Программисты нашего завода самостоятельно разработали фирменный сайт завода. Теперь его нужно регистрировать. Что такое доменное имя сайта и как осуществляется его регистрация? Как учитываются такие расходы в налоговом и бухгалтерском учете?
Обычно сайт называют словесным именем, которое дает представление о названии организации, ее товарах, услугах и т.д. Доменное имя должно быть уникальным и подлежит правовой защите со стороны государственных органов, что обеспечивается его регистрацией.
Порядок регистрации зависит от вида имени. Чаще всего встречается доменное имя типа "имя". ru (например, 1С.ru). Это домен второго уровня в интернет-зоне России (.ru).
В России регистрацией доменных имен в зоне RU с 1 января 2005 г. занимается автономная некоммерческая организация "Региональный сетевой информационный центр" (АНО "РСИЦ").
Чтобы зарегистрировать домен второго уровня, нужно подать заявку в АНО "РСИЦ" и указать в ней: предполагаемое имя сайта; организацию-администратора домена и ее официальные реквизиты (адрес, телефоны, e-mail и т.д.); имена и IP-адреса DSN-серверов домена; представителей организации, ответственных за функционирование домена.
Проверив уникальность доменного имени, работоспособность серверов, регистратор закрепит это имя за подателем заявки. Оплата регистрации домена обеспечивает хранение информации о зарегистрированном домене в базе данных на протяжении учетного периода (как правило, одного календарного года). После его окончания регистрация может быть продлена на следующий год.
Если WWW-сайт создается в домене более низкого уровня, чем второй (например, "имя"."имя".ru), то регистрировать его в зоне ответственности АНО "РСИЦ" нет необходимости. Нужно будет всего лишь согласовать доменное имя сайта с организатором домена более высокого уровня, т.е. с тем, кому принадлежит в названии первое "имя".
Хотя правовая природа домена близка к природе товарного знака, все же он не представляет собой продукт интеллектуальной деятельности. Основная его цель - установление отличия разных областей информационного пространства в Интернете.
В связи с регистрацией доменного имени у организации возникают следующие расходы:
- ежегодные платежи за регистрацию домена (порядка 20 долл. США в год без учета НДС);
- ежегодные расходы по приобретению электронного сертификата - ключа, с помощью которого кодируется от несанкционированного доступа третьих лиц передаваемая по сети информация. Это обычно требуется, когда через сайт осуществляются денежные расчеты.
Существуют две точки зрения относительно порядка учета расходов на регистрацию домена в зависимости от того, как учтены расходы на создание самого сайта (в качестве НМА либо в составе рекламных расходов).
1. Регистрация доменного имени производится одновременно с созданием сайта, исключительные права на который принадлежат организации. Тогда данные расходы связаны с созданием НМА. В этом случае по бухгалтерским правилам они включаются в первоначальную его стоимость (пункты 6 и 7 ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов"). Такую точку зрения поддерживает и Минфин России (см. письмо от 17.07.2003 N 04-02-05/2/37).
В целях исчисления налога на прибыль в первоначальную стоимость нематериального актива включаются затраты на приведение его в состояние, пригодное для использования (подп. 6 п. 3 ст. 257 НК РФ). Затем через амортизацию и в бухгалтерском, и в налоговом учете эти расходы будут списаны в течение периода эксплуатации сайта.
2. Расходы по регистрации доменного имени осуществлены после ввода сайта в эксплуатацию. В таком случае изменение первоначальной стоимости НМА невозможно (пункты 8 и 12 ПБУ 14/2000).
Тогда такие расходы можно отнести к расходам по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99 "Расходы организации"). Такую точку зрения можно найти в письме Минфина России от 26.03.2002 N 16-00-14/107 "Об учете расходов на регистрацию доменного имени".
Для целей исчисления налога на прибыль расходы по регистрации доменного имени в этом случае можно отнести к прочим расходам, связанным с производством и реализацией в качестве расходов на услуги информационных систем (СВИФТа, Интернета и других аналогичных систем) согласно подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ либо в составе прочих косвенных расходов (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Однако, по мнению налоговых органов, расходы налогоплательщика по оплате места в сети Интернет и по продлению срока использования доменного имени будут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль равными долями в течение срока потребления данных расходов (письмо УМНС России по г. Москве от 07.05.2003 N 26-12/25025). Данное требование подкрепляется и новой редакцией п. 1 ст. 272 НК РФ, вступившей в силу с 1 января 2006 г.
Таким образом, для сближения двух видов учета можно учесть регистрационные сборы в бухгалтерском учете в качестве расходов будущих периодов и затем равномерно в бухгалтерском и налоговом учете отнести их на финансовый результат.
Л. Фомичева,
аудитор, член Палаты налоговых консультантов РФ
1 сентября 2006 г.
"ЭЖ Вопрос-Ответ", N 9, сентябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "ЭЖ Вопрос-Ответ"
Ежемесячный журнал для практикующих бухгалтеров, финансовых работников, аудиторов и налоговых консультантов.
Журнал составлен в диалоговом режиме, на основе ответов на вопросы читателей.
На ваши вопросы отвечают ведущие эксперты "АКДИ Экономика и жизнь", специалисты ФНС и Минфина России.
Все ваши вопросы сформированы в тематические рубрики:
- Бухгалтерский учет. Учет различных хозяйственных операций, различных видов имущества, организация документооборота, составление отчетности.
- Налоги. Освещение вопросов, связанных с исчислением и уплатой налогов при всех налоговых режимах.
- Труд и заработная плата. Расчет среднего заработка, выплата компенсаций, заключение трудовых договоров, ведение кадровой документации.
- Право. Сложные вопросы правового обеспечения хозяйственной деятельности, (лицензирование, сертифицирование, ВЭД и другие актуальные темы).
А также рубрика "Личный интерес", где публикуются ответы на вопросы, которые волнуют наших читателей, но не связаны напрямую с их профессиональной деятельностью.
Учредители: ЗАО ИД "Экономическая газета", ООО "ВИКОР МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал перерегистрирован в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N 77-14318 от 10.01.2003
Адрес редакции и издателя: 125319, Москва, ул. Черняховского, д. 16
E-mail: vo@ekonomika.ru