О вопросе институционализации правового статуса полномочных
представителей Президента РФ в федеральных округах
Как известно, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 года N 849 "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе"*(1) институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в регионах Российской Федерации преобразован в институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах. Конституция России прямо не предусматривает существование института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Полномочие главы государства по назначению и освобождению от должности полномочных представителей Президента Российской Федерации зафиксировано лишь в пункте "к" статьи 83 Конституции России.
Закрепленное в самом общем виде в Основном законе страны полномочие главы государства по назначению своих полномочных представителей образует правовую основу деятельности всех полномочных представителей Президента РФ. Отсутствие конкретизации их правового статуса предоставляет Президенту России возможность самостоятельно решать вопрос о своих полномочных представителях в любых государственных органах и учреждениях, в том числе и в федеральных округах.
Кроме того, по справедливому мнению ряда исследователей, правомочие Президента России по назначению полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах также проистекает и из так называемых подразумеваемых конституционных полномочий главы государства, обнаруживает в себе определенные элементы такого политико-правового явления, как государственная дискреция.*(2)
В соответствии с Положением о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе (далее - Положение о полномочном представителе) полномочные представители Президента РФ в федеральных округах представляют главу государства и обеспечивают в пределах соответствующих федеральных округов реализацию его конституционных полномочий. Срок назначения на должность полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах определяется Президентом России, который, однако, не может превышать срока исполнения полномочий главы государства (4 года). Ему же принадлежит и право освобождения от должности полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Таким образом, фактический срок исполнения полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах своих обязанностей зависит исключительно от усмотрения Президента России.
Положение о полномочном представителе не содержит норм, регламентирующих обязанности, гарантии деятельности, основания ответственности и отстранения от должности полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Данное обстоятельство трудно расценивать однозначно. Причина этого видится не столько в несовершенстве юридической техники акта, сколько в сочетании в современном государственном строительстве России одновременно двух диаметрально противоположных тенденций: централизации и децентрализации публичного управления.
С одной стороны, отсутствие норм, регламентирующих обязанности, гарантии деятельности, основания ответственности и отстранения от должности полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах не позволяет конкретизировать их правовой статус в сравнении с другими федеральными государственными гражданскими служащими, делает чрезмерно уязвимыми от изменения политической ситуации в стране. С другой стороны - предоставляет Президенту России возможность не только самостоятельно, но и оперативно решать вопрос о персоналиях полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах в случае утраты ими доверия главы государства, изменения политических приоритетов и появления новых задач в сфере государственного управления.
Анализ норм Положения о полномочном представителе и иных подзаконных нормативных правовых актов, так или иначе затрагивающих правовой статус полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, фактически свидетельствует о двойственности подчинения последних как главе государства, так и руководителю Администрации Президента Российской Федерации.*(3)
Наблюдающееся сегодня определенное дистанцирование полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах от Президента России и их некоторое переподчинение руководителю Администрации Президента РФ может весьма негативно сказаться на функционировании государственного аппарата, особенно в период политического противостояния и кризиса.
Думается, что отнесение статьей 83 Конституции России к отдельным полномочиям главы государства формирование Администрации Президента РФ и назначение полномочных представителей Президента Российской Федерации предполагает более обособленное положение полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах по отношению к руководителю Администрации Президента России.
В этой связи представляется целесообразным более четко нормативно установить зависимость полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах от главы государства. В частности, в Положении о полномочном представителе указать, что досрочное прекращение исполнения полномочий Президента России, отрешение главы государства от должности влечет за собой освобождение от должности полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, которые при этом могут по соответствующему решению продолжать исполнять свои обязанности лишь временно. Перспективным видится и установление аналогии правовых статусов полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах и Председателя Правительства РФ в части сложения первыми своих полномочий перед вновь избранным главой государства.
В то же время можно с уверенностью утверждать, что на сегодняшний день, во-первых, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах и их аппараты являются более обособленными структурными подразделениями Администрации Президента России, чем были полномочные представители Президента РФ в регионах Российской Федерации и их аппараты; во-вторых, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах наделены более значимыми полномочиями в отношении своих аппаратов, как организационными, так и кадровыми, чем их предшественники, которые фактически полностью были подчинены руководителю Администрации Президента России и не имели возможности формировать свои аппараты.
