Имущество, являющееся собственностью Российской Федерации, передано по концессионному соглашению и учтено организацией-концессионером на отдельном балансе. Платит ли эта организация налог на имущество?
По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество (объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности (ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях").
К сведению!
Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление), внесенное в совместную деятельность, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета (ст. 374 Налогового кодекса РФ).
Концедентом является Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект РФ, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта РФ, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления, а концессионером - индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица (ст. 5 Закона N 115-ФЗ).
Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности и не закрепленное за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение, находится в государственной или муниципальной казне (статьи 214 и 215 ГК РФ).
Согласно правилам ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях имущество казны Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования учитывается на балансе исполнительного органа государственной власти (местного самоуправления), на который возложены функции управления и распоряжения государственным (муниципальным) имуществом (см. Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н, которая действует с 1 января 2006 г.).
Инструкция N 25н регулирует порядок ведения бухгалтерского учета имущества в бюджетных организациях. Объекты государственной и муниципальной казны отражаются и учитываются на балансе исполнительного органа по управлению имуществом на соответствующих счетах аналитического учета счета 010000000 "Нефинансовые активы".
Следовательно, объекты государственной и муниципальной казны, учитываемые на счете 010000000 в качестве основных средств, впредь до их закрепления в соответствии с Гражданским кодексом РФ за государственными предприятиями и учреждениями в форме оперативного управления или хозяйственного ведения будут являться объектом обложения налогом на имущество организаций у исполнительного органа государственной власти (местного самоуправления), на который возложены функции управления и распоряжения государственным (муниципальным) имуществом.
Вместе с тем учет объекта концессионного соглашения и начисление амортизации этого объекта осуществляется концессионером на отдельном балансе (п. 16 ст. 3 Закона N 115-ФЗ), который организация-концессионер ведет в связи с исполнением обязательств, предусмотренных концессионным соглашением. Имущество, учтенное на отдельном балансе, не может являться объектом обложения налогом на имущество организаций у концессионера и, следовательно, подлежит налогообложению в составе имущества бюджетного учреждения (органа исполнительной власти (муниципального образования), в ведении которого находятся вопросы по управлению государственным имуществом), на балансе которого это имущество учитывается.
Н. Гаврилова,
заместитель начальника отдела имущественных и прочих налогов
Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
1 сентября 2006 г.
"ЭЖ Вопрос-Ответ", N 9, сентябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "ЭЖ Вопрос-Ответ"
Ежемесячный журнал для практикующих бухгалтеров, финансовых работников, аудиторов и налоговых консультантов.
Журнал составлен в диалоговом режиме, на основе ответов на вопросы читателей.
На ваши вопросы отвечают ведущие эксперты "АКДИ Экономика и жизнь", специалисты ФНС и Минфина России.
Все ваши вопросы сформированы в тематические рубрики:
- Бухгалтерский учет. Учет различных хозяйственных операций, различных видов имущества, организация документооборота, составление отчетности.
- Налоги. Освещение вопросов, связанных с исчислением и уплатой налогов при всех налоговых режимах.
- Труд и заработная плата. Расчет среднего заработка, выплата компенсаций, заключение трудовых договоров, ведение кадровой документации.
- Право. Сложные вопросы правового обеспечения хозяйственной деятельности, (лицензирование, сертифицирование, ВЭД и другие актуальные темы).
А также рубрика "Личный интерес", где публикуются ответы на вопросы, которые волнуют наших читателей, но не связаны напрямую с их профессиональной деятельностью.
Учредители: ЗАО ИД "Экономическая газета", ООО "ВИКОР МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал перерегистрирован в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N 77-14318 от 10.01.2003
Адрес редакции и издателя: 125319, Москва, ул. Черняховского, д. 16
E-mail: vo@ekonomika.ru