Учет расходов на ремонт транспортных средств
Ремонт текущий, средний, капитальный
В зависимости от объема и периодичности выполняемых работ различают три вида ремонта автомобиля: текущий, средний и капитальный.
Основная задача текущего ремонта - профилактическая. Такие ремонты проводят систематически (например, раз в квартал), чтобы предохранить транспортные средства от преждевременного физического износа.
Средний ремонт делается с той же целью, что и текущий: он нужен, чтобы транспортные средства не изнашивались раньше времени. Отличие среднего ремонта от текущего в том, что он проводится реже, как правило, раз в год. При этом в ремонтируемом объекте заменяется часть основных деталей.
Когда двигатель полностью разбирается, базовые и корпусные детали и узлы ремонтируются либо заменяются на более современные, такой ремонт считается капитальным. Насколько часто его нужно делать зависит от того, как интенсивно эксплуатируют данное транспортное средство. Как правило, такой ремонт проводят не чаще одного раза в несколько лет.
Ремонт транспортного средства нужно проводить в соответствии с планом, который заранее разрабатывается с учетом технических характеристик средства, условий его эксплуатации и других причин. В плане нужно расписать, что именно подлежит ремонту, какие запчасти будут заменены, и указать общую сумму расходов. Но следует учитывать, что план составляется исходя из системы планово-предупредительного ремонта, утвержденной приказом или распоряжением руководителя организации. Эта система должна определять порядок обслуживания транспортных средств, проведение их текущего, среднего, капитального ремонта.
План ремонта должен быть утвержден приказом или распоряжением руководителя организации.
Когда транспортное средство ставится на капитальный ремонт, его инвентарную карточку в картотеке перекладывают в группу "Основные средства в ремонте".
Принимая транспортное средство из ремонтной мастерской, необходимо составить акт приемки-передачи по форме N ОС-3, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств". В нем указываются все детали и узлы, которые были восстановлены или заменены.
Любой ремонт делается с одной целью: поддержать транспортные средства в рабочем состоянии. При этом ни текущий, ни средний, ни даже капитальный ремонт никак не улучшают технических характеристик, не изменяют назначения и не придают новых качеств отремонтированным транспортным средствам. Если же это происходит, то речь идет уже не о ремонте, а о достройке, дооборудовании, модернизации и реконструкции объекта. Например, замена в "Волге" заводского двигателя на "мерседесовский" - это все же не капитальный ремонт, а модернизация со всеми вытекающими отсюда налоговыми последствиями.
Это важно помнить, ведь затраты на проведение модернизации транспортных средств следует включать в первоначальную стоимость улучшенных объектов. Такое правило действует и в бухгалтерском (п. 14 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н), и в налоговом учете (п. 2 ст. 257 Налогового кодекса Российской Федерации). Расходы на ремонт первоначальную стоимость транспортных средств не изменяют.
Отражение расходов на ремонт в бухгалтерском и налоговом учете
Затраты на ремонт транспортных средств отражаются в том отчетном периоде, когда эти затраты были произведены. Как отражать в учете расходы на ремонт, зависит от того, как он проводился. Ведь отремонтировать транспортное средство организация может своими силами или же привлечь специализированную организацию. В этом случае основанием для проводок в бухгалтерском учете будут:
акт выполненных работ или заказ-наряд от автосервиса, подтверждающий факт проведения ремонта;
счет-фактура от автосервиса, в котором указана сумма НДС, что позволяет обоснованно возместить ее из бюджета;
платежные документы (платежное поручение, квитанция к приходному кассовому ордеру, расходный кассовый ордер, авансовый отчет, чек ККМ), подтверждающие факт оплаты услуг автосервиса и стоимости запасных частей.
Пример. В июне 2004 г. ООО "Салют" решило отремонтировать грузовой автомобиль. Для этого оно обратилось в автосервис. Стоимость работ составила 11 800 руб., в том числе НДС - 1800 руб. В бухгалтерском учете ООО "Салют" были сделаны следующие проводки:
Д 25 - К 60 - 10000 руб. - отражена задолженность за выполненные ремонтные работы;
Д 19, субсчет 3 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам" - К 60 - 1800 руб. - учтена сумма НДС по ремонтным работам;
Д 60 - К 51 - 11800 руб. - погашена задолженность перед автосервисом;
Д 68, субсчет "Расчеты по НДС" - К 19-3 - 1800 руб. - предъявлена к налоговому вычету сумма НДС;
Д 20 - К 25 - 10000 руб. - включены в себестоимость отчетного периода затраты на ремонт автомобиля.
