04 мая 2010 г. |
N А40-146865/09-154-965 |
г.Москва |
N 09АП-7454/2010-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 мая 2010 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Захарова С.Л.,
Судей Попова В.И. Москвиной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Манохиной И.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.02.2010 по делу N А40-146865/09-154-965, судьи Локайчук, ТМ.
по заявлению ООО "Бизнес Ресурс" к Департаменту земельных ресурсов города Москвы
о признании незаконными действий
при участии:
от заявителя: Островская Г.В., паспорт 46 10 807 647, по дов N б/н от 19.10.2009, Островский А.Л., паспорт 45 00 521252, по дов. N б/н от 22.08.2009;
от ответчика: Никоненко А.В. уд-ние N 562, по дов. N ЗЗ-И-3032/9 от 25.12.2009
УСТАНОВИЛ:
ООО "БизнесРесурс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с требованиями, с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ, к Департаменту земельных ресурсов г. Москвы о признании незаконным действия по отказу в предоставлении в собственность заявителю земельного участка с кадастровым номером 77:01:0002021:14, расположенного по адресу: г. Москва, Софийская наб., д. 30, стр. 1, оформленных письмом от 02.10.2009 N 33-5ТО-2196/9-(1)-1 и возложении на ответчика обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 77:01:0002021:14, на условиях, предусмотренных проектом договора купли-продажи, приложенным к сопроводительному письму и полученным ответчиком (вх. N 33-5Т0-2196/9-(1) от 11.09.2009).
Решением от 12.02.2010 в удовлетворении заявленных требований было отказано. При этом суд исходил из того, что заявитель в порядке, установленном законом, обратился в уполномоченный орган государственной власти с полным комплектом документов, необходимым для принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность.
Не согласившись с данным решением, Департамент земельных ресурсов города Москвы в апелляционной жалобе просит его отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований. В обосновании доводов жалобы, ответчик указывает, что Обществом представлены не все документы, необходимые для приобретения прав на земельный участок, а именно, не представлены документы технической инвентаризации, которые позволяли бы определить год постройки здания, находящегося на земельном участке. Данная информация необходима для выяснения вопроса, было ли указанное здание отчуждено из государственной собственности, что, в свою очередь, влияет на определение цены земельного участка.
В отзыве на апелляционную жалобу, представитель заявителя просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь при этом на предоставление полного пакета документов на заключение договора купли - продажи земельного участка.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Указал на то, что ООО "Бизнес Ресурс" не предоставил пакет документов необходимых для оформления земельно-правовых отношений.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает ее необоснованной, просил решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, изложил свои доводы.
Ссылается на то, что действия ответчика выраженное в отказе предоставления земельного участка в собственность является незаконным и необоснованным.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Как следует из материалов дела и достоверно установлено судом первой инстанции, Общество является собственником нежилого здания, расположенное по адресу: г. Москва. Софийская наб., д. 30. стр. 1.
Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0002021:14. С целью приведения в соответствие земельных отношений, между заявителем и ДЗР г. Москвы, оформлено дополнительное соглашение б/н от 05.02.2009 к договору аренды земельного участка от 16.04.2001 N М-01-018173, согласно которому, права и обязанности арендатора на земельный участок по указанному договору аренды переходят заявителю с 07.09.2005. Данное дополнительное соглашение 26.03.2009 зарегистрировано в ГУ ФРС по Москве номером 77-77-14/002/2009-177. Согласно данным выписки из ЕГРП от 28.08.2009 земельный участок находился и в настоящее время находится в государственной собственности, собственность на который не разграничена.
09.07.2009 в соответствии со ст. 36 ЗК РФ и в порядке Постановления Правительства Москвы N 431-ПП от 27.06.2006 "О передаче земельных участков на территории города Москвы в частную собственность" (далее - Постановление Правительства Москвы N 431-ПП) заявитель обратился к ДЗР г.Москвы с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность ООО "БизнесРесурс" (вх. N 33-5TO-2196/9 от 09.07.2009).
К заявлению был приложен комплект документов, перечень которые установлен абз. 2 п. 5 ст. 36 ЗК РФ, а также который предусмотрен Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (утв. приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370), Регламентной таблицей подготовки документов ДЗР г.Москвы в режиме "одного окна" при передаче земельных участков в частную собственность (утверждено Постановлением Правительства Москвы N 431-ПП).
29.07.2009 представителем заявителя в ДЗР г. Москвы получена копия письма ТУ в ЦАО ДЗР г. Москвы N 33-5ТО-2196/9-(0)-1 от 22.07.2009, согласно которому, ДЗР г. Москвы уведомляет ООО "БизнесРесурс" о необходимости предоставить документы, подтверждающие имущественные права на здание и документы БТИ в установленном порядке, а также о том, что делопроизводство по предоставлению в собственность ООО "БизнесРесурс" земельного участка прекращено.
30.07.2009 заявителем направлено в ДЗР г. Москвы письмо с требованием об осуществлении действий по подготовке проекта договора купли-продажи земельной участка. Согласно выписке из электронного журнала регистрации и контролю за обращениями заявителями в службу "одного окна", указанное письмо заявителя получено ДЗР г. Москвы 25.08.2009, однако, оставлено без ответа.
11.09.2009 заявителем сдан в ДЗР г. Москвы проект договора купли-продажи с предложением к его заключению в порядке п.п. 5. 6 ст. 36 ЗК РФ и ст. 445 ГК РФ с приложением кадастрового паспорта и иных документов, установленных для формы указанного договора Постановлением Правительства Москвы N 431-ПП.
