Способы формирования отчетности в соответствии с МСФО
На основе бухгалтерской отчетности, составленной по российским правилам, можно составить отчетность в соответствии с МСФО. О том, какими способами можно это сделать, вы узнаете из этой статьи. а практике наиболее широко распространены два метода подготовки отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.
1. Формирование финансовой отчетности путем трансформации бухгалтерской отчетности, составленной по российским правилам.
При данном методе показатели МСФО-отчетности формируются на базе показателей отчетности, подготовленной по российским стандартам, скорректированных на величины определенных и оговоренных различий.
2. Отражение фактов хозяйственной деятельности в системе национальных стандартов и по правилам МСФО, т.е. ведение учета по МСФО как самостоятельного вида учета.
Основным признаком метода является то, что каждый факт хозяйственной жизни учитывается как минимум дважды: первый раз - по российским правилам, второй раз - в порядке, предписываемом МСФО. То есть организация обеспечивает ведение учета в соответствии с требованиями международных стандартов наряду с ведением учета на основе национальных стандартов бухгалтерского учета, налогового учета и других видов учета. На практике данный метод принято называть параллельным учетом.
Рассмотрим более подробно основные отличительные признаки и варианты применения каждого из вышеуказанных методов.
Трансформация
Трансформация - процесс составления отчетности в соответствии с МСФО на базе данных отчетности, составленной по российским стандартам, посредством изменения параметров классификации и оценки объектов учета и раскрытия информации о них с целью приведения к международным стандартам. Таким образом, отличительным признаком данного метода можно считать то, что он может быть применен только после составления отчетности по российским правилам.
Метод трансформации при составлении консолидированной отчетности может быть применен двумя принципиально разными способами.
Первый из них предусматривает такую последовательность действий: на первом этапе каждой из организаций, входящих в группу компаний, производится составление индивидуальной отчетности в соответствии с МСФО методом трансформации, а на втором - ее консолидация, т.е. суммирование и корректировка данных для получения консолидированной отчетности, соответствующей МСФО.
Второй способ предусматривает иную логику событий: на первом этапе производится составление консолидированной отчетности по российским правилам, а на втором - реклассификация и реквалификация сводных показателей в соответствии с принципами и правилами МСФО. Основой для трансформации консолидированной отчетности в данном случае является система таблиц, содержащих информацию о составе и порядке формирования показателей отчетности, которые заполняются каждой из организаций, входящих в группу компаний.
Единой методики проведения трансформации российской отчетности в отчетность, соответствующую МСФО, не существует. В каждом конкретном случае на процесс составления отчетности будет влиять значительное число субъективных факторов, среди которых специфика финансово-хозяйственной деятельности, особенности организации бухгалтерского учета и применяемой учетной политики, необходимая степень детализации отчетности, наличие временных, финансовых и человеческих ресурсов и т.п. Тем не менее процесс составления отчетности данным методом можно представить в качестве совокупности более или менее стандартных процедур.
Составление отчетности методом трансформации производится в несколько этапов. Их количество, а также набор процедур, реализуемых на каждом из них, могут быть различны, но в целом принято выделять пять основных.
Первый этап - предварительный, в процессе которого должны быть определены:
- конкретные цели составления отчетности;
- даты составления первой отчетности по МСФО и даты перехода на МСФО;
- валюта отчетности;
- язык отчетности;
- конкретный способ проведения трансформации;
- специалисты, занимающиеся выполнением конкретных процедур.
При формулировании конкретных целей составления отчетности, соответствующей МСФО, целесообразно уточнить состав ее пользователей и задачи, которые планируется решить с ее помощью.
Дело в том, что МСФО определена совокупность показателей, отражение которых в отчетности является обязательным. Раскрытие любых других показателей производится по усмотрению отчитывающейся организации и (или) для удовлетворения дополнительных требований, предъявляемых к отчетности конкретными пользователями.
Так, если отчетность составляется для представления в кредитные организации, более подробному раскрытию подлежат показатели, характеризующие величину заемного капитала и влияющие на расчет показателей ликвидности и т.п. Инвесторов в большей степени заинтересует информация о прибыльности бизнеса в целом или отдельных его составляющих и т.п.
Таким образом, пользователи отчетности во многом определяют состав показателей, подлежащих дополнительному раскрытию в пояснениях к отчетности.
На этом этапе необходимо также определить уровень существенности, поскольку наличие определенных погрешностей при трансформации является неизбежным.