Организация имеет право на вычет суммы НДС по ремонту транспортного средства, выполненного сторонней организацией, только в том случае, если это транспортное средство используется для осуществления деятельности, облагаемой НДС. Вычет может проводиться при условии, что:
имеется счет-фактура, выставленный организацией, осуществившей ремонт;
подписан двусторонний акт выполненных ремонтных работ;
оплачены услуги сторонней организации;
выделена в платежном документе отдельной строкой сумма НДС.
В противном случае сумма НДС по ремонтным работам к вычету не принимается, а учитывается в стоимости ремонта.
Существует еще один случай, когда сумма "входного" НДС по ремонтным работам не может быть предъявлена к налоговому вычету: когда расходы по ремонту транспортного средства возмещаются страховой компанией (письмо УМНС России по г. Москве от 12 февраля 2004 г. N 24-11/8704).
Если же ремонт проводится хозяйственным способом, т.е. силами самой организации, то первичными документами, на основании которых делаются в учете записи, будут:
накладная на отпуск от организации-поставщика запасных частей;
смета ремонтных работ;
дефектная ведомость ремонта транспортного средства;
акт приема выполненных работ;
акт о списании израсходованных запчастей и т.д.
Эти документы необходимы для экономического обоснования расходов на ремонт.
Вычет НДС по запчастям и агрегатам, которые используются для ремонта транспортного средства, осуществляется в общеустановленном порядке по мере их оприходования и оплаты, независимо от того, когда фактически будет выполняться ремонт. Это делается при условии, что выполнены все требования ст. 171 НК РФ.
Пример. В 2003 г. ООО "Кузнец" отремонтировало легковой автомобиль собственными силами. Для этого со склада были выданы запчасти на сумму 5 480 руб. (без НДС).
Затраты на выплату заработной платы работникам за проведение ремонта составили 2000 руб. Сумма начисленного единого социального налога (ЕСН) равна 720 руб.
В бухгалтерском учете ООО "Кузнец" были сделаны следующие проводки:
Д 25 - К 10, субсчет 5 "Запасные части" - 5480 руб. - списаны запчасти на проведение ремонта;
Д 25 - К 70 - 2000 руб. - начислена заработная плата за проведение ремонта;
Д 25 - К 68, 69 - 720 руб. - начислена сумма ЕСН;
Д 20 - К 25 - 8 200 руб. (5 480 руб. + 2 000 руб. + 720 руб.) - включены в себестоимость продукции затраты на ремонт легкового автомобиля.
Расходы на ремонт основных средств в налоговом учете относятся к прочим расходам и уменьшают налогооблагаемую прибыль в полном объеме в том отчетном периоде, в котором были осуществлены (п. 1 ст. 260 НК РФ). Причем в регистрах налогового учета организация должна сгруппировать расходы на ремонт транспортных средств по отдельным элементам, например, по стоимости запасных частей и материалов, расходам на оплату труда рабочих-ремонтников, услугам сторонних организаций (ст. 324 НК РФ).
При налогообложении прибыли можно учесть и расходы по арендованным транспортным средствам. Но здесь необходимо соблюсти два условия. Во-первых, в договоре с арендодателем должно быть указано, что он не будет возмещать арендатору средства, истраченные на подобные резервы. А во-вторых, в налоговом учете у арендодателя отремонтированные транспортные средства должны числиться в составе амортизируемого имущества.
При расчете налогооблагаемой прибыли можно взять данные о расходах по ремонту транспортных средств из бухгалтерского учета. Однако нужно иметь в виду, что использовать эти данные имеет смысл только тем организациям, которые принимают материалы к бухгалтерскому учету по той же стоимости, что и для целей налогообложения.
Все сказанное касается лишь тех случаев, когда транспортные средства используются в производственной деятельности организации. А если эти средства используются в обслуживающих производствах и хозяйствах?
Налоговая база по деятельности обслуживающих производств и хозяйств формируется налогоплательщиком отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности (ст. 275 НК РФ). Расходы на ремонт транспортных средств в этом случае должны учитываться в отдельной налоговой базе, которая включает доходы и расходы обслуживающих производств и хозяйств (письмо Минфина России от 7 октября 2003 г. N 04-02-05/3/75).
