Ликвидация недействующих юридических лиц
В настоящее время на учете в налоговых органах г. Москвы состоят десятки тысяч предприятий, не ликвидированные в установленном порядке, которые в нарушение действующего законодательства не представляют бухгалтерскую и иную налогового отчетность и не ведут хозяйственную деятельность, но при этом обладают юридической правоспособностью.
Такие предприятия по заявлениям налогового органа ликвидируются судебным порядком через банкротство по процедуре отсутствующего должника.
Анализ ст. 227, 230 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" N 127-ФЗ от 16.10.2002 г. (далее - Закон о банкротстве) позволяет выявить следующие предусмотренные законом критерии, при наличии которых можно сделать вывод о том, что организация является отсутствующим должником:
руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, - отсутствует или установить место его нахождения не представляется возможным;
имущество должника - юридического лица - заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве;
если в течение последних двенадцати месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.
С формальной точки зрения любое юридическое лицо, прекратившее ведение хозяйственной деятельности, подпадает под приведенные выше критерии и при наличии задолженности по денежным обязательствам или по уплате обязательных платежей в размере, к примеру, 5-10 рублей подлежит ликвидации в судебном порядке в рамках дела о несостоятельности (банкротстве).
При этом государство выделяет денежные средства на проведение соответствующих платежей. Складывается ситуация, при которой государству, чтобы списать задолженность перед бюджетом отсутствующих должников, необходимо расходовать бюджетные средства.
Выделение бюджетных средств на ликвидацию юридических лиц должно иметь под собой экономическое обоснование. Однако судебные издержки по делу о банкротстве отсутствующего должника по различным оценкам могут достигать порядка 60 000 рублей. В эту сумму входит единовременное вознаграждение конкурсного управляющего в размере 10 000 руб., затраты на обязательное опубликование в "Российской газете" сведений, предусмотренных ст. 28 Закона о банкротстве, возмещение расходов конкурсного управляющего, трудозатраты судов, налоговых органов.
К вопросу обоснованности расходования бюджетных средств можно привести следующие данные: за период с 01.01.06 по 01.06.06 в Арбитражный суд города Москвы поступило около 8000 дел по заявлению Федеральной налоговой службы о признании банкротом по упрощенной процедуре отсутствующих должников.
Был проведен анализ размера задолженности отсутствующих должников перед бюджетом: задолженность до 15 000 руб. - 29% дел, от 15 000 до 60 000 руб. - 17%, от 60 000 до 100 000 руб. - 11%, свыше 100 000 руб. - 43%.
Всего за первое полугодие 2006 года в Арбитражный суд города Москвы поступило 11 000 дел отсутствующих должников.
Но является ли банкротство отсутствующего должника единственным юридически обоснованным и экономически целесообразным способом исключения юридического лица, фактически прекратившего ведение хозяйственной деятельности, из Единого государственного реестра юридических лиц?
Налоговый орган как орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, наделен правом, исключать недействующих юридических лиц из Единого государственного реестра юридических лиц (далее ЕГРЮЛ).
Условия для реализации данного права установлены в ст. 21.3 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ (далее - Закон о регистрации).
Согласно положениям п. 1 данной статьи налоговый орган в административном порядке вправе исключить юридическое лицо из ЕГРЮЛ, если оно обладает признаками недействующего юридического лица.
Закон устанавливает формальные признаки юридического лица, прекратившего свою деятельность (недействующего юридического лица). Таких признаков два, при этом данные признаки должны присутствовать в течение 12 месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, причем одновременно:
непредставление документов отчетности, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
отсутствие операций хотя бы по одному банковскому счету организации.
Эти два признака отражены в Информационном письме Президиума ВАС РФ "О некоторых особенностях, связанных с применением статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 17.01.2006 г. N 100".
Кроме того, в данном Информационном письме указано, что при рассмотрении вопроса о принятии заявления налогового органа о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке или о признании юридического лица банкротом судам необходимо проверять, не является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа. Соблюдение указанного порядка не проверяется, если в силу закона к юридическому лицу не может применяться процедура исключения из реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.