Требования, предъявляемые в отношении порядка перехода к составлению отчетности в соответствии с МСФО, изложены в МСФО 1 "Представление финансовой отчетности"*.
Ключевыми являются следующие понятия: - первая отчетность по МСФО - первая годовая отчетность, составляемая на основе МСФО и полностью им соответствующая;
- дата перехода на МСФО - начало самого раннего периода, за который организация представляет полную сравнительную информацию на базе МСФО для составления первой отчетности по МСФО (наличие такой информации является одним из условий, необходимых для признания отчетности соответствующей МСФО).
Например, организация намерена представить первую финансовую отчетность в соответствии с МСФО за 2006 г. Для этого ей предстоит составить отчетность по МСФО как минимум за один предшествующий год, т.е. за 2005 г., и датой перехода на МСФО в таком случае будет 1 января 2005 г. Составление отчетности по МСФО за большее количество периодов, предшествующих периоду первой отчетности по МСФО, приветствуется. Таким образом, при переходе на составление отчетности по МСФО финансовая отчетность, соответствующая всем международным стандартам, составляется минимум за два отчетных периода.
Выбор валюты отчетности в большинстве случаев определяется тем, в какой валюте осуществляется большинство операций. Однако большое влияние на выбор валюты могут также оказать реальные и потенциальные пользователи отчетности, а также задачи, которые предполагается решить. Последние два фактора в большей степени, чем возможные другие, определяют и выбор языка, на котором отчетность будет составляться.
Выбор способа трансформации производится на базе анализа применяемой системы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности по национальным стандартам во взаимной увязке с целями составления отчетности в соответствии со стандартами международными.
Процесс составления отчетности методом трансформации может быть реализован как собственными силами, так и с привлечением сторонних специалистов. В российской практике более распространенным является вариант, когда трансформация отчетности поручается специализированным организациям, в штате которых есть специалисты необходимой квалификации, поскольку процесс трансформации требует не только теоретических знаний в области международных стандартов, но и определенного опыта практической работы. Если трансформация отчетности будет поручена штатным работникам, т.е. организация будет составлять отчетность собственными силами, дополнительное внимание должно быть уделено выбору программного обеспечения.
Второй этап принято называть рабочим, поскольку он предусматривает выполнение определенного набора действий, связанных с получением компонентов финансовой отчетности на базе имеющихся показателей, сформированных на базе российских правил учета, и их перенос в формы отчетности, соответствующие требованиям МСФО. Практическая реализация настоящего этапа производится в несколько шагов.
Шаг первый: проведение анализа применяемой учетной политики, базирующейся на принципах национальных стандартов, и формирование учетной политики, соответствующей МСФО. Лучше, когда организация, заранее запланировав переход к составлению отчетности по МСФО, разрабатывает учетную политику в целях бухгалтерского учета на основе максимального сближения национальных и международных стандартов.
Шаг второй: разработка формата финансовой отчетности на основе требований, предъявляемых к нему МСФО 1 "Представление финансовой отчетности" в части установления минимума отчетных показателей, подлежащих отражению в финансовой отчетности.
Шаг третий: перенос данных из отечественных бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках в их международные аналоги. На языке профессионалов данная процедура именуется составлением (совершением) трансформационных записей.
Выделяют две разновидности трансформационных записей:
- связанные с изменением квалификации элементов отчетности, предусматривающие реклассификацию, введение новых объектов учета либо исключение объектов, не соответствующих критериям признания по МСФО;
- связанные с изменением оценки объектов (применение требуемых МСФО способов оценки тех или иных объектов, изменение оценки за счет обесценения и т.п.).
Здесь необходимо сделать определенную оговорку.
В специализированной литературе при описании метода трансформации в большинстве случаев используют словосочетание "перенос показателей отчетности", тогда как на самом деле производится перенос не готовых показателей, а отдельных объектов, формирующих соответствующие показатели отчетности.
Поясним сказанное на примере. Для переноса показателя "Основные средства" из российского баланса в его международный аналог требуется произвести все необходимые корректировки в отношении квалификации объектов, например, исключив объекты, не признаваемые по МСФО основными средствами, изменив при необходимости их оценку, скорректировав величину амортизации в соответствии с МСФО и т.п. Информационной базой для такого переноса являются не сами формы отчетности, а данные регистров бухгалтерского учета и (или) первичных учетных документов. Другими словами, перенос каждого конкретного показателя из российской отчетной формы в соответствующую форму МСФО-отчетности предусматривает выполнение ряда корректировок.
