, по нашему мнению, при определении размеров ставок платы с учетом их геологических, географических и иных особенностей? Во-первых, целесообразно учитывать значительные различия при пользовании подземными и поверхностными водными объектами. Специфической особенностью подземных вод как одного из видов природных ресурсов является их двойственный характер. С одной стороны, это подвижное полезное ископаемое, находящееся в недрах и извлекаемое из них, с другой - часть общих водных ресурсов. Такой двойственный характер подземных вод определяет особенности государственного управления этими ресурсами (тесное взаимодействие геологической и водной служб). Эти особенности должны приниматься во внимание и при введении новой системы платежей за водопользование.
С другой стороны, ранее при введении платы за забор воды размер платы в основном определялся исходя из затратной концепции, то есть из размера затрат, необходимых для подготовки водных ресурсов к эксплуатации и для поддержания их в надлежащем состоянии. Такой подход сохранился и при введении водного налога. Но это не позволяет выявить реальную экономическую ценность месторождений вод в зависимости от их качества и расположения. При экономической оценке этих ресурсов читателям журнала необходимо иметь в виду, что запасы подземных вод ограничены (в отличие от поверхностных водных объектов) во многих регионах, где проблема приращения общего объема запасов воды пока неактуальна.
В то же время и поверхностные водные объекты интенсивно истощаются в результате антропогенного загрязнения, поэтому возникает возможность выбытия из хозяйственного оборота источников чистой воды. Это связано, в свою очередь, с ростом издержек производства на очистку, фильтрацию, обеззараживание и другие работы по доведению воды до установленного качества для безопасного потребления. При данных обстоятельствах предприятия, использующие подземные источники, оказываются в более благоприятных экономических условиях, чем потребители более загрязненных поверхностных вод.
Введение ставок платы, учитывающих вышеуказанные особенности, будет экономически обоснованно и перспективно, учитывая, что в целом на территории Российской Федерации выявлено более четырех тысяч месторождений и участков питьевых и технических подземных вод, эксплуатационные запасы по которым составляют свыше 30 куб.км. в год, при этом около 95% оцененных запасов предназначено для хозяйственно-питьевого водоснабжения.
В настоящее время вся система экономических показателей водопользования существенно искажена, поскольку не учитывает, например, затраты на очистку забираемой из водоисточников загрязненной воды, лечение людей, потребляющих некачественную питьевую воду. Реализация вышеуказанного подхода к корректировке платежей заставит организации более бережно относиться к водным ресурсам.
Наилучший способ заключается в том, чтобы создать условия для экономической заинтересованности водопользователей. Главное условие для этого - введение в действие такого хозяйственного механизма водопользования, который будет обеспечивать согласование интересов всех участников водных отношений. Чем быстрее будет осуществляться внедрение этого механизма, тем быстрее государство сможет освободиться от необходимости поддерживать водохозяйственную инфраструктуру и выделять значительные бюджетные средства на водохозяйственную и водоохранную деятельность.
* * *
Следующий принцип установления платы, предусмотренный ст. 20 Водного кодекса, - это равномерность поступления платы за пользование водными объектами в течение календарного года. Если в данном случае имеется в виду перечисление платы в одном размере (то есть равными долями) в каждом из отчетных периодов, то обеспечить это на практике будет затруднительно. Так, установление всем водопользователям единого отчетного периода для внесения платы не означает, что даже от одного водопользователя плата будет поступать в одинаковом размере в первом, втором и других периодах. Ведь в течение календарного года объемы забора воды и другие виды использования водных объектов могут существенно различаться, поскольку у многих хозяйствующих субъектов деятельность носит цикличный характер. Кроме того, у промышленных организаций нередко в течение года меняются ассортимент и объемы выпускаемой продукции, что отражается на уровне затрат по электроэнергии, по расходу воды и т.д. И если плата будет вноситься за фактическое водопользование (как это происходит в настоящее время), то ее размер с учетом этих объективных обстоятельств будет существенно колебаться.
В этой связи важно обеспечить надлежащий учет фактического забора и потребления воды. В настоящее время для определения налоговой базы объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.
В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды устанавливается исходя из времени работы и производительности технических средств. К первичным документам по определению объема по забору воды из поверхностных и подземных источников (и дальнейшему ее использованию, включая отпуск воды другим потребителям) относятся:
- журналы первичного учета использования воды, а именно: форма N ПОД-11 "Журнал учета водопотребления (водоотведения) водоизмерительными приборами и средствами"; форма N ПОД-12 "Журнал учета водопотребления (водоотведения) косвенными методами"; форма N ПОД-13 "Журнал учета качества сбрасываемых сточных вод";
- журнал учета работы технологического оборудования;
- договоры на отпуск питьевой воды и приема сточных вод;
- форма государственной статистической отчетности по забору воды и сбросу сточных вод N 2-ТП (водхоз) "Сведения об использовании воды".
Таким образом, фактический объем забранной воды проверяется по данным журнала учета забора воды, который должен вестись на предприятии ежедневно, на основании данных водоизмерительных приборов, а в случае отсутствия такого учета объем забранной воды рассчитывается исходя из времени работы и производительности технологического оборудования, объема выпускаемой продукции, норм водопотребления, суммарного расхода электроэнергии либо другими косвенными методами.
С целью более точного установления размера платы вышеуказанные способы установления объема потребляемых водных ресурсов могут быть методологически уточнены исходя из особенностей различных отраслей, производств и технологий в соответствующих нормативно-правовых актах.
Согласно части 3 ст. 20 Водного кодекса ставки платы, а также порядок расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Обратим внимание читателей журнала на то, что в ст. 20 Водного кодекса не содержится указания на то, что плата должна взиматься только за фактическое водопотребление и иные виды фактического использования водных объектов. Из этого следует, что вышеуказанными органами должен быть установлен такой порядок, при котором внесение платы будет осуществляться в течение календарного года в виде регулярных плановых платежей. Затем, по истечении года, плата будет пересчитываться исходя из фактического водопользования. Однако реализация такого подхода неоправданно усложнит, по нашему мнению, механизм исчисления этой платы.
Тем не менее из содержания части 3 ст. 20 Водного кодекса следует, что в отношении одного и того же вида водопользования не только могут быть установлены разные ставки платы, но и существенным образом может различаться сам порядок исчисления этой платы.
* * *
В заключение, рассматривая в целом возможные подходы к введению нового порядка платы за водопользование, целесообразно отметить следующее.
Очевиден тот факт, что водные ресурсы являются одними из стратегических ресурсов. Поэтому в рыночных условиях оценка водных ресурсов должна отражать не только экономическую значимость соответствующих водных объектов и выгоду от их эксплуатации, но и множество других эколого-географических факторов.
Водный фонд Российской Федерации, а также водохозяйственный комплекс, представленный совокупностью водохозяйственных систем и сооружений, имеют важнейшее значение для развития отечественной экономики.
Решение проблем устойчивого финансирования водохозяйственной деятельности, адаптированной к рыночным условиям, а также институциональное и организационное обеспечение функционирования регулируемого рынка водохозяйственных услуг как на федеральном, так и на региональном уровне напрямую связано с созданием и функционированием эффективной системы платежей за пользование водными объектами.
В.В. Петрунин,
государственный советник Российской Федерации 3 класса
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 9, сентябрь 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Следует отметить, что не все виды пользования акваторией являются платными согласно НК РФ. Так, водный налог не уплачивается при использовании акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также при осуществлении такой деятельности на водных объектах; при проведении государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ; при размещении и строительстве гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1