Если ремонт транспортных средств проводится неравномерно в течение года, то организация может учитывать расходы на него сначала на счете 97 "Расходы будущих периодов", а затем равномерно списывать на текущие расходы. Порядок списания расходов будущих периодов организация должна установить самостоятельно и закрепить в своей учетной политике в целях бухгалтерского учета.
На наш взгляд, этот способ учета расходов на ремонт только усложнит работу бухгалтера, так как в налоговом учете расходы на ремонт в полном объеме включатся в расходы текущего отчетного периода. Различный порядок учета этих расходов приведет к тому, что в бухгалтерском учете образуются налогооблагаемые временные разницы, на основании которых необходимо будет формировать отложенное налоговое обязательство в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02, утвержденным приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. N 114н.
Создание резерва предстоящих расходов на ремонт транспортных средств
Создавать резерв на ремонт основных средств как в бухгалтерском, так и в налоговом учете организация может только в том случае, если его создание предусмотрено учетной политикой организации.
Резерв в бухгалтерском учете
Чтобы равномерно списать затраты на ремонт транспортных средств на расходы, организация может создать для этого специальный резерв - резерв на ремонт основных средств.
В бухгалтерском учете его можно сформировать на основании п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н. Основанием для формирования резерва являются:
дефектные ведомости, в которых обосновывается необходимость проведения ремонтных работ;
данные о первоначальной и восстановительной стоимости;
сметы на проведение ремонта;
нормативы и данные о сроках проведения ремонтов;
расчет ежемесячных отчислений в резерв расходов на ремонт основных средств исходя из годовой сметной стоимости ремонта (п. 69 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н).
В учетной политике для целей бухгалтерского учета необходимо не только закрепить факт создания самого резерва, но и определить порядок его создания, годовой норматив и сумму ежемесячных отчислений, а также порядок использования резерва.
Образование резерва отражается в бухгалтерском учете по дебету счетов учета затрат на производство или расходов на продажу в корреспонденции со счетом 96 "Резервы предстоящих расходов".
По мере выполнения работ фактические расходы, связанные с проведением ремонта транспортных средств, списываются в дебет счета 96. Если организация проводит ремонт своими силами, то расходы на него предварительно учитываются на счете 23 "Вспомогательные производства". В случае, когда ремонт проводит специализированная организация, расходы на его проведение учитываются в корреспонденции со счетом 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
Если расходы на текущий ремонт транспортных средств превысят сумму созданного резерва, то можно сначала включить их в состав расходов будущих периодов, а потом равномерно относить на себестоимость продукции.
Пример. Для ремонта транспортных средств ООО "Аэролайн" создало специальный резерв на ремонт основных средств. Годовая смета затрат на ремонт автомобилей составила 36 000 руб. Отчисления в резерв производились в начале каждого месяца. Ежемесячная сумма отчислений составляла 3 000 руб. (36 000 руб. : 12 мес.).
В бухгалтерском учете ООО "Аэролайн" сделана запись:
Д 25 - К 96 - 3 000 руб. - направлены средства на формирование резервного фонда.
В сентябре ООО "Аэролайн" отремонтировало грузовой автомобиль в автосервисе. Стоимость ремонтных работ составила 36 000 руб., в том числе НДС - 6 000 руб. На этот момент сумма резервного фонда составила 27 000 руб. (3 000 руб. х 9 мес.).
В бухгалтерском учете эта операция была отражена так:
Д 60 - К 51 - 36000 руб. - оплачена стоимость ремонтных работ;
Д 96 - К 60 - 27000 руб. - отражена стоимость ремонта за счет средств ремонтного фонда;
Д 97 - К 60 - 3000 руб. (30000 руб. - 27000 руб.) - включена в состав расходов будущих периодов часть расходов;
Д 19-3 - К 60 - 6000 руб. - учтена сумма НДС;
Д 68, субсчет "Расчеты по НДС" - К 19-3 - 6000 руб. - предъявлена к налоговому вычету сумма НДС.
В октябре расходы будущих периодов можно включить в себестоимость продукции:
Д 25 - К 97 - 3000 руб. - списана сумма расходов будущих периодов.
Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности бухгалтеру необходимо проверить обоснованность, правильность образования и использования резерва на ремонт транспортных средств. На основании данных инвентаризации излишне зарезервированные суммы сторнируются и отражаются в бухгалтерском учете методом "красное сторно" по дебету счета учета затрат или расходов на продажу в корреспонденции со счетом 96.