Теоретически возможно одновременное составление двух видов трансформационных записей - связанных с изменением классификации элементов и связанных с изменением оценки. Однако практики советуют выполнять перенос данных последовательно в два этапа. Сначала перенести соответствующие показатели из российских регистров, т.е. переписать их в регистры по МСФО, близкие по формальным признакам, без пересчета (изменения оценки показателей). Затем произвести переоценку соответствующих показателей исходя из правил оценки, уставленных международными стандартами. В качестве основного аргумента в пользу поэтапного переноса данных выступает возможность контроля за полным и корректным переносом показателей, что немаловажно для подтверждения достоверности финансовой отчетности.
Технически перенос данных производится путем составления трансформационных таблиц, являющихся основой для составления единой трансформационной таблицы, выполняющей роль "моста" между отчетностью, составленной по российским стандартам бухгалтерского учета (далее - РСБУ), и финансовой отчетностью, соответствующей принципам МСФО.
Параллельно с осуществлением трансформационных записей производится их описание, а также фиксация оценочных суждений и допущений, принятых при трансформации.
Один из вариантов организации трансформационных таблиц приведен ниже.
Таблица 1
N по- правки |
Описание поправки | Обоснование поправки | Величина поправки (тыс. руб.) |
1 | Исключение из состава основных средств объектов, не признаваемых основными средствами |
Порядок квалификации активов в качестве основных средств в МСФО отличен от РСБУ |
1 000 |
2 | Доначисление амортизации по объектам основных средств |
Порядок начисления амортизации, применяемый в соответствии с РСБУ, отличен от порядка, требуемого МСФО |
300 |
Трансформационная модель бухгалтерского баланса по состоянию на
30.06.2006
Наименование статьи |
Сумма до трансфор- мации (тыс. руб.) |
Источник информации |
Величина поправки (из соответст вующей таблицы) |
Сумма после трансформации (тыс. руб.) |
|
Основные средства по первоначальной стоимости |
178 000 | Таблица 1. Поправка 1 |
(1 000) | - | 177 000 |
Амортизация | (24 000) | Таблица 1. Поправка 2 |
- | (300) | (24 300) |
... |
На третьем этапе производится составление остальных форм отчетности, требуемых правилами МСФО, в частности отчета о движении денежных средств и отчета об изменениях капитала, на базе составленных методом трансформации бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Составление отчета о движении денежных средств методом трансформации практически нереализуемо по причине многочисленных принципиальных различий в формате и классификации денежных потоков. По сходным причинам более корректным представляется составление отчета об изменениях капитала непосредственно на базе форм отчетности, составленных по МСФО.
На четвертом этапе производится пересчет показателей отчетности, составленной методом трансформации, в валюту, выбранную в качестве валюты отчетности (трансляция). Правила учета изменения валютных курсов установлены МСФО 21 "Влияние изменений валютных курсов".
На заключительном этапе оформляется полный комплект финансовой отчетности в соответствии с МСФО. Особое внимание на данном этапе уделяют подготовке пояснительных записок. Кроме того, если в качестве языка отчетности был выбран язык, отличный от того языка, на котором составлена финансовая отчетность, на данном этапе производится перевод отчетности на выбранный язык.
Ведение учета в соответствии С МСФО
Принципиальное отличие данного метода от трансформации состоит в организации ведения учета, обеспечивающего формирование всех показателей отчетности, соответствующей МСФО.
Вариантов организации учета в соответствии с требованиями международных стандартов множество, и каждая организация выбирает наиболее приемлемый для нее вариант, исходя из особенностей финансово-хозяйственной деятельности, организационной структуры, применяемого программного обеспечения и т.п.
Например, возможен вариант, при котором на каждом участке бухгалтерского учета производится одновременное отражение каждой хозяйственной операции на счетах российского и международного плана счетов. При этом не предусматривается обязательное наличие двух самостоятельных планов счетов, варианты их организации могут быть различными. Например, может быть использован российский план счетов с введением дополнительных счетов и (или) субсчетов для отражения активов и обязательств, квалификация или оценка которых по МСФО отлична от установленной РСБУ; могут быть разработаны и два автономных плана счетов
- российский (для отражения операций по РСБУ) и международный (для отражения операций по МСФО).
При другом варианте ведение учета по МСФО может быть возложено на специализированное подразделение, которое ведет учет автономно. То есть первичные учетные документы обрабатываются дважды: первый - бухгалтерской службой при ведении учета по РСБУ, второй - при ведении учета по МСФО.