Следует отметить, что, с точки зрения большинства авторов, закрепление правового статуса полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах нормами подзаконных нормативных актов представляется явно недостаточным, рамочным, не вполне отвечающим их значимости. Сам же институт нуждается в более полном и комплексном регулировании в федеральном и даже конституционном законодательстве.*(4)
Соглашаясь с указанным суждением, выскажем точку зрения о целесообразности принятия Федерального закона "Об административно-территориальных округах Российской Федерации". Его нормы могли бы подробно закрепить не только основные элементы правового статуса полномочных представителей Президента Российской Федерации РФ в федеральных округах, но и принципы построения, структуру системы самих федеральных округов как территориальную сферу их деятельности.
Вместе с тем ошибочно было бы и полностью отказаться от практики издания подзаконных нормативных правовых актов, касающихся отдельных направлений деятельности полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах и детализирующих предлагаемый федеральный закон. В противном случае будут ограничены конституционные права главы государства в области формирования Администрации Президента РФ, Совета Безопасности Российской Федерации, назначения и освобождения полномочных представителей Президента РФ. К тому же Президент России будет фактически лишен возможности оперативной модернизации своего аппарата на межтерриториальном уровне в соответствии с новыми задачами и меняющимися приоритетами.
К.В. Черкасов,
заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин
Поволжского филиала Российской правовой академии
Министерства юстиции Российской Федерации
"Российская юстиция", N 9, сентябрь 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) СЗ РФ. 2000. N 20. Ст. 2112; N 26. Ст. 27-48; N 38. Ст. 37-81; 2001. N 6. Ст. 5-51; 2004. N 15. Ст. 13-95; N 41. Ст. 4021; 2005. N 13. Ст. 11-35.
*(2) См.: Безруков А.В. Проблемы взаимодействия Российской Федерации и ее субъектов в сфере исполнительной власти // Журнал российского права. 2001. N 1. С. 115; Капицын В.М. Государственная дискреция как проблема конституционного права // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 3. С. 2-7; Сахле М.А. Организационные формы взаимодействия Президента Российской Федерации с субъектами Российской Федерации // Законодательство. 1998. N 6. С. 70.
*(3) См., например: Указ Президента Российской Федерации от 25 марта 2004 г. N 400 "Об Администрации Президента Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 13. Ст. 11-88; 2005. N 9. Ст. 709; Указ Президента Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. N 490 "Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 15. Ст. 13-95; N 24. Ст. 23-92; 2005. N 32. Ст. 32-72; Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574 "О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" // СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 118; N 10. Ст. 10-91; N 13. Ст. 13-60; Указ Президента Российской Федерации от 28 мая 2004 г. N 699 "Об утверждении Положения о Государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 22. Ст. 21-47; Указ Президента Российской Федерации от 8 июня 2004 г. N 727 "Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы // СЗ РФ. 2004. N 24. Ст. 23-93; Указ Президента Российской Федерации от 25 июня 2004 г. N 799 "Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по кадровым вопросам и государственным наградам" // СЗ РФ. 2004. N 26. Ст. 26-52.
*(4) См.: Вишнякова В.Г., Андриченко Л.В., Боголюбова С.А., Васильева Л.И., Гравина А.Л., Казанцева Н.М., Конюхова Т.В., Минина Е.Л., Трикоз Е.Н., Чертков А.Н. Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы укрепления государственно-правовых основ // Журнал российского права. 2005. N 2. С. 14; Добрынин Н.М. Новый федерализм. Модель будущего государственного устройства Российской Федерации. Новосибирск, 2003. С. 45, 58; Добрынин Н.М. Новый российский федерализм и конституционная реформа как неизбежность перемен // Журнал российского права. 2004. N 3. С. 10; Иванов Н. Федеративная реформа - 2. Начинается новый этап реформы федеративного устройства России // Эксперт. 2001. N 24. С. 57.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О вопросе институционализации правового статуса полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах
Автор
К.В. Черкасов - заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Поволжского филиала Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации
"Российская юстиция", 2006, N 9