02.10.2009 представителем заявителя в ДЗР г. Москвы получено письмо ТУ в ЦАО ДЗР г. Москвы N 33-5ТО-2196/9-(1)-1 от 02.10.2009, согласно которому, ДЗР г.Москвы уведомляет ООО "БизнесРесурс" о необходимости предоставить документы, предусмотренные постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП, а также документы, свидетельствующие о том, что делопроизводство по предоставлению в собственность ООО "БизнесРесурс" земельного участка прекращено.
Квалифицировав данное письмо как отказ в предоставлении земельного участка в собственность, заявителя обратился в суд.
В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной собственности имеют исключительное право на приватизацию этих земельных участков.
Продажа земельных участков, находящихся в Федеральной собственности. собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, Перечень документов прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (Приказ Минэкономразвития России от 30 октября 2007 года N 370). Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
В соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения" (далее - Приказ МЭРТ N370 от 30.10.2007) к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения прилагаются следующие документы:
копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридического лица);
копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участком, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);
выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданной в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственно реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
кадастровый паспорт земельного участка;
копия документа, подтверждающего право приобретения земельное участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственности или в аренду на условиях установленные земельным законодательством.
Согласно материалам дела, заявитель предоставил в ДЗР г. Москвы полный комплект документов, необходимый для предоставления земельного участка в собственность, в соответствии с Приказом МЭРТ N 370 от 30.10.2007.
С учетом разъяснений к Приказу МЭРТ N 370 от 30.10.2007, письмом Минэкономразвития России N Д08-2162 от 16.07.2008, пункт 7 предусматривает предоставление заявителем документов, подтверждающих отчуждение здания, строения, сооружения, расположенных на испрашиваемом земельном участке из государственной или муниципальной собственности. К вышеуказанным документам относятся:
- план приватизации (выписка из него);
- решение органов государственной власти или органов местного самоуправления о приватизации здания, строения, сооружения;
- документы, подтверждающие переход права собственности на здания, строения, сооружения от лиц, ставших их собственниками в результате отчуждения из государственной или муниципальной собственности, к другим лицам, ставших их собственниками по договору купли-продажи или в результате иных видов сделок.
Таким образом, в п. 7 Приказа МЭРТ N 370 от 30.10.2007 речь идет о документах, подтверждающих право заявителя приобрести земельный участок на особых условиях, установленных законодательством, то есть по льготной цене.
В соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 января 2012 года осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (расположенных в городах численностью населения свыше 3 миллионов человек):
по цене двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка (п. 1 ст.2 Федерального закона N 137-ФЗ);
по цене тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка (п.2 ст.2 Федерального закона N 137-ФЗ).
Аналогичные положения содержатся в Законе г. Москвы N 48 от 19.12.2007 "О землепользовании в городе Москве".
Цена двадцать процентов кадастровой стоимости земельного участка является льготной.
Как правомерно указано судом первой инстанции, основанием для приобретения земельного участка в собственность является свидетельство о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, поскольку иных документов предусмотрены п. 7 Приказа МЭРТ N 370 от 30.10.2007 у Общества не имеется. В связи с чем, цена испрашиваемого земельного участка определяется по цене тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, т.е. наибольшей (не льготной) цене, предусмотренной ст. 2 Федерального закона N 137-ФЗ.
Необоснованным является довод апелляционной жалобы о том, что п. 7 Приказа МЭРТ N 370 от 30.10.2007 говорит о необходимости предоставления документов технической инвентаризации для определения цены при выкупе земельного участка.
Документы технической инвентаризации не включены в исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления земельного участка в собственность, в соответствии с Приказом МЭРТ N 370 от 30.10.2007 и письмом Минэкономразвития России N Д08-2162 от 16.07.2008.
Регламентной таблицей подготовки документов Департаментом земельных ресурсов г. Москвы в режиме "одного окна" при передаче земельных участков в частную собственность, утвержденная Постановления Правительства Москвы N 431-ПП от 27.06.2006 "О передаче земельных участков на территории города Москвы в частную собственность" также не предусмотрено предоставление документов технической инвентаризации при оформлении земельного участка в собственность.
Кроме того, в Постановлении Правительства Москвы N 431-ПП указано, что при необходимости ДЗР г. Москвы может заказать недостающие ему документы, в том числе и документы по технической инвентаризации объекта недвижимости.
В связи с вышеизложенным доводы ответчика о необходимости предоставления дополнительных документов, помимо тех которые заявителем были представлены, необоснованны и противоречат законодательству.
Не принимается во внимание довод апелляционной жалобы относительно того, что заявленные требования рассматривались в порядке гл. 24 АПК РФ, однако, судом первой инстанции принято решение об обязании заключить договор купли-продажи на основании ст. 445 ГК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 445 ГК РФ для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение 30 дней со дня получения оферты.
Исходя из смысла норм п. 2 ст. 2 ФЗ N 137-ФЗ и ст. 36 ЗК РФ заключение договора купли-продажи земельного участка при условии надлежащего обращения заявителя к ДЗР г. Москвы, является для ДЗР г. Москвы, обязательным.
Пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" установлено, что споры о понуждении в заключении договора купли-продажи земельного участка, должны рассматриваться с учетом заключения такого договора в порядке ст. 445 ГК РФ.
Пунктом 4 ст. 445 ГК РФ предусмотрено, что если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами, заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить такой договор.
До настоящего момента заявителем не получен отказ от ДЗР г. Москвы в заключении договора купли-продажи в порядке ст. 445 ГК РФ.
В связи с изложенным, требования Общества к ДЗР г. Москвы о заключении договора купли-продажи земельного участка на основании ст. 445 ГК РФ являются правомерными.
Иные доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Учитывая изложенное, в отсутствие иных доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.02.2010 по делу N А40-146865/09-154-965 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
С.Л. Захаров |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-146865/09-154-965
Истец: ООО "Бизнес Ресурс", ООО "Бизнес Ресурс"
Ответчик: Департамент земельных ресурсов города Москвы