Учет по МСФО может быть организован также путем фиксации отклонений (разниц), обусловленных различиями в квалификации и (или) оценке отдельных объектов по РСБУ и МСФО. Такой способ хорошо знаком российскому бухгалтеру в связи с необходимостью ведения налогового учета.
Вместе с тем в последнее время все большим числом специалистов в качестве возможного способа ведения учета, а значит, и подготовки индивидуальной отчетности в соответствии с принципами МСФО рассматривается такой на первый взгляд очевидный механизм, как учетная политика организации, построенная на основе принципов унификации способов учета РСБУ и МСФО. При этом варианте учет ведется в соответствии с учетной политикой, разработанной с учетом требований и российских, и международных стандартов.
Основой для такого подхода служат следующие аргументы. Во-первых, почти все из действующих сегодня российских стандартов (ПБУ) были разработаны и введены в действие "во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности...".
Таким образом Министерство финансов РФ в издаваемых приказах о введении в действие ПБУ исходит из того, что отчетность, составленная с учетом требований действующих сегодня в Российской Федерации национальных стандартов, составлена с соблюдением основных принципов МСФО.
В ситуациях, когда российское законодательство не содержит прямых норм в отношении каких-либо способов учета, организация может воспользоваться п. 8 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации", которым предусмотрено следующее: если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету.
Учитывая тенденцию сближения национальных стандартов с международными, организация может заимствовать правила из МСФО.
Например, возможно применение норм МСФО 17 "Аренда" для отражения операций по аренде.
И наконец, в п. 4 ст. 13 Закона РФ от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" предусмотрено, что в пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием.
Таким образом, если не представляется возможным достоверно сформировать какой-либо показатель отчетности в соответствии с российскими стандартами, организация вправе воспользоваться положениями Закона и отказаться от применения таких правил, заимствовать правила из МСФО, обосновав свою позицию в пояснительной записке. Например, возможно применение норм МСФО 17 "Аренда" для отражения операций лизинга, учитывая, что нормы национальных стандартов по данному вопросу безнадежно устарели.
К сожалению, для большинства российских бухгалтеров учетная политика продолжает оставаться формальным документом, необходимым для закрепления выбора способа ведения учета в ситуациях, когда право такого выбора закреплено нормативно, либо инструментом "подгонки" правил бухгалтерского учета под требования налогового законодательства. При таком подходе полностью дискредитируется значение учетной политики организации как совокупности способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Итак, независимо от способа организации ведения учета основной характеристикой данного метода составления отчетности является формирование совокупности показателей, соответствующих требованиям МСФО, на базе которых составляется МСФО-отчетность.
В процессе составления финансовой отчетности методом ведения учета, отвечающего требованиям МСФО, также можно выделить определенные этапы.
Процедуры, которые должны быть реализованы на предварительном этапе, идентичны соответствующим процедурам при составлении отчетности методом трансформации. Спецификой этого этапа для данного метода является то, что значительное внимание должно быть уделено выбору программного продукта, поскольку от того, насколько адекватным он будет, будет во многом зависеть возможность оптимизации трудозатрат и обеспечения стабильности информационной системы.
Сущность рабочего этапа составления отчетности рассматриваемым методом состоит именно в его реализации, т.е. ведении учета, формирующего систему показателей финансовой отчетности.
Еще одной особенностью данного метода, отличающего его от метода трансформации, является то, что применение курса валюты, выбранной в качестве валюты отчетности, производится по мере отражения хозяйственных операций, а не в процессе формирования отдельных показателей отчетности.
Процедуры заключительного этапа составления финансовой отчетности рассматриваемым методом аналогичны соответствующим процедурам при применении метода трансформации.
Необходимо заметить, что рассматриваемый метод целесообразно обсуждать только применительно к формированию индивидуальной отчетности. Составление консолидированной отчетности осуществляется путем сбора информации в унифицированных формах (шаблонах), формируемых из данных учета, который, в свою очередь, ведется в соответствии с МСФО.
Факторы, определяющие способ составления отчетности
При выборе способа составления отчетности, соответствующей принципам МСФО, каждой организации следует ответить на ряд ключевых вопросов, часть из которых имеет принципиальное значение вне зависимости от вида составляемой отчетности (консолидированная или индивидуальная), а влияние второй группы вопросов принципиально только для отчетности каждого из указанных видов.