Если ремонтные работы завершаются в следующем году, то сумму резерва сторнировать не нужно. Остаток резерва в этом случае переносится на следующий год, в котором после окончания ремонта остаток резерва отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 96 в корреспонденции со счетом 91 "Прочие доходы и расходы" в составе внереализационных доходов как прибыль прошлых лет (п. 69 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).
Как уже говорилось, капитальный ремонт транспортных средств проводится один раз в несколько лет. Организация может создавать резерв на проведение капитального ремонта, отчисления в который производятся в течение ряда лет. После проведения такого ремонта может обнаружиться, что сумма созданного резерва оказалась недостаточной или излишней.
В первом случае расходы на капитальный ремонт, которые не удалось списать за счет суммы созданного резерва, включаются в состав расходов будущих периодов, а потом равномерно списываются на себестоимость продукции или издержки обращения.
Во втором случае сумму излишне созданного резерва сторнируют (если эти суммы были включены в состав резерва в текущем отчетном периоде) или списывают в состав внереализационных доходов (если эти отчисления были сделаны в прошлых отчетных периодах).
Пример. Начиная с марта 2004 г. торговая организация ЗАО "Суперавтомегаслот" создает резерв на проведение капитального ремонта легкового автомобиля. Расходы на капитальный ремонт автомобиля в соответствии со сметой составляют 360 000 руб. Капитальный ремонт планируется провести в феврале 2007 г.
Отчисления в резерв производятся в начале каждого месяца. Ежемесячная сумма отчислений составляет 10 000 руб. (360 000 руб. : 12 мес. : 3 года).
Ежемесячно с марта 2004 г. по февраль 2007 г. в бухгалтерском учете ЗАО "Суперавтомегаслот" делается запись:
Д 44 - К 96 - 10 000 руб. - направлены средства на формирование резервного фонда.
В марте 2007 г. специализированная организация провела капитальный ремонт автомобиля. Фактические расходы на его проведение составили 354 000 руб., в том числе НДС - 54 000 руб.
В бухгалтерском учете ЗАО "Суперавтомегаслот" были сделаны такие записи:
Д 96 - К 60 - 300 000 руб. (354 000 руб. - 54 000 руб.) - отражена стоимость ремонта за счет средств ремонтного фонда;
Д 19-3 - К 60 - 54 000 руб. - учтена сумма НДС;
Д 60 - К 51 - 354 000 руб. - оплачены услуги сторонней организации по ремонту автомобиля;
Д 68, субсчет "Расчеты по НДС" - К 19-3 - 54 000 руб. - предъявлена к налоговому вычету сумма НДС;
Д 44 - К 96 - 20 000 руб. (10 000 руб. х 2 мес.) - сторнирована сумма резерва, излишне начисленного в 2007 г.;
Д 96 - К 91-1 - 40 000 руб. (360 000 руб. - 300 000 руб. - 20 000 руб.) - включена в состав внереализационных доходов сумма резерва, начисленная в прошлые отчетные периоды.
Резерв в налоговом учете
Механизм создания резерва на ремонт основных средств в налоговом учете изложен в ст. 324 НК РФ.
Резерв на ремонт транспортных средств в налоговом учете делится на два вида. Один из них предназначен для оплаты обычного ремонта, а другой - для оплаты особо сложных и дорогих видов капитального ремонта. Эти резервы по-разному создаются и по-разному списываются.
Для правильного формирования резерва организация должна:
составить график проведения ремонтов;
рассчитать сметную стоимость ремонтов;
составить перечень основных средств, по которым будут осуществляться особо сложные и дорогие виды капитального ремонта;
составить график проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта, в котором указать период осуществления ремонтных работ и их сметную стоимость.
Резерв предстоящих расходов на оплату обычного ремонта
Резерв на ремонт основных средств формируется путем отчислений, которые производятся в течение налогового периода на последний день отчетного периода.
Для того чтобы создать резерв, нужно рассчитать планируемую сумму расходов на ремонт транспортных средств в текущем году. Ее определяют исходя из периодичности ремонта и его сметной стоимости, а также стоимости деталей, которые меняются в процессе ремонта. Планируемую сумму расходов указывают в смете. Сметная стоимость может определяться на основании актов технического обследования, докладов о техническом состоянии транспортных средств, графика (плана) проведения ремонта. Основные средства, по которым будут проводиться особо сложные и дорогостоящие виды капитального ремонта, в эту смету не включаются.