Представляется, что при наличии задолженности перед бюджетом, но при одновременном отсутствии активов у недействующего должника либо при незначительном их размере, несопоставимом даже с объемом затрат на процедуру ликвидации, возбуждение в арбитражном суде дела о принудительной ликвидации недействующего юридического лица как отсутствующего должника с экономической точки зрения нецелесообразно.
Вопрос о списании долгов перед бюджетом может быть разрешен под контролем финансового, а не судебного органа. И только лишь при наличии заявления хозяйствующего субъекта, а не уполномоченного лица, возможно применение к недействующему юридическому лицу судебной процедуры в порядке банкротства отсутствующего должника.
Наличие активов у недействующего юридического лица при задолженности перед бюджетом и при отсутствии заявлений других лиц не должно препятствовать ликвидации в административном порядке в соответствии со ст. 21.1 Закона о регистрации.
Решение о предстоящем исключении подлежит опубликованию в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Такие заявления могут быть направлены в срок не позднее трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке, то есть в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.
Стоит отметить, что ст. 21.1 в указанной редакции является практически недействующей и тем более не разрешает основной проблемы - исключения многих тысяч юридических лиц, прекративших свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц, поскольку, как уже было ранее отмечено, наличие у организации задолженности в размере даже 5-10 руб. будет являться формальным основанием для ликвидации должника в рамках дела о несостоятельности (банкротстве).
Думается, что ликвидация отсутствующего должника исключительно в судебном порядке, как это сейчас происходит на практике, не способствует рациональному расходованию бюджетных средств. Кроме того, учитывая объемы работ (только в г. Москве в 2006 г. планируется подача заявлений о признании банкротами порядка 14 000 отсутствующих должников), наивно было бы рассчитывать на достижение целей указанного механизма, на тщательный контроль за ходом процедуры конкурсного производства со стороны арбитражного суда.
При помощи элементарной арифметики (примерная нагрузка на одного судью - порядка 50 судебных заседаний в день без учета иных дел, находящихся в производстве) можно сделать вывод о том, что рассмотрение дела о банкротстве отсутствующего должника будет в высшей степени формализовано и, в свою очередь, не оградит от неизбежных ошибок.
К сожалению, без внесения соответствующих поправок в действующее законодательство адекватный выход из сложившейся ситуации, по мнению автора, не усматривается.
Баланс между административным и судебным порядком ликвидации недействующих (отсутствующих) юридических лиц может быть достигнут, в частности, путем указания в законе на такие критерии, как размер задолженности по обязательным платежам в бюджет, прохождение организацией перерегистрации в установленном порядке.
К примеру, недействующее юридическое лицо, соответствующее признакам, предусмотренным в ст. 21.1 Закона о регистрации, размер основной задолженности которого по обязательным платежам не превышает определенной (разумной) суммы, подлежит исключению из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.
При наличии задолженности в размере, превышающем указанную сумму, юридическое лицо подлежит ликвидации в порядке, предусмотренном ст. 227 Закона о банкротстве.
Стоит отметить, что существуют определенные опасения на предмет предоставления регистрирующим органам полномочий по самостоятельному принятию соответствующих решений. Однако не стоит забывать и о том, что указанные решения относятся к разряду ненормативных правовых актов и могут быть обжалованы в установленном законом порядке.
Несомненно, исключение из Единого государственного реестра юридических лиц тысяч и тысяч так называемых "мертвых душ"-организаций, фактически прекративших осуществление хозяйственной деятельности, - будет способствовать появлению большей определенности между субъектами экономической деятельности. Однако достижение указанной цели должно происходить средствами, адекватными как с экономической, так и с юридической точки зрения.
П.А. Марков,
судья Арбитражного суда города Москвы
"Российская юстиция", N 9, сентябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ликвидация недействующих юридических лиц
Автор
П.А. Марков - судья Арбитражного суда города Москвы
"Российская юстиция", 2006, N 9