Вне зависимости от того, какую отчетность в соответствии с МСФО планирует начать составлять организация - индивидуальную или консолидированную, ей необходимо определиться с ответами на следующие вопросы.
Кто станет конечным пользователем отчетности, составленной в соответствии с принципами МСФО (поскольку от этого будут зависеть как минимум состав и степень детализации отчетных показателей)?
Какова периодичность составления отчетности, т.е. будет ли достаточным с точки зрения организации и пользователей отчетности совпадение отчетных периодов для отчетности, составляемой на принципах МСФО, и отчетности, составляемой по российским правилам?
Достаточна ли степень аналитичности и точности действующей системы учета и обработки данных?
Каковы имеющиеся кадровые ресурсы, программное обеспечение, степень автоматизации учетных процессов и какую часть имеющихся ресурсов организация считает возможным выделить для перехода на ведение учета и (или) составление отчетности в соответствии с МСФО?
Кроме того, выбор способа формирования отчетности существенным образом зависит от того, какая отчетность составляется - индивидуальная либо консолидированная.
На выбор способа подготовки индивидуальной отчетности по правилам МСФО наиболее значительное влияние оказывают следующие факторы:
Состояние законодательства |
| |
/-----------------------------------------------\ /------------------------------------------------\
| Стабильное законодательство | | Перманентно меняющееся законодательство |
\-----------------------------------------------/ \------------------------------------------------/
| |
/-----------------------------------------------\ /------------------------------------------------\
|Можно применять любые способы подготовки| |Целесообразнее применять метод трансформации|
|индивидуальной отчетности и варианты подготовки| |ввиду нерациональности постоянного изменения|
|консолидированной отчетности | |учетных процессов. |
\-----------------------------------------------/ |Легче изменить алгоритм обеспечения соответствия|
|данных отчетности, чем изменить учетный процесс |
\------------------------------------------------/
Стратегические цели, преследуемые при переходе на составление отчетности по МСФО |
| |
/-----------------------------------------------\ /------------------------------------------------\
|Компания планирует улучшить качество управления| |Компания видит в подготовке отчетности по МСФО|
\-----------------------------------------------/ |способ повысить свой имидж в глазах|
| |пользователей отчетности |
| \------------------------------------------------/
| |
/-----------------------------------------------\ /------------------------------------------------\
|Предпочтительнее параллельное ведение учета по| |Целесообразно выбрать способ трансформации |
|национальным и международным правилам. При этом| \------------------------------------------------/
|возможно на первом этапе использовать способ|
|трансформации для выявления различий в отраже-|
|нии операций по РСБУ и МСФО, а на втором, ис-|
|пользуя накопленный опыт, перейти к параллель-|
|ному ведению учета |
\-----------------------------------------------/
Организация бизнеса в компании |
| |
/-----------------------------------------------\ /------------------------------------------------\
|Бизнес стабилен, компактен, хорошо организован| |Бизнес находится в состоянии реорганизации и|
|и структурирован | |реструктуризации |
\-----------------------------------------------/ \------------------------------------------------/
| |
/-----------------------------------------------\ /------------------------------------------------\
|Могут быть применены оба способа подготовки| |Целесообразнее применять способ трансформации |
|отчетности | \------------------------------------------------/
\-----------------------------------------------/
При выборе способа подготовки консолидированной отчетности по правилам МСФО компания, являющаяся головной в группе компаний, должна ответить для себя на следующие вопросы:
Стратегические цели группы в отношении применения МСФО |
| |
/-----------------------------------------------\ /------------------------------------------------\
|Бизнес в группе интегрирован, и планируется| |Планируется формально выполнить требования|
|улучшить качество управления в группе путем| |законодательства о подготовке консолидированной|
|применения международных правил учета и| |отчетности по правилам МСФО |
|отчетности | \------------------------------------------------/
\-----------------------------------------------/ |
| |
/-----------------------------------------------\ /------------------------------------------------\
|Предпочтительнее параллельное ведение учета по| |Можно использовать оба способа ведения учета в|
|национальным и международным правилам в| |компаниях группы и оба варианта консолидации в|
|компаниях группы с агрегацией учетной| |зависимости от условий хозяйствования |
|информации в целях формирования| \------------------------------------------------/
|консолидированной отчетности. При этом возможно|
|на первом этапе использовать способ|