Сумма резерва должна быть равна планируемым (сметным) расходам на ремонт. Однако она не может быть больше средней суммы фактических расходов на ремонт за последние три года.
Среднюю сумму расходов на ремонт (Сср) рассчитывают по формуле
Сср = Ф : 3 года,
где Ф - фактические расходы на ремонт за три последних года.
Сразу скажем, что в Налоговом кодексе Российской Федерации не написано, как быть тем организациям, у которых не было ремонта в предыдущих годах. По мнению налоговых органов, эти организации не могут создавать резерв, так как средняя величина их фактических расходов за последние три года будет равна нулю. Это положение относится и к вновь созданным организациям.
Если планируемая сумма резерва больше средних расходов на ремонт, то сумма резерва будет равна средним расходам (т.е. расходам за последние три года). В противном случае сумма резерва будет равна планируемым расходам на ремонт.
Затем нужно определить норматив отчислений в резерв (Нор). Это делается по формуле
Нор = (Сmах : СТос) х 100%,
где Сmах - максимальная сумма резерва;
СТос - стоимость всех основных средств на 1 января того года, в котором создается резерв.
Стоимость всех основных средств определяется как сумма первоначальной стоимости всех амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию после 31 декабря 2001 г., и восстановительной стоимости основных средств, введенных в эксплуатацию до 1 января 2002 г. (п. 2 ст. 324 НК РФ). Напомним, что восстановительная стоимость определяется как первоначальная с учетом всех переоценок, проведенных на начало 2002 г. Однако здесь существует ограничение. В целях налогообложения стоимость объекта нельзя увеличивать более чем на 30% его восстановительной стоимости по состоянию на 1 января 2002 г.
Обратите внимание! В совокупной стоимости основных средств не должна учитываться первоначальная (восстановительная) стоимость основных средств обслуживающих производств и хозяйств (письмо Минфина России от 7 октября 2003 г. N 04-02-05/3/75). Это связано с тем, что налоговая база по обслуживающим производствам и хозяйствам определяется в особом порядке.
Норматив отчислений в резерв на ремонт основных средств должен быть указан в учетной политике организации для целей налогообложения.
Так как налоговое законодательство в отличие от бухгалтерского ограничивает сумму резерва, принимаемую для расчета налога на прибыль, можно в бухгалтерском учете установить тот же норматив отчислений в резерв, что и в налоговом. В этом случае бухгалтеру не придется вести двойной учет.
Исходя из норматива, можно уменьшать прибыль на определенную сумму в конце отчетного периода. Организации, которые платят налог на прибыль ежемесячно исходя из фактически полученной прибыли, рассчитывают эту сумму по формуле
Сем = СТпв х Нор : 12 мес.,
где Сем - ежемесячная сумма отчислений в резерв;
СТпв - первоначальная или восстановительная стоимость всех основных средств на 1 января того года, в котором создается резерв.
У таких организаций сумма отчислений в резерв уменьшает налогооблагаемую прибыль в конце каждого месяца.
Организации, которые платят налог на прибыль ежемесячно исходя из прибыли, полученной в предыдущем отчетном периоде, а также организации, уплачивающие налог раз в квартал, могут рассчитать сумму отчислений в резерв по формуле
Сек = СТпв х Нор : 4 кв.,
где Сек - ежеквартальная сумма отчислений в резерв.
У таких организаций сумма отчислений в резерв уменьшает налогооблагаемую прибыль в конце каждого квартала.
Ежемесячно или ежеквартально сумму отчислений в резерв на ремонт основных средств включают в состав прочих расходов. При этом фактические расходы на ремонт транспортных средств в состав расходов текущего периода не включаются.
Пример. ЗАО "Иволга" создает резерв на ремонт основных средств в 2004 г. На ремонт планируется потратить 60 000 руб. Фактические расходы общества на ремонт за предыдущие три года составили 150 000 руб. Средняя сумма расходов на ремонт составляет 50 000 руб. (150 000 руб. : 3). Планируемая сумма расходов на ремонт превышает среднюю сумму расходов (60 000 руб. > 50 000 руб.), поэтому максимальная сумма резерва будет равна 50 000 руб.
На 1 января 2004 г. на балансе ЗАО "Иволга" числились основные средства, первоначальная или восстановительная стоимость которых составляла 500 000 руб.
