Предприятие оказывает транспортно-экспедиционные услуги. Схема работы следующая.
Предприятие А в Москве принимает груз от поставщиков на свой склад, затем этот груз отправляется получателям в Уфе. При приеме груза предприятие А выписывает квитанцию о приемке груза в 4 экземплярах: 1-й экземпляр квитанции передается поставщику (отправителю груза); 2-й экземпляр остается у предприятия А; два оставшихся экземпляра подкалываются к документам поставщика груза (накладные по форме ТОРГ-12, счета-фактуры, сертификаты) и отправляются в Уфу.
Предприятие А заключает договор перевозки груза и соответственно оплачивает услуги перевозчика. Специфика перевозки груза в Уфе такова, что в одной фуре может "ехать" груз для 15-30 клиентов, т.е. автофура загружена сборным грузом. На основании квитанций о приеме груза составляется сводная ведомость, в которой указываются получатели, отправители, характер груза, количество мест.
В Уфе автофура разгружает весь сборный груз на склад предприятия Б. Данное предприятие оповещает получателей о прибытии груза и выдает груз со склада согласно оформленным в Москве квитанциям. При этом одна квитанция передается получателю груза, а вторая остается у предприятия Б.
Клиенты (отправители или получатели) могут оплачивать экспедиторские услуги как предприятию А, так и предприятию Б. При этом предприятия А и Б не являются владельцами груза, прием и выдача груза происходят не по накладным, а по количеству мест (например, как в багажном отделении железной дороги или на почте).
Как правильно заполнить форму 1-Т:
1. Должна ли эта форма заполняться на каждого клиента отдельно (на основании докладной ТОРГ-12, которая выписана поставщиком груза) или можно оформить только одну ТТН на основании сводной ведомости, составленной предприятием А?
2. Кто в данной ситуации является отправителем и получателем груза, которые должны отражаться в товарном разделе формы 1-Т?
3. Кто в этом случае является заказчиком (плательщиком) по форме 1-Т: тот, кто оплачивает стоимость перевозки; тот, кто платит предприятиям А или Б; или тот, кто покупает товар, который везет перевозчик?
Отношения сторон, связанные с предоставлением услуг по перевозке грузов, регулируются главой 40 "Перевозка" ГК РФ.
Статьей 784 ГК РФ установлено, что перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки, которым определяются условия перевозки грузов. При этом заключение договора перевозки груза подтверждается составлением транспортной накладной (ТТН) (п. 2 ст. 785 ГК РФ).
Для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом предназначена товарно-транспортная накладная (форма 1-Т), утвержденная Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78.
Согласно данному Постановлению применять унифицированную форму 1-Т должны юридические лица, осуществляющие эксплуатацию автотранспортных средств и являющиеся отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом.
В условиях, когда на одном автомобиле одновременно перевозится несколько грузов в адрес одного или нескольких получателей, ТТН должна выписываться на каждую партию грузов и каждому грузополучателю в отдельности.
На наш взгляд, это обязательство не относится к рассматриваемому случаю. Ведь в данной ситуации предприятие А является единственным отправителем груза в адрес одного получателя - предприятия Б.
Поэтому можно говорить о том, что перевозится не несколько грузов, а одна партия груза, сформированная транспортной экспедицией (предприятием А).
Соответственно предприятие А может оформить только одну ТТН на всю партию перевозимого груза. При этом составляется "сводная" ТТН, в которой указывается весь перевозимый груз. В этом случае ТТН будет иметь несколько листов, количество которых должно отражаться в накладной.
На наш взгляд, в товарном разделе ТТН, который согласно Постановлению N 78 служит для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, в графе "Грузоотправитель" должно быть указано предприятие А, а в графе "Грузополучатель" - предприятие Б.
ТТН служит основанием для учета транспортной работы и проведения расчетов с перевозчиком. Транспортный раздел формы 1-Т определяет взаимоотношения заказчиков автотранспорта с организациями - владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов.
В рассматриваемом случае заключает договор перевозки груза и, соответственно, оплачивает услуги перевозчика предприятие А. Поэтому в графе "Плательщик" товарного раздела ТТН и в графе "Заказчик (плательщик)" транспортного раздела накладной должны быть указаны реквизиты предприятия А.
И. Горшкова
1 октября 2006 г.
"Новая бухгалтерия", выпуск 10, октябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Новая бухгалтерия"
Учредитель ЗАО "ЭЖ МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N ФС77-43744 от 24.01.2011
Адрес редакции и издателя:
125319, Москва,
ул. Черняховского, д. 16