|трансформации для выявления различий в|
|отражении операций по РСБУ и МСФО, а на втором,|
|используя накопленный опыт, перейти к|
|параллельному ведению учета во всех компаниях|
|группы |
\-----------------------------------------------/
Характеристики группы (структура, количество членов, стабильность состава, цели формирования (инвестиции или совместный бизнес), компактность расположения, виды деятельности членов группы и т.п.) |
| |
/-----------------------------------------------\ /------------------------------------------------\
|Стабильная группа с небольшим количеством| |Группа с большим количеством членов, где обеспе-|
|членов и одинаковыми видами деятельности | |чение параллельного учета во всех компаниях|
\-----------------------------------------------/ |группы становится проблематичным |
| \------------------------------------------------/
| |
/-----------------------------------------------\ /------------------------------------------------\
|Параллельное ведение учета для подготовки| |Целесообразен метод трансформации и вариант|
|индивидуальной отчетности компаниями группы и| |агрегации отчетной информации, при этом не|
|вариант агрегации учетной информации для| |исключена возможность параллельного ведения|
|формирования консолидированной отчетности | |учета у отдельных членов группы с автоматическим|
\-----------------------------------------------/ |формированием ими форм отчетности, предназначен-|
|ных для консолидации |
\------------------------------------------------/
Таким образом, при выборе способа подготовки индивидуальной отчетности и варианта консолидации необходимо руководствоваться целями, которые ставит перед собой компания или группа компаний в отношении подготовки отчетности по МСФО, а также характеристиками компании или группы компаний. На выбор метода составления отчетности существенное влияние может оказать и анализ основных преимуществ и недостатков каждого из методов составления отчетности.
Параллельное ведение учета | Трансформация | ||
Преимущества | Недостатки | Преимущества | Недостатки |
Существенное ускорение процесса формирования отчетности по МСФО, что особенно актуально для последующего составления консолидированной отчет- ности за счет максималь- ного сближения сроков составления отчетности по российским и междуна- родным стандартам |
Процесс постановки требует продолжитель- ного времени, посколь- ку затрагивает боль- шинство организацион- ных вопросов финансо- во-хозяйственной дея- тельности (структурные реорганизации, измене- ние учетных систем и графиков документообо- рота) |
Затратность процесса орга- низации составления отчет- ности во многом определяет- ся уровнем организации бух- галтерского учета по российским правилам, т.е. чем выше уровень аналитич- ности данных, тем менее трудоемким будет процесс трансформации. Кроме того, теоретически применение данного метода предъявляет менее серьезные требования к программному обеспечению |
Низкая оперативность подготовки международ- ной отчетности, поско- льку ее формирование возможно только после составления российской отчетности |
Минимизация риска неточ- ности информации, предс- тавляемой в отчетности, поскольку каждая опера- ция так или иначе отражается в отчетности |
Требует дополнительных финансовых затрат на постановку учета (на программное обеспече- ние, наем персонала соответствующей квали- фикации либо повышение квалификации действую- щих сотрудников) |
Относительно невысокие финансовые затраты на подготовку отчетности; в отличие от расходов на организацию и системное ведение учета, носят во многом периодический характер (в частности, если трансформация проводится сторонними специалистами) |
Потенциально более низкое качество отчет- ности в силу ее под- верженности как мини- мум трем основным рис- кам - риску неполноты, информационному риску (поскольку при состав- лении неизбежными яв- ляются субъективные оценки) и пересчетному риску |
При составлении отчетно- сти по МСФО может быть выбран любой отчетный период вне зависимости от периодичности состав- ления отчетности по российским правилам |
Периодичность состав- ления отчетности по МСФО жестко привязана к отчетным периодам в российской системе бухгалтерского учета, и при необходимости подготовки МСФО отчет- ности за период, отли- чный от установленного организацией для составления отчетности по российским прави- лам, необходимо снача- ла специально соста- вить отчетность отече- ственную, предназначе- нную именно для транс- формации |
Департамент методологии, стандартизации и управления
качеством аудиторскоконсалтинговой фирмы "ЦБА"
"Новая бухгалтерия", выпуск 10, октябрь 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
* Варианты перевода названия МСФО 1 - "Первое применение МСФО", "Первое представление финансовой отчетности в соответствии с требованиями МСФО". В оригинале - "First time adoption of IFRS".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Новая бухгалтерия"
Учредитель ЗАО "ЭЖ МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N ФС77-43744 от 24.01.2011
Адрес редакции и издателя:
125319, Москва,
ул. Черняховского, д. 16