Норматив отчислений в резерв составит 10% (50 000 руб. : 500 000 руб. х 100%). Этот норматив бухгалтер ЗАО "Иволга" указывает в учетной политике общества на 2004 г. как для целей налогообложения, так и для целей бухгалтерского учета.
Отчетным периодом в ЗАО "Иволга" является квартал. Ежеквартальная сумма отчислений в резерв составит 12 500 руб. (500 000 руб. х 10% : 4 кв.).
В конце каждого квартала 2004 г. ЗАО "Иволга" может уменьшить налогооблагаемую прибыль на эту сумму. В том же порядке можно создавать резерв и в бухгалтерском учете. При этом бухгалтер будет делать такую запись:
Д 25 - К 96 - 12500 руб. - создан резерв на оплату расходов по ремонту основных средств.
Если расходы на ремонт основных средств оказались больше созданного в налоговом учете резерва, то уменьшить прибыль на сумму этих расходов можно лишь в конце года. Поэтому если планируемые расходы на ремонт больше, чем максимальная сумма резерва, то создавать резерв не нужно.
Если фактические расходы на ремонт меньше, чем резерв, то остаток неиспользованного резерва увеличивает прибыль в конце отчетного года. В налоговом учете сумма неиспользованного резерва включается в состав внереализационных доходов.
Организации, имеющие в своем хозяйстве обслуживающие производства и хозяйства, при формировании резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств обязаны подразделять отчисления в резерв на две части. Одна часть резерва будет относиться к основным средствам обслуживающих производств и хозяйств, а другая часть - ко всем остальным основным средствам (письмо Минфина России от 7 октября 2003 г. N 04-02-05/3/75).
Фактически резерв будет состоять из двух частей. От того, ремонт каких транспортных средств будет проводить организация, будет зависеть, за счет какой части резерва будут списываться расходы на ремонт.
Для обоснованного распределения отчислений в резерв и использования резерва бухгалтер должен разработать соответствующий налоговый регистр по резерву расходов на ремонт.
Резерв предстоящих расходов на оплату особо сложных
и дорогих видов капитального ремонта
Если организация имеет основные средства, по которым будут проводиться особо сложные и дорогие виды капитального ремонта, то она должна в течение нескольких налоговых периодов накопить для этого достаточно средств. Предельный размер отчислений в резерв необходимо увеличить на сумму отчислений на финансирование сложных и дорогих видов ремонта.
В НК РФ не указывается, какой капитальный ремонт является особо сложным и дорогим. Поэтому организация может самостоятельно установить для себя критерии сложности и дороговизны ремонта. Положение о проведении таких ремонтов основных средств необходимо закрепить в учетной политике организации в целях налогообложения.
Сумма отчислений в резерв на оплату особо сложных и дорогих видов капитального ремонта рассчитывается исходя из общей стоимости ремонта по этим объектам, поделенной на количество лет, между которыми происходят указанные виды ремонта. Стоимость ремонта рассчитывается на основании графика ремонта и сметы расходов по нему.
Отчислять средства, необходимые для проведения сложного и дорогостоящего ремонта основных средств, можно ежемесячно или ежеквартально в течение нескольких лет вплоть до того года, в котором этот ремонт будет сделан.
Сумма резерва, не использованная в течение года, не включается во внереализационные расходы, а переносится на следующий год при условии, что сложный или дорогой ремонт не закончен.
Пример. В составе объектов основных средств ЗАО "Иволга" числится транспортное средство, которое согласно технической документации подлежит капитальному ремонту каждые пять лет. Сумма расходов на этот ремонт согласно смете составляет 125 000 руб. Следовательно, ежегодно в резерв на проведение сложного и дорогостоящего ремонта транспортного средства можно отчислять по 25 000 руб. (125 000 руб. : 5 лет).
Общество может увеличить предельную сумму отчислений в резерв на стоимость капитального ремонта, т.е. на 25 000 руб. В этом случае максимально возможный норматив будет равен 15% [(50 000 руб. + 25 000 руб.): 500 000 руб. х 100%].
ЗАО "Иволга" приняло норматив отчислений в резерв на ремонт основных средств, равный максимально возможному (15%). Тогда размер ежеквартальных отчислений в резерв составит 75 000 руб. (500 000 руб. х 15%).
О.А. Курбангалеева,
главный бухгалтер ООО "Экоскан"
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 7